ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
1  глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

Женевская:   Общепризнано, что  Евангелие  от  Луки  и  Деяния апостолов принадлежат  одному автору:  эти  две  книги  имеют  общие  стилистические  и лексические  особенности  и,  кроме того, общего  адресата - Феофила.  Их автор нигде  прямо  себя  не  называет.  В  то  же  время,  в Деяниях  апостолов  есть несколько  мест  где  повествователь  использует  местоимение "мы" (Деян. 16,10-17; 20,5-15; 21,1-18; 27,1 - 28,16).  Это  позволяет заключить, что он являлся спутником апостола  Павла, по крайней мере, в некоторых из его путешествий.

Уже из первых строк Евангелия явствует, что сам Лука не являлся свидетелем описываемых им событий. Он  был  насколько  мы можем  судить, исходя из текста  обеих  принадлежащих  его перу книг,  образованным  человеком,  не входившим  в  непосредственное  окружение  Иисуса во  время Его  земной жизни,  но  собравшим  сведения  о  Нем  из  устных  рассказов  и  записей очевидцев.

Согласно преданию,  евангелист был врачом, родом из Антиохии.

1:1-3 …  как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова… то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать
Как  видим, Лука  не  был   ни  очевидцем  событий,  ни   апостолом  Христа,  ни   видного  положения  в  христианском  собрании  Иерусалима  (в  сердце  христианства)   не занимал,  ни  статуса  никакого  духовного  не  имел   -  в  общем,  с  точки  зрения   стереотипов  славы  человеческой   в  духовенстве – чрез  него  Бог,  по  идее,  и  не  должен  был  бы  открывать  миру  истину  о  Христе.

Однако  что-то   всё  же   побудило  Луку  заняться   тщательным   исследованием    записей  достоверных   историй   о  жизни  Иисуса.   Можно  не  сомневаться  в  том,  что   Сам  Бог   был заинтересован  в  этом,  потому  что  из  многих,  желающих повествовать истории  о  Христе  – записи  Луки  попали  в  канон  Библии.  Значит,  без  воздействия  святого  духа  на  Луку  -  здесь  не  обошлось  (1Иоан. 2:20,27)

Достопочтенный Феофил   Такое  обращение  говорит  о  том,  что  некто  Феофил,  которому  пишет Лука   своё   письмо,  ставшее  впоследствии  Евангелием   от  Луки,   занимал   видное положение в обществе (Деян. 23:26; 24:3).

1:4  чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.  
Для  убеждённости  в  том,  во  что  мы  верим – необходимо  иметь   твёрдое ОСНОВАНИЕ. Вера  без  оснований -  суе-верие  есть,   то  есть,    суетная,   пустая,   ни  на  чём  не построенная,  без   фундамента.
Феофил,  как  видим,  был  наставлен   в  христианском  учении  и  поверил  в  него.   А   Лука  предложил  ему  выяснить,  на основании  чего  же  возникло  это  учение,  сделавшее  Феофила  верующим  человеком.

1:5    Женевская: Во дни Ирода, царя Иудейского. Имеется в виду Ирод  Великий, правивший в 37- 4 гг.  до н.э.   Описываемые  евангелистом  события  относятся  к  самому концу  его правления.

священник из Авиевой чреды. В  ветхозаветные  времена иерусалимский храм был единственным  местом,  где  могло  совершаться  богослужение.  Поэтому все священники были разделены  на  "чреды",  или  смены,  каждая  из  которых служила  в  храме  дважды  в  год  по неделе . Таких  чред  было  двадцать четыре;  Авиева  чреда – восьмая  (1 Пар. 24:10).

жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Для  священника  почиталось большим счастьем иметь  жену  также  из  священнического  рода.

1:6   Женевская:
Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
Сказанное  о  праведности Захарии  и  Елисаветы  не  означает, что  они  были вообще свободны от греха:  просто  от  многих  соотечественников  их отличала искренняя любовь Богу и горячее стремление следовать  Его заветам.  

1:7   Однако   со   стороны   могло   показаться  иначе,   ведь,  как  написано:
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. То  есть,  эта  семейная  пара  вступила  в  возраст,  когда  детей  уже  ожидать  не  приходилось.  В  Израиле  величайшим    из  благословений   Божьих  считалось   многочисленное   потомство.  И  если  в  семье  нет  детей,  это   означало,    что  Бог  по  какой-то  причине  заключил  чрево  жены,  значит,  они  чем-то   заслужили  Его  проклятье.

Как  видим,  не  всегда   по  внешним  проявлениям  возможно  сделать  правильные  выводы:  по  бездетным,  но  в  то  же  время  праведным  с  точки  зрения  Бога  женщинам - Саре,  Анне  и  Елисавете,   например,  можно  увидеть  в  заключении  их  чрева  не  проклятье  Божье,  а  Его  величайший  промысел:  все  дети,  данные  Богом   при  помощи  чуда  -  исполняли  особую  роль  в  намерении  Бога.

Можно  себе  представить   величину  и  глубину   скорби  этой  пары,  во  всём  стремящейся  угождать  Богу,   и,  тем  не  менее,  до  самой    старости  -  оставшейся  без  детей.

1:8-11  Явление  ангела  Захарии  во  время  несения  службы  каждения  в  храме.
по жребию  досталось ему войти в храм Господень для каждения.
Каждое  утро  ещё  Аарону  Бог  заповедал  кадить   в  храме  на  жертвеннике  курения  пред  завесой  в  Святое  Святых (Исх.30:1,6,7).  Поскольку  священников  в   смене  священников  было  несколько  -  о  том,  кому  кадить,   каждый  день  бросали  жребий.

Во  время  совершения  Богослужения  каждения  пред  лицеем  Бога  -  все  остальные  священники  находились  вне  храма  и  не  могли  быть  свидетелями дальнейших  событий

тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Энциклопедия архимандрита Никифора
Жертвенник кадильный
Этот жертвенник стоял в переднем отделении Скинии или во Святом, пред завесою, отделявшею Святое от святая святых (Исх 30:6, 40:3-5).


1:12,13   Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 
Захария  наверняка  молился    о  благословении  ребёнком  не  день  и  не  год,  а  всю  свою  супружескую  жизнь -  несколько   десятилетий,  а  Бог исполнил просьбу  Захарии,   когда  Сам посчитал  нужным.
Если  Бог  не  отвечает на  наши   молитвы   сразу,   это  не   означает,  что  Он  не  слышит  или,   что  просьба  не  правильная,  или, что  мы  неугодны  в  глазах  Его    и  Он   никогда  нам  не  ответит.    

1:14   Предсказание  Захарии  о  необычности  его  сына,  рождению   которого многие   возрадуются: 
Имя  «Иоанн»  в  переводе  с   древнееврейского   означает  «Господь милостив».  То  есть,  само  по  себе  имя  ребёнка  должно  было  стать  напоминанием  о  вмешательстве  Бога  в  его  появление  и  необычность  его  миссии,  связанной  с  милостью  Всевышнего.

1:15   не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;   
Неизвестно,  был  ли   Иоанн  назореем   (посвящался  ли  по  обету  и  потому  не  пил  вина),  однако  ясно,  что  он  занимал  особое  место  среди  соотечественников  своих:  ни  назорей,  ни   официальный   священник   при   храме,  но  по  сути  свободный   пророчествующий  священник   и  вестник  Бога  Всевышнего,  так  как   духом  святым  отмечен  ещё   с  момента  зачатия  Елисаветой.

1:16   и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
Как  Иоанн  Креститель  обратил  многих  к  Господу?  Рассказывая  о  нём,  о  его  предстоящей  миссии,    о  том,  в  чём    народ  согрешает  пред  Богом  своим  и  в  чём  им    нужно  покаяться

1:17   и предъидет пред Ним в духе и силе Илии   
Иоанну  надлежит  опередить  Господа   в   явлении  народу:  его  миссия  должна  совершаться  в  духе  и  силе  Илии  пророка,   известного  в  Израиле  по  своей  чудодейственной  силе  и  предсказанного   Малахией (4:5,6).
Однако  в  чём  же  проявится  дух  и  сила  Илии  пророка  на  Иоанне,  если  он не  совершил  ни  одного   буквального  чуда?   

чтобы возвратить сердца  отцов детям, и  непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить  Господу  народ  приготовленный.
Дух и  сила  Илии  пророка  на  Иоанне  не  чудесами буквальными проявилась, а способностью привлечь  множество  народа  к  Богу  через  побуждение  раскаяться,  исправить  злые  пути  свои   и  обратиться  к  Господу:  именно  к  этому  призывал  Илия  пророк,  пытаясь  вразумить  Иудею,  погрязшую  в  идолопоклонстве.

1:18-20    Сообщение  ангела  Гавриила   казалось  Захарии  невероятным,  он  не поверил  слышанному,  настолько  нереальной  казалась  ему  эта  благая  весть:
ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Казалось  бы,  не  поверил  -  не  получишь,  как  это  часто  бывает  слышно  среди  христиан,  что  не  исцелился,  к  примеру,  потому  что  не  поверил.
С  Захарией  -  другой  случай:  его  неверие  ничуть  не  помешало  Богу  исполнить  Своё  намерение.  Как  в  своё  время  сопротивление  пророка  Ионы  -  ничуть  не  помешало  Богу  использовать  именно его  и  не заменять  на  другого  пророка:  заменить  нетрудно,  но  важнее  научить  доверять  Богу  того,  кто  уже  есть.
За  недоверие   Богу   Захария  (как,  впрочем,  и  Иона)   был  наказан: 

ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Сомневаться  стоит  только   в  словах человеческих.  Слову  же  Божьему  нужно  учиться  доверять  полностью.

Гавриил.  В  переводе  с  древнееврейского  это  имя  означает  «муж Божий».

1:21-23   Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
Интересно:  несмотря  на то, что видения  во  времена  Захарии  были  редки, тем  не менее,   все,  кто ожидал  Захарию  снаружи,  поняли,  что  не  сам  по  себе Захария   вдруг  взял  и  онемел,   только  от   общения  с   Богом   могло   чудо  сие  произойти.

1:24,25    Таилась  Елизавета  5 месяцев,  не  спешила   хвастать  благословением  Бога  до времени,  пока   всем   оно  не  будет  заметно  само  по  себе,  хотя   и  тяготилась  все  эти  годы  бесплодием:   
так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.  
Между  людьми,  выходит,  всё  же  поносили  Захарию  с  Елисаветой  несмотря  на  то,  что  они вели  праведный  образ  жизни.
Очень  часто  люди  судят  других  не  по  поведению их,  а  по  тому,  какие внешние  результаты они  имеют,    забывая  об  этих,  например,  словах Соломона:

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.
(Еккл.8:14)

 
1:26-28  Явление  ангела  Гавриила   к  деве  Марии   в  то  время,  когда  Елисавета  была  на  шестом  месяце  беременности.

к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Разве  мало  было    праведных  девушек  в  Иудее,  чтобы  исполнить  пророчество  о  рождении  Мессии   в  Вифлиеме  Иудейском?
Выходит,  мало.  Иначе    выбор  Бога  не  пал   бы  на   девушку  из  Галилеи  языческой:  в  древности в  Галилее заключались уделы колен  Иссахарова,  Завулонова,  Неффалимова  и  Асирова. Христос называется Иисусом Галилеянином (Мф 26:69). 

Энциклопедия  Архимандрита  Никифора:
Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю; первая лежала на севере  и была населена частию Сириянами, Финикиянами, Арабами, и посему называлась Галилеею языческою (Мф 4:15)

обрученной мужу. Обручение  в  Израиле было более крепкой связью, чем современная помолвка и, собственно, представляло собой одну из форм брака. При обручении еще не жили вместе, но для разрыва отношений требовался формальный развод.  (Женевская)

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!   Мария  обрела  благодать  от  Бога,  в  этом  смысле  она  названа  «Благодатной»  (не  сама  Мария  была  источником  благодати  для  кого-то,  потому  она  и  смутилась,  не  поняв  пока  что,  почему  её  ангел  посчитал  благодатной)

1:29-33  Предсказание  о  рождении  сына  Всевышнего    
О  том,  как  назвать  ребёнка  -  и  Мария,  и  Иосиф  были  предупреждены (см.  Мтф.1:21)  Это  имя  «Иего-Шуа»   в  еврейском  звучании  -  имело значение,  ибо  являлось  носителем  имени  Бога   «Иегова  есть  спасение»

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;   Без  лишних  подробностей  предсказано  будущее  Иисуса  Христа  -  царя,  назначенного  Богом  для  вечности,  ибо  престол  Давидов  ожидал  вечного  престолонаследника (2Цар.7:13)

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Из  этого  пророчества  можно  было  понять,  что  Иисус  в  буквальном  смысле  будет   царствовать  в  государстве Израиль  вовеки, из  чего можно  было  бы  заключить,  что  ребёнок  Марии  должен  быть   бессмертным.

1:34   Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Если  чего-то  не  понимаешь,  самое  простое,  что  можно  сделать  -  это  задать  вопрос.  Лучше  спросить  и  узнать,  как  правильно  понимать  непонятное  -вместо  того,  чтобы  исказить  смысл  сказанного,  стесняясь  задать  вопрос.   Мария,  в  отличие  от  Захарии,  не  сомневалась,  а  проявила  любопытство. 

Любопытство  же  Марии  (как  будет  это?) можно  было  понять,  ведь  она  ещё  не  познала  брачного  ложа  на  тот  момент  и  понимала,  что  рождение  ребёнка  в  её  положение  возможно  только  при  помощи  чуда  Божьего.  Её  интересовало, как  именно  сие  чудо  произойдёт.

1:35   Ангел  не  посчитал,  что  Мария  не  имеет  права  задавать  вопросы,  ответил  ей  так,  как  она  могла  вместить:
Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 
Рождение  ребёнка  у  Марии   станет  возможным  благодаря  вмешательству  свыше:  Бог   при  помощи  Своей  силы   намеревался   «поселить»   Своё   дитя,  которому  надлежит  родиться   на  земле  человеком  -  в  чреве  Марии. 

Как  выяснилось  позже,  Иисус  Христос  до  того,  как  ему  поселиться  в  чреве  Марии -  был  у  Бога  на  небесах     сыном -первенцем   среди  всех  сынов  Божиих  (Фил.2:6,7,  Колос.1:15, Евр.1:6, Иов 38:7) 
Потому  и  естественно,  что  этот  предсказанный  новорожденный  человечек   был  сыном Бога,   а  не  человека.

1:36-39   Хотя  Мария  поверила  ангелу, она  всё  же   поспешила  к   родственнице  своей,   Елисавете,  в  Иудею,   чтобы    удостовериться,   так  ли  сказал  ангел  (ведь он не посылал её туда).
Так  и  наша  вера  не  висит  стационарным  камнем  на  шее  христианина,  а часто  требует подкрепления  в  том,  во  что  или  чему  мы верим   -   по  мере  того, с  чем  мы  сталкиваемся  в жизни.
Не  следует   сильно  переживать  из-за  возникающих  иногда    сомнений  и  желания  перепроверить  основания  своей  веры,  если  такое  иногда  случается.   Но,  несомненно,  стОит  удостоверяться  в  своей  вере,  проверяя время  от  времени   фундамент  её  -  по  Писанию

1:40-45  Встреча  Марии  с  Елисаветой  и  пророческое  приветствие  Елисаветы,  движимой  святым  духом,  ибо  она  не  успела  ещё  узнать  от  Марии  о  том,  что  с  нею  произошло:
благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!    
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Елисавета   знает,  что  Мария  беременна  и  родит  Господа,  хотя  сама  Мария  ещё  об  этом  и  знать  не  могла.   

Сама  по  себе  Елисавета   также  не  могла  знать,  что  Мария – мать  Иисуса,   а  Иисус  -  Господь.  Святой  дух  дал  ей   об  этом  узнать.  
Потому  и  сказано,  что  святой  дух  Бога  даёт  сверхчеловеческое  понимание намерений  Бога  и  посылается,  когда   нужно что-то открывать.  И  то  не  всем,  а   только тому,  кому  Бог  хочет открыть:  только  Мария  услышала  и восприняла  то, что  ей  сказала Елизавета,  движимая  духом   святым

Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
Иоанн-Креститель  поприветствовал  Иисуса  Христа  ещё  до  того,  как  ему  выйти  на  свет  Божий:  он  был  старше  Иисус  на  шесть  месяцев.

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Елисавета  подтверждает,  что  всё  сказанное  Марии  ангелом  Гавриилом  -  исполнится.
Мария   по  поведению  родственницы  своей   должна  была  бы  удостовериться  в  том,  что  всё  происшедшее  с  нею  недавно  -  это  перст  Божий 

1:46-55   Хвалебная  песнь  Марии  -  в  ответ  на  пророческое  приветствие  Елисаветы. призрел Он на смирение Рабы Своей,  Здесь  объяснена  одна  из причин, почему Бог  обратил внимание  на  Марию:  смиренная  она  была  перед  Ним  во  всём.

ибо отныне будут ублажать  (называть  счастливою)  Меня все роды;    Не  о  почитании  Марии  речь,  а  именно  о  том,  что  все  люди  будут  считать  Марию  -  счастливым  человеком,  ведь  она  удостоилась  чести    стать   матерью  сына  Божьего  и  будущего  Царя  Земли.

явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;    Пророческие  предсказания  о  том,  что  произойдёт  благодаря  приходу  в  мир  Господа:  положение  в  народе  Бога  изменится,  все алчущие  правды  Божьей  -  насытятся,  а  все  пресыщенные  и  богатые  по  своему  разумению  -  задвинуты  будут  Богом  на  дальний  план

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув  милость,  как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Имеется  ввиду,  что  Бог  смилостивился  над  потомками  Израиля,  посылая  Господа  Иисуса  Христа    мир  человеческий  -  как  и  обещал  ещё  Аврааму  -   через  этот  род,  от  Израиля.

1:56   Три месяца  пробыла  Мария  у   Елисаветы,  выходит,  домой  она  возвращалась    будучи  беременна  уже  три  месяца.   
Можно  себе  представить,  как  она  себя  чувствовала,  зная  о  необходимости   предстоящих  объяснений  с  Иосифом:  ведь  она  была  в  отъезде,  а  это  затрудняло  возможность  доказать,  что  она  беременна   сверхъестественным  чудом,  а  не  от  постороннего  мужчины  (оставаясь  в  Назарете  под  присмотром  взоров  всех  соседей,  это  было  бы  легче  доказать)       

1:57-64  Рождение  Иоанна-Крестителя,  обрезание  его  на  восьмой  день  согласно  завета  Авраама (Быт.17:12)  и  возвращение  дара  речи  Захарии  -  по  слову  ангела  Гавриила

1:65,66   Чудеса,  происшедшие  с  семьёй  священника  Захарии  -  мало кого  оставили  равнодушным:  естественным  было  для  них  задуматься  над  тем,  что  бы  означало  появление  этого  младенца  в  сопровождении  таких  серьёзных  знамений?  (немота  отца  и  преклонный  возраст  родителей)   

1:67-79   Пророческая  речь  Захариии,  разъясняющая    суть необычных  событий,  происходящих  в  данный  момент  в  Иудее,  отголоски  которых  отпечатаются  в  веках.

Он  также   исполнился  духом  святым  в  определённый  момент   и  с   весьма определённой целью:  народ   заметил   чудо  появления  Иоанна  и  ему   нужно  было  разъяснить,    для  чего  же   этот  младенец  пришёл  в  мир.
Бог подготавливал  Свой  народ  задолго  до  того,  как  Иоанну  прийти  со  своей миссией.  Но те, кто  не  удерживал  в  своей  памяти  сказанное – не бодрствовал  над  словом  Божьим,  сказанным  через  Захарию  – могли  прозевать  и  Иоанна и  значение  миссии  его,  когда  он появился  в  Израиле.

1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,   Бог  не  в  буквальном  смысле  посетил  народ  Свой,  а  дал  знать  о  Себе  и  о  том,  что  Он  -  с  народом  Своим  -  через  знамения  и  чудеса  рождения  Иоанна

1:69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,  Рог  спасения   означает  власть  и  могущество.  Иными  словами  Бог  дал  миру  Спасителя  в  лице  будущего  царя  - Иисуса  Христа

1:70-75  как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;… служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.    Захария  открывает   суть миссии  Иисуса  Спасителя  от  всех  врагов,  в  том  числе  -  от  греха  и  смерти  и  предсказывает   его  славу  как  царя,  которому  будут  служить  люди  во  все  дни  жизни  своей  

1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
Иоанну  же   Крестителю  выпала  честь   стать  пророком  Отца  Христа,  Бога  Всевышнего.  В его  миссию  входит  стать  предтечей  Иисусу  Христу:  подготовить  путь  идущему  за  ним   в  мир   Господу.

1:77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,   В  подготовку  войдёт  проповедь  Иоанна  -Крестителя  о  приближении  Господа  и  сути  спасения  от  греха  и  смерти  -  чрез  принятие  его

1:78,79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.   Захария  показывает,  что  пророчеству  Ис.9:2   надлежит  исполниться,  поэтому  народ  Божий  увидит  свет  истины  Божьей  через грядущего  в  мир  Христа

1:80  Иоанн  был  в  пустынях  Израиля   вплоть  ДО  момента  своего  явления народу  Иеговы.
Так  и  последние  пророки   в  духе  и  силе  Илии,  как  и  Иоанн (Откр. 11:3-6),  приготовляющие путь   явлению второго     пришествия   Господа  в  Армагеддоне    – думаем,  должны  появиться на  арене  истории  народа    Божьего   не  раньше,  чем  в  нём -  в  духовном Израиле -  появится духовная  пустыня  (запустение).   В  этой  духовной  «пустыне»  надлежит  им   возрастать,  как  и  Иоанну,     до  самых   своих  дней    явления  в  проповеди – народу  Иеговы (Откр. 11:3-7)
ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru