Свидетелям Иеговы
ГЛАВНАЯ    ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 18: "Отказ от переливания крови:существуют ли библейские основания для этого?"
(к началу)
1 вопрос: Почему  свидетелям  Иеговы   нельзя  брать  пример  с  Христа  в  том,  чтобы  жертвовать за  братьев  своих  - своей  жизнью? Если  «нет большей любви, чем отдать   душу свою за брата», то  что  плохого в  том,  чтобы  не всю  жизнь,  а  часть  её  в  виде  крови – отдать  умирающему?  Разве не проявление это любви?
Ответ: Этот  ход  рассуждений,  к  сожалению, сегодня  очень  популярен  среди  свидетелей Иеговы, нашедших   для  оправдания  своей  личной  позиции  о  переливании  крови – лазейку в  разъяснениях   Анатолия  Ададурова:  если  Иисус  положил ВСЮ  душу (отдал ВСЮ  жизнь,  ВСЮ  кровь)  ради  спасения  от  смерти  братьев,  то  что  плохого  в  том,  чтобы  пожертвовать частью  своей  души (жизни)  в  виде  200-300 мл. крови? (в  данном  случае  использовано  Библейское  тождество:  душа = жизнь = кровь (Лев.17:11,14, Мтф. 16:25)

Если  не  вдуматься  в  то,  что  предлагает принять  на  вооружение  А.Ададуров – то  весьма  трогательно  и  правдоподобно  звучат  его слова: 

Вновь читаем слова Христа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". "Положит душу",- значит, отдаст жизнь… А, если бы, представилась возможность спасти жизнь, душу, кровь друга ценой не всей твоей жизни, не всей твоей души, не всей твоей крови, а, скажем, ценой 200-300 граммов? И ты, отдав не всю свою жизнь, а отдав 200-300 граммов крови, спас бы всю жизнь, всю душу твоего друга? Как, в этом случае, Бог посмотрел бы на твой поступок? Неужели ты можешь предположить, что Бог не одобрил бы тебя? (Тетраграмматон – знак  Божьей любви, глава 7, раздел «Воздерживаться  от  крови»)

Однако,  рассмотрев  ВНИМАТЕЛЬНО,  КАК  Иисус исполнил  эту  заповедь  о  любви,  пожертвовав  ради  человечества  своей  жизнью – можно  выяснить,  почему  это  разъяснение нельзя  применить  для  оправдания  разрешения  переливания  крови.  

Выясним ответы  на  вопросы:

1) КОМУ Иисус  отдал  ВСЮ  свою  жизнь (кровь) – братьям  ли?  

2) КАК  мы  можем  брать  пример   с  Христа  в  этой  заповеди о  наибольшем  проявлении  любви? 

1) КОМУ Иисус  отдал  ВСЮ  свою  жизнь (кровь) – братьям  ли?   

Смысл примера любви Иисуса для нас - не в 200гр.  И  не  в  5 л.  жертвования  крови  (в  среднем – у  мужчины)  для брата, а вот в чём:

Иисус  отдал ВСЮ свою жизнь   и  все  свои  литры  крови -   БОГУ,   НЕ  братьям!!!,    для того, чтобы его братья     в  веке  БУДУЩЕМ  (НЕ в  этом  веке!!!!)   могли  иметь  жизнь  вечную,  ИСКУПИВ  этой  жизнью  Адамов  грех.  Нужны  ли  Богу  наши  200 -300 мл.  для  продления  жизни  нашему  ближнему? Понятно,  что  нет.  

Если  считать,  что  примером  пожертвования   своей  крови  Богу  -  Иисус  Христос   дал  нам право  жертвовать  свою   кровь  брату  -  то  мы  рискуем  совершить   беззаконие,  НАРУШИВ  запрет  Бога  о НЕОБХОДИМОМ  МИНИМУМЕ  Нового Завета,  в который   входит ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ КРОВИ  - Деян. 15:28,29 .  Так,  пожалуй, можно и любое беззаконие  ради благородной цели – под  видом  спасения   чьей-то или своей жизни - оправдать:   убийство, например, оправдано  в случае угрозы жизни, воровство - в случае сильного голода, ложь   или предательство - ради спасения чьей-то   или  своей  жизни  также,  выходит, оправдано и т.д.   
НЕ думаем, что ЭТОТ поступок Христа можно приводить в качестве  Библейского  ОСНОВАНИЯ  для спасения жизни человеческой ценой беззакония,  неважно - какого.  Жизнь  наших  братьев,  как  и  наша,  уже   спасена  ЦЕНОЙ КРОВИ  ХРИСТА  -  для  ВЕКА ГРЯДУЩЕГО –Марк.10:30.

А  наша  собственная  кровь,  увы,  малоценна  и  не  только  не  спасает, но  и  погубить  брата  может,  если  отторгнется  его  организмом  или  заразит скрытым  заболеванием   (даже  если  не  брать  во внимание  духовную  сторону  данного  действия).  Вот  несколько роликов из новостей,  в которых  показаны  некоторые  последствия  от  переливания  крови,  любопытные  факты.                          

                                           

                             

                             

                              

                              

Есть  ещё  один  момент:  если  использовать  тождество:  душа = жизнь = кровь,  то,  переливая кровь  брату, ты кому отдаешь   свою  душу?  Выходит,  брату.   А твоя  душа   кому принадлежит? Только  Богу!   А  то,  что  принадлежит  Богу  -  возможно  ли  отдавать  брату?    Такие  вот  ещё  размышления   к  этому  вопросу.

Другое  дело  выяснить,  является  ли  БЕЗЗАКОНИЕМ  употребление человеческой   крови  в  медицинских  целях?   Ведь  запрет  на  кровь  имел  место только  для   употребления  в  пищу   крови   животных:  употреблять  кровь  человеческую   в  пищу -   и  в  голову  бы  не  могло  прийти  Израилю,  как  и  переливать  кровь  животного,  впрочем,  тоже  не  может  прийти  в  голову  медикам.  Хотя  о наших  медиках  можно  и  поспорить.   Но  это – отдельный  вопрос,  мы  разберём  его  в  ответе  на  3 вопрос.

2) КАК  мы  можем  брать  пример   с  Христа  в  этой  заповеди о  наибольшем  проявлении  любви? 

Корень ЛЮБВИ ХРИСТА к грешному человечеству в  том,  что  ценой своей жизни   Иисус  захотел  вернуть  его  Отцу,  примирить  с  Ним, и тем самым - обеспечить   человечеству источник вечного счастья  в  будущем -Псал.35:10

Если  мы  отдаём ВСЮ свою жизнь ТАКЖЕ для ЭТОГО - для того, чтобы люди могли  жить вечно в  будущем  благодаря крови Христа - то ТОГДА мы берём в ЭТОМ пример с Иисуса.

Вот  почему мы, например, НЕ считаем для себя ВОЗМОЖНЫМ приводить пример пожертвования Иисуса своей жизнью из  Иоан15:13 и разъяснять при этом,  что так как Иисус потратил всю свою кровь (4-5 литров) и отдал её Богу для спасения жизни братьям в веке будущем (ибо в этом - все смертны), то  и   нам можно и нужно  тратить  200мл. крови  для спасения жизни братьев  в веке сём.

2 вопрос:  Приведите, пожалуйста, пример, когда,   жертвуя  свою  жизнь,  можно дать человеку возможность жить вечно
Ответ:    Пример  Павла  хотя  бы:

Деян.20:24  Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией -

1Кор.9:22  для немощных был как немощный, чтобы приобрести (для Отца) немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти (от смерти) по крайней мере некоторых  

1Тим.2:4  
 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины

2Пет.3:9:   .. долготерпит нас (Господь)…, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию

Можно ли дать из любви к ближнему  бОльше, чем ПОКАЗАТЬ ему ПУТЬ к ОТЦУ,  к  покаянию  и жизни вечной - с Ним?  Павел и апостолы  именно  ЭТОМУ  посвятили  всю  свою  жизнь,  можно  сказать – пожертвовали  своей  жизнью,  СОБОЮ,  ради    счастливого  будущего человечества.  Ради того, чтобы НЕСТИ в мир благую весть  - они   рисковали своей жизнью, терпели поругания и побои, голод и нужду  и  отказались  благоустраивать   свою  личную   жизнь.   В  этом смысле - прежде всего возможно  исполнить  пример  любви  Христа  и  положить  душу  свою  за  братьев.

Понятно, что если есть возможность спасти жизнь кому-то  в  буквальном  смысле  здесь  и  сейчас  каким-либо  Божьим способом -   прооперировать,  например,  вовремя,  не  дать с голоду  или  от  жажды  умереть,  не  дать  замёрзнуть,  помочь  выйти  из  депрессии,  не  довести  никого  до  самоубийства  и т.д - это само собой разумеется.

Иисус, чтобы привести человечество к Отцу - всей жизнью своей пожертвовал:
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши - 1Пет.3:18

Если мы идём по следам его - то и мы посвящаем свои жизни тому, чтобы приводить своих ближних к Отцу из любви к ним и к Отцу, который ожидает их возвращения домой. Есть ли у нас что-то ценнее нашей жизни, которую мы можем ДОБРОВОЛЬНО посвятить служению Отцу и братьям своим  вместо  того,  чтобы  расходовать  её  на  свои  личные  удовольствия? Не думаем.

3 вопрос: Как  вы  относитесь  к  переливанию  крови  и  использованию  фракций  крови?
Ответ:  В  отношении  переливания крови - мы согласны с ОСБ в этом:  запрет воздержания от крови - приведён в ОДНОМ  РЯДУ с  указанием воздержания от блуда и  идоложертвенного - Деян.15:28.  Учитывая,  что  кровь  как  животных,  так  и  человека  -  является  основой   их   жизни (душа  ВСЯКОГО  тела – в  крови  как  животного,  так  и  человека,  и  неважно – ИЗ  КАКОГО ТЕЛА - кровь  - Быт.9:3-5, Лев.17:14)   -  мы  не  сочли  возможным  для  себя  распространить    запрет на  воздержание  ТОЛЬКО  от  крови  животных.   НЕ  воздержание от  крови   В  ПРИНЦИПЕ   -  согласно  слов  апостолов  -ТАКОЙ  ЖЕ грех  по  весу,  как  идолопоклонство и  блуд.

Мы  не  считаем   для  себя  возможным  думать, что "несколько граммов крови  от  ВСЯКОГО  тела  внутрь" – не  безнравственно, так  же, как  и  "несколько мгновений блуда" - не безнравственно (грубо, конечно, но наглядно).

Но  это  наше  личное  мнение. 

Ещё  интересный  момент  в  пользу  запрета  на  употребление  крови  ВСЯКОГО тела: 

В Моисеевом законе есть еще один вариант использования крови (точнее мяса необескровленного  животного):

Втор.14:21:  Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. 

Возникает вопрос: если согласно Быт 9:3, 4 закон о недопустимости есть кровь относится  ко всем людям, то почему в Моисеевом законе такая поблажка к "иноземцам"? 

В СБ (2004 15.09. с. 26 Примечательные мысли из книги Второзаконие) стихи из Втор. 14:21 объяснялись тем, что иноземцы не находились под Моисеевым законом и могли  использовать  такое  мясо  "в различных целях",  мягко  намекая  на  то,  что  они  могли   такое  мясо   и  не  есть,  а  использовать  для  одежды,  кормления  собак  и  т.д.   Хотя   текст  Писания    говорит  именно  о  том,  что  иноземец  ПУСТЬ    ЕСТ  такое  мясо, а  не  только  использует  для  одежды  и  т.д -  в  «различных  целях».

Однако  остаётся  вопрос:  почему  же  тогда  ТАКОЕ  отличие  в  требованиях  к  людям?   Иноземец  времён  Моисеева  закона   не  мог  знать  запрета  на  мертвечину:  Ною  не  было  дано  никаких  указаний  насчёт  мертвечины  (необескровленного животного).   ТОЛЬКО  ДЛЯ  НАРОДА  Иеговы   было  разъяснено  в  подробностях,  как  обращаться  с  кровью  ВСЯКОГО ТЕЛА.   Стало  быть  разрешение  есть  мертвечину  тому,  кто  ничего  не  знает  о  Божьих  требованиях  -   подчёркивает  ВАЖНОСТЬ   требований   СОБЛЮДАТЬ     ЗАПРЕТ  на    употребление   крови  внутрь   ТОЛЬКО    ДЛЯ  НАРОДА  ИЕГОВЫ,  просвещённого  на  этот  счёт  во  всех  подробностях.   С  того  человека,  кто  не  является  частью  Его народа  -  и  спроса  невелик.  А  с христиан   будет  спрошено  за  это. 

Вот  потому-то  и   оправдать употребление   крови  от  ВСЯКОГО ТЕЛА  -  внутрь  ради спасения жизни в веке сём - мы думаем, это то же самое, что и оправдать любое другое беззаконие ради спасения жизни в веке сём (убийство и воровство).  Тем  более,  что  применению  крови  в  лечении - есть  альтернатива:   бескровная  медицина.
В  настоящее  время  в  Америке,  например,  гражданская  и  военная  медицина  ратует исключительно  за  бескровный  метод   лечения  больных,  придя  к   выводу  о  его   бесспорном   преимуществе   именно  по  причине  отказа  от  переливания  крови  свидетелей  Иеговы.

                            

Единственно, пожалуй, с чем мы не согласны в учении ОСБ о крови - это с заморочками  по фракциям, молекулам и элементам крови  и  лишением общения  тех,  кто  принимает  всё  же  решение  использовать  препараты  на  основе  крови  или  переливать  кровь.  Почему?  На основании четырёх   моментов:

1)   Бог велел обескровливать животное настолько, насколько это было ВОЗМОЖНЫМ в принципе, учитывая, что кровь в виде миоглобина и остатков в мышцах - всё равно неизбежно остаётся,    и  её  в  толще мяса  - ничуть  не  меньше,  чем  в  мед. препаратах.  В  ампуле  актовегина,  думаем,  гораздо меньше остаточной крови  животного,  чем  в  котлете,  к  примеру,  или  печёночном  паштете.

Существующая  ещё  со  времени  ВЗ   технология обескровливания   самых  крупных   кровеносных сосудов животных  -   позволяет   без  фанатизма    освободить  от   крови   тушу  животного   В  ОСНОВНОМ,  а  всё,  что  сверх этого - та  кровь, которая в связанном состоянии  в  мышцах  в  виде,  скажем,  миоглобина   - не в счёт, она называется мясом  и  входит  в  его состав  .

Так вот, кровь основного русла и является ОСНОВОЙ жизни животного и символизирует ЕГО ЖИЗНЬ.   В задохнувшемся животном  или  мертвечине   кровь из русла не вытекает - сворачивается из-за недостатка кислорода, а потому такое животное - нельзя было есть. (о вреде крови - не говорим, хотя она и вредна на самом деле в плане пищи из-за массы патогенных микроорганизмов, вызывающих многие заболевания).  Мясо  животного,  обескровленного  по  технологии,  так  или  иначе  содержит  остатки  крови,  но  тем  не  менее  народ  Иеговы  всегда   употреблял  в  пищу  такое  мясо.

2)  Наличие  принципа: всё,  продаваемое на торгу,  ( кроме откровенной крови,  понятно),  ешьте БЕЗ всякого исследования - 1Кор.10:25  (хотя  тут  Павел  говорил об  идоложертвенных  частях  мясной  туши,  однако  принцип  покупки-продажи  того,  что  употребляется  в  пищу -  распространяется,  думаем,    и  на  обескровленное  мясо и  на  пирожки  с  мясом  из  неизвестно  кого,  и  на  колбасы  из  неизвестно  кого).   Павел не советовал до фанатизма перебирать   продаваемое на торгу,  иначе риск умереть от голода - велик: фанатичная совесть всегда найдёт, к чему прицепиться.

3) Как  известно,  такая  фракция  крови  как  лейкоциты -  в большом количестве содержатся в молоке кормящей женщины, там даже больше лейкоцитов, чем в соответствующем количестве крови. В крови насчитывается от 4000 до 11000 лейкоцитов на кубический миллиметр, тогда как в молоке матери в первые месяцы кормления может быть до 50000 лейкоцитов на кубический миллиметр   Это в 5-12 раз больше, чем в таком же объеме крови (данные  справочника)

Выходит,  что  грудной  ребёнок  употребляет  в  пищу  фракции  человеческой  крови  в  виде  лейкоцитов,  однако  такой  вид  вскармливания  предусмотрен  Богом  и  нигде  запрета  на  грудное  вскармливание  молоком,  содержащим  фракции  крови -  в  Писании  не  найти.

Выходит,  что  вопрос  по  использованию  фракций  крови – также  не  достаточно  изучен  для  того,  чтобы  иметь   Библейские  основания  запрещать  употреблять  их  для  лечения.

4) В  Библии  записано   лишь   отношение  к  употреблению  В  ПИЩУ   крови  ЖИВОТНЫХ.  Можно  на  основании  этого  прийти  лишь  к  выводу,  что  и  переливать  кровь  животных – нельзя,  но,  как  нам  кажется,  до  этого  даже  и  современная  медицина  не  додумается.   Съедать  кровь  животных  даже  в  виде  мед. препарата  типа  «Гематогена» - также  было  бы  неправильно  с  точки  зрения  этого  места  Писания –Деян. 15:28.   

С  запретом  на    употребление  в  пищу  крови  человеческой – как  бы  проблем  нет.  Остаётся  только  один  вопрос об   использовании  крови   человеческой   в  медицинских  целях.   Но  на  это    -  прямых   запретов  нет,  хотя,  как  нам  кажется,    глупо  даже  и   думать,  что  они  могли  бы  быть.  ДОСТАТОЧНО  того,  что   Бог  показал  принцип  «душа  ВСЯКОГО  ТЕЛА – в  крови» -Лев.17:14.  И  «ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ  от  крови».  Значит  нет  различия  между  тем,  тело  животного  или  человека  используется  для  добывания  из  него  крови – от  любой  крови  надо  ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ  и  всё.   

Но  поскольку   всё  же  НЕТ  никаких  ПРЯМЫХ  указаний  насчёт  запрета  переливать  кровь  человеческую  -  совесть тех,  кто  сталкивается  с  вопросом  жизнь  или  смерть -  всё  же   может  допустить,  что  в  отсутствии  такового – есть  маленькая  лазеечка  для  разрешения  попытки  спасти  жизнь  через  переливание  крови,  особенно,  если вспомнить   также  и  Библейский пример  экстремальной   ситуации  с безнаказанным   употреблением  крови  -1Цар.14:32-34.  

Однако  даже   на  этом  примере     мы  не  имеем  права      РАЗРЕШАТЬ  планировать  переливание  крови  для  экстремальных  ситуаций,  ибо  это  называется  ДАВАТЬ УСТАНОВКУ  и  ПЛАНИРОВАТЬ  нарушение  запрета  Бога  на  кровь.  Одно  дело,  когда  точно  знаешь,  что  переливать  кровь  нельзя, но  не  выдержал  давления  и  перелил,  и совсем  другое  -  если  в  голове  план  по  спасению  умирающего  через переливание  крови.

В  связи с  этими  размышлениями  считаем,  что    безнравственно  лишать  общения  тех,  кто  НЕ  ПЛАНИРУЕТ  переливать  кровь  и  НАУЧЕН  ПРАВИЛЬНО,  но    в  экстремальной  ситуации  не  выдерживает  тяжести  возможной   утраты    принимает  решение   переливать  кровь  ради  спасения  жизни. 

Каким  методом  решать  проблему  спасения  жизни  в  критической  ситуации – каждый  христианин  решает  ПО  СВОЕЙ  СОВЕСТИ.    А  за  решения  по  совести нельзя  лишать  общения.

Но  как  бы  то  ни  было -  УЧИТЬ  тому,  что  переливать  кровь  Бог  разрешает  на   основании  того,  что  Иисус  отдал  за  братьев  своих   5  литров  крови,  и  нам,  значит,  не  надо  жалеть    своих   двухсот  миллилитров -  НЕПРАВИЛЬНО,  не  по  Библии  и  есть  отступничество   от  Божьих  принципов   отношения   к  крови  ВСЯКОГО  тела.

4 вопрос: через какие фракции крови могут передаваться инфекционные заболевания?
Ответ:   Возбудители инфекционных заболеваний поселяются и хорошо себя чувствуют в плазме, в основном. Есть возбудители, которые сами поедают эритроциты, тромбоциты и лейкоциты, значит, надо думать оставляют на  этих фракциях (в  самих  себе)   "отпечатки своих зубов" - инфицированные участки. А некоторых - поедают лейкоциты, стало быть, фракции и сами могут быть напичканы возбудителями, закидав   съеденные   микробы в  свой   "желудок".  
Методы фракционирования крови и получение из них лекарств - на 100% не обеззараживают инфицированные участки, так что, надо думать - через любые фракции инфекции  могут передаваться.  Например,  интереферон   лейкоцитарный  человеческий – сами  медики  редко  используют  из-за  риска  заразиться  СПИДом. 
В  этом  видеоролике  рассмотрены  некоторые  аспекты  выявления  инфицированной  крови,  на  самом  дели  - риск   её  использования  велик  по  многим  причинам,  в  том  числе -  человеческий  фактор  безответственности,  легкомысленного  отношения  к здоровью  пациентов,  не  говоря  уже  о  примитивности  оборудования  и  условий  хранения  крови.

                             

Если  кто-то,  учитывая  возможность  наличия  «неблагополучных»  фракций   и   опасаясь  заразиться  каким - нибудь  заболеванием через  кровь,  принимает  решение  и  от  фракций отказаться  -   это   благоразумно,  по  крайней  мере.

А  быть благоразумным -  всегда   угодно  Иегове.  Только  к  исполнению  требований  Иеговы  в  отношении  фракций  - такое  решение  не  относится,  запрета  на  фракции  Он  не  давал (напомним  о  грудном  вскармливании)

Есть,  правда,    такие  сыворотки  и  вакцины,  где опасность не  применения превышает опасность применения:  например,   противостолбнячная.  В  таких  случаях  также  вопрос   выбора  -  остаётся  вопросом  совести   для  выбирающего

Справка Данные  об  изменении  точки  зрения  Общества  на  использование  фракций  крови
  Данные  взяты  с  сайта   "Дискуссионный Клуб ДВА" : Насколько  достоверны  эти  данные  - не  можем  судить,  не  всё  проверяли,  но похоже,  что  всё  так  и  обстоит.

Подборка переведена из
The Free Minds Journal. Vol. 17, № 4, Fall 1998.

1892 г. Первое упоминание проблемы крови. По мнению Рассела, запрет в 12-й главе в книге Деяний апостольских был временной мерой для развития единства в переходный период от иудейской эры к христианской эре (WT1 . 11/15/1892, c. 349-352).

1923 г. Статьей под заглавием «Вакцинационное мошенничество» положено начало выступлений «Сторожевой башни» против вакцинации (Golden Age2. 1/3/1923, с. 211). «Таким образом было убедительно доказано, что такой болезни, как бешенство, не существует» (Golden Age. 1/3/1923, с. 214).

1925 г. Вакцинации осуждены и запрещены (Golden Age. 4/8/1925, с. 424).

Через две недели вакцинация превозносится как «Одно из величайших достижений современной медицины» (Golden Age. 4/22/1925, с. 455).

Человек, который часто сдает кровь для переливания, заслуживает похвалу (Golden Age. 7/29/1925, с. 683).

1931 г. «Вакцинация является прямым нарушением Вечного завета, который Бог заключил с Ноем по завершении Потопа в книге Бытия (9:1-17)…» (Golden Age. 2/4/1931, с. 293).

«Любой человек, обладающий разумом, должен понять, что Бог возражал совсем не против поедания крови, но против соединения крови животного с кровью человека» (Golden Age. 2/4/1931, с. 294).

1936 г. Статья с нападками на открытие Пастера: «Водобоязнь (бешенство) является более душевным мошенничеством, чем реальностью… Пастер не лечит водобоязнь, он заражает ею» (Golden Age. 9/23/1936, с. 814).

1940 г. Рассказ о докторе, который в ситуации угрозы жизни пациента пожертвовал литр своей крови. Доктор изображается героем (Consolation1. 12/25/1940, с. 19).

1945 г. Появляется первая статья, осуждающая переливание крови от человека к человеку. Однако переливание не запрещается (WT. 7/1/1945, с. 198 – 203).

1951 г. Судебное «дело Лабренца» впервые привлекает внимание американских средств массовой информации к позиции «Сторожевой башни», осуждающей переливание крови (Awake!2 5/22/1951, с. 5).

1952 г. «Сторожевая башня» отменяет свой давний запрет и начинает позволять вакцинации (WT. 12/15/1952, с. 764).

1958 г. В статье пишется, что хотя переливание крови и осуждается, но человек, прибегнувший к нему, не заслуживает изгнания из общины (WT. 8/1/1958, с. 478).

1958 г. Позволяется в виде исключения переливать кровяные сыворотки и изготовленные из крови препараты (WT. 9/15/1958, с. 575).

1961 г. Происходит коренная перемена: переливание крови объявляется нарушением, влекущим за собой немедленное «отлучение» от общения (WT. 1/15/1961, с. 63 – 64).

Пожертвование своих органов после смерти объявляется личным делом совести каждого человека (WT. 8/1/1961, с. 480).

«Если это кровь или любая составная часть крови, то этого нельзя… Но божественный закон применяется независимо от того, цельная это кровь или составная ее часть. Бог не дал кровь человеку, чтобы тот ее использовал» (WT. 9/15/1961, с. 557, 559).

1964 г. «Свидетелям Иеговы» запрещается позволять ветеринару переливать кровь своим домашним животным, а также запрещается кормить домашних животных пищей, в которой содержится кровь (WT. 2/15/1964, с. 67).

Запрещается использование удобрений, в которых содержится кровь (WT. 2/15/1964, с. 127 – 128).

Пояснение относительно использования удобрений, содержащих кровь: хотя это не позволяется для личного использования, «свидетели» могут использовать эти удобрения, если это является приказом не входящего в секту начальника (WT. 11/15/1964, с. 681).

Врачам – «Свидетелям Иеговы» позволяется переливать кровь не входящим в секту пациентам, так же как мясники и бакалейщики могут продавать кровяную колбасу не «свидетелям Иеговы» (WT. 11/15/1964, с. 682-683).

1965 г. «Свидетелям Иеговы», страдающим гемофилией, сообщается, что их болезнь излечивается употреблением арахиса (Awake! 11/22/1965, с. 19).

1966 г. Переливание крови называется людоедством (WT. 7/11/1966, с. 401).

1967 г. Поворот на 360 градусов в отношении пересадки органов: теперь она запрещена и приравнена к людоедству (WT. 11/15/1967, c. 702; Awake! 6/6/1968, с. 21).

1971 г. Опубликована статья, в которой буквально заявляется, что плотское физическое человеческое сердце является вместилищем и производящим органом наших человеческих чувств и эмоций (WT. 3/1/1971, с. 134-137).

1975 г. Относительно лечения гемофилии кровяной плазмой «Общество сторожевой башни заявило»: «Конечно, настоящие христиане не прибегают к этому лечению, ибо они повинуются библейской заповеди воздерживаться от крови» (Awake! 2/22/1975, с. 30).

Докторам – «свидетелям Иеговы» более не позволяется переливать кровь пациентам – не членам секты, кроме как в случае, когда им приказано сделать это, также, как и владельцам магазинов запрещено торговать табаком и кровяной колбасой. Но «Свидетели Иеговы» могут делать это, повинуясь служебному приказу начальника (WT. 4/1/1975, с. 215).

«Многие люди могут отказаться от переливания крови хотя бы на основании того, что оно является пересадкой органа» (Jehovah's Witness and the Question of Blood , с. 41).

1978 г. Теперь «Сторожевая башня» позволила использовать полученные из плазмы белки в качестве «восьмого фактора», который используется для лечения гемофилии (WT. 6/15/1978, с. 30).

1980 г. Возвращение первоначальной позиции относительно пересадки органов. Теперь она вновь считается личным выбором каждого человека (WT. 3/15/1980, с. 31).

1984 г. Отмена заявления 1971 г. о том, что физическое сердце является вместилищем человеческих чувств и эмоций. Теперь об этом говорится лишь как о символе (WT. 9/1/1984, с. 6 – 7).

5 вопрос:

Что касается взрослого человека,  способного  принимать  решения  в  связи  с  переливанием  крови - ход  мыслей понятен.   Но  как  быть с  детьми?
В  Израиле понятно,  что  детям  никто не  предоставлял  выбора самим решать: все обязаны были выполнять требование закона. 
Вправе  ли  служители Иеговы решать  судьбу  детей  относительно  лечения  с  применением  крови?  Одно дело – воспитание,  и  совсем  другое  - жизнь ребенка  (ведь его  жизнь  не принадлежит  мне  как  отцу).  Хотел  бы  увидеть  по  этой  теме  ваше  мнение.

В  связи  с  вопросом  жизни и  смерти  маленьких  детей  возникает  множество эмоций.  И  когда  приходится  принимать  решения,  от  которых  зависит   здоровье  и  жизнь  наших  детей – чувства  выступают на  первый  план, это  естественно:  дети -  самый  дорогой  дар  в  нашей  жизни  от  Господа. 

Но  для  того,  чтобы  непредвзято  рассмотреть   отношение  Бога  к  этому  вопросу   и   выяснить,  насколько  простираются   полномочия   родителей  в  принятии  таких  решений   - нужно  сформулировать  правильный  вопрос.

Если  отбросить   все  эмоции  и  включить  здравый  ум,  то  правильных   вопросов  насчитывается  всего  лишь  два,  и   звучат   они   так: 
1) Имеем  ли  мы  право  нарушать заповеди  Бога  ради  спасения  жизни  своим  маленьким  детям? 
2)  Кто  должен  принимать  такие  решения:   мы  или  наши  дети?
Отвечая  на  эти  вопросы,  мы   не  будем  пытаться  определить  тяжесть  вины  свидетеля  Иеговы,   поступившего  так  или  иначе.   Мы  лишь  покажем  Божьи  принципы,   которые  стоило  бы  учесть  в  случае,  если  приходится  принимать       решение  по   спасению   жизни  ребёнка  с  помощью  переливания  донорской  крови.   

1) Имеем  ли  мы  право  нарушать заповеди  Бога  ради  спасения  жизни  своим  маленьким  детям? 
Этот   вопрос:   «спасать  ли  жизнь  своим  детям  ценою нарушения заповедей Божиих?» -   должен,  по  идее,  стоять   пред  свидетелем  Иеговы  -  прежде всего  остального  (имеем  ввиду,  что  все  свидетели  Иеговы  твёрдо  уверены:  Богу  неугоден  метод  лечения,  связанный  с  переливанием  донорской  крови)

Напомним:  ситуация  со  спасением  жизни  Своего  сына   Иисуса  Христа,  возникшая  пред  Богом -  аналогична  ситуациям  по  спасению  жизни  наших  детей.   
И  Бог  в отношении  Своего  сына  - принял  решение  не  спасать  его   ценой  нарушения  Своей же  заповеди,  сказанной  для  Христа,   но  воскресить его.  Такое  же  решение  Бог  принимает  и  в  отношении  каждого  Своего  земного  служителя,  стремящегося  стать  Ему  сыном:  Он  не  избавляет  от  страданий  и  смерти  ни  одного  христианина,  но  намерен  воскресить  его,  в  том  числе  - и наших  детей.

Итак,  стОит  или не  стОит  спасать  ли  жизнь  своим  детям  ценою нарушения заповедей Божиих?
Размышляем:  к  примеру,  есть верный  шанс  спасти   жизнь  ребёнку  -  обратившись  к  знахарю  или  экстрасенсу.      
Или  для  спасения   жизни  ребенка  придётся  либо   украсть  дорогостоящие  препараты  (нет  денег  на  них)  -  или   украсть  деньги. 
Или,  как  происходило  в  концлагерях  со  свидетелями  Иеговы:  для  спасения  жизни ребёнку  -  нужно  было  всего  лишь  отказаться  от  желания  поклоняться  Иегове    (шантажировали  жизнью  детей).
Какой  выбор  возможен,  по-вашему,   в  этих  случаях?    

Вы  можете  сказать,  что,  дескать,   это  же  не  одно  и  то же!  Однако  вспомним,  что  всякое  беззаконие  - это   грех.   Не  имеет  значения,   ценой  какого  из  беззаконий   -  «платить  за  сохранение  жизни  своему  ребёнку:  ни  одно  беззаконие  Богу  неугодно.  
Дьявол,  например,  добивался   от  Иисуса  Христа  нарушения  хотя  бы  какой-нибудь  заповеди  Божией.   

На   первый  вопрос  «стоит  ли  вообще  спасать  жизнь  в  принципе -  путём нарушения  Божьих заповедей?»  - есть  прямой ответ  в  Библии  от  Иисуса Христа:
кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
 (Мтф.16:25, 26)

Вы  можете  сказать,  что  речь  здесь  идёт  о  собственной  жизни,  о  принятии  собственного  решения.  И  хотя  это  -  общий  принцип  в  отношении  сохранения    жизни  любого  христианина, тем  не  менее,  имеет  смысл  рассмотреть  ответ  на  второй  вопрос:  кто   должен  принимать решение  в  случае,   если  это касается  жизни  наших  детей?

2)  Кто  должен  принимать  такие  решения:   мы  или  наши  дети?
Для  того,  чтобы  понять ответ на  второй  вопрос,  постараемся рассмотреть     случаи,  когда  родители- христиане  обязаны   брать  на  себя  ответственность  решать  что-либо  вместо  детей:  нормы  добра  и  зла  в поведении   детей  -  с  самого  начала   зарождения  человечества   установил  Отец.  
Бог-Отец  не  разрешил   детям  самим  принимать  важные  решения,  они  не  способны  здраво  и  масштабно  мыслить,  они  так  устроены,  чтобы  слушать  наставления  Отца  в  том,  как  им  поступать ради  их  же  блага.  

Вспомним,  например, отца  Исаака,  верующего  Авраама:  он  не  интересовался   мнением  своего  сына  и  не  отчитывался  пред  ним,  когда  вёл   его  в  качестве  агнца  на  гору,  исполняя  заповедь Бога.  Хотя   такое  решение  Авраама  откровенно   угрожало  жизни  юноши.    

То  же  самое  касается  и  христианских  семей:  в  них  муж  и   отец  -  это  глава,  господин,  ибо  он -  слава  Бога  и  «проводник»  не  своих  личных,  а   Божьих  наставлений  для  всей семьи  (1Кор.11:3,7). 
Поэтому  от  детей  ожидается,  чтобы  они  повиновались  (полностью  подчинялись)  своим   верующим   родителям:

Дети, повинуйтесь  своим  родителям   в  Господе,  ибо  сего  требует  справедливость. (Еф.6:1)
Этот  принцип  повиновения  детей  родителям,  ходящим  в  Господе,  показывает, что  если  родители  - верующие,  то  они  не  могут  (не  должны)  принимать  неправильных  решений,  тех  решений,  которые  были  бы  неугодны Господу.              

Думаем,   все  согласятся,   что  родители - христиане  обязаны  нести  и   несут  полную  ответственность  пред  Богом   за  то,  чтобы  их  маленькие  дети  не  крали,  не  хулиганили,  не  лгали  и  т.д. -   не  нарушали  никакие  Божьи  заповеди,  в том  числе  - воздерживались  от  крови.
Эта  заповедь - не  исключение,  ибо  является  Божьей  заповедью,   предназначенной  для  пользы  человека,  как  и  все остальные  Его  заповеди.

Если  мы  и  наши  дети  соблюдаем  в  этом  веке   заповеди  Бога,  то  польза  от  соблюдения  их  -  жизнь  вечная  в  веке  грядущем  благодаря  Христу  Иисусу.
Если нет – то  есть  риск  всего  этого  лишиться  (см.  принцип  для  1  вопроса, Мтф.16:25, 26). 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru