Свидетелям Иеговы
ГЛАВНАЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

 Куда делся Илия - пророк? Был ли он в буквальном
смысле вознесён на небо?

 1. ВСТУПЛЕНИЕ.
 2.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
 3.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ХРОНОЛОГИИ СОБЫТИЙ С ХРОНОЛОГИЕЙ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ
 4.
НЕТОЧНОСТИ ХРОНОЛОГИИ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ
 

 1. ВСТУПЛЕНИЕ.
 
(к началу)

В Библии есть такие тексты:
1 В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала….
11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо
(4Цар.2)

Опираясь на них, некоторые богословы пришли к выводу, что Илия-пророк в буквальном смысле в живом и телесном виде был мистическим образом вознесён на небеса, да там и жить остался, минуя фазу смерти (постигнув предельный опыт «обожения» - приобщения к Богу ещё при жизни, не после смерти). Они полагают, что Господь отложил час его смерти, как и час смерти Еноха, считая, что двух этих праведников древности, Илию и Еноха, взял Господь на небеса во временное жительство. Но они еще продолжат свою жизнь на земле перед кончиной света. Они выступят против антихриста, будут проповедовать и творить чудеса. Примут мученическую смерть и воскреснут (Откр.11:2-7, см. также здесь http://www.pravoslavie.ru/put/55208.htm)

Однако, если тщательно исследовать Писание, то удаётся выяснить, что ПОСЛЕ якобы своего «вознесения» на небеса пророк Илия написал обличительное письмо к нечестивому царю Иудеи - Иораму, сыну Иосафатова:
1 И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него…..
6 - и делал он неугодное в очах Господних.
12 И
пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего …
(Илия предсказал ему и народу Иудеи большие страдания, 2Прлпмн.21)

Кто-то может возразить, дескать, почему мы решили, что письмо Илии к Иораму Иудейскому пришло ПОСЛЕ вознесения Илии на небеса? Может, он написал письмо этому царю ещё ДО того, как унесла его колесница огненная на небо?

И возражение сие - резонно: ведь могло быть и так.

По крайней мере, имело смысл проверить по Писанию время вознесения Илии и выяснить время написания письма.

Мы провели исследования и выяснили, что письмо нечестивому Иораму Иудеи, сыну Иосафата, было написано Илией ПОСЛЕ явления вознесения его на небо. Нетрудно установить факт вознесения на небо Илии пророка - во времена жизни царя Иосафата, отца Иорама. Поскольку Иорам воцарился после смерти своего отца Иосафата (после явления вознесения Илии) и стал творить нечестие после своего воцарения - ясно, что и обличительное письмо для него было написано Илией - ПОСЛЕ явления вознесения его на небо. И поскольку письмо не могло прийти от Илии, якобы живущего к тому времени на небесах - ничего не остаётся, как признать, что Илия и не был переселён на небеса для жительства.

Илия мог быть переселён по небу видимым для Елисея образом в другую местность, такие переселения в Иудее при помощи силы духа святого были известны не только в древности. (3Цар.18:12). В 1 веке тоже произошёл случай переселения Филиппа чудом из Иерусалима в Азот (Деян.8: 28,39,40)

 Как мы пришли к такому выводу?
Взяли ключевой текст из 4Цар.1:17, при помощи которого сторонники вознесения Илии на небо опровергают мнение, что письмо было написано ПОСЛЕ вознесения:
И умер он (Охозия Израиля) по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам (над Израилем) вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было.

Он действительно показывает, что Илия -пророк мог написать письмо Иораму Иудеи – ПЕРЕД своим вознесением: ведь если ко времени смерти Охозии, предсказанной Илией, Иорам Иудеи правил два года, то вполне возможно и получение им письма в то время, когда Илия общался с Охозией. Тем более, что Охозия правил над Израилем всего два года - столько же, сколько к тому времени согласно этого текста правил Иорам Иудеи (3Цар.22:51).

Однако, читая о событиях этих царей дальше, мы с удивлением отметили, что с Охозией Израиля пересекался в царствовании НЕ СЫН Иорам Иудеи, а ЕГО ОТЕЦ - царь Иосафат Иудеи:

вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, (2Прлпмн.20:35)

Не мог ведь в Иудее сын править при живом отце-царе? Не мог. Тем более, что отцу со дня смерти Охозии предстояло править в Иудее ещё 7 долгих лет. Значит, 7 долгих лет сын его Иорам только лишь дожидался своего воцарения, не имея возможности править при Охозии. Это нас смутило.

Проверяя дальше, мы обнаружили, что Иосафат, оказывается, был дружен не только с Охозией, но и с его преемником - Иорамом Израиля. Иосафат даже помогал Иораму Израиля вести войну с моавитянами (4Цар.3:6,7,14,26). И в это время пророком в Иудее был уже Елисей, а не Илия (4Цар.3:11) Значит, Илия был вознесён при царе Иосафате - раньше войны с моавитянами. А письмо от Илии пришло к сыну Иосафата - к Иораму Иудеи, воцарившемуся только после смерти своего отца (2Прлпмн.21:1). То есть, письмо, как ни странно, пришло ПОСЛЕ вознесения.

В общем, решили наши исследования записать. Получилась эта статья.

Покажем, как мы пришли к выводу, что текст из 4Цар.1:17 - ошибочен: случайно или целенаправленно (для защиты версии вознесения Илии на небо) - сказать трудно. Потому, что, кроме этого текста - обнаружили ещё массу других неточностей в хронологии летописи царей.

Все обнаруженные несоответствия покажем ниже в разделе хронология летоисчисления.

Начнём же мы - с описания хронологии событий. Так как по ней легче ориентироваться в определении срока вознесения Илии, опираясь на исторические события.
 
 
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
 (к началу)

Из Писания известно, что на исторической арене времени вознесения Илии-пророка действовали цари Израиля - Охозия и Иорам Израиля.
А из царей Иудеи - Иосафат и Иорам Иудеи, сын Иосафата. Именно их деятельность нас и будет интересовать.

Известно также, что:

1) после смерти Ахава Израиля отложился Моав от Израиля, Охозия заболевает и обращается Веельзевулу. Илия пророк предсказывает ему смерть (4Цар.1:1-4)

2) Елисей видит вознесение Илии на огненной колеснице:
1 В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала….
11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4Цар.2)

3) После вознесения Илии Елисей служит пророком у царя Иосафата, 4Цар.3:11-16:
11 И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.
15 теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея,
16 и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами,...

Иосафат в это время объединился с Иорамом Израиля для битвы против Моавитян (4Цар.3:6,7,14,26). Так как в это время пророком Бога служит Елисей, преемник Илии-пророка, значит, явление вознесения Илии произошло при царе Иосафате иудейском и царе Иораме Израильском

4) После смерти Иосафата царём Иудеи становится сын его, Иорам Иудеи, оказавшийся нечестивым правителем,
 2Прлпмн.21, 4Цар.8:16:
1 И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.
6 и ходил он путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, - и делал он неугодное в очах Господних.
11 Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею.

В период его царствования Иудея потеряла две области – Едом и Ливну из-за нерадивого царствования сына Иосафата,
2Прлпмн.21: 8; 4Цар.8:22:
Во дни его (Иорама Иудеи) вышел Едом из-под власти Иуды, и поставили над собою царя….
10 Однако вышел Едом из-под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла и Ливна из-под власти его, потому что он оставил Господа Бога отцов своих.

Примерно в это время и пришло к сыну Иосафата, Иораму Иудеи письмо от Илии, который к этому моменту уже был вознесён на небо, передав свои полномочия пророка -Елисею, преемнику своему, (см.3)).
2Прлпмн.21:
12 И пришло к нему (Иораму Иудейскому, сыну умершего Иосафата) письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского,.... и т.д.

Как видим, по хронологии событий выходит, что Илия вознёсся на небо при царе Иудеи Иосафате, а письмо он написал сыну Иосафата.
Значит, письмо он написал после своего «вознесения», с небес. Чего не может быть.

 СОПОСТАВЛЕНИЕ ХРОНОЛОГИИ СОБЫТИЙ С ХРОНОЛОГИЕЙ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ
(к началу)

Теперь вернёмся к ключевому тексту из 4Цар.1:17 на котором сторонники вознесения Илии на небо строят доказательства тому, что Илия написал письмо сыну Иосафата, Иораму Иудеи - ДО своего вознесения:
И умер он (Охозия Израиля) по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам (над Израилем) вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было.

И воспроизведём хронологию событий согласно этого текста - для наглядности абсурда смысла этого текста.

Допустим, Иорам Иудеи (к которому пришло письмо от Илии) правит 2 года после смерти своего отца Иосафата - Илия за это время предсказывает Охозии смерть, оный умирает - воцаряется Иорам Израиля - затем мёртвый Иосафат??? (отец Иорама Иудеи) дружит с Иорамом Израиля 7 лет и ведёт войну против моавитян…..

Может такое быть?
Не может.

Череда Библейских событий выглядит так:
Напомним: Охозия при Иосафате заболел и умер при Иосафате, ибо воцарился Охозия над Израилем в 17й год царствования Иосафата, царя Иудейского 3Цар.22:51
А после смерти Охозии - воцарился Иорам Израиля - в 18й год царствования Иосафата (4Цар.3:1). То есть, свои два года Охозия царствовал при Иосафате на его 17м и 18м годах царствования и умер при нём же (НЕ при СЫНЕ Иораме, как говорит 1Цар1:17, а при ОТЦЕ его: Иораму предстояло ещё 7 лет ждать до смерти своего отца Иосафата, см. ниже хронологию летоисчисления, п.А))

Итак, хронология событий:
Охозия при Иосафате заболел, - Илия предсказал ему смерть,- Елисей видит вознесение Илии на небо, - Охозия по слову Илии умер, - воцарился Иорам Израиля, правил вместе с Иосафатом 7 лет, - потом умер Иосафат, воцарился Иорам Иудеи (сын его), - Иорам Иудеи поступает нечестиво - поэтому к нему и пришло письмо от Илии, переселённого по небу.

Наглядно видно, что между вознесением Илии и написанием письма «с небес» произошло много лет. Минимум 7 лет (по количеству совместного правления Иосафата с Иорамом Израиля, наследником Охозии).

Мог ли Илия-пророк прислать письмо нечестивому Иораму Иудеи - с небес? Ясно, что не мог.

Значит, он НЕ вознёсся на небеса.

Куда же в таком случае делся Илия-пророк в колеснице огненной?
Как мы упоминали вначале - Илия попросту был переселён по небу видимым для Елисея образом в другую местность, откуда и написал своё письмо.
Такие переселения в Иудее при помощи силы духа святого были известны в древности. (3Цар.18:12).
В 1 веке тоже описали факт подобного переселения Филиппа чудом из Иерусалима в Азот (Деян.8: 28,39,40)


И напоследок: Иисус Христос, живший на небесах до своего появления на Земле, знал о том, что из людей НИКТО не восходил на небеса, кроме него: Иоан.3:13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Значит, ни Илии, ни Еноха на небесах не было со времени их исчезновения.

Как видим, версия о том, что Илия и Енох живут на небесах в ожидании своего возвращения на Землю и принятия мученической смерти перед Апокалипсисом - не подтверждается Писанием.

Далее, желающие могут ознакомиться с теми неточностями в хронологии летоисчисления, которые мы обнаружили при исследовании времени вознесения Илии.
 

  НЕТОЧНОСТИ ХРОНОЛОГИИ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ
(к началу)

 При попытке опереться на хронологию летоисчисления обнаружили многие неточности в датах воцарения и сроках царствования царей времени Илии-пророка. Покажем четыре из них:

1) несоответствие текста 4Цар.1:17:
И умер он (Охозия Израиля) по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам (над Израилем) вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было

Так как именно этот текст приводят те, кто обосновывает восхождение Илии во времена правления Иорама Иудеи, которому и написал письмо (ведь пророк предсказал смерть Охозии, а Охозия, согласно этого текста, умер во 2й якобы год правления Иорама Иудеи) -покажем, в чём он ошибочен:

Этот текст говорит о совпадении времени правления Охозии Израиля с Иорамом Иудеи (сыном Иосафата) – минимум на 2 года (Охозия всего 2 года правил, 3Цар.22:51)
Однако, есть тексты, которые говорят о том, что Охозия общался с Иосафатом, а не с его сыном Иорамом:
вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, (2Прлпмн.20:35)

Именно Иосафат, а не его сын, пересёкся во времени с Охозией, а после смерти Охозии продолжил общение с его преемником – Иорамом Израиля в течение последующих СЕМИ лет своего царствования.
Показываем:
Иосафат Иудейский правил всего 25 лет (3Цар.22:42).

Иорам Израиля воцарился в 18 й год Иосафата Иудейского (4Цар.3:1)

Несложная арифметика: 25 -18 = на 7 лет пересеклось правление Иорама Израиля с Иосафатом Иудеи.

Итого время пересечения правления Иосафата с Охозией и его преемником Иорамом Израиля длилось 9 лет (2 с Охозией + 7 с Иорамом Израиля).

Сын же Иосафата воцарился только после смерти отца своего (2Прлпмн.21:1). Поэтому никак не мог царствовать при живом отце во времена Охозии.

Если Охозия, сын Ахава, воцарился в 17й год Иосафата, то он правил НЕ на 2м году правления СЫНА Иосафата, Иорама Иудеи :no: - а на 17-том и 18-том годах правления САМОГО Иосафата (всего Иосафат правил 25 лет, 3Цар.22:41-43. Его сыну Иораму со времени смерти Охозии Израиля пришлось ожидать царского престола 7 лет. Все эти 7 лет Иосафат дружил с преемником Охозии, Иорамом Израиля)

Для наглядности покажем последовательность событий:
Охозия воцаряется в 17й год Иосафата - дружен с Иосафатом 2 года - Охозия умирает, воцаряется Иорам над Израилем Иорам Израиля дружен с Иосафатом 7 летсмерть Иосафата, воцарение сына его, Иорама Иудеи.

Наглядно видно, что Иорам Иудеи никак не мог пересечься во времени царствования с Охозией Израиля. Поэтому текст из 4Цар.1:17:
И умер он (Охозия Израиля) по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам (над Израилем) вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было - ошибочен.

2) несоответствие текста 4Цар.1:17:
Из этого же текста выходит, что сначала воцарился Иорам Иудеи. А после, через якобы 2 года его правления - воцарился Иорам Израиля.

Однако из 4Цар.8:16 выходит наоборот: сначала воцарился Иорам Израиля, а потом – через пять лет его царствования - воцарился Иорам Иудеи, что соответствует череде событий общения Иорама Израиля с Иосафатом:
В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский.

3) несоответствие текста 4Цар.8:16:
Если Цари Иорам Израиля и Иосафат Иудеи пересеклись в правлении на 7 лет, то Иорам Иудеи, сын Иосафата, мог воцариться на восьмом году Иорама Израиля (после смерти своего отца Иосафата Иудеи), показываем:

Иорам Израиля правил с Иосафатом Иудеи 7 лет – умер Иосафат – пошёл восьмой год правления Иорама Израиля - воцаряется Иорам Иудеи после смерти своего отца, Иосафата.

Однако текст 4Цар.8:16 говорит о том, что Иорам Иудеи воцарился в пятый год правления Иорама Израиля, а не в восьмой:
В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский

4) несоответствие текста 4Цар.8:25 и 2Прлп.21:5:
4Цар.8:25:
В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, воцарился Охозия, сын Иорама, царя Иудейского.

Если Иорам Израиля правил 7 лет с Иосафатом до смерти Иосафата, а всего он правил 12 лет (4Цар.3:1-3), то:

12 – 7 = 5 лет из своих 12 ти он должен править над Израилем вместе с Иорамом Иудеи, сыном Иосафата, воцарившимся после смерти Иосафата.

Из 4Цар.8:25 мы узнаём, что 12 лет правления Иорама Израиля уложилось в срок до воцарения сына Иорама Иудеи - Охозии: он воцарился после смерти своего нечестивого папеньки, Иорама Иудеи, к которому пришло письмо от Илии пророка.

Итого, 12 лет Иорама Израиля раскладывается на:
12 лет = 7лет с Иосафатом Иудеи + 5 лет должен, по идее, править с Иорамом Иудеи, который умирает и приходит в Иудею Охозия, сын его.

Сколько правил в этом случае Иорам Иудеи, отец Охозии? Как видим – 5 лет.
Но Библия также говорит, что Иорам Иудеи правил не 5 лет, а ВОСЕМЬ, 2ПРлп.21:5:
Тридцати двух лет [был] Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме;

Этих четырёх несоответствий в летоисчислении нам было достаточно, чтобы при определении времени вознесения Илии-пророка опираться не на летопись правления царей, а на хронологию событий. Но на самом деле их гораздо больше.


ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru