Свидетелям Иеговы
ГЛАВНАЯ    ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 24:  Христиане и  самозащита
(к началу)
1 вопрос: Можно  ли  христианину  заниматься   самому  или  отдавать  детей  в  секции,  обучающие  технике  самозащиты?
Ответ:  Жизнь  христианина  ценна  в  глазах  Бога.  Поэтому  если  его  жизни  или  жизни  близких  угрожает  опасность,  но   нет  возможности  избежать  её - имеет  смысл  прибегать  к  самозащите.
Бог,  например,  чтобы  помешать  слугам   Саула  и  самому  Саулу  убить  Давида -  обезвреживал  каждого  из  них  безопасным  для  их  жизни  приёмом  (делал  на  время  пророками,  не  способными  причинить  вред  Давиду, 1 Цар.19:18-24).
То  же  возможно  делать  и  тем,  кто  сталкивается  с  опасностью  для  своей  жизни  или  жизни  наших  ближних:  обезвреживать  безопасным  для  жизни  противника  способом  (убийство  недопустимо).

Естественно,  никто  не  рождается  с  умением  грамотно  защищаться. 
Если   быть  подготовленным  и  научиться  самозащите  в   какой-либо секции  подходящего  профиля  (бокс,  например,  неподходящая  секция;  единоборства - подходящая)  - можно   обезвредить  противника  так,  чтобы  не  причинить  ему  особого вреда.  Остановив  нападение,  можно  спасти  и себя  и, может, ближних.

Мотив - главное, что влияет на  Ваше  желание  пройти  обучение  по  самозащите  самому  или отдать  своего  ребёнка  в  подходящую  секцию.  Если  цель - научиться   самозащите  - то  почему  бы и нет?

Что  касается  обучения  детей:  при условии  ПРАВИЛЬНОГО наставления своего ребёнка  - грамотная  самозащита  не  противоречит  Библейским  принципам.
2 вопрос: Что  можно  сказать  в  разговоре  со  старейшинами -  для  обоснования   мнения   о  допустимости  занятий  в  приемлемой  спортивной  секции,  обучающей  самозащите?
Ответ:  Думаем, в  этом  Вам   может  помочь  статья  Общества  (точку  зрения  Библии  старейшины,  к  сожалению, не  уполномочены  принимать  без  подкрепления  публикацией).  Статья  показывает,  что  кулачный  бой  в  случае  самообороны -допустим. Не  допустимы  по  мнению  Общества   дзю-до,  например, карате  или  бокс,  так  как  их  удары  могут  быть  смертоносны.  Мы  же  считаем,  что  недопустим  только бокс  и  те  виды борьбы,  где  обороняться  означает  нападать  самим,  что  для  христианина  недопустимо. Восточные  же  единоборства  позволяют  как  раз  в  результате  самообороны  (отражения  ударов  без  использования  тактики  нападения)   грамотно  обезвреживать  противника,  не  нанося  ему  тяжёлых  телесных  увечий.

Можно  воспользоваться  статьёй  и  пояснить,  что  с  целью  щадящего  режима  самозащиты   и  ради  безопасности  нападающих  (чтобы  нечаянно  не  убить  противника)   -  почему  бы  не  пройти  обучение  по  безопасным  приёмам  самообороны,  если  есть  такая  возможность  в  такой-то  секции,  обучающей  отражению  ударов  без  нападения  на  противника?
Плюс -   статья  поможет  всем  свидетелям  Иеговы  расширить  свои  познания  о  поведении  христианина  в  разных  провокационных  случаях.

Скопируем всю  статью,  на  оф. сайте  её  не  найти.  Читайте статью (тексты,  касаемые  вопросов,  выделены  в  статье  синим).

СБ от 1 июня 1968 г. "Точка зрения христианина по самозащите"  

В МИРЕ, в котором преступления и насилие являются нечто повседневным, все больше размышляют о том, как можно бы защищать свою жизнь и свое имущество.
Этой проблемой должны заниматься сегодня все, также и ты. Если ты свидетель Иеговы, то для тебя следует из этого даже еще дальнейшая проблема: вражда, которую ты навлекаешь на себя твоей верностью к Иегове Богу.
Чтобы установить, как необходимо поступать, если дело идет о вопросе самозащиты, христианин, посвятившийся Иегове, чтобы творить Его волю, обращается к Слову Бога, к важнейшему источнику мудрости. Изучение Библии помогает ему познавать законы и принципы, которыми он должен руководствоваться - Тим. 3:16, 17.

Означает ли это, что христианин должен соблюдать закон, данный Богом древним израильтянам, и отплачивать раной за рану и ударом за удар, потому что это написано в Библии? (Исх. 21:24, 20). Нет, ибо христиане не находятся под этим законом. После смерти Иисуса Христа это законное устройство пришло к своему концу. Оно было заменено нечто лучшим, христианской системой вещей. Апостол Павел заявил, что Иисус есть "ходатай лучшего завета" и что Он «показал ветхость первого» (Евр. 8:6, 13). Павел сказал также: «Ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6: 14). В случаях, когда христианское требование основывается на том же принципе, как требование того закона, может, конечно, быть помощью установить, как поступали тогда в таком случае.

"Люби ближнего твоего, как самого себя"
Иисус сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:39). Так, как должно любить своего ближнего, так должно любить и самого себя, т.е. должно защищать свой дух и свое тело от вреда. Христианин, поэтому, не должен напрасно рисковать своей жизнью, ибо это не чтило бы Бога. Так как христианин посвятился Богу и дал обещание посвящать свою жизнь творению воли Бога, то он должен бы защищать ее, чтобы быть в состоянии служить своему Создателю - Рим 12:1.
Иисус не напрасно пожертвовал Своей жизнью. Однажды его слушатели «исполнились ярости, и вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, … чтобы свергнуть Его». Старался ли Иисус убежать? Конечно! Сообщение гласит: «Но Он, прошел посреди них, удалился» В той толкотне Иисус мог удалиться и спастись - Луки 4:28-30.
Также и апостол Павел любил свою жизнь и защищал ее. Он несколько раз ускользнул из опасных ситуаций (Деян. 9:23-25; 14:5, 6). Даже когда он был задержан, он старался достичь освобождения, требуя суда кесарева - Деян. 25:11.
В этих случаях дело шло об изложенном Иисусом принципе, когда Он сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф. 10:23). Христианин, таким образом, старается, если возможно, избегать трудностей. Тогда для него вообще не возникает вопрос, как он должен бы защищать себя.

Избегай трудностей
Также и в случаях, в которых мы преследуемся не из-за веры, действительны те же самые общие принципы. Предположим, что в городе, в котором ты живешь, вспыхнул бунт или другие волнения. Что должен бы ты делать? Ты можешь уклониться от опасности. Как? Может быть, что не всегда возможно оставить этот край, но можно удалиться в какой-либо дом, в котором мы были бы в безопасности, и можно оставаться там до того времени, пока не минет опасность. В Притчи 26:17 говорится: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору». Кто следует этому совету, тот не подвергает себя опасности стать жертвой волнений этой злой системы вещей. Он не идет также из любопытства близко к местам, где разыгрывается такое, но он по возможности избегает их. Таким образом он защищает себя.

Также хорошо по возможности избегать, чтобы не быть втянутым в ситуацию, в которой стало бы необходимым защищать себя. Предположим, что ты встретишь на улице, в каком-либо общественном транспорте или, быть может, на твоем месте работы какого-либо сварливого человека. В таком случае мы должны поступать согласно принципу: «Где нет больше дров, огонь погасает» (Пр. 26:20). В противоположность этому «кроткий ответ отвращает гнев» (Пр. 15:1). Приветливым, спокойным словом ты, быть может, укротишь гнев данного лица и избегнешь трудностей.
Но что же, если сварливое лицо не унимается мягким ответом? Притчи 17:14 отвечает: «Оставь ссору прежде, нежели разгорелась она». Как христианин, если возможно, бежит от преследования, так он должен отстраняться от неразумных лиц, чтобы, если возможно, избегать трудностей.
Чтобы избегнуть трудностей, когда мы находимся в пути, стараться не подвергаться напрасно опасности. Будь осторожным в опасных местах, особенно ночью. Ты должен, быть может, изменить свою профессию, чтобы защитить свою жизнь, потому что ты поздно приходишь домой и проходишь опасную местность. Применение христианских принципов может, таким образом, поможет тебе избежать трудностей.

Личные встречи
Иногда, однако, невозможно уклониться от трудностей. Может даже быть, что какой-либо вооруженный разбойник днем приблизится к тебе. Что можешь ты делать в таком случае? Ты можешь постараться поговорить с ним разумным образом, удостоверив, например, его в том, что ты христианский проповедник, если ты являешься свидетелем Иеговы. Это уже часто приводило к тому, что христиане более не утруждались и могли остаться без вреда.

Но что же, если этим не достигается успех и данное лицо полно решимости добиться денег во что бы то ни стало? Тогда спроси себя: «Что важнее: мои деньги или моя жизнь? Могу ли я служить и впредь Иегове без денег, которые я имею в бумажнике или в кошельке? Могу ли я служить Иегове без жизни?» Ответ, очевиден. Жизнь гораздо ценней, нежели деньги. Было бы поэтому глупо рисковать жизнью ради денег. Ввиду того, что многие разбойники сегодня не страшатся применить насилие, если жертва оказывает сопротивление, мы проявили бы практическую мудрость, если бы мы отдали деньги.
То же самое относится и к случаю, когда вор вторгается в квартиру. Он, быть может, вооружен и ты, может быть, не имеешь возможности призвать на помощь полицию. Вор, может быть, желает лишь денег или других материальных вещей. Сопротивление может в крайнем случае повести к тому, что некоторые из твоих родственников будут ранены или даже убиты. Было бы поэтому глупо стараться разыгрывать героя, чтобы защищать материальные вещи. Сохранение твоей жизни и жизни твоих родственников важнее.

Но что же, если к тебе обращается преступник, который тотчас же пускает в ход кулаки? В таком случае разумный разговор и мирная выдача материальных вещей, быть может, не достаточны. В таком в высшей степени критическом положении христианин имеет право защищать себя. Если он не может вырваться или если на него нападают в его квартире, то он может отражать удары или каким-либо образом защищать себя, чтобы отделаться от нападающего. Если идет дело о нескольких или даже, множестве нападающих, то такая защита, может быть, конечно, безуспешной.
Удар, совершающийся с целью самозащиты, может, правда, повредить нападающему. Если такой удар приводит нападающего к смерти, то это должно бы во всяком случае произойти ненамеренно.
Христианин, ненамеренно убивающий таким образом нападающего на него, должен сознавать серьезность того, что случилось. Он должен познавать, что он при этом инциденте, хотя и ненамеренно, взвалил на себя вину кровопролития, и он должен поэтому с кротостью просить Бога через Христа о прощении.
Что же можешь ты сделать, если твои родственники или твои духовные братья и сестры подвергаются нападению в твоем присутствии? Ты мог бы, насколько это тебе возможно оказывать сопротивление, если нет какой-либо другой помощи. Ты из-за этого подвергнешь, может быть, опасности твою жизнь, но Иисус сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). Смотря по обстоятельствам, может быть лучше позвать кого-либо на помощь, вместо того чтобы справляться одному с ситуацией. Если твои родственники, и твои христианские братья подвергаются нападению со стороны большего количества злодеев, то может быть наилучшим позвать на помощь полицию, насколько это возможно. Необходимо поэтому поступать соответственно обстоятельствам. Даже при той же, самой ситуации могут отдельные поступать различно. Каждый должен сам решать, как он, опираясь на то, что он знает в данный момент о ситуации, должен поступать наилучшим образом.

Попытка изнасилования
Что должна ты делать, если ты, как христианка, несмотря на твою осторожность, подвергаешься нападению со стороны насильника? Что могла бы ты сделать, если ты не в силах отделаться от него, разговаривая разумно с ним или призывая имя Иеговы? Как христианка ты обязана оказывать сопротивление. Это включает в себя, что ты кричишь и по возможности бьешь тревогу, чтобы обратить в бегство нападающего и призвать помощь. Если нападающий не оставляет тебя в покое и ты не можешь оторваться от него и убежать, то ты можешь в крайнем случае причинить ему даже вред. Ты должна во всяком случае оказывать ему сопротивление, ибо он желает не только денег, но стремится растлить тебя. При этом речь идет о сохранении твоей непорочности по отношению к законам Иеговы. Ты, таким образом, ни в коем случае не должна позволить изнасиловать тебя, не постаравшись кричать, ибо это было бы подобным блудодейству - 1 Фесс. 4:3.
Здесь действителен изложенный во Второзаконии, глава 22, принцип. Там говорится: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти». Почему должна была девушка подзаконным союзом умирать в таком случае? Мы читаем дальше: «Отроковицу за то, что она не кричала в городе». Если она не старалась кричать, то думали, что она была согласна с безнравственным поступком. Если же она кричала и оказывала сопротивление, но все же была одолена, то тогда она не становилась соучастницей в этом поступке: «Отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее» - Втор. 22:23-27.
Было ли бы нечто иным, если бы мужчина был вооружен и угрожал бы тебе смертью, если ты отказывалась отдаться ему? Нет, Писание показывает ясно, что христиане обязаны ’бежать блуда’ (1 Кор. 6:18). Ты можешь, конечно, подвергнуть себя из-за этой опасности смерти. Но ты не имеешь гарантии, если ты отдашься нападающему, то он не убьет тебя, чтобы не быть обнаруженным.
Христианские женщины поступают мудро, если они делают все возможное, чтобы избегнуть всякой опасности быть изнасилованной. Так как ты знаешь, что мораль современного поколения падает все ниже, ты должна быть особенно осторожной. Избегай быть в пути после наступления темноты в опасных местностях. В Екклесиаста 4:1-2 говорится: «И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется». Обращай также внимание на твою одежду. О женщине, одевающейся вызывающе и обольщающе, как это сегодня водится, думают, что она ведет беспутную жизнь, а благодаря этому она подвергает себя трудностям.

Христианская женщина может, однако, все же быть изнасилованной одним или несколькими нападающими, несмотря :на всякую осторожность и сопротивление. Это случилось недавно в государстве Малави. В ходе некого преследования там изнасиловали подлые, зверские мужчины, главным образом малолетние, большое количество христианок. Эти женщины подвергались нападкам, потому что они стойко отказывались заниматься политической деятельностью и таким образом оставить свою непорочность по отношению к Иегове. Так как нападающие были в численном превосходстве, они были одолены, несмотря на их сопротивление и на сопротивление их мужей и других христианских братьев. Но христианские мужчины и женщины оказывают даже при таких обстоятельствах сопротивление и доказывают таким образом, какую они имеют установку.
Христиане, однако, должны очень сдерживаться, чтобы после такого нападения сохранить свое равновесие и не принять меры возмездия, думая, что это то же, что сеть самозащита. Было бы уместно постараться судебным образом достигнуть своего права, но не было бы по-христиански после нападения хотеть отомстить: «У Меня отмщение и воздаяние», говорит Иегова (Втор. 32:35). Думай о том, что Иегова точно осведомлен о вреде, причиненном его служителям. Не можем ли мы думать, что великий Бог справедливости в Свое время сведет счеты с данными лицами? Мы можем, быть уверенными, что Иегова вот вскоре истребит нераскаивающихся злых.

Мы можем также быть уверенными в том, что Иегова вознаградит Своих служителей, сохраняющих свою чистоту, вечной жизнью в Своей новой системе вещей. Они достигнут духовного и телесного совершенства, и все, что им прийдется претерпеть ради сохранения их чистоты по отношению к законам Бога в качестве христиан, со временем изгладится из их памяти. Иегова возместит Своим служителям за весь вред, так что они не будут более вспоминать жестокие казни на римских аренах, в немецких концентрационных лагерях и вызванные зверскими преследователями унижения (например, в Малави). «И прежние [вещи, НМ] уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). Всегда хорошо вспоминать слова Иисуса: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» - Луки 12:6, 7.

Должно ли прибегать к оружию?
Такие преследования служителей Иеговы вызвали у многих вопрос, должны ли они вооружиться оружием, револьвером или ружьем, чтобы защищать себя и родственников.
Конечно, древний народ Израиль употреблял иногда буквальное оружие. Но как уже упомянуто, христиане не стоят под законным союзом. Они находятся под более высокой, под христианской системой вещей, особенно под законом любви (Иоан. 13:34, 35). Они перековали «мечи свои на орала, и копья свои - на серпы» (Ис. 2:4). Как же они могли бы снова взяться за оружие и все-таки называться христианами?
Не мог бы христианин, вооружающийся с целью самозащиты, убить невиновного и таким образом стать перед Иеговой виновным в кровопролитии? Случилось уже также, что разбойники употребили свое оружие и убили свою жертву, потому что они видели, что она была вооружена. Не имея оружия, она, быть может, была бы лишь ограблена, но не убита. Владение огнестрельным оружием означало уже для многих семей не спасение, а смерть, когда, например, выстрел был вызван детьми.
Вооружались ли Иисус и Его последователи в ожидании нападений? Из 2 Коринфянам 11:23-27 ясно видно, что апостол Павел часто бывал в опасных местностях. Считал он необходимым иметь при себе смертоносное оружие, чтобы защищать себя или молодого Тимофея, путешествовавшего вместе с ним? Можем ли мы представить себе, что апостолы или Иисус проповедовали наивысший закон, закон любви, и были при этом вооружены мечами или копьями?
Согласно историческим записям последователи Иисуса до излияния святого духа в Пятидесятницу имели лишь один раз оружие при себе на Елеонской горе. Почему они имели тогда при себе оружие? Они взяли его с собой по повелению Иисуса (Луки 22:36-38). Почему должны были они взять его с собой? Чтобы Иисус мог внушительным образом показать, что Он, если пожелал бы этого, мог бы прибегнуть к плотскому оружию, чтобы защищать Себя. Но Он не сделал этого! Напротив, Он порицал того, кто употребил свое оружие словами: «Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Матф. 26:51, 52). Иисус, таким образом, показал, что Он не старался защищаться таким оружием. Павел сказал позже: «Оружия воинствования нашего не плотские» - 2 Кор. 10:4.

Этот принцип, не иметь при себе плотское оружие для самозащиты, служит в действительности даже часто защитой. Каким образом? Потому что употребление смертоносного оружия при известных условиях гораздо больше вредит христианам, нежели приносит пользу. Если служители Бога вооружались бы и стреляли на преследующих их врагов, то они по всей вероятности накликнут и навлекут на себя всю ярость полиции или даже правительственных войск. Из-за этого могут, при известных условиях, быть убиты гораздо больше христиан, нежели если они были бы невооруженными. Были ли бы они в странах, как например в Мозамбике, приняты как мирные беженцы, если бы они были вооруженными?
Как же необходимо смотреть на т.н. искусство самозащиты, как например на бокс, карате и дзю-до? Применением одного из этих методов можно убить другого голыми руками, почему руки обученных в этом искусстве людей рассматриваются часто как смертоносное оружие. Когда Иисус был подвергнут нападению, Он не защищал себя опасными карате-ударам и Он не старался приемами дзю-до положить на спину Своих противников. Иисус и Его последователи не тратили время на то, чтобы быть обученными в безоружной самозащите. Библия дает христианам совет: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24). Думай также о том, что тот, кто обучен в безоружной самозащите, в трудных ситуациях скорее склонен применить силу, нежели делать все возможное, чтобы избегнуть применения силы. Нет, такая подготовка противоречит духу слов в Римлянам 12:18: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».



ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru