Разбор книги Иаков.5 глава



 
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Иакова -
1  глава

Иакова главы: 1 2 3 4 5

Предисловие
Соборное  послание  святого апостола  Иакова.  Использованы  фрагменты  комментариев  Женевской  Библии,  Баркли, Лопухина  и  Библейские  словари.

Если не  указано  иначе – места  Писания  приведены  в  Синодальном  переводе.

Женевская,  об  авторе:  Иаков,  брат Иисуса.  Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15), в Гал. 1:19 именуется "братом Господним". Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном (Гал. 2,9). В  Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса (Мф. 13,55; Мк. 6,3). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения (Ин. 7,5). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения (1 Кор. 15,7). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его "Иаковом Праведным", говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. по Р.Х. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезипп  также  сообщает, что он был низвержен с крыши храма.

1:1  Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.
Нельзя  сказать,  что Иаков  был нескромным, называя  себя  рабом Божиим. Он знал, что посвятил жизнь свою служению Богу и чувствовал сам в себе, что иначе жить не может. Об этом он не стеснялся и не опасался заявлять всем, кто знал его  и  кто мог  бы  наблюдать  за  ним  с  целью  уличить  его  в  каких-то тайных  грехах. Такое  представление  себя   как  «раб  Божий»  накладывает  большую  ответственность  на  каждого,  кто  заявляет  о  себе так.

1:2- 4  С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

Иаков   призывает   христиан   радоваться,  причем  повод  для  этого, казалось бы,   выбран   безрадостный.  Понятно,  что когда  у нас  всё хорошо и успешно   в жизни,  мы  имеем  немало  поводов  для радости.  Но  какой же повод для  радости, причем великой,  можно  найти  тогда,  когда  попадаешь  в различные  искушения  и  испытания?   Иаков   показывает  немалый повод для радости:  радоваться  нужно не тому, что на христиан могут наваливаться различные испытания  на  прочность  веры  и  убеждений,  а  РЕЗУЛЬТАТУ  этих  испытаний.   Ведь   мы  испытываемся  здесь  не  ради  опробования   испытаний (уж  если  должно  быть  соблазнам).  Испытания имеют конкретную цель  -  сформировать   из  нас  личность,  достойную  вечности.

В  результате,  например,   закалки – воздействия    контрастных  холодных  и  горячих температур   и  пресса  ковки  -  металл  приобретает полезные свойство: прочность.

Христианин, выдерживая  контраст  и  прессинг проблем  века  сего,  НЕ СОГРЕШАЯ  при  этом - становится  прочным,  надёжным  для Бога  и соверующих,  терпеливо  переносящим  массу неприятностей.

Терпение - одно  из  самых  полезных  качеств по созиданию христианской личности: научившийся терпеть ВСЁ, что выпадает терпеть, не возмущаясь и не согрешая – способен  достичь совершенства ещё в веке этом. Однако  оно -  одно из самых тяжело  приобретаемых внутренних  качеств  человека.   Ибо  многие готовы  на  разовый  и быстрый  подвиг,   на то,   чтобы   быстропроходящее  испытание  вытерпеть.  А изо  дня  в  день  бороться  со  всевозможными  искушениями  и  со  своими несовершенными  умом,   языком  и  телом  -  легко  только  в  теории.

1:5,6   Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

бывает,  что  не  хватает  мудрости  принять решение терпеть,  хочется быстрее  всё порешать, а порешать  без  нарушения принципов Божьих – не получается.  В этом  случае молитвы  к  Богу могут  помочь  принять  правильное решение. Главное при этом – быть уверенными  в том, что правильно – это терпеть проблемы, а  не решать  их,  согрешая.

Уверенность  в правильности  выбранного решения - необходима  для того, чтобы Бог  имел возможность  эту  решимость укрепить. Хуже, если сомнения закрадываются:  а  обязательно ли терпеть,  если  можно  всё же  порешать своими  методами?  Ведь  весь мир  так живёт  - и   ничего.

1:7  Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
В   случае   сомнений  Бог не сможет укрепить христианина в том, в чём он и сам не уверен. До тех пор, пока решение не принято и  гложат сомнения – правильно или нет – Бог не знает, ЧТО изберёт христианин.  Он может помочь только в ПРАВИЛЬНОМ  выборе.
Как  зависание    на  компьютере   не  даёт  возможности  производить  какие-то дальнейшие действия  с    компьютером,  так   и  с  «зависшим»  в  сомнениях христианином  сложно  Богу  «работать»,  потому  пусть  и  не  мечтает  такой христианин  получить  помощь Иеговы  для  решения  своих  проблем не Его методами.

1:8    Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
«Зависший»   в  сомнениях  и  нерешительный  христианин – ненадёжен для Бога,   ибо никогда не знаешь, что от него ожидать,  да  он   и  сам  на  себя  зачастую  положиться не может,  как  флюгер  ведёт себя,  куда  ветер – туда  и  он  поворачивается.

Если уверенность в правильности  пути  Христова - его не убеждает ,  то  ему  и  доверить  ничего нельзя: на  его  решение  могут повлиять  любые  случайные  факторы.

1:9-11  Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

Одним из  серьёзных  испытаний  для амбициозных  христиан  может стать отсутствие авторитета и  материального  благополучия  в  обществе.  Иаков предупреждает, что не  беда быть никем  с точки  зрения  человеческой,  ибо возвышает Бог.  Но  и  богатым быть – вовсе  не гарантия благоволения  Бога  (у  иудеев  богатство  всегда  было  признаком  благоволения  Бога).  Век богатого   может  стать таким же скоротечным  и  бессмысленным, как  век выгоревшего  от зноя цветущего луга,  и  не  помогут ни  авторитет,  ни  деньги  избежать исчезновения  тем   богатым, которые  живут  по собственным представлениям о жизни  (идущим своими путями).

 А  потому  быть верным Богу  -  лучше,  чем  быть богатым. Ибо верность  наша  пойдет  свидетельствовать  Богу за  нас,  а богатство  - не пойдет.

1:12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Любовь  к  Богу напрямую  связана  с перенесением испытаний.  Ибо сила любви помогает  переносить   многие  испытания.  Ведь, по человеческому рассуждению говорим – ради  того,  кого   мы  любим,  мы  готовы  многое  вытерпеть  (не на словах,  а   на ДЕЛЕ).   А  потому    то, как  мы стараемся  испытания,  связанные  с  сохранением  верности  Богу,   переносить  -  показывает нашу любовь к    Нему не на  СЛОВАХ , а  на  ДЕЛЕ. 

Ни  один  христианин   не  испытанным  не останется.  Но  венец  жизни получит  только тот, кто пройдёт через испытания  и  не  согрешит сознательно.

Если  наша  жизнь размеренна, благополучна и комфортна - не расслабляйтесь: это плохо. Испытания  должны быть.  А если их  нет – вполне вероятно, что мы просто  давным-давно выпали  из поля  зрения Бога   и  неинтересны Ему настолько,  что  даже  испытывать  нас  уже нет смысла.  Чем ближе христианин к  Богу,  тем  более  заметной  мишенью для дьявола  он становится: не хочет дьявол  детей  века  сего – Богу отдавать, нацеливает  на  них стрелы свои. А если  стрел  нет – значит, и без  стрел  он  -  свой  дьяволу .

Можно  посмотреть  такой  наглядный  пример:
Вся наша жизнь - это примерно океан мирских сует.  И до тех пор, пока человек барахтается  в океане  мирских  сует  на  среднем  уровне  всех живущих  земли – дьявол  не  суетится,  этот уровень  века  сего – его устраивает: мирские заботы и проблемы,  развлечения  и  жизнь  по собственным  правилам  в   глубинах мирского  океана  сует.  Это  всё - итак его путь. 

Но  как  только  кто-то  возвышается  над  уровнем  океана,  выныривает, так сказать,  из глубины  массовой  пучины  мира,  становясь  ближе  к   Богу - всё, таков  становится  заметен дьяволу  и  превращается  в  мишень  для его раскалённых  стрел. 

Но  и это ещё не всё: как  рыба  в  океане – по слоям  проживает от низов до высот,  так  и  в океане  сует – слой  Божьего  народа  на  самой поверхности, Ближе  всех к Богу:  над  океаном чубы,  можно  сказать, торчат,  так себе, маленькие  мишеньки    массового  масштаба 
Но  если  кто-то  в непорочности  поднимается  выше  чубов,  с  головой,  к примеру,  над поверхностью  появился – всё, тут  ему тяжёлая  артиллерия от дьявола  готовится,  только держаться  каждый  день  успевай.  

Именно поэтому, думаем,  и невозможно  христианину  жить припеваючи  в  веке  этом .  А    если живёт  христианин   припеваючи – значит,  в  глубинах  мира  сего барахтается,  над поверхностью океана  сует – не  возвышается,  ну  чуб  разве что   видно.  А то,   может,   и  того  не  видно . 

1:13   В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом   Бог  устойчив  к влиянию  на  Него  зла,  Его  никто  и ничем  не  может  соблазнить, побуждая  ко  греху.  Поскольку  Бог  сам  не  поддаётся  греховному   влиянию,  то  и  христиане,  желающие  отражать  Его  качества  в  своём  образе  жизни  -  должны  быть  так  же  устойчивы,  как  и  их  небесный   Отец.  А  если  кто  и  поддался  плохому  влиянию -  то  Бог  здесь  ни  при  чём:  сами  виноваты,  как  покажут  дальнейшие  тексты. 

и Сам не искушает никого,
Бог никого не провоцирует на грех,  никому  не  посылает  плохих  мыслей,  не  насылает ни на кого специально какие-либо неприятности  или  соблазны с  целью  выяснить,  а справимся  ли  мы  с  ними  или  нет, не нарушая Его принципов?  Он никогда  и  никого  не  побуждает  творить  зло.    Единственное, в чём Бог имеет отношение ко всем нашим неприятностям – так это  в  том, что Он допустил  век  правления  станы,  где  сам    по  себе  христианский  образ  жизни  сталкивается  с  множеством    проблем,  плюс  к  этому  - на  каждом  шагу  «расставлены»   соблазнительные  ловушки,    ибо  соблазнам   должно  быть.  Но множество проблем  можно  всё  же избежать, если  прислушиваться  к  советам  Создателя,  сказанным  в  Библии  хотя  бы  через  Иакова,  например.

1:14   но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть
причина  всех  наших соблазнений  на искушения   и  грехопадений  – кроется в нас самих.  Виной  всему - желания  нашей  плоти,  ради  исполнения  которых  мы  можем  пойти  на  согрешение. Если  желание  не  получается  удовлетворить  законным  путём - вместо  того,  чтобы  его  угасить,  мы  начинаем  искать  незаконные  пути  его  удовлетворения   (похоть  зачинает  грех).  А  когда  найдём  -  исполняем  на  деле то,  что  репетировали  в  разуме. (делаем  грех) . Пока  грех  лишь  в  мыслях  -  его  возможно  победить  силою  здравомыслия.  Но  если  грех  сделан - наказание  смертью  неизбежно,  ибо  наказание  за  грех - смерть.
 
До тех пор, пока наши желания управляют нами – мы не научимся не соблазняться.  И Бог  тут - ни при чём.  Он лишь готов  помочь справляться с нашими неуправляемыми  неправедными  желаниями. Но вместо нас - он управлять ими не станет.  

1:15   похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть
Сами по себе  неправедные  желания  -  для  человека  века  сего  нечестивого  -  явление  распространённое  и   почти  что  естественное.  Однако желания,  исполнение  которых  привело бы  к  нарушению Божьих принципов,   на  самом  деле  возможно  подавить  силой   духа   разума и  заставить   себя   не  согрешать,  ЕСЛИ:
1)  ПОНИМАТЬ,  а  ЗАЧЕМ, собственно, мне нужно порабощать свою плоть, когда ей нравится согрешать?
2) ВЕРИТЬ  в  то, что ЕСТЬ СМЫСЛ  бороться  с  надоедливой  плотью,  желающей  неправильных  поступков.

Если эти два условия внутренней убеждённости  по  ЕСЛИ – не выполняются, бороться с неправедными желаниями плоти – невозможно.  И до тех пор, пока НЕПРАВЕДНОЕ  ЖЕЛАНИЕ не переросло  в  НЕПРАВЕДНОЕ  ДЕЙСТВИЕ - грех НЕ СДЕЛАН  и  Бог  не  считает  нас грешниками,  даже  если и желания наши - неправедны.

Как только грех сделан – человек   становится   грешником.
Так как мы все смертны – отсюда напрашивается вывод:  каждый  из  нас неизбежно  во  что-то при  жизни   хотя  бы  однажды   вляпывается  (это в идеале), за что приходится расплачиваться смертью в итоге.  

1:16,17   Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Дары  Божьи  совершенны. Следовательно,  дары,  которые  побуждают нас  ко греху   - не  от  Него исходятМожно не сомневаться в том, что если в нас происходят  положительные перемены   и  мы  оставляем  неправедный  образ  жизни  – то это заслуга  Бога,  Его  даяний свыше, это – свидетельство тому, что  Бог  нам помогает бороться со всеми  греховными наклонностями.  Ибо  Он  Сам – неизменно  праведен.

1:18  Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
По  Собственному желанию Бог  возрождает нас от слова Своего, обновляя наше понимание сути  вещей и изменяя отношение ко греху, чтобы мы научились на деле отражать Его праведность и таким образом - представлять собою своего Создателя  на  Земле  как творение  рук  ЕГО,   как  небесного  РОДИТЕЛЯ  нашего,  а не как  творение  рук грешных  и слабых человеческих родителей.

1:19,20   Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

Иаков  разъясняет, что если мы претендуем на то, чтобы быть начатками созданий  Бога – то нам необходимо научиться  больше  слушать  Бога, чем говорить  самим,  и  не  гневаться

20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
.

Это – аксиома  и   если  ты  разгневан,  то ничего не предпринимай,  ни отношения не  выясняй, ни решения  не  принимай – НИЧЕГО  в  момент гнева!  Так  как   всё будет  не  «по правде Божьей», все  равно  будешь   после   жалеть  о  сделанном  во  гневе.

Если  мы гневаемся – не можем отражать праведность  Божью.  Во гневе возможно совершать только глупости и ничего, кроме  глупостей.  Гнев – это эмоции и  вредноносный  адреналин. Необходимо научиться   с  Божьей помощью справляться со  вспышками гнева и выбросом адреналина, остужая  свой  пыл  размышлением  где-нибудь  в  уединении  -Псал.4:5

1:21  Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Павел разъясняет, КАК этого достичь: нужно собрать всю собственную нечистоту и злость силою воли и силою Божьей в один «кулёчек»  и  отложить его подальше от себя, лучше выбросить в мусорку – это для наглядности. И настроиться только на то, чтобы слышать и слушать всё, что говорит нам Бог. Только так мы можем надеяться на спасение

1:22   Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Однако слышать слова   Бога   - недостаточно  для  того,  чтобы  СТАНОВИТЬСЯ  творениями рук Божьих.  Необходимо ВОСПРИНИМАТЬ Его слова  и  в дело их воплощать. Иначе мы обманемся, думая, что являемся служителями  Божьими  на  том лишь основании, что слышим слова Бога.

11:23, 24   Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Никто не подходит к зеркалу без цели проверить себя – всё ли со мной хорошо. И если увидит что-то не в порядке- человек ВСЕГДА исправит недостаток: поправит галстук,  вытрет сажу  на  носу (например)
Нет смысла подходить к зеркалу, если  совсем не интересоваться внешним  видом.  Разве что пыль с  него вытереть.

Если, подойдя к зеркалу и, увидев галстук на плече, а  нос  в саже – отойти и оставить всё как есть – человек обманет себя, считая, что всё с ним в порядке.

Так  и  с зеркалом слова Божьего,  показывающего  наши  внутренние  недостатки: если  в него не смотреть – нет пользы человеку вообще от зеркала.
Если смотреть,   видеть  при  этом   много  "пятен"  в  себе, но оставлять всё,  как есть – тоже пустое занятие.
Если  смотреть С ЦЕЛЬЮ  увидеть  все  изъяны  своего  характера  и  внутренней  сущности – это хорошо,  но  всего  лишь пол  дела.
Но  если,  увидев, -  к тому же ещё  и  "почиститься"  на  деле,  исправив  свои  недостатки  – в  самый раз для служителя Божьего будет.

Однако,  что  иногда  мешает  нам  видеть  собственные  пятна  и  личные  недостатки?  Если мы  сосредотачиваем  взгляд  на  чём-то  одном  (любуемся  красотой  галстука,  например,  или  платья),  то  можем  не увидеть,  что  у  нас  испачкано  лицо.  Так  и  с  зеркалом  слова  Бога:  если  мы  сосредоточены  только  на  том,  чтобы  увидеть в нём,  например,  значения  каких-то  событий,  или  увлечены  хронологическими  подсчётами  или  заучиванием текстов Писания  для  проповеди - то  можем  не  разглядеть  в  нём  свои  личные  недостатки.

Что  ещё  может  стать  помехой?
Писание- это не только "зеркало"  для личного  пользования, но  и  для общественного,  если можно так выразиться.  Мы  все  видели  большие  зеркала  в    театре,  например. Подойдя к  нему - видишь, что там отражаются НЕ ОДИН, а МНОГИЕ люди.   Писание-зеркало также  отражает  неприглядную  в чем-то  внешность  рядом стоящего  и  мы,  глядя  в «общественное» зеркало,  иногда   начинаем  увлекаться   испачканной  внешностью  соседа  и,  борясь за чистоту   его  внешнего  вида,   забываем,   как  неприглядно  выглядим  сами  в зеркале  слова  Божьего.  

1:25  Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Но  кто  ВНИКНЕТ  во  ВСЁ   СВОЁ  зеркальное отображение   прежде  всего,  а  не  в  соседское,  кто  САМ  почистится,  исправится,  глядя в зеркало  и  убедится, что  всё  в порядке -  о  таком    и    можно   будет  сказать, что христианин – не просто вольный слушатель, а ИСПОЛНИТЕЛЬ воли Божьей. Такому - и будет зелёный свет на пути к Богу во всех его делах Божьих.

Закон свободы не означает свободное поведение  в  абсолюте   и отсутствие рамок Божьих  принципов. Но означает:

1) свободу  выбора.  Нас  никто  не  заставляет  поступать  праведно:  не  злословить,  например,  не  красть,  не  лгать.   
Мы  сами  свободны  выбирать,  как  нам  поступать  во  всех  ситуациях  и  на  что  расходовать  свою  жизнь.  Но  если  мы  выбираем  поступать  по закону  свободы,  глядя  в  зеркало  слова  Бога – то  надо  и  вести себя соответственно  своей свободы  выбора,  ибо никто нас  не принуждал и не прессовал  выбрать закон  Божий.

2) свободу  от  перечня  пунктов  Моисеева  закона, но не свободу от закона Царского  «возлюби ближнего, как самого себя»- Иак.2:8.  Моисеев закон никого не мог сделать совершенным  и  освободить от рабства греха и смерти –Евр.10:1. Совершенный   же   закон  свободы,  который  принёс  Христос,   освобождает  от рабства  греха  и  смерти,  но  не  автоматически,  а    при  условии,  если  мы  вникнем  в  него и пребудем в нём,  никогда  не  упуская  из  виду  свои  недостатки  и  не забывая  о том,  что  их  надо  исправлять.

1:26   Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Ещё немаловажно:  все  наши достижения  в благочестии  сводятся  к нулю одним только необузданным  языком. Поэтому, как бы мы себя не утешали множеством  дел  теократических   и  благотворительных,   как  и  множеством  часов  в  проповеди, но  если  мы  в  свободное время  от  пребывания   в теократии - хамим, грубим, кричим, злословим, сплетничаем,  клевещим  – то  и  копейки  в оный  Божий  день  гнева   стоить не будем. Ниже нуля – стоимость наша в таком случае и сами мы - легче пустоты.

1:27  Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира
Ещё немаловажно. Для Божьего человека необходимо не только работать над чисткой самого себя, но и  христианские  дела выполнять: не проходить мимо нуждающихся в заботе и не имеющих возможности самим о себе позаботиться, а также - живя в мире, не погружаться в его суетные заботы с головой.

Иакова главы:  1 2 3 4 5

ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru