Второзаконие - своего рода «повторное» прочтение закона Иеговы
для уточнённой «редакции» Своему народу, оставшемуся в живых
после сорокалетнего скитания в пустыне. Стал известен как
Моисеев закон, хотя, конечно, является законом Иеговы для Израиля
по плоти.
Как и любое соглашение или договор Царя со своими подданными,
составленные в древности и типичные для 2-го тысячелетия до н.э -
Второзаконие состоит из нескольких частей:
а) Вступление (в нём кратко рассказывается история
отношений двух сторон, вступающих в договор);
б) Оглашение условий договора (о необходимости соблюдать
условия договора обеими сторонами);
в) Оглашение предмета договора (перечисление законов царя,
которые подданные обязуются исполнять, проявляя послушание);
г) Оглашение поощрения за исполнение всех условий договора
(благословений) и наказания за их несоблюдение (проклятья).
Содержание Моисеева
закона сводилось к трём функциям:
1.
Иегова через установленные Им правила жизненного пути,
основанные на любви, «познакомил» Себя со Своим народом.
Подобно тому, как по характеру и содержанию картины можно
представить сущность личности её художника, так и по характеру
«картины» жизни общества, художником и строителем которого
является Бог (Евр.11:10) – Израиль по плоти должен был методом
логического размышления «увидеть» сущность Той Личности, которая
«её нарисовала». Бог явил себя израильтянам (познакомил Себя с
ними) через принципы Моисеева закона.
2.
Через установленные законом памятные праздники Иегова показал
Своему народу необходимость помнить о Создателе, и ценить Его
заботу о них. Во все праздники был вложен духовный смысл, который
позже раскрылся Иисусом Христом.
3.
Через систему жертвоприношений Иегова показал Своему народу
необходимость помнить о своём несовершенстве и понимать, что без
вмешательства Владыки греховным потомкам Адама невозможно жить
вечно под Его опекой: за возможность жить под опекой Всевышнего
следовало «платить» жизнью жертвенного животного.
Израиль должен был
осознать, что земля обетованная - была их "уделом" лишь по воле
Господа (Вт.4:20), Бог подтвердил это "клятвою" (Вт.4:31), когда
обещал дать эту землю их "отцам" (Вт.1:35). Им не следовало
"забывать" (Вт.4:9) того, что Бог уже сделал для них и "слушаться
гласа Его" (Вт.4:30), "бояться" Его (Вт.5:29), "любить" Его (Вт.6:5)
и "прилепиться к Нему" (Вт.10:20), понимая, что если бы не
Всевышний – они никогда не попали бы в эту благословенную
плодородием землю «молока и мёда» (Исх.3:17).
Иисус Христос, придя на землю, сказал, что он пришёл исполнить
Моисеев закон (Мтф. 5:17). Все три функции Моисеева закона он
исполнил на самом деле:
1.
Явил Иегову собою, своим образом жизни, будучи точным
отображением своего небесного Отца(Колос.1:15). Иисус исполнил
суть всех правил и принципов жизненного пути Божьего человека,
основанного на любви к Богу и ближнему (Марк.12:30,31)
2.
Исполнил духовную суть праздников, посвящённых Всевышнему
(подробнее см. статью 12)
3.
Исполнил суть всех видов жертвоприношений – в одной своей
жертвенной смерти, способствующих примирению потомков Адама - с
небесным Отцом (см.
Левит,
таблица жертвоприношений)
Перед
тем, как ввести оставшихся в живых израильтян в землю
обетованную, Иегова ещё раз побуждает Свой народ
пересмотреть свои отношения с Ним и заключить окончательный
вариант договора между ними и Богом, напоминая им о событиях,
приведшим к большим потерям, из которых следовало бы извлекать
положительные уроки. Насильно жить по Его законам Бог никого из них
не принуждал.
|