ГЛАВНАЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа


Вопрос: в Ин. 19:14 говорится: "Тогда была пятница пред Пасхою" и Ин.18:28:
"и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху". То есть , Христос был распят до того, как иудеям есть ягнёнка-пасху.
А в Мтф.26:17-19; Мрк. 14:12-16; Лк. 22:7-13 говорится, что ученики Христа приготовили ягнёнка-пасху - днём раньше, и Христос участвовал в пасхальном ужине.
Так когда же была Пасха? Есть какая информация по этому вопросу?

Ответ: Для того, чтобы выяснить, противоречивы ли сообщения о празднике Пасхи в Евангелии от Иоанна и синоптических Евангелиях, надо найти ответы на вопросы:

 1. Что означают некоторые выражения в терминологии праздника Пасхи
 2.Когда должна была состояться Пасха по Моисееву закону в год смерти Иисуса Христа? 
 3
. Как развивались события по Евангелию от Иоанна?
 4
. Как развивались события по синоптическим Евангелиям от Матфея, Марка и Луки?
 5. Пояснения к церемонии приготовления пасхи и соблюдения процедуры
 пасхального ужина (из объяснения Мишны)

Сразу напишем, к каким выводам мы пришли: если 14 нисана изобразить схематически на отрезке времени между 13 и 15 нисана, то события 14 нисана происходили так:

 

Ниже покажем, как мы пришли к таким выводам.

 Ответ на 1 вопрос:
 Что означают некоторые выражения в терминологии праздника Пасхи?

А) Пасха : Евpейское слово «пэсах» означает в Библии:
1) День памяти выхода Израиля из египетского рабства с 14 на 15 нисана (Исх. 12:11,17). Перевод слова "Пасха" -"пройти мимо" (смерти, имеется ввиду: первенцы Израиля остались в живых во время последней казни в Египте)
2) жеpтву пасхального агнца: «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня» - Лев. 23:5.
3) всю опресночную неделю после Пасхи, начиная с 15 по 21 нисана (Исх.12:14 -18; Лв.23:6-8).

Б) Праздник Пасхи - согласно разъяснений Библиотеки «Хасидус по-русски» 17 глава: «15-е Нисана – это праздничный день, первый день праздника Песаха", в который собирается священное собрание, открывающее опресночную неделю после жертвоприношения 14 нисана. Этот день также называли первым днём праздника опресноков (пресных лепешек (Исх.12:16; Лв.23:6,7). Почему именно 15й день, а не 14й - стал ПРАЗДНИКОМ Пасхи (пресных лепёшек?). Потому, что иудеи бежали из Египта в ночь с 14 на 15 нисана, а 15 нисана стал первым днём их свободы, которую Бог повелел отмечать как праздник Пасхи.

 В) Канун праздника Пасхи: день 14 нисана позже у евреев стал называться кануном праздника Пасхи - кануном всей последующей опресночной недели - «День кануна Пасхи - это день, когда в послеобеденные часы (во второй вечер) приносился в жертву пасхальный ягнёнок» - пояснения «Хасидус по-русски, гл. 17, п.10, канун Песах.»
Почему? Потому, что этот день жертвоприношения и пасхальный ужин совершается накануне священного собрания по поводу праздника Пасхи.

Г) Первый день опресночный: Согласно Исх.12:18 пресный хлеб полагалось начинать есть уже 14 нисана вечером (во второй половине этого дня), с пасхальной жертвой - несмотря на то, что официально неделя опресноков начиналась с 15 нисана после пасхального жертвоприношения:
«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца» (всего 8 дней Израиль должен был есть пресный хлеб). Поэтому дата первого опресночного дня - это 14 нисана, он совпадает с днём жертвоприношения ягнёнка-пасхи: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца»]- Лука22:7

Д) Великая суббота – встречается только у Иоанна19:31.
Словарь В.П. Вихлянцева: «Если этот 15й день совпадал с [календарной] субботой, то она называлась великой (Ин 19.31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх 12.3,6,9,10

 Дулуман Е.К. -доктор философских наук, кандидат богословия: (в церковно-славянской Библии написано: "Бе бо Велик день тоя субботы") - Иоанна, 19:31. Христианские церковники говорят, что Великая Суббота - это суббота, на которую приходится праздник Пасхи (15 нисана)

 

Е) Пятница: прим. Женевской Библ., словарь В.П.Вихлянцева : «пятница (русский перевод) (Мф 27.62; Мр 15.42; Лк 23.54; Ин 19.14, 31,42) -это шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит - "день приготовления" (как он и назывался у евреев), ибо примерно с трех часов дня начиналось приготовление к полному покою седьмого дня - субботы (Исх 16.5,23)» Если праздник Пасхи выпадал, например, на среду по-нашему, то «пятницей» в значении «день приготовления к Пасхе» мог быть и календарный день во вторник (по-нашему).

В событиях распятия Христа слово «пятница» означает как день приготовления к празднику Пасхи, так и 6й календарный день иудейской недели: если Иисус воскрес в первый календарный день иудейской недели, в великую (календарную) субботу - находился во гробе, следовательно, распят был в календарную пятницу.
(в Иудее не было названий у дней недели, кроме седьмого - субботы. Неделя исчислялась порядковыми числительными: первый день недели, второй, третий и т.д)

Зачем нужно знать значение терминов Пасхи?
Для того, чтобы не путаться в выражениях "есть пасху", что означает пасхальный ужин 14 нисана (Марк14:12,14; Ин.18:28) - и "праздник Пасхи", что означало 15 нисана, которое выпадало в 33г.н.э на субботу (Ин.13:1; Марк 14:1; Лк.2:41).
Нас будет интересовать выражение "есть Пасху", так как вопрос - по расхождению в этой процедуре: напомним, Иисус ел пасху с учениками до своего ареста
, а иудеи планировали есть пасху - после распятия Христа , хотя должны были есть пасху в одно и то же время.
 

 Ответ на 2 вопрос:
Когда должна была состояться Пасха по Моисееву закону в год смерти Иисуса Христа?

 Всё, что выделено синим цветом – понадобится в дальнейшем разборе.

а) Когда – заколание Пасхи? В Иудее день 14 нисана - это на самом деле сутки от захода солнца до захода солнца («с вечера до вечера»). Следовательно, 14 нисана имело два вечерних периода: вечер в начале 14 нисана (перехода с 13 на 14 нисана, после захода солнца), и вечер в конце 14 нисана (перехода с 14 на 15 нисана, до захода солнца)
 В Лев.23:5 объяснено, что пасху следовало закалать не в общем - 14 нисана , а только в конкретный период этого дня - вечером 14 нисана: «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня..».
Возникает вопрос: когда - вечером? В начале 14 нисана вечером или в конце 14 нисана вечером? Узнаем:

б) Как в Иудее определяется понятие "вечер"? Разделение на часы древние евреи не знали, и само слово «час» впервые встречается в Книге Даниила (Дан.5:5), причем оно обозначает определенный момент времени, а не его исчисление. Только в I веке н. э. у иудеев вошло в употребление разделение дня на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката. Но и это разделение не имело точности, ибо протяженность часа изменялась с изменением протяженности дня в летние и зимние месяцы года.

 Ночь суток евреи первоначально делили на три стражи, что примерно соответствовало

1 стража:18–22, 2 стража: 22–2, 3 стража: 2–6 часам по-нашему. (Исх.14:24), но после завоевания Палестины римлянами у иудеев вошел в употребление римский обычай деления ночи на четыре стражи (18–21, 21–24, 24–3, 3–6).

 Смотрим таблицу, показывающую разделение суток на 4 стражи:

 1) Начало нового дня (суток) - с захода солнца, ночное время скобках сиреневым -
 время иудейское,
чёрным - время по-нашему):
 

12.00ч (18.00)

Заход солнца

 - (21.00)

 - Полночь

(24.00)

 - (3.00)

0.00 ч.Восход солнца (6.00)

Первая стража

Вторая стража

Третья стража

 Четвёртая стража

……… Н О Ч Ь СУТОК В И У Д Е Е…………………………………

 

2) Продолжение дня (суток) , дневное время, у евреев был разделен на утро, полдень и вечер до захода солнца.

 0.00ч (6.00)

 Восход солнца

 3.00ч (9.00)

6 .00ч (12.00)

 

9.00 ч. – 11.00ч

 (15.00-17.00)

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

……… Утро ……………

 Полдень

 ………… Вечер …………………

…………….. Д Е Н Ь СУТОК В И У Д Е Е…………………………………..

 

в) когда именно наступало время «14 нисана вечером» для заклания ягнёнка- пасхи:
по таблице вечер 14 нисана начинается с 9.00 15.00 по-нашему).

По преданию раввинов, вечер в каждом дне начинался сразу после полудня – после того, как солнце начинает клониться к закату, то есть, в конце 14 нисана. Он делился на три периода: первый вечер начинался сразу же после полудня (пополудни), второй же вечер — в момент захода солнца и с наступлением темноты (ночь). Между этими вечерами - между 9-м и 11-м часами по-иудейски - был период, называемый «между вечерами».
 

Писание сообщает о периоде закалания пасхи так:
заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; (Второз. 16:6).

То есть, вечер начала 14 нисана (перехода с 13 на 14) - рассматривается в Израиле как ночь, как время после захода солнца, не подходящее время для жертвоприношений.
Пасху закалали в конце 14 нисана, в периоде времени, называемом
«между вечерами», то есть, перед наступлением 15 нисана, с 9.00 до 11.00 часов по-иудейски. Это подтверждают Иосиф Флавий (Иудейская война VI.9:3) и разъяснения Мишны (см. 5), Пэсахим 5:3б).

Поэтому Синодальный перевод стиха Исх.12:6 и
Лев.23:5- о том, что пасха должна совершаться вечером - не совсем точно передаёт время проведения пасхи. Славянский перевод - къ вéчеру - также не совсем точен, так как еврейское выражение בֵּין הָעַרְבָּיִם - буквально означает между вечерами (при захождении солнца), а не вечером.
 
 
Смотрим ту же таблицу с уточнениями иудаизма:

 Начало нового дня 14 нисана - после захода солнца

12.00ч (18.00)

13нисана, после

захода солнца

 - (21.00)

 - Полночь

 (24.00)

 - (3.00)

0.00ч.Восход солнца (6.00)

Первая стража

 покой

Вторая стража

 покой

Третья стража

 покой

 Четвёртая стража

 ещё покой

……… Н О Ч Ь СУТОК В И У Д Е Е…………… ……

 

 Продолжение 14 нисана – до захода солнца

0.00ч (6.00)

 Восход солнца

 3.00ч (9.00)

 6 .00ч

Полдень (12.00)

9.00 ч. – 11.00ч

 (15.00-17.00)

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

 Утро

 Начало работ в храме

После полудня

 начинается

 Вечер 1

Между вечерами

закалали пасху,

пасхальный ужин

 Вечер 2, наступление 15 нисана

…………….. Д Е Н Ь СУТОК В И У Д Е Е ………………………………

 

Как видим, возможность есть пасхального агнца могла появиться у Иисуса Христа и его учеников только во второй половине 14 нисана - после 11.00 часов в Иудее (17.00 часов по-нашему времени.) – после того, как закалали пасху в храме по закону и жарили его до готовности на огне. Сам пасхальный ужин мог продолжаться и дальше, захватывая новый день 15 нисана, до утра, так как оставшееся от пасхи полагалось сжечь до утра -. Исх.12:10, Чис.9:12 * (В сноске, см. 5) – в конце статьи ещё более уточняется, где именно должен был проходить ужин, время принесения пасхи, зависящее от ежедневного текущего жертвоприношения в храме - тамида. И оно показывает, что ужинать пасхальным агнцем возможно было только после периода «между вечерами», не ранее.)

 

 Ответ на 3 вопрос:

 Как развивались события по Евангелию от Иоанна?

 

Итак, события согласно Евангелия от Иоанна развивались в такой последовательности:

 

1) Иисус ужинает с учениками незадолго до праздника Пасхи, Иоанн не уточняет –когда конкретно: «Перед праздником Пасхи (3957), зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 13:1 И во время вечери 1173, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его..» -Иоан13:1. Вечеря может обозначать обычный вечерний ужин перед Пасхой, не обязательно пасхальный ( dei_pnon 1173 трапеза, ужин, обед, пиршество, пища, слово «Пасхи» pa/sca 3957 обозначает пасхальная трапеза, пасхальный агнец)
Но в данном случае, поскольку праздником Пасхи считалось 15 нисана, а 14 - канун (см.п.1) значит, Иисус ужинал 14 нисана, ниже выясним, когда именно: при переходе дня с 13 на 14 или с 14 на 15.
 

2) После ужина в продолжении той же ночи - Иисус был арестован – Иоан13:30,18:3

 

3) После ареста - отведён ночью к Анне и Каиафе-первосвященнику –Иоан18:13,24

 

4) Продержан у Каиафы до утра, а рано утром отведён к Пилату – «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху» -Иоан18:28.

Как видим, к этому времени иудеи ещё не приносили пасхальной жертвы.
Следовательно, это была первая половина дня 14 нисана. А это, в свою очередь означает, что Иисус ужинал с учениками в первой половине 14 нисана, то есть ночь с 13 на 14 нисана, перед пасхальной трапезой, перед тем, как по закону ягнёнок-пасха закалался в храме «между вечерами».

Значит, ужин Иисуса с учениками не мог быть пасхальным по Моисееву закону с точки зрения событий, описанных апостолом Иоанном.

 

5) У Пилата Иисус продержан где-то до полуденного часа - 6.00 по-иудейски, 12.00 по-нашему –Иоан19:14: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!» Этот текст поясняет, что день беседы Христа с Пилатом - был пятницей. По п.4) - дата той пятницы была 14 нисана .

 

6) После полудня Пилат передал Иисуса иудеям для распятия – «Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» -Иоан.19:16. День распятия также был пятницей, 14 нисана.

7) Умер Иисус через несколько часов после распятия, в пятницу, снят с креста и похоронен - также в пятницу, 14 нисана, до наступления субботы: Иоан.19:31, 42: «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» и. «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». Этот текст поясняет, что суббота, которая следовала за пятницей - была «день великий». Это означает, что первый день пасхальной недели - 15 нисана - выпадал в год распятия Христа на календарную субботу (см.п. .Д) ответа на 1 вопрос).
 Ещё раз отсчитаем время назад к ужину Иисуса с учениками и зафиксируем: ужин перед Пасхой проходил в ночь с календарных четверга на пятницу или в первой половине суток 14 нисана – в первый опресночный день (см. п. Г) ответа на 1 вопрос)

8) Иисус во гробе - в субботу, 15 нисана, день покоя

 

9) После 15 нисана - после календарной субботы, в первый день недели 16 нисана - Иисус воскрес - ровно на третий день, как и предсказал о себе – Матф.16:21, 1Кор.15:4.

Для наглядности поместим эти события в таблицу и объединим её с таблицей пункта в) ответа на 2 вопрос, разъясняющий порядок проведения пасхального ужина 14 нисана вечером по Моисееву закону:

 

 Смотрим таблицу развития событий по Иоанну:

 

П Я Т Н И Ц А 14 Н И С А Н А……….

Суббота,

сутки 15 нисана

 1й день недели, 16 нисана

12.00(18.0)

 заход

 солнца

 

0.00ч (6.00)

 восход

 солнца

 

 УТРО

6.00ч (12.00)

После полдня
ВЕЧЕР 1

9.00-11.00ч. (15.00-17.00)

 

МЕЖДУ

ВЕЧЕРАМИ

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

 

 

ВЕЧЕР 2

с12.00ч до12.00ч

18.00- 18.00 с вечера до вечера

 с12.00ч до12.00ч

18.00- 18.00

с вечера до вечера

Конец 13, начало

14 нисана – заход солнца с четверга на пятницу вечеря Христа с учениками, ближе к полночи – арест Иисуса.

Иисус - у Анны и Каиафы всю ночь до утра. Утром – ведут к Пилату, не входят в преторию, чтобы не оскверниться и позже есть песах

 

До 6.00 Иисус у Пилата. Затем - передан иудеям на смерть

 

Христос распят

 

 Иисус

 умер через несколько часов после распятия, но до захода солнца. Снят с креста и похоронен в гробнице до захода солнца

 

 

 

Конец пятницы,

возможность иудеям есть пасхального ягнёнка по-закону, затем начинается великая суббота 15 нисана

 

 

Покой, первый день пасхаль

ной недели –священное собрание, никакой работы

 

 

До 0.00ч

 ( 6.00 утра по-нашему)

ничего особенного не происходит.

Рано утором на рассвете – около 6.00-Иисус воскрес

 

 

 

 

 

 

«ЗАКЛАН» Иисус ПАСХА наша, Пасха Нового Завета

 

Нельзя !!! в первый день опресночный резать ягнёнка - песах - 14 нисана ночью - в первой половине дня, раньше полудня -до 6,00 ч. (12.00 по-нашему). Значит ужин Иисуса- не мог быть пасхальным. Пасхальный ужин мог бы состояться только после полудня – во второй половине дня.

 

 режут ягнёнка-песах, жарят до наступления субботы.

 

 

С этого момента ужин пасхальный возможен.

 

 

Ужинать ягнёнком можно до утра субботы, остатки - сжечь Исх.12:10, Чис.9:12

 

 

 Покой

 

Исполни-

лось пророчество Христа о том, что на третий день

 он воскреснет

 

 Выводы:

1) Таблица показывает, что, согласно Иоанна, Иисус на ужине с учениками не мог праздновать пасху иудейскую, так как по предписанию Моисеева закона ягнёнка –песах нельзя было закалать 14 нисана ДО полудня - в промежутке времени с захода солнца до 6часов (12.00 - по-нашему). А именно в этот период - в первой половине дня 14 нисана (ДО полудня) - и состоялась вечеря. Поэтому в этот вечер (в начале дня 14 нисана) Иуда Искариот имел возможность выйти что-нибудь купить, как думали ученики (Ин.13:29): если бы ужин состоялся по установлению Моисеева закона (в ночь с 14 на 15 нисана) - Иуда уже не имел бы возможности что-то купить, так как эта ночь для иудеев была священной (ночь бдения), ни одно торговое место не работало.

 

2) Описания апостола Иоанна согласуются с порядком проведения Пасхи по Моисееву закону и с тем, что Иисус, будучи истинной Пасхой -1Кор.5:7- исполнил Моисеев закон по части Пасхи - умер именно в тот период 14 нисана, когда полагалось закалать пасху по закону - 14 нисана вечером (между вечерами при переходе на 15 нисана). Всё иудейское руководство в это время лишь только готовилось принимать пасху вечером, когда планировали покончить с Иисусом (Ин.18:28)


3) Библейский словарь Брокгауза также подтверждает дату распятия Христа в канун праздника Пасхи, то есть 14 нисана (см. пункт В ответа на 1 вопрос) и подтверждает эту дату вавилонским Талмудом: «13 же нисана Иисус в последний pаз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, к-pая названа "великой" (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год пpаздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскpесения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1), когда пpиносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-pый также называет канун Пасхи (14 нисана) днем смеpти Иисуса» (см. также п. В ответа на 1 вопрос)

 

4) 16 нисана по закону Моисея приносили первый плод хлебных злаков - (Лев. 23,10). Воскреснув 16 нисана, Иисус стал истинным «начатком» духовного урожая - первенцем (первым плодом) из мёртвых»- 1Кор.15:20,23 , исполнив и эту часть Моисеева закона. Как сказал сам Иисус :не нарушить пришёл я (Моисеев закон и пророков), но исполнить» -Мтф.5:17

 

 Ответ на 4 вопрос:

 Как развивались события по синоптическим Евангелиям?

Итак, события, согласно синоптиков, развивались в такой последовательности:

 

1) Ужин состоялся в первый день опресночный. Из п. В ответа на 1 вопрос) напомним: дата первого опресночного дня - это 14 нисана (после 13 нисана), когда полагалось начинать есть пресный хлеб.

У синоптиков сказано конкретно, что ученики отправились готовить пасху в первый день опресночный (Маццот, Мф.26:17), когда закалали пасхального агнца (Мк.14:12), т. е. именно 14‑го нисана. Ясно, что они искали комнату для ужина в дневное время суток 14 нисана, а сам ужин наступил после полудня:
«И когда все было готово, наступил вечер, он возлёг с учениками ….» (Мф.26:20; Мк.14:17).
Это означает, что во время ужина, если он был пасхальным,
c 18.00 часов по-нашему - наступило 15‑е нисана – первый день праздника Пасхи, в который по закону полагалось проводить священное собранием в храме. Поэтому в этот вечер Иуда Искариот не имел бы возможность выйти что-нибудь купить, как думали ученики (Ин.13:29): эта ночь для иудеев была священной (ночь бдения), ни одно торговое место не работало.

 

2) После ужина в продолжении той же ночи, то есть, в ночь с 14 на 15 нисана - Иисус был арестован – Мтф.26:31, Марк14:27, Лука22:54.

 

3) После ареста - отведён к Каиафе-первосвященнику – Мтф.26:57,74, Марк14:53

 

4) У Каиафы Иисуса продержали до утра, а рано утром 15 нисана его отвели к Пилату – Мтф.27:1, Марк15:1.
 

5) У Пилата Иисус провёл несколько часов допроса и пытки, после чего он был отведён на распятие – Мтф.27:31

 

6) Согласно сообщения Марка Иисус был распят 15 нисана около 3 часа (около 9 часов утра по-нашему), по Иоанну, как помним, - в 6 часов (12.00, Ин. 19:14). Иоанн, в отличие от трех других евангелистов, пользовался римским (современным) методом отсчета времени (от полночи и полдня)
 
В период распятия - нахлынула тьма:
«Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (12.00-15.00) - Мтф.27:44,45;Марк15:33, лука 23:44

 

7) Умер Иисус через несколько часов после распятия, около 9.00 часов (15.00) –Мтф.27:46,50, Марк 15:34,37, Лука23:44-46. Синоптики называют день смерти Христа - пятница, то есть, 15 нисана - по синоптикам выпадает на пятницу: «И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.» Марк15:42, 43; «День тот был пятница, и наступала суббота» - Лука 23:54; «а другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну –Мтф. 27:6263.

Следовательно, по синоптикам 15 нисана - в первый день праздника Пасхи, когда со времени действия Моисеева закона собирается священное собрание и запрещена какая-либо работа - Иисус был арестован, осуждён, казнён, умер, снят с креста и похоронен.

 МОГЛО ЛИ БЫТЬ ТАКОЕ???? СУДИТЕ САМИ.
 

8) Иисус во гробе - в субботу, 16 нисана, день покоя: « возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» -Лука 23:56, «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» -Мтф.28:1, марк16:1.

 

9) После календарной субботы, в первый день недели, 17 нисана - Иисус воскрес - ровно на третий день, как и предсказал о себе – Матф.16:21, 1Кор.15:4. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба … Его нет здесь: Он воскрес» - Лука 24:1,2, 6 То есть, праздник возношения первого снопа 16 нисана – также в варианте синоптиков невыполним.

 

Теперь аналогично с событиями по Иоанну, для наглядности поместим события по синоптикам в таблицу и объединим её с таблицей пункта Д), разъясняющий порядок проведения пасхального ужина 14 нисана вечером по Моисееву закону:

 

 По синоптикам:

П Я Т Н И Ц А 15 ??? Н И С А Н А……….

Суббота,

16???нисана

 1й день недели, 17??? нисана

12.00(18.00)

 заход

 солнца

0.00ч (6.00)

Восход солнца

 УТРО

6.00ч (12.00)

Полдень

После полдня – ВЕЧЕР1

9.00 ч. – 11.00ч(15.00-17.00)

 

МЕЖДУ ВЕЧЕРАМИ

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

 

 

 

 ВЕЧЕР 2

с12.00ч до12.00ч

18.00 -18.0

 с12.00ч до12.00ч

18.00- 18.00

Конец 14, начало

 15 нисана – заход солнца с четверга на пятницу, пасхальная вечеря Христа с учениками, ближе к полночи – арест Иисуса.

 

 

Иисус - у Анны и Каиафы всю ночь до утра. Утром –ведут к Пилату

 

 

Иисус между 00.ч. и 3.00 - у Пилата, распят в 3 часа (9.00 по-нашему)

Распятие Христа, темнота

 

 

 Умер через несколько часов после распятия, но до захода солнца. Снят с креста и похоронен в гробнице до захода солнца –до наступления субботы

 

 

 

Конец пятницы, начинается суббота со всеми вытекающими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покой

 

 

До 0.00ч

 ( 6.00 утра по-нашему)

ничего особенного не происходит.

Рано утором на рассвете – около 6.00-Иисус воскрес

 

 

 

Приготовлен пасхальный ягнёнок 14 нисана вечером, как и положено по закону, изжарен, а после захода солнца, когда началось 15 нисана – готов для ужина в домах по всей Иудее. * -см. сноску

 Могли ли происходить эти события в праздник?

 Некоторые нестыковки:

1 Между собой: сами священники не планировали казнить Иисуса в праздник – «но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» Матф.26:5, Мар.14:2

2. Иисус сам о себе знал, что именно на Пасху, то есть, вечером 14 нисана, он будет распят, поэтому не мог бы участвовать в пасхальной вечере: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.» -Мтф.26:2 и не мог быть распят 15 нисана.

3. Женщины в субботу 16 нисана оставались в покое ради соблюдения субботы, а 15 нисана - в день священного собрания - закон покоя не соблюдался.

4. С Иоанном: согласно синоптиков календарная суббота не являлась великой – её дата не 15 нисана

 5. С законом Моисея:

 - По закону Моисея в первый день праздника Пасхи 15 нисана независимо от дня недели должен быть покой и священное собрание в храме . А по синоптикам 15 нисана иудеи были заняты активной работой по аресту, суду и казни Христа.

- По закону Моисея первый плод урожая злаков приносился 16 нисана - на третий день после пасхальной жертвы. По синоптикам Иисус воскрес 17 нисана - на четвёртый день после пасхальной жертвы.

 

 

 

 

 

 

 

 Покой

субботний

 

 

 

 

 

Исполни-

лось пророчество Христа о том, что на третий день

 он воскреснет

 

Сведения Библиотеки «Хасидус по –русски» сообщают о том, что 15 нисана никогда не выпадает на пятницу, среду и понедельник по календарю русских, так как в их неделе 1й день - это понедельник, 7й - воскресенье. В календаре иудеев понедельник - это 2й день недели, число дней - в лунном календаре, по которому ведут отсчёт даты Песах – 28 дней, поэтому 15 число не может выпадать на чётный день недели http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/17.htm

 ВЫВОДЫ:
Рассмотрим это место из ответа на 3 вопрос ещё раз:

1) Ужин состоялся в первый день опресночный. Из пункта В (ответа на 1 вопрос) напомним: дата первого опресночного дня - это 14 нисана (после 13 нисана), когда полагалось начинать есть пресный хлеб.

У синоптиков сказано конкретно, что ученики отправились готовить пасху в первый день опресночный (Маццот, Мф.26:17), когда закалали пасхального агнца (Мк.14:12), т. е. именно 14‑го.

 

А дальше - главное наблюдение: поскольку 14 нисана - первый день опресночный по синоптикам - начинается в 18.00 (по нашему) после 13 нисана, вполне может быть, что в тот год было разрешено резать пасхальных агнцев 13 нисана (ниже обоснуем), и что поэтому Иисус ужинал с учениками в начале суток 14 нисана, в вечер НАЧАЛА дня, а не после полудня (это при том, что истинный ужин пасхальный по предписанию Моисеева закона должен был бы начаться в Иудее позже, не в первой половине 14 нисана, а во второй - после периода «между вечерами» 14 нисана, когда фарисеи и намеревались её есть, Ин.18:28). Значит, пасху – ягнёнка ученики могли приготовить и к концу дня 13 нисана, а ужинать им – в вечер начала 14 нисана.

 

Примерно так, если 14 нисана изобразить схематически на отрезке времени между 13 и 15 нисана:

 

 

Тогда можно расставить по местам время ужина и согласовать все Евангелия: иудеи имели возможность ужинать пасхой и в первый вечер 14 нисана (в четверг после захода солнца, после того, как закончилось 13 нисана), и во второй вечер (в пятницу перед наступлением 15 нисана, к этому времени руководство готовилось есть пасху, Ин.18:28). В этот же вечер (с четверга на пятницу) и Иуда Искариот мог, как думали ученики, купить что-нибудь к пасхальному ужину (Ин.13:29).
Поскольку
четверг  состоял из 13 нисана (до 18.00 часов по современному времени) и 14 нисана (с 18.00 четверга до 18.00 пятницы)  - Иисус мог дать повеление ученикам приготовить пасху - в дневное время четверга, когда ещё было 13 нисана. А синоптики могли назвать этот день (четверг) днем опресноков потому, что день опресноков на самом деле начинался в четверг после 18.00 (после захода солнца, когда начиналось 14 нисана). До этого момента в Иуде уничтожалось все квасное.

Напомним, эта согласованность Евангелий возможна только при условии, что
в Иудее в тот год было официальное разрешение Синедриона начинать резать пасхальных агнцев 13 нисана:
зная это, Иисус мог послать учеников приготовить пасху в четверг 13, а ученики - назвать четверг первым днём опресноков.

 

Но сразу возникает вопрос: были ли случаи в Иудее, когда закалание пасхальных агнцев в храме переносили на 13 нисана по каким-то причинам? Вот что удалось найти:

В.П. Вихлянцев пишет: «если Пасха совпадает с пятницей, а первый день [праздника] опресноков - с субботой, то заповедь Исх 12.10 "оставшееся... сожгите на огне" – исполнить нельзя, так как по Исх 35.3 огня в день субботы зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана»

Проф. СПб. Духовной Академии Д. Хвольсон выдвинул предположение, что совпадения дня Пасхи с кануном субботнего покоя заставило Синедрион перенести обряд заклания агнцев на четверг (Д. А. Хвольсон. Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа в день Его смерти -- ХЧ, 1878,III-- IV, с. 352 сл.). Хотя еще за несколько десятилетий до н. э. Гиллель объявил, что ради субботы обряды Пасхи не переносятся (Тосефта, Песахим, IV,1а)

По И. Флавию (Иуд. война, VI, 9, 3), однажды, в 60-х годах I в.,было заколото 256500 пасхальных агнцев. Хотя обряд совершали сами богомольцы, технически он был трудноисполним, если не предположить разрешения начинать его заранее. Этот аргумент в пользу того, что агнец мог быть приготовлен уже 13-го нисана, впервые выдвинул Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский; см. его кн.: Беседы о страданиях Господа нашего ИисусаХриста, ч. I, с. 10-- 11.)

 

В любом случае физически исполнить закалание множества агнцев для семей всей Иудеи в период «между вечерами» - всего лишь за 2 часа с 15.00 до 17.00 именно 14 нисана - затруднительно, но начинали ли эту процедуру в храме - проводить с 13 нисана в год смерти Христа - точно сегодня никто знать не может.

Однако ТОЧНО ИЗВЕСТНО, что Иисус должен был исполнить Моисеев закон как по части сути всех видов прообразных жертвоприношений, так и по части прообразных праздников: «Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» –Евр.10:1, 4-7. И ещё: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» -Мтф. 5:17 Так как Иисус – ПАСХА НАША -1 Кор.5:7 – он должен был умереть именно по Моисееву закону: 14 нисана «между вечерами», как и случилось с ним. Поэтому очень важно христианам отмечать день 14 нисана как Пасху Нового Завета и вечер воспоминания смерти Иисуса Христа (1Кор.5:7,11:23-26).
 

Умерев 14 нисана между вечерами - он исполнил суть принесения пасхальной жертвы. Воскреснув 16 нисана - он исполнил суть приношения Иегове первого снопа ячменя, первенца из будущего духовного урожая воскрешённых, как написано «..так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» - 1Кор.15:22,23, Лв. 23:10,11. В этом - можно не сомневаться.

И, скорее, можно засомневаться в том, что иудеи не могли нарушить процедуру закалания и не начинали её 13 нисана, нежели усомниться в боговдохновенности Евангелий. Бог побуждал записать всё, что относится к событиям о Христе, следовательно, достоверность (аутентичность) слов Христа в этих 4х Евангелиях - не подвергается сомнению.

Как предполагают некоторые учёные, синоптические Евангелия были записаны кем-то на основании сведений Матфея, Луки и Марка, но тот, кто записывал эти сведения - мог ошибиться в датировках, потому и могут быть расхождения в датировке на один день, так как записи велись через много лет после событий распятия Христа. Но если принять во внимание реальную возможность начала закалания пасхальных ягнят 13 нисана по причине физической невозможности заколоть и испечь их всех в течение 2х часов 14 нисана, то и расхождений никаких - в четырёх Евангелиях нет.

 СНОСКА
* 5. Пояснения к церемонии приготовления пасхи и соблюдения процедуры
 пасхального ужина (выдержки из Мишны)
Мишна (ивр. משנה‎ — букв. «повторение») — первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Часть Устного Закона, переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецы приняли решение записать его в виде Мишны.

1) Как обычно закалался тамид?

Пасхального ягнёнка полагалось резать ПОСЛЕ тамида. Так как ТАМИД - является своего рода точкой отсчёта в принесении песаха, кратко выясним суть тамида из объяснения Мишны первой. Мишна. Пэсахим 5:1:

Каждый день в Храме совершали одно и то же жертвоприношение - тамид. Оно состояло из двух ягнят, первого из которых приносили в жертву утром, а второго - после полудня, как сказано в Торе. Бемидбар 28:3-4: "Ягнята, которым еще не исполнилось года, без единого телесного недостатка, по два в день [для] постоянного всесожжения. Первого из этих ягнят принеси в жертву утром, а второго из этих ягнят принеси в жертву после полудня". Шмот 29:38-39 «И вот то, что ты будешь приносить на жертвенник: двух годовалых ягнят в день, постоянно. Одного ягнёнка принеси в жертву утром, а второго ягнёнка – в послеполуденное время».

 
Утренний тамид - самое первое из жертвоприношений дня. Ягненка, предназначенного для него, режут тогда, когда утренняя заря едва начинает брезжить на востоке. Что же касается послеполуденного тамида, то, согласно букве закона Торы, его время наступает, едва солнце начинает склоняться к западу, пройдя полуденный зенит - после полудня.

Эта Мишна сообщает, что в Храме было принято резать ягненка, предназначенного для послеполуденного тамида, на два часа позже срока, то есть через два с половиной часа после полудня, поскольку он был последним жертвоприношением днем, и все остальные было необходимо успеть совершить до него. Нас интересует послеполуденный тамид, так как ягнёнка-песах следовало закалать после него.
 

Итак, послеполуденный тамид - каждый день режут в 8,5 часов часов, то есть, откладывают на два часа после срока, указанного в Торе . Цель этого заключалась в том, чтобы за эти два часа те, кто должен был совершить жертвоприношения по данному ими обету, успели бы это сделать. Дело в том, что после второго ежедневного тамида, уже нельзя было приносить, какую бы то ни было жертву, - как сказано в Торе (Ваикра 6:5): "И воскурит на нём (то есть на утреннем тамиде) тук жертвоприношений, устанавливающих мир". (То есть, «шламим»).

И приносят - заканчивают совершение послеполуденного тамида, подняв его на жертвенник, - в 9,5 часов. Иначе говоря, оно занимало ровно час. Отсюда следует, что до тех пор, пока на жертвеннике воскуряется утренний тамид и до совершения послеполуденного тамида - надлежит завершить все жертвоприношения дня.

Так делали круглый год - за исключением одного дня, - кануна Песаха. Смотрим таблицу:

 

0.00ч (6.00)

 Восход солнца

 3.00ч (9.00)

6 .00ч

Полдень (12.00)

9.00 ч. – 11.00ч

 (15.00-17.00)

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

 

 УТРО …………………

 Вечер 1

Между вечерами

 

 Вечер 2

 покой

 

 Начало работ в храме

 Утренний тамид - 0,00 -0.5ч

 

Послеполуденный – тамид -8,5ч - 9,5ч - за 2,5 часа до наступления новых суток.

К заходу солнца – наступлению новых суток - все жертвоприношения в храме должны были быть прекращены.

…………….. Д Е Н Ь СУТОК В И У Д Е Е …………………..

 

2) Как закалался тамид в канун Пасхи и в год, когда канун пасхи выпадал на

 пятницу?

Напоминаем (см.п.А) «День кануна Пасхи - это день, когда в послеобеденные часы приносился в жертву пасхальный ягнёнок» - пояснения «Хасидус по-русски, п.10, канун Песах.» В год смерти Христа согласно Евангелия от Иоанна 14 нисана выпал на пятницу В канун Песаха - поскольку после послеполуденного тамида необходимо еще успеть совершить жертвоприношение песах, - ягненка, предназначенного для тамида, режут на один час раньше: в 7,5 часов дня, то есть через полтора часа после полудня, и приносят на жертвенник, то есть заканчивают это жертвоприношение в 8,5 часов, на час раньше обычного. Так происходит в каждый канун Песаха обычно - независимо от того, на какой день недели он приходится, если канун песаха - не пятница.

 

Если канун Пэсаха пришёлся на пятницу, тамид режут в шесть с половиной -6,5 - и приносят в семь с половиной -7,5 -, а пэсах – за ним»- Мишна. Пэсахим 5:1. Смотрим таблицу:

0.00ч (6.00)

 Восход солнца

 3.00ч (9.00)

6 .00ч

Полдень (12.00)

9.00 ч. – 11.00ч

 (15.00-17.00)

12.00 ч. Заход солнца (18.00)

 ……… УТРО …………

 Вечер 1

(после полудня или пополудни)

Между вечерами

(закалали пасху), пасхальный ужин

 Вечер 2

 

Начало работ в храме

Утренний тамид - 0,00 -0.5ч

 

Нельзя!!! резать ягнёнка- песах - 14 нисана утром, раньше полудня - раньше 6,00 часов (12.00 по-нашему).

 

Послеполуденный – тамид -7,5ч - 8,5ч - за 2,5 часа до наступления новых суток. За ним - режут ягнёнка-песах.

 

Канун-пятница: тамид -6,5ч - 7,5ч

За ним - режут ягнёнка-песах, чтобы изжарить до наступления субботы. Ужинать ягнёнком можно до утра - Исх.12:10, Чис.9:12

К заходу солнца – наступлению новых суток - все жертвоприношения в храме должны были быть прекращены.

…………….. Д Е Н Ь СУТОК В И У Д Е Е……………………….


Если канун песаха пришёлся на пятницу, необходимо оставить достаточно времени для того, чтобы изжарить песах до наступления субботы, так как никакую работу в субботу делать нельзя, а исполнение заповеди по песаху не отменяет запретов, связанных с субботой. Поэтому необходимо закончить принесение послеобеденного тамида еще раньше, и тогда тамид режут в 6,5 часов - или на полчаса позже полудня - то есть тогда, когда это предписывает буква закона Торы, и приносят - то есть заканчивают жертвоприношение - в 7,5 часов , а песах-ягнёнка - режут сразу за ним. Ужинать ягнёнком - песах можно было до утра в ночь с 14 на 15 нисана : Исх.12:10, Числа9:12: «не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне». В.П. Вихлянцева: В Исх 12.10 сказано: "оставшееся... сожгите на огне". Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день [праздника]опресноков - с субботой, то по Исх 35.3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана.
 

!!!. Нельзя закалать пэсах ранее полудня 14-го нисанав первой половине суток 14 нисана. Мишна. Пэсахим 5:3б «Зарезали его раньше полудня – непригоден из-за того, что сказано (Шмот 12:6): «после полудня». Зарезали его перед принесением тамида – пригоден при условии, что кто-то будет мешать его кровь, пока кровь тамида не плеснут на жертвенник. Пусть зарежет его все собрание общины Израиля "ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ", то есть с шестого часа дня и далее, когда солнце склоняется к западу.». Так как вечеря Христа состоялась ДО полудня - Иисус не мог использовать на вечере ягнёнка –песах.

Есть ещё очень важные особенности совершения пасхального жертвоприношения, которые ученики Христа должны были бы соблюсти, в случае, если бы готовили Иисусу пасхального агнца в соответствии с соблюдением закона Моисея 14 нисана после полудня:
 

Как жарили и ели пасхальную жертву – «Хасидус по-русски, 17 глава, Канун Песах: Позитивная заповедь Торы обязывает есть пасхальную жертву в ночь на 15-е Нисана, как сказано в Торе: "И пусть едят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне; с мацой и горькими овощами будут есть его" (Шмот, 12,8).

 Пасхальная жертва приносится только во дворе Храма, как и другие "простые" жертвоприношения. Заповедь обязывает нас есть мясо пасхальной жертвы в заранее установленной компании и только внутри дома потому, что, выйдя из Египта, мы стали свободными людьми. То есть, мясо приготовленного во дворе храма ягнёнка относили в дом, где собирались семьями или с друзьями есть пасху.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРЕТЬЕЙ

а). Нельзя закалать пэсах вне Храма. Втор.16:5,6а «Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой». А в храме во время вечери Христа и учеников ещё не проводились жертвоприношения песаха.

 б). Заклание пэсаха связано с особым ритуалом, исполняемым только в Храме и только 14-го нисана пополудни. (после полудня) В противном случае ягнёнок считался просто зарезанным, но не пригодным как жертва пэсах.

Мишна. Пэсахим 5:2а «Пэсах, которого зарезали, не имея в виду именно его, и приняли его кровь, и отнесли её к жертвеннику, и плеснули на него, не имея в виду именно пэсах – негоден».

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВТОРОЙ

Среди всех видов работ, связанных с совершением жертвоприношения, есть четыре, имеющие особую важность. От правильности их исполнения зависит, будет ли жертва принята Всевышним. Или, на языке Мишны, эти работы разрешают сжигать на жертвеннике и есть мясо этой жертвы. Работы эти следующие: 1) шхита; 2) принятие крови, льющейся из горла зарезанного животного в специальный сосуд; 3) отнесение ее к жертвеннику и 4) окропление жертвенника этой кровью. От того, кто исполняет любую из этих работ, требуется, чтобы он сосредоточился на мысли, что совершает все это ради именно этого жертвоприношения. И именно ради того человека, кто приносит эту жертву.

Если при совершении жертвоприношения песах во время хотя бы одной из этих работ коѓен имел в виду не песах, а какое-либо другое жертвоприношение – он тем самым сделал этот песах негодным. Как сказано в Торе (Дварим 16:1): "Блюди месяц, когда [ячмень] колосится, и совершай песах" - отсюда следует, что надлежит блюсти, чтобы все работы, связанные с принесением песаха, исполнялись именно ради него.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ

Мишна. Пэсахим 5:6а «Зарезал просто еврей и принял коген [священнослужитель], передал товарищу своему, а тот – другому».

Зарезал жертвенное животное просто еврей, не священник, - если хотел, так как тот, кто совершает шхиту животного, предназначенного для любого жертвоприношения, не обязательно должен быть коѓеном, но: И ПРИНЯЛ кровь КОЃЕН (не просто еврей) так как, начиная с этого момента все работы, связанные с совершением жертвоприношения, должны исполняться коѓенами –священнослужителями..

Мишна. Пэсахим 5:9 «Как подвешивают и свежуют пэсах? Железные крюки были укреплены в стенах и на столбах, на которых вешают и свежуют туши. А для всех, кому не хватило места, чтобы подвесить и освежевать свой пэсах, там были приготовлены тонкие и длинные палки. Каждый, кому не хватило крюка, кладёт такую палку себе на плечо и на плечо своего товарища, вешает и свежует. Раби Элиэзер говорит: 14-го нисана, который выпал на субботу, он кладёт свою руку на плечо товарища, а руку своего товарища – к себе на плечо, вешает и свежует».

 

Мишна. Пэсахим 5:10а «Распорол ему брюхо и вынул эймурин, положил их в глубокую миску и воскурил их на жертвеннике».

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ДЕСЯТОЙ

Сняв шкуру со своего песаха, каждый, кто вошел в Храм для совершения этого жертвоприношения, потрошит тушу: РАСПОРОЛ ЕМУ брюхо, вычистил внутренности И ВЫНУЛ ЭЙМУРИН, то есть тот нутряной жир, который должен быть сожжен на жертвеннике. ПОЛОЖИЛ ИХ - то есть эймурин - В специальную ГЛУБОКУЮ МИСКУ И ВОСКУРИЛ ИХ НА ЖЕРТВЕННИКЕ. То есть: отдал миску с эймурин коѓену, который отнес их на жертвенник и сжег там. Эту часть работы может выполнить только коѓен - в отличие от шхиты и разделывания туши, которые может сделать и просто еврей. В канун Песаха, когда работы было очень много, чтобы не утруждать коѓенов сверх меры, все виды работ, которые можно выполнять не только коѓенам, обычно выполняли другие люди.

                                                    (к началу)


ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru