Свидетелям Иеговы
ГЛАВНАЯ    ОГЛАВЛЕНИЕ
МОГУТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ СЛУЖИТЕЛИ НОВОГО ЗАВЕТА
СТАТЬ СЛУЖИТЕЛЯМИ БУКВЫ ?

Вопрос статьи может показаться абсурдным, ибо, когда в Новом завете встречается слово "буква", контекст показывает, что речь идёт о Моисеевом законе, отменённом Христом. Отношение к "букве" апостола Павла крайне отрицательно: он  называет её смертоносной, убийцей, ветхой - 2 Кор.3:6,7, Римл.7:6.
Мог ли Павел так плохо относиться к закону, который установил Иегова? Библия показывает, что нет: закон Господа - совершен, повеления Господа - праведны, заповедь Господа - светла -Псал.18:8,9.
Павел  любил закон Иеговы и находил удовольствие в нём - Римл.7:22. Почему же тогда апостол так нелестно говорил о "букве"? Потому что некоторых - служение буквам закона сделало духовно слепыми, ибо закон Иеговы состоит не только из букв, он - духовен - Римл.7:14. И его следовало читать не только физическим, но и духовным зрением.

Ранее, до Павла, Иисус Христос указал своим ученикам на то, что их праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев - от Матф.5:20, которые тщательно изучали все пункты Моисеева закона, 
скрупулёзно следили за их выполнением  и много трудились  в  деле  Господа, обходя  море  и  сушу  в  поисках обращения  кого-нибудь  к  Богу. Выходит,  всего  этого  с  точки зрения  Иисуса  Христа  -  было  недостаточно  для того,  чтобы  стать  христианином. 
       
Что плохого было в том, что они отсчитывали десятину даже с маловажных продуктов питания -мяты, аниса и тмина, если давать десятину из семян земли - это повеление самого Иеговы -Лев.27:30? Почему не следовало отцеживать комара, если к этому насекомому Иегова запретил даже прикасаться - Лев.11:23,24, Матф.23:23,24? Почему Иисус назвал ревностных исполнителей пунктов Моисеева закона - слепыми, если они были физически здоровы? По той же причине, что и Павел: они видели лишь буквы Моисеева закона, но не видели его дух.
Таким образом, согласно Библии, к Моисееву закону имеет отношение не только слово "буква", но и слово "дух". Это значит, что за его пунктами следовало разглядеть нечто более важное и ценное, чем просто правила, которые требовалось неукоснительно соблюдать.
 
Так как Новый завет также имеет ряд письменных рекомендаций в виде  буквы  (записанных правил и принципов) - современным служителям Нового завета будет полезно познакомиться с ответом на вопрос статьи: "Могут ли современные служители Нового Завета стать служителями буквы"?  Это очень важно, так как служение букве - убивает, а служение духу - даёт жизнь - 2 Кор.3:6
Для того, чтобы получить ответ на него, понадобится исследовать точку зрения Библии на дополнительные вопросы:

  1. Что означает слово "завет"?
  2. Для чего нужен был Ветхий завет?
  3. Что означает "буква" Моисеева закона?
  4. Что означает "дух" Моисеева закона?
  5. Какова взаимосвязь между буквой и духом закона?
  6. Почему любить необходимо учиться?
  7. Имел ли Моисеев закон недостатки?
  8. В чём отличие Нового завета от Ветхого?
  9. Имеет ли Новый завет "букву" ?
  10. Кто является служителем буквы, а кто - духа?
  11. Могут ли современные служители Нового Завета стать служителями буквы?
  12. Как полезная "буква" может стать смертоносной и убить?
1. Что означает слово " завет"?
(к началу)

Слово "завет" в современном значении означает договор или союз двух заинтересованных друг в друге сторон. Обе стороны, вступающие в договор, заверяют друг друга в том, что намерены верно исполнять обещания, данные друг другу при заключении договора.
 
Ветхий завет - был "договором" между Иеговой и  потомками Авраама - израильтянами - Бытие 15:18, 17:10, Второз.29:10-12 - до прихода на землю Иисуса Христа - Гал.3:16, Римл.10:4. В то, что Иегова силён выполнить Своё обещание и явить миру Спасителя от Адамова греха и смерти, необходимо было верить, ибо это относилось к далёкому будущему и на момент обещания Аврааму Иегова не планировал приводить Христа - Гал.4:4,5.  Авраам поверил Богу в отношении будущих благ, ибо при жизни не получил обещанного - Евр.11:8-10,13. За эту веру Авраам и был возлюблен Иеговой - Иак.2:23, Римл.4:18-21
       
Новый завет
- договор между Иеговой и христианами,  последователями Иисуса Христа, пришедшего согласно обещанию Ветхого завета. "Последователь" - это тот, кто идёт по следам или подражает примеру Христа -1Петра2:21. Верующие в то, что Христос - обещанный Спаситель миру, оказались "продолжателями" веры в это Авраама и стали его сынами по вере - Гал.3:7, 29, Римл. 9:6-8, 2:28,29

2. Для чего нужен был Ветхий завет ?
(к началу)

Ветхий завет с момента обещания, данного Богом Аврааму, на весь промежуточный период ожидания обещанного Иисуса Христа предусматривал введение организационной и законодательной части для умножающихся числом потомков Авраама - Гал.3:19, которая стала частью Ветхого завета и известна человечеству под названием "Моисеев закон", хотя, конечно, является законом Иеговы для Израильтян - Псал.147:8,9.

Моисеев закон должен был исполнить несколько функций:

1. Закон способствовал организации жизни общества израильтян на маленьком кусочке земли Иеговы - Втор.11:11,12, 8:7,9, чтобы другие народы земли могли бы сравнить, насколько беспорядочно и бессмысленно проходит их жизнь, организованная несовершенными человеческими правителями, по сравнению с упорядоченной и удовлетворяющей жизнью израильтян, организованной их совершенным небесным Правителем - Второз.4:5-8, 2 Прлп.12:8 и пожелать служить Богу Израиля - 3 Цар.8:60. Организация израильского общества сводилась к тому, что жизнедеятельность народа направлялась земными представителями Иеговы -священниками, научающими народ Его законам
       
2. Подобно тому, как по характеру и содержанию картины можно представить сущность личности её художника, так по содержанию и характеру картины жизни общества, художником и строителем которого является Бог - Евр.11:10, израильтяне должны были бы методом логического   размышления над Его законами представить и понять сущность той Личности, которая их установила. Бог  познакомил Себя со Своим народом - явил Себя  израильтянам - через Моисеев закон
       
3. Закон "обнажил" - сделал видимым - грех - причину смерти нечестивого человечества - Римл.7:7-9, 3:20, 5:12 и показал, какой образ жизни неприемлем для разумных творений Иеговы. Законом Иегова условно "провёл ограничительную черту" образа жизни Своего общества, за которую Его народу нельзя было переступать, чтобы не умереть. Переступающий её становился преступником Его закона -1 Иоан.3:4, Римл.8:7,8 -и заслуживал наказания смертью - Римл.6:23а
       
4. Закон объяснил способ "очищения" от греха для того, чтобы чистый Иегова мог общаться с нечестивыми израильтянами, не нарушая Своего принципа "быть далёким от нечестивых" - Притчи 15:29. Система "отмывания" от грехов кровью жертвенных животных помогала обществу становиться условно чистыми в глазах Иеговы, получать от Него прощение и возможность жить под Его опёкой - Евр.9:22. Образно говоря, Ветхий завет был утверждён на крови жертвенных животных - Евр.9:18,20
       
5. Закон подготавливал умы и сердца израильтян к принятию Христа: пониманию сути его искупительной жертвы на жертвеннике Иеговы и возникновению веры в то, что именно его кровь, пролитая за грехи многих и "отмывающая" их в глазах Иеговы от грехов -1 Иоанна 1:7- и есть исполнение обещания Аврааму о приходе Семени от его рода - Евр.10:3-10, Гал.3:6-9,23.
Словно воспитатель (детоводитель), ограждающий маленьких детей от неприятностей по дороге к учителю, Моисеев закон ограждал потомков Авраама от полного развращения "по дороге" к высшему учителю - Христу  - Гал.3:24
       
6. Закон показал, что ни один живущий несовершенный израильтянин не мог в точности исполнить его, поэтому  все  служители  Моисеева закона умирали:  закон Иеговы был "бессилен" дать вечную жизнь, ибо был "ослаблен" несовершенной плотью  (пороком  греха  Адама) - Римл.8:3, Гал.3:10, а справедливое возмездие за грех - смерть - Римл.6:23а.
       
7. Если бы закон мог кто-либо из несовершенных людей исполнить, "оправдание" пред Богом - праведность - была бы достигнута исполнением пунктов закона и для "смывания" греха не нужен был бы Христос - Гал.3:21, 22, Римл.5:9
       
8. Закон показал, что для того, чтобы грешный человек мог стать совершенным и жить вечно, недостаточно было исполнять  пункты  Моисеева закона. Требовалось нечто большее:  научиться любить  ближнего,  Иегову  и тот  образ жизни,  который Он предложил через правила Моисеева закона - Римл.13:8

3. Что значит "буква" Моисеева закона?
(к началу)

Моисеев закон имел две стороны: видимую - букву - и невидимую - дух - подобно тому, как любое прочное строение имеет невидимый  глазу  фундамент и видимую глазу постройку.  
ВИДИМАЯ сторона закона - обширный  перечень  пунктов,  записанных  на  скрижалях и в книге - представляет БУКВУ закона - Исх.32:16, Втор.31:24-26

4. Что значит "дух" Моисеева закона?
(к началу)

НЕВИДИМАЯ сторона Моисеева закона, фундамент (корень), на котором должны были строиться взаимоотношения народа Бога с Ним и друг с другом, является ЛЮБОВЬ. Бог есть любовь и созданные по Его образу и подобию разумные творения должны были также стать любовью  по своей  внутренней  сущности - 1 Иоанна 4:8, то есть должны быть движимы во всех своих поступках именно этим качеством. Любовь - это духовное, невидимое глазу, качество человека, его внутренние  убеждения,  его дух или настрой ума и сердца. А поступки - внешний видимый признак невидимых  убеждений  человека - от Матф.15:19. По внешним признакам- поступкам человека - можно догадываться о внутреннем человеке - о том, к чему расположено его сердце.
       
Если  попробовать  Моисеев закон  сравнить  с человеком, то ЛЮБОВЬ - это  сердце  закона, его ДУХ,  а  пункты закона - БУКВА - это его внешний признак, "перечень" поступков, которые следовало бы совершать любящему человеку.

5. Какова взаимосвязь между буквой и духом?
(к началу)

Построение Иеговой общества, в котором могли бы счастливо жить люди, по сути похоже на строительство любого земного жилища. Строительство жилого здания начинают с закладывания основательного прочного - "каменного" фундамента.
Если нет фундамента или фундамент непрочный - вся постройка может легко разрушиться и не иметь никакой ценности - от Матф.7:24-27. Постройка и фундамент имеют тесную связь между собой, однако,  степень ценности в них для всего строения в целом разная: не постройка держит фундамент, а фундамент держит постройку - Римл.11:16,18б.
       
Однако и без постройки один только фундамент не является домом, пригодным для использования по назначению. Аналогичным образом, общество, построенное без фундамента - не на любви к Богу и друг другу - непрочное и склонно к разрушению.
Однако и любовь сама по себе - фундамент - без общества - постройки - бесполезна, если её не к кому применять. Иегова, будучи любовью, из любви стал творить тех, к кому Он мог проявить свою любовь.

Итак,  взаимосвязь  духа  закона  Бога  и  буквы  - в следующем:

1.  ДУХ - любовь - ПРИЧИНА, побуждающая любящего человека действовать на благо других- - проявлять любовь.
ПРОЯВЛЕНИЯ любви,  расписанные по правилам  - это  СЛЕДСТВИЕ  любви.
Например, если муж хочет заверить жену в своей любви, он наметит несколько пунктов для себя, исполнение  которых  покажут  жене, что он её любит   (ведь  если  жена  не  замечает,  что  муж  её  любит,  возникает  сомнение  в  том,  что  он  её любит):
 
а) Приду сегодня вовремя;  б) Куплю что-нибудь к ужину;   в)  Куплю жене подарок;  г)  Помогу приготовить ужин;  д)  Скажу, что очень её люблю и т. д..
Не исполнение пунктов   побудило  его  любить жену,  а  любовь к жене побудила  мужа  составить     именно  эти  пункты  и  действовать по  ним. Не  буква  рождает  дух  (любовь),  а  дух  рождает  букву.
       
2. Однако НЕ ЗНАЯ БУКВЫ - правил любящего Иеговы, разъясняющих, как можно правильно  (с пользой для ближнего) проявить любовь, трудно научиться любить так, как должно любить по замыслу  Создателя. 
Через описание поступков, вытекающих из соблюдения пунктов Его закона, Иегова научает любить и делать эту любовь явной для тех, кого мы любим - Притчи 27:5. Действия согласно правил помогают развить любовь и сделать это качество полезным  для  нас  и  наших ближних (неправильные  проявления  любви  могут  причинять  вред)
Значит, буква очень полезна : она помогает развивать дух.

!!! Служителю Бога следует усвоить и букву закона и его дух

Если за действиями,  исполняющими  пункт закона, стоит лишь желание исполнить пункт закона или какое-либо  другое желание, например,   прославиться  или  заработать  "запись" в   книге  жизни  Создателя,  то  такие  действия  Богом  одобрены  быть  не могут - 1 Кор.13:1-3. Рассмотрим два примера исполнения закона Моисеева:
       
1.  Если я возвращаю потерянного вола другу лишь потому, что должен исполнить пункт № 512(например)  закона,  чтобы  меня  не  наказали  - я хорошо усвоил букву, но  не  усвоил дух этого пункта. 
Если  я возвращаю вола потому, что  люблю друга и понимаю, как тяжело ему будет пахать землю без вола - то я усвоил и букву и дух закона Иеговы.
       
2.  Если я подчиняюсь требованиям жизни общества Иеговы только потому, что мне в нём удобно, я в нём уютно пристроился и не хочу быть отринутым - я не усвоил духа любви к Иегове, хотя старательно исполняю пункты Его законов в Его обществе.
Но если я поступаю по правилам Иеговы потому, что люблю Его образ жизни, не могу жить по-другому и мне нравится ТАК поступать, как Он предлагает через закон, я усвоил дух закона и полюбил Бога, который установил именно ЭТОТ закон жизни.

6. Почему "любить" необходимо учиться?
(к началу)

Бог есть любовь, поэтому знает, что в большом обществе, которое Он намерен создать на Своей планете, только любящие друг друга люди смогут уживаться вместе длительное время и испытывать от совместного проживания радость и счастье в полной мере .
Однако  с потерей совершенства люди потеряли и способность ПРАВИЛЬНО любить - Второз.32:5 - так, как любит Иегова: Его любовь приносит только пользу всем, кого Он любит - Римл.13:10.
А наша человеческая любовь и её неправильные проявления могут даже нанести вред тем, кого мы любим. Например, из любви к ребёнку мы оберегаем его от трудностей жизни и  всё стараемся сделать за него. В результате вырастает совершенно не жизнеспособный человек, впадающий в депрессии при малейшей неприятности.
       
Правильной любви
следовало обучаться заново . В проявлениях правильной любви израильтяне были младенцами, как и все несовершенные люди. Поэтому Иегова через правила поведения, изложенные в законе Моисеевом, объяснил им, что значит быть любящим человеком и как при этом действовать. Основная часть закона посвящена описанию видов проявления любви в различных житейских ситуациях . По благородным и порядочным поступкам израильтян, по их милосердию, почтительности, долготерпению и т.д. другие народы должны были заметить, что их отличает забота друг о друге и любовь .
      
Например, пред слепым запрещалось класть палку, чтобы ему не споткнуться, глухого запрещалось злословить, запрещалось накапливать обиду на ближнего своего и советовалось разрешать все недоразумения через доброжелательное общение и т. д. - Лев. 19:14,17.
        
Поступая по правилам закона, израильтяне чувствовали себя комфортно. Любящий человек, как правило, способен сострадать и сочувствовать, поэтому ему легче поступать по отношению к ближнему так, как того требовал Иегова. В заповедях -"Люби ближнего и не обижай ближнего" - заключалось главное пожелание Иеговы Своим детям - Лев.19:13,18, 25:17. Отец может радоваться за Своих детей только в том случае, если дети дружны и счастливы от того, что живут друг с другом.  Однако не обижать  друг  друга  им следовало научиться НЕ потому, что, обижая, они будут за это наказаны и не попадут в "книгу жизни", а потому , что они искренне НЕ ХОТЯТ   обижать  ближнего  из любви к нему,  потому,  что  не желание  обижать - стало  из  внутренними  убеждениями,  "срослось"  с  ними. 

Там, где присутствует любовь, отсутствует мотив - страх пред наказанием - 1 Иоан.4:18. О проявлениях правильной любви чрез поступки - см. 1 Кор.13:4-8. Правильно проявленная любовь предусматривала не только вежливое обхождение друг с другом, но и необходимость обличения (вразумления) ближнего в случаях, когда он нарушает принципы Иеговы, с целью, чтобы он  имел  возможность  "увидеть" свою неправоту,  обратиться от неё,  перестать  причинять  ею беспокойство  ближнему и сохраниться  для  Иеговы - Иез. 3:18,19, 18:28, Евр.12:5,6

7. Имел ли Моисеев закон недостатки?
(к началу)

Отмена Ветхого завета была предсказана Иеговой - Иер.31:31-33.
Он имел следующие недостатки - Евр.8:7:
               
1. Написан был не на "сердцах", а на скрижалях - не затрагивал внутренних убеждений израильтян - Псал.77:8б, 37.  Например, я  не  ворую  потому,  что  мне  запрещает  закон. Но  если завтра  закон  отменит  этот  запрет,  я  стану  воровать  и  буду  при  этом  себя  хорошо  чувствовать.
               
2. Не способствовал тому, чтобы израильтяне могли стать совершенными - Евр.10:1 или стремиться к совершенству. И вот почему:
а) кровь козлов и тельцов не могла компенсировать Иегове Адамова греха -Евр.10:4
б) "откупная" система расплаты за грехи, когда согрешающий мог "купить" для себя прощение жертвенным животным, охлаждала желание становиться лучше - Евр.9:9, 7:11,12
в) Заучивание ограниченного перечня пунктов закона и исполнение только их создаёт возможность не проявлять любовь во всех остальных ситуациях, которые законом не предусмотрены.
            
Например, законом запрещено класть палку перед слепым, но нет запрета на кирпич или камень. Можно не помогать ближнему нести тяжёлую ношу, так как такого пункта в законе нет. И т. д. Ограничиваясь в поступках лишь теми видами проявления любви, которые описывает закон, старательный исполнитель закона не развивает внутреннюю способность любить и не формируется в любящую личность. А, значит, в духовном отношении остаётся младенцем и перестаёт взрослеть - совершенствоваться, довольствуясь той степенью праведности, которую он достиг методом исполнения известных ему пунктов закона - Римл.9:31,32а и 10:3.
           
Таким образом он сам себя лишает возможности исполнить закон Иеговы , так как не исполняющий пункты  закона -  исполнил  закон Иеговы, а  любящий  исполнил суть Его закона - Римл. 13:8-10.
НЕ   любящий -  Бога  не  познал - 1 Иоан. 4:8
               
3. Не мог дать жизнь вечную даже тем, кто старался его исполнять  (мешал  порок  Адамом  и  крови  козлов  было  недостаточно  для  искупления  от  греха  со  смертью)- Гал.3:21, Евр.10:4-7)
               
4. Вызывал гнев у тех, кто ревностно следил за исполнением закона - Римл.4:15
а) У Иеговы, ибо Ему приходилось постоянно контролировать ситуацию. В этой системе несовершенных людей Он не может находиться  в  истинном  покое, ибо до тех пор, пока существует ограничительная черта (закон) -  всегда найдутся те, кто её переступит. Истинный покой возможен только при условиях: - Если нет черты - не может быть и преступления через неё - Гал.5:23  И  если нет нарушителей - Евр.8:11
б) У "держателей" закона Иеговы - от Иоанна 7:49 - у  израильтян, считающих себя ответственными надзирателями за тем, как народ исполняет находящийся у них закон. Однако их гнев был вызван не отсутствием возможности отдохнуть, а тем, что на нарушителей положено гневаться согласно закона
               
5. Участников Ветхого завета (кроме тех, кто присутствовал при заключении Ветхого завета) не спрашивали, хотят ли они жить по законам Иеговы и нравится ли им жить по Его законам. Достаточно было всего лишь родиться в семье израильтянина, чтобы на рождённого "свалилось" бремя обязанности исполнять Моисеев закон. Поэтому в Израиле иногда происходили печальные случаи неповиновения, которые наказывались смертью непослушных детей - Втор.21:18-21.
Из одного только чувства долга невозможно идти  путём Иеговы - вечность,  хотя  для  начала,  в  младенчестве,   достаточно  и  этого:  чувство  долга  дисциплинирует  и  приучает  к  борьбе  с  согрешениями.  Однако     христианин  - это   взрослая  стадия  Божьего  служителя,  на  этой  стадии  Божий  путь  жизни  уже  пора  и   полюбить.

На самом деле подобные недостатки были предусмотрены Иеговой, ибо сам закон был временной вынужденной мерой - Гал.3:19, обуздывающей и удерживающей похотливый несовершенный народ в рамках порядка до тех пор, пока по расписанию Иеговы настанет время прихода Христа - Гал.4:4, который должен был исполнить и букву и дух Моисеева закона - Матф.5:17

8. В чём отличие Нового завета от Ветхого?
(к началу)

Новый завет не является принципиально "новым" в том смысле, что Иегова пересмотрел Свои требования к Своему мирозданию и переделал для жителей Своей планеты законы бытия, изложенные в Моисеевом законе.
Просто  Ветхий  завет исполнился
на  Иисусе Христе - Римл.10:4, всё, о чём писали пророки Иеговы Ветхого завета, привелось Христом в исполнение - от Матф.11:13, Дан.9:24б, но жизнь текла далее. Историю человечества, продолжающуюся после первого прихода Христа, следовало организовать и далее - до его второго и последнего "пришествия" - Евр.9:28.

В  связи  с  этим  Иеговой был заключён Новый завет через Его посредника - Иисуса Христа -1 Тим.2:5, Евр.7:22 и распространялся на последователей Христа - всех, кто добровольно желал идти по следам Христа к Божьей системе вещей - 1 Петра 2:21, от Иоанна 14:6. Новый завет не отменил  ДУХ  любви  Моисеева  закона, напротив, закрепил его именно в любви - К  Иегове и ближнему - Марк.12:30,31, Римл.13:8-10.
       
Однако сам Новый завет имел некоторые отличия от Ветхого:
       
1. Написан не чернилами и не на скрижалях каменных, а духом Иеговы на сердцах христиан, то есть затрагивает внутреннюю сущность человека - совесть, помогающую различать добро и зло очами Иеговы - Евр.9:14, 2 Кор.3:3, Римл.2:28,29. То есть, исполнить, например, заповедь "не воруй" христианину помогает не закон запрета воровать, а внутреннее желание этого не делать,  (им руководит не пункт закона, а внутренняя потребность поступать правильно).
       
2. Способствовал организации жизнедеятельности общества, желающего научиться любви Божьей, наследовать жизнь вечную и состояние совершенства -1 Петра 3:10,11 Система организации общества Нового завета такая же, как и в Ветхом : жизнь народа Иеговы направлялась при помощи Его земных представителей - помазанников
       
3. Любовь продолжала быть отличительным признаком поклонников Иеговы - от Иоанна 13:35, 1 Петра  4:8, 1 Тим.1:5 с тою лишь разницей, что последователи Нового завета и Христа должны были усвоить дух любви в полной мере  и не только выглядеть любящими, проявляя любовь "по расписанию", но  и  быть любящими - Ефес.5:2, 1 Иоанна 4:11. Сам Иисус показал пример человека, любящего Иегову и ближних , отдав для них свою жизнь - от Иоанна 15:13,1 Иоан.3:16
       
4. В Новом завете Иегова явил Себя Своим поклонникам не через правила закона, а через характер, способности и возможности Иисуса Христа - от Иоанна 10:30, 14:7, в точности отразившего сущность своего небесного Отца - Колос.2:9
       
5. Ветхий завет описал,  что  значит  быть любящим ,  а  Новый завет показал, как - до какой степени - следует любить Бога и ближнего и до какой степени любит Сам Бог - от Иоанна 3:16, 1 Иоан.4:9
       
6. Новый завет способствовал тому, чтобы христиане могли стремиться к совершенству не дожидаясь совершенного тела- Евр.6:1, ибо был утверждён на крови Христа - от Матф.26:28, Евр.10:29, то есть кровь Христа "отмывала" грешных людей от их грехов в глазах Иеговы -1 Иоан.1:7
       
7. Новый завет не требует исполнения внешней стороны закона - БУКВЫ - пунктов Моисеева закона, касающихся обрядовой  части  закона  и  церемоний, связанных  с  жертвоприношениями или обрезанием,  как не требует и храмового служения - Деян.17:24, но требует исполнения ДУХА закона . Служители Нового завета должны отличаться от мира не по внешним видимым признакам, а по внутреннему - доброму сердцу, любящему Иегову и ближнего - Римл.2:28,29
       
8. Новый завет - это обещание верным последователям Христа наследовать право быть вместе с Христом в небесном правительстве Иеговы - Лука 22:29,16:16, для которого в последующий после смерти Христа период времени Иегове нужно будет набрать 144000 достойных последователей своего верного сына - Откр.14:1,4, Матф.20:23.
       
9. Участником Нового Завета может стать любой житель земли только по собственному желанию, если он полюбил путь Христа, Иегова никого не принуждает выбрать путь, ведущий к совершенству. Он лишь советует выбрать жизнь - Второз.30:19, ибо быть, да ещё и совершенным - несравненно лучше, чем не быть вообще - Екклес.9:4
       
Таким образом, Новый завет - это фундамент и сердце -ДУХ - Моисеева закона плюс ещё одно обещание - восстановить райские условия и совершенство для всех любящих Иегову при помощи небесного правительства во главе с Христом - Откр.20:4, 21:4

9. Имеет ли Новый завет букву?
(к началу)

Как было рассмотрено выше, один лишь фундамент не может быть использован по назначению, если его назначение - быть опорой строению, в котором могли бы жить люди. Фундамент у Нового и Ветхого заветов одинаковый - ЛЮБОВЬ к Иегове и ближнему, совершенным воплощением которой стал Христос.- 1 Кор.3:11, Ефес.3:19..
Для того, чтобы общество начинающих служителей Нового завета было организовано и успешно возрастало в познании сущности Иеговы через Христа, Новый завет содержит ряд рекомендаций, помогающих овладевать умением правильно любить Бога и ближнего во всех сферах жизнедеятельности. Эти рекомендации оформлены также, как и в Моисеевом законе, в виде БУКВЫ - в пунктах, например, Ефес.4:25-32, 5:1-4, 28, 6:1-9.

Однако,  буква  Нового  завета  отличается  от  буквы  Ветхого:
буква  Моисеева  закона  предназначалась  для плоти человека - внешних правил приличия, церемоний и обрядов - Евр.9:9,10, а  буква Нового завета  предназначается  для  обновления  духа человека ,  для  формирования внутренних  качеств, незаметных непроницательному человеку, но заметных всевидящему Иегове - от Матф.6:2-7, 16-18, 1 Петра  3:3,4, 1 Цар.16:7 б, чтобы в результате воздействия духа Нового завета "родился от Бога" новый человек - плод Божьего духа, для которого не нужно будет проводить ограничительную черту закона - Гал. 5:22,23 и объяснять, что пред слепым не следует класть палку. Правильно любящему сердцу и правильно воспитанной совести это будет понятно и без пунктов закона - Евр.8:10,11.

10. Кто является служителем буквы, и кто - служителем духа ?
(к началу)

Иисус Христос, придя на землю, увидел, что соответственно двум сторонам Моисеева закона, общество, считающее себя служителями Иеговы, разделилось также на две стороны или группы

1. Первая группа - это  служители Иеговы, обладающие физическим зрением - от Иоанна 9:40,41, уделившие пристальное внимание рассматриванию и изучению видимой части закона, многочисленным правилам - БУКВЕ, записанной в книге закона, и  на  этом остановившиеся, ставшие  СЛУЖИТЕЛЯМИ  БУКВЫ  и  считающими  себя  достаточно  праведными. 
       
В басне Крылова один посетитель музея, старательно рассматривая мелких мошек и букашек, не заметил слона. Но не потому, что слон не был заметен. А потому, что степень концентрации зрения на мелочи была слишком велика. Мелочь отвлекла его внимание от более весомой и значительной "фигуры", которую сложно не заметить.
Подобным образом, все почитатели правил Моисеева закона, имея желание служить Иегове, увлеклись рассматриванием "мелочи" - букв закона - и не смогли увидеть "слона", которого Иегова поставил  за буквами:  ведь  закон  был  дан  не  для  того,  чтобы  следить  за  тем,  кто  его  нарушает.  А  для того,  чтобы  исполнители  его  стали  любящими  людьми   - Матф.23:24.
       
Ярким примером СЛУЖИТЕЛЕЙ БУКВЫ являются руководители народа Иеговы - книжники и фарисеи - времён Иисуса Христа. Тесно сотрудничая со священниками - от Иоан.1:19,24, они были хорошо ознакомлены с содержанием Моисеева закона и учили народ поступать в соответствии с ним - Матф. 23:2,3. В основе их учения лежал закон Иеговы, поэтому они имели репутацию служителей Иеговы. Однако, их служение свелось лишь к соблюдению некоторых пунктов закона, удобных для исполнения и достаточных для приобретения репутации праведников в глазах несведущего в законе Иеговы общества.
       
Фарисейский дух или фарисейский подход, с которым они "трудились для Иеговы" - был разоблачён Иисусом Христом - от Матф.5:20, 23:28, Лука 6:26. Его ученики были предупреждены о том, что стать обладателем фарисейского духа - очень опасно для христиан - Лука 12:1 б, значит, служители Нового завета современности также подвержены опасности стать СЛУЖИТЕЛЯМИ БУКВЫ.

Какие черты имеют служители "буквам"?
Фарисей рассматривает служение Иегове как способ "заработать" Его одобрение. Чем больше "трудозатраты", тем большую порцию благосклонности фарисей ожидает получить от Иеговы. Такой подход неизбежно порождает презрение ко всем, кто не исполняет подобного труда - Лука 15:28-30, Матф.20:10-12 - и формирует в служителе Бога отличительные "признаки" фарисея, который:
       
А) Любит закон и его пункты, а не людей - от Иоанна 7:49, Ис.65:5. Полагает, что уже сам его статус как служителя Бога достаточен для того, чтобы Иегова и остальные члены Его общества были им довольны - Иер.7:9,10
       
Б) Не любит Иегову - 1 Иоанна 4:20, от Иоанна 5:42, в истине защищает прежде всего своё "удобство" и свои интересы - Иез.34:2 б -4, 18-21, Иоан. 11:47,48. В связи с этим в случаях, если истина Иеговы "неудобна" для восприятия и её принятие может нарушить сложившийся образ жизни, не хочет принимать её за истину Иеговы - Исаия 30:10, Иоан.12:42,43, 9:34
       
В) Не понимает, что не люди должны служить на "благо" закону, а закон должен быть полезен людям - Втор.10:13, Марк 2:27
       
Г) В ситуациях, когда присутствуют нужные "зрители" - поступает правильно - Матф.23:5. При отсутствии таковых - поступает, как сам считает правильным - Иез.8:12, Лука 16:15
       
Д) Более обеспокоен мнением "нужных" ему людей, нежели мнением Иеговы - от Матф.6:2, Иоанна 5:44 б.
       
Е) Активно ищет, за что обвинить соверующего и какой пункт подойдёт для того, чтобы его наказать - Лука 11:54, Марк 3:2, Матф.26:59,65,66
       
Ж) Искажает слово Иеговы   собственными  уточнениями, добавляя к требованиям Иеговы -свои, превращая закон Иеговы в закон человеческий - Марк 7:1-12, Ис.28:13, 29:13

 Фарисей всегда действует по шаблону и любая нестандартная ситуация может завести его в тупик. Например, современному фарисею было бы трудно решить, уступить ли место беременной женщине в автобусе или нет, ибо в законе об этом ничего не сказано. Часто их действия не поддаются логическому анализу: совесть фарисеев времён Иисуса не позволила им принять обратно деньги Иуды Искариота, однако она легко позволила убить Христа - Матф.27:3-7. Служение букве закона и нежелание постигать его дух превращает даже любящего служителя Бога в фарисея - законника. Словесный портрет "фарисея" - "буквоеда" приведён в "Пробудитесь" от 8 мая 98 г. стр.14: " Праведность без любви  - делает нас чёрствыми. Вера без любви - фанатичными. Власть без любви - жестокими. Долг без любви -  упрямыми. Аккуратность без любви - мелочными"
       

2. Вторая группа
:  к  ней относились некоторые из начальствующих - от Иоан.3:1,2, 19:38 и в основном - представители простого народа без амбиций - служители Иеговы, желающие учиться видеть больше, чем букву закона. Это желание развило в них внутреннее, духовное зрение и слух, что помогло им "вычислить" посланника Иеговы по его поведению и по необычным притчам, имеющим духовный подтекст - от Матф. 13:9-13, 36. Позже почти все они стали учениками Иисуса Христа и приняли дух истины, освобождающей от страха забыть какой-то 56-й пункт закона и из-за этого погибнуть - от Иоанна 8:31,32, 1 Иоанна 4:18
       
Эта группа людей понимает, что очень трудно бороться с греховными наклонностями несовершенной плоти - Римл.7:14-19, однако начинать перерождаться в Божьего человека следует не с "причёсывания" внешности, а  с  очищения внутренности - сердца и ума, склонных ко злу - Римл.7:21-24, от Матф.23:26, 15:19, Иер.4:14,   что  требует немалых усилий. Однако их усердие движимо правильными  побуждениями :  делая  добро,   они  не "заработать"  официальный  статус  праведника  стремятся,   а   из любви к Иегове  и  людям -  желают   сделать для них что-то доброе, полезное: распространить,  например,  знания о сущности Творца всем нуждающимся в них, и этим облегчить бремя безнадёжности и безысходности Его людям - Римл.4:2-8,14, 1 Тим.2:4.
       
Они обновляют  свои  внутренние  убеждения   духом ума своего и стремятся к совершенству - Евр.6:1, Ефес. 4:22-24, работая над "очищением" своих внутренних качеств, а всё, на что у них не хватает сил, они уверены, "добавляет" за них Иисус пред Иеговой от "своего" совершенного человеческого тела, преданного для них - 1 Иоанна 2:1,2. Они исследуют писание, стараясь поддаваться формирующему влиянию Божьего слова -"возрождаясь от него - Евр.4:12, 1 Петра 1:23, навыком приучают свои чувства к различению добра и зла, чтобы оно стало подобным Божьему - Евр.5:13,14 и от младенцев, научающихся сначала читать видимую букву Нового завета, подрастают до умения "читать" дух любви нового завета - понимать меру зрелости - "полного возраста" - Христа, который является воплощением совершенства в умении любить -Ефес. 4:13-15, 3:19;  1 Иоан 3:16. Эта группа называется христианами и является СЛУЖИТЕЛЯМИ ДУХА закона Иеговы.- Римл.7:6, 13:10

Какие черты имеют христиане?
        
А) Стараются любить людей, а не пункты правил -1 Иоан.4:7,8
       
Б) Любят Иегову и защищают Его интересы в духовной войне - Притчи 27:11, 2 Тим.2:3, в связи с этим принимают истину Иеговы даже тогда, когда её принятие "неудобно", и готовы к любым изменениям в привычном укладе жизни или в характере - Притчи 15:12,  Евр.12:5,6,11
      
В) Понимают, что не люди служат закону, а закон должен быть полезен. Если какие-то правила, установленные в текущей жизни, обременительны для людей, то они не основаны на принципах Иеговы - Деян.15:28,29, ибо путь Христов -не тяжёлое бремя - Матф.11:30, 1 Иоан. 5:3 б
       
Г) Стараются не искажать слова Иеговы, преподают слово истины верно - 2 Кор.2:17, 4:2, 2 Тим.2:15 и не требовать от людей больше, чем требует Иегова - Римл.14:1-5, 12, 13
       
Д) Ищут похвалу от Иеговы, мнение людей их интересует ровно настолько, насколько оно способствует исполнению воли Иеговы - Гал.1:10, 2 Кор.10:18
       
Е) Активно ищут за что "помиловать" и как помочь "оступившемуся" - Иак.5:19, 2:13, Матф.12:7, тем самым собирая, а не расточая "земное" имение для Иеговы - Луки 19:13-19, ибо Иегова любит миловать - Михей 7:18 б

11. Могут ли современные служители Иеговы стать служителями Буквы?
(к началу)

Так как "фарисеи" по духу и "христиане" по духу имеют различные представления о том, что значит быть служителем Иеговы, то в одной и той же ситуации они поступают по - разному. Ниже для сравнения будут приведены примеры одинаковых ситуаций из Библии и современного служения Богу и то, как в них поступают "фарисеи" и "христиане"

ТАК ПОСТУПЯТ ФАРИСЕИ ТАК ПОСТУПЯТ ХРИСТИАНЕ

1. Израильтяне едят с кровью мясо животных. Судьи:

Согласно пунктов закона их наказывают смертью - Лев.17:10-14 Учитывая обстоятельства, приведшие к нарушению закона, их прощают и оставляют в живых -1 Цар.14:33,41

2. Жена, ушедшая от первого мужа, после некоторого времени жизни с другим, возвращается к первому мужу. Муж:

Согласно пунктов закона - не принимает жену обратно - Второз.24:1-4 Из любви к ней - принимает обратно - Иер.3:1

3. Некоторые из отступнического Израиля времён Езекии ели Пасху, не очистившись от нечистоты. Их участь:

Истребление из среды Израиля за осквернение святыни и дома Иеговы - Числа 9:6-11,19:13 Учитывая, что в те времена 10ти коленный Израиль находился в глубоком отступничестве, Езекия был рад уже тому , что некоторые израильтяне осмелились вообще прийти на праздник, несмотря на насмешки одноплеменников, ибо расположили свои сердца к тому, чтобы взыскать Господа. Поэтому Езекия молил Иегову о прощении и Бог простил этот грех - 2 Прлп.30:5,6,10,11,18-20.

4. Давид приходит к священнику голодный и просит есть. Священник имеет только священные хлебы, которые согласно Закона не может есть никто, кроме священника. Священник:

Отказывает в хлебах и оставляет Давида голодным - Левит 24:5-9 Учитывая обстоятельства, в которых более негде взять пищи, кормит хлебами - 1 Цар.21:6

5. Иосиф, будучи праведным, узнаёт о беременности Марии, случившейся в его отсутствии, и предпринимает действия:

Отводит её к священникам для того, чтобы те наказали Марию смертью согласно пунктам закона - Второз.22:23,24 Пытается спасти ей жизнь - от Матф. 1:19

6. К Иисусу прикасается женщина, страдающая кровотечением. Иисус:

Отводит к священникам для наказания, те находят подходящий для этой ситуации пункт, и наказывают её за осквернение толпы и Иисуса -Левит 15:25-27 Излечивает её и отпускает - от Марка 5:25-34

7. Больной в субботу лежит в купальне. Иисус:

Ждёт до понедельника, чтобы не нарушать покоя субботы - Исх.20:9,10 Исцеляет в субботу - от Иоан.5:5-10

8. Пётр отрекается от Иисуса трижды. Иисус:

Отрекается от него - от Матф.10:33 Прощает его слабость и избирает на служение Богу - Гал.2:8

9. Брат приходит на проповедь без галстука. Собрат, с которым тот договорился идти в служение:

НЕ берёт его в проповедь, так как организация рекомендует ходить в проповедь одетыми прилично Идёт с ним в проповедь, не чувствуя дискомфорта

10. Для того, чтобы изучать Библию, заинтересованный выбирает из двух сестёр - одну. "Отстранённая" сестра:

Демонстративно не разговаривает с сестрой и игнорирует заинтересованную, так как изучение положено проводить вдвоём Продолжает общаться с обеими и радуется, что хотя бы с кем-то заинтересованный знакомится с Иеговой

11. Крещённому брату делает замечание заинтересованный человек. Брат:

Не обратит внимание на замечание, так как тот не принадлежит ещё к организации Поблагодарит за замечание и постарается уладить недоразумение

12. У сестры, общего пионера, возникла проблема с соверующей, которую сестра сочла нужным передать на рассмотрение старейшине. Старейшина:

Принимает во внимание мнение общего пионера , считая его авторитетным Внимательно исследует проблему на основании Библии. Примет во внимание мнение того, кто стремится поступать по принципам Иеговы

13. На вопрос " Что значит - благословится изучение?" брат ответит:

Изучающий будет принят в организацию Изучающий будет меняться в лучшую сторону по мере изучения и углубления в слово Бога

14. Старейшина считает собрание Бога:

Своим Божьим

15. Общий пионер подбирает для проповеди соверующего:

Общего пионера или ответственного брата, так как ему нужно определённое количество часов Соверующего, который желает научаться проповедовать

16. Крещённая сестра спешит на собрание, но по дороге встречает пожилую заинтересованную, которая просит помочь довести её до дома:

Отказывается, ибо не хочет опоздать на собрание Доводит до дома

17. На книгоизучении приводятся дополнительные к теме ссылки кроме тех, которые указаны в тексте. Руководитель книгоизучения:

Запрещает отклоняться от текста и рекомендует использовать при ответах только приведённые в тексте ссылки Поощряет размышлять над прочитанным и применять подходящие к материалу и другие ссылки

18. На вопрос, " Кто является духовно зрелым?" брат отвечает:

Общий пионер, ответственные братья Тот христианин, который обладает внутренними качествами духовно зрелого христианина -Гал.5:22,23

19. Брат планирует пригласить в гости соверующих. Выбирает:

Общих пионеров, ответственных братьев -Фил.2:21 Скромных, ничем не выдающихся и незаметных соверующих -1 Кор.12:22-24

20.Общество советует "распространяться" в собрании. Старейшина:

Заставляет соверующих при каждом посещении собрания менять место в зале Царств Поощряет к сближению соверующих через дружеское общение, совместные встречи, знакомство со всеми членами собрания

21. Соверующий, медленно передвигающийся на костылях, поднимается на 5й этаж в зал Царств и отдыхает. На нём - спортивный костюм. Старейшина, увидев его:

Отчитывает его за то, что брат пришёл на собрание не по "форме" - без галстука Радуется, что тот вообще пришёл на собрание, хвалит его за приложенные усилия, ободряет его в беседе с ним.

22. Пожилая сестра нуждается в уходе, имеет неблагополучного сына, который не желает о ней заботиться. На просьбу организовать дежурство возле этой сестры, старейшина отвечает:

Сестра - не истинная вдовица, мы не обязаны за ней ухаживать (приводит нужную библейскую ссылку -1 Тим.5:3,4) Посещает сестру, убеждается в её беспомощности, обращается к собранию и ближайшему книгоизучению с просьбой помогать сестре по мере возможности

В приведённой таблице  можно  заметить, что современным служителям Иеговы следует быть благоразумными  в ревностном исполнении предписаний организации, которая предполагает гибкое их применение. Иначе, увлекаясь чрезмерно рассматриванием пунктов, можно пропустить мимо своего сердца дух этих пунктов и, как в басне Крылова, упустить главное среди множества второстепенного. Христианин, имея дух фарисея, может постепенно стать служителем БУКВЫ Нового Завета даже в том случае, если проповедует 8 часов в сутки или является надзирателем.
       
Как сообщает Сторожевая Башня от 1 августа 94 г. стр.17 абз.6 - иногда поступки, оправданные законом, в нравственном отношении могут быть даже низкими.
      
Если современные служители Иеговы склонны поступать так, как описано в графе "Так поступят фарисеи", то есть опасность, что они - на пути служителей буквы - 2 Кор.13:5, Притчи 20:27 . В таком случае не следует обескураживаться, но следует срочно предпринимать решительные действия, чтобы оставить этот смертоносный путь. Каким образом этот путь приводит к смерти - см. ответ на следующий - последний вопрос.

12. Как полезная "буква" может стать смертоносной и убить?
(к началу)

По тому, как человек поступает, кому старается подражать в своём образе жизни, можно определить, кто является его учителем или духовным отцом. Если христианин стоит на пути служения буквам и имеет фарисейский настрой, он остаётся воспитанником своего плотского отца - Адама, не познавшего духа Иеговы.
Даже если такой христианин старательно прочитывает несколько глав Библии согласно своего личного графика или графика организации, духовное слово Иеговы не может оказывать на него положительного влияния, ибо скрыто от него за видимыми буквами.
Такой христианин перестаёт со временем формироваться в зрелый плод Божьего духа, помышляющий о духовном - Колос.3:1,2,5 - и остаётся незрелым - духовным младенцем.
       
Зрелый плод Божьего духа имеет ряд признаков подобно тому, как по признакам зрелости определяется зрелость древесных плодов, например, яблок. Признаки зрелости делятся на внешние и внутренние. Внешняя спелость яблока может быть обманчива. Это выяснится после того, как проникнешь внутрь яблока - попробуешь его на вкус.
Внутренняя зрелость - более достоверна. Именно поэтому, когда Библия даёт характеристику зрелому плоду Божьего духа - зрелому христианину - она обращает внимание не на внешние признаки зрелости, а на наличие внутренних качеств зрелой христианской личности - Ефес. 3:16,17, Гал.5:22,23. Ибо внешние - обманчивы - Притчи 31:30

Если судить лишь по внешним признакам, то по костюму, галстуку и приятным манерам, можно было бы причислить к служителям Иеговы и преуспевающих деловых людей, ибо в мире бизнеса принято иметь опрятную внешность и приятные манеры, способствующие привлечению клиентов.
       
К внешним или видимым признакам относится не только внешний вид, но также посещение встреч собрания, количество часов в проповеди и степень участия в делах собрания . Но мерилом христианской духовности является, конечно же, не статистические данные, а то, КАКИМ становится христианин под воздействием духовного слова Иеговы - Евр.4:12, подготавливающего к условиям нового мира - 2 Тим.3:17 - см. С.Б. от 15.06.95.
       
Христианин, имеющий дух фарисея и служащий пунктам закона, остаётся духовным младенцем и не может постигать глубоких духовных истин слова Иеговы, держась за поверхностную его часть - букву - подобно тому, как перестали понимать духовные наставления  Павла христиане из евреев - Евр.5:12 -14.

Оставаясь незрелым плодом, - служителем буквам - христианин может перестать быть последователем Христа,  а  это значит - погибнуть - Матф.24:13 даже если он служит в собрании народа Иеговы - Откр.3:1,2,4,9,15-17.
Таким образом полезная буква , предназначенная для помощи в созидании христианской личности, может оказаться  смертоносной  для тех, кто не захотел спешить к христианской зрелости -совершенству , а "застрял" на букве - Евр.6:1-3, 1 Тим.1:3,4.
       
Служение ДУХУ закона способствует созреванию и превращению в новую личность с полным "комплектом" внутренних качеств, отличающих служителей Иеговы - Гал.5:22,23. Таким образом служение духу животворит , ибо дух Иеговы - слово Его - истина -1 Иоан.5:6 - "творит" из несовершенного грешного человека, недостойного жить в системе чистого Бога - жизнеспособного человека нового мира -от Иоанна 6:63,  Евр.4:12, 2 Тим.3:16,17
       
Бог ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Так как в новом мире сопутствующие любви два качества - вера и надежда - исчерпают свою суть -1 Кор.13:13, а любовь - фундаментальная основа взаимоотношений между Ним и Его разумными творениями - останется навеки - 1 Кор.13:8, все Его служители должны также СТАТЬ ЛЮБОВЬЮ по своей внутренней сущности, по духу,  по  убеждениям - Римл.1:9, А Иегова - Бог, дающий становиться , поможет  в  становлении  христианином -   духом Своим и силою слова Своего - Евр.4:12, Иер.23:29


ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru