ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Захария -
 9 глава

ЗАХАРИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Глава, предсказывающая изменение положения Израиля и всех народов, окружающих его – в том числе и тех, кто величался над Израилем и причинял ему вред. От севера Израиля до его южных пределов – все народы, притесняющие его, будут наказаны.
В этой главе будут взяты комментарии из Женевской новой уч. Библии или разъяснение учёных Далласской семинарии: из множества вариантов их разъяснений размещаем те, что, на наш взгляд, наиболее соответствуют действительности. Также в разборе этой главы использованы источники светской истории.

9:1,2 Пророческое слово Господа на землю Хадрах, и на Дамаске оно остановится, - ибо око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы, - 2 и на Емаф, смежный с ним, на Тир и Сидон, ибо он очень умудрился.
Пророчество на территории городов-царств, которые величались над Израилем: от ока Бога ничего не ускользает. Каждый ответит за свои преступления против – в этом смысл фразы око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы
Хадрах - самый северный пункт, причиняющий проблемы Израилю.
Далласк.: некоторые полагают, что так названа тут Хатарикка – «земля» (город и страна), лежавшая севернее Емафа и упоминаемая в ассирийских клинописях. .. если под «Хадрахом» подразумевалась Сирия (в широком или узком значении этого слова), то логично, что вслед за ним назван Дамаск, бывший столицей той страны, которая (в более узких и четких своих границах) носила название Сирии.

Емаф - сирийский город на р. Оронт, лежавший на 200 км. севернее Дамаска (См. Ис.10:9 – Асур величался, захватив Емаф). В эллинистическую эпоху город назывался Эпифания.


Дамаск сначала входил в состав Ассирии и Нововавилонского царства. Во времена пророка Захарии
Дамаск относился к Персидской державе (державы Ахеменидов: к концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере, см. «история Ирана»).
После Персии его покорил Александр Македонский, а после смерти Александра – Дамаск отошёл к царству Селевкидов (см. «история Селевкидов»). Затем – город вошел в состав Римской империи (Византии).

То есть, пророчество Захарии о наказании Емафа и Дамаска в ближайшем времени могло исполниться на А. Македонском, когда он разгромил войска Дария III в 331 г. до н.э. и захватил все его сокровища, хранимые в Дамаске (см. Битва при Гавгамелах; Александр Македонский).

Тир и Сидон - города на средиземноморском побережье древней Финикии, бывшие центрами торговли на протяжении всей библейской эпохи. Пророчество на Сидон высказывал и пророк Иезекииль (Иез.28:21-26)

Тир очень умудрился – пророк Иезекииль разъяснил суть слепой гордыни одного из царей Тирских, который в своих глазах стал даже мудрее пророка Даниила и присвоил все достижения и невероятный успех в торговле – себе, забыв о славе Бога (Иез.27:33; 28:1-10;16). Экономическое процветание Тира порождало необычайные амбиции его правителей и подпитывало их безграничные самомнение и самодовольство. Это отражено в образе накопленных ими серебра и золота в таких огромных количествах, что их можно было сравнить с подобием количества пыли и уличной грязи:

9:3,4 И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи.4 Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем.
Однако, пророк предсказывает обнищание и гибель Тира, разбогатевшего на торговле. Этот город находился на острове и был практически неприступен, настолько укреплены были его стены. Ему удавалось выдерживать пятилетнюю осаду ассирийцев при Салманассаре V, а годы спустя- тринадцатилетнюю осаду Навуходоносора (Далласск.).

То есть, пророчество Захарии о наказании Сидона и Тира тоже в ближайшем времени могло исполниться на А. Македонском: Сидон покорился ему без сопротивления, а Тир был осаждён. Сначала Александр попытался построить дамбу между материком и островом, но, убедившись в трудоёмкости этой задачи, приказал своим новым финикийским подданным предоставить для осады свои корабли. Тирский флот был разбит, осадные машины оказались у стен города и смогли пробить бреши. После полугода осады в июле или августе 332 года до н. э. Тир пал, тысячи его защитников были распяты, остальные (около 30 тысяч человек) были проданы в рабство (см. «Александр Македонский»).

9:5-7 Увидит это Аскалон и ужаснется, и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем. 6 Чужое племя будет жить в Азоте, и Я уничтожу высокомерие Филистимлян. 7 Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей.
Здесь перечислены 4 города Филистии. Филистимляне постоянно досаждали Израилю и опустошали его набегами. А город Газа, например, прославился тем, что захватил в плен израильтян и решил предать их Едому (Ам.1:6).

Как предсказывали и другие пророки, филистимляне будут практически уничтожены - по причине идолопоклонства в нём (посрамится надежда его Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его - это о мерзости жертвоприношений другим богам, ср. Ис.65:4; Ам.1:6-8; Соф.2:4; Иер.25:20). Однако, как предсказывает вторая часть текста 7, всё же останется у этого народа остаток, он преобразится и станет принадлежать к народу Всевышнего, как принадлежал Ивусей. Покажем перевод этого текста в варианте Всемирного Б.Ц.:
7 Они больше не станут есть мясо с кровью, или другую запрещённую пищу. Любой филистимлянин, оставшийся в живых, станет частью Моего народа, они будут просто ещё одним из колен Иуды. И народ Екрона станет частью Моего народа так же, как стал народ Иевусея.

В древности Иевусеи, потомки Ханаана, были жителями Иерусалима (Исх.3:8; И.Н.15:63). Однако при царе Давиде Иевусеи были побеждены царем Давидом (2Цар.5:6; 1Пар.11:4,5). А при Соломоне они стали оброчными - подневольными работниками, или, другими словами – Соломон заставил их работать на благо Израиля, как своих рабов (3Цар.9:20-22; 2Пар.8:7-8). Кажется, не очень привлекательная перспектива – быть похожим на Иевусея.

Однако, если связать эту мысль с пророчеством о преображении остатка филистимлян и их принадлежности в будущем к народу Иеговы, как принадлежал Ивусей, - то она не унижает их, а подчёркивает великую власть Иеговы, который имеет возможность подчинить Своей воле и укротить даже те народы, которые служили идолам, как бы заставив их служить Себе. Однако, это подчинение не будет насильственным: Иегова обладает множеством добродетельных способов изменить мышление людей и убедить их в пользе служения Ему
(Пс.65:3; Деян.6:7; Евр.2:8).

В буквальном смысле покорение филистимлян исполнилось при Маккавеях, завоевавших Филистию (см. «Маккавеи»).
В духовном смысле это пророчество частично исполнилось с приходом Иисуса Христа: Филистия в дни Христа входила в состав Иудеи. После смерти Христа его ученики были посланы духом святым для проповеди остатку филистимлян – в города Газу и Азот (Де.8:40;26).

Во всей полноте оно исполнится при тысячелетнем правлении Христа, когда праведные и неправедные будут воскрешены и перевоспитаны небесным правительством (Де.24:15; Евр.11:40).

9:8 И Я расположу стан у дома Моего против войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель, ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это.
Этот текст более понятно звучит в переводе Всемирного Б.Ц.:
8 Я защищу Свою страну и не дам вражеским армиям пройти через неё. Я не дам им больше притеснять Мой народ. Я Сам видел, как сильно страдал в прошлом Мой народ".

Здесь пророк предсказывает времена, когда Бог вновь возьмёт под свою защиту город Иерусалим и не допустит больше того, чтобы кто-то мог причинить врет Его народу, разрушив город и уничтожив храм Его.
В буквальном смысле это пророчество исполнилось лишь частично и «временно»: после того, как храм в Иерусалиме был воссоздан, последующие имперские войны не причинили особого вреда ни Иудеям, ни Иерусалиму, ни храму в Иерусалиме.

Например, Александр Македонский, проводя военные кампании по расширению своей империи и овладев Иудеей, неоднократно проходил через Иудею и Иерусалим со своими войсками, однако не стал разрушать ценности иудеев. Более того, как рассказывает Иосиф Флавий, Александр после конфликта с первосвященником из-за его отказа помогать Греции в осаде Тира, всё же наладил хорошие отношения с первосвященником и даже принёс жертву Иегове (Иуд. древности, кн. 11, гл. 8).
То есть, Бог не допустил Александру разрушить свой город и храм.

Однако, после того, как Иисус Христос был отвержен Иудеями, Бог снял Свою защиту с этого города, поэтому в 70г.н.э. римские войска разрушили город и храм, исполнив предсказания Иисуса Христа из Мтф.23:37,38; 24:1,2).

В бОльшем смысле это пророчество предсказывает вечную защиту Иеговы для Своего духовного народа: после смерти Иисуса Христа система поклонения Иегове, известная как иудаизм, была изменена на христианство, а буквальный Иерусалим был заменён на духовный (небесный), представителями которого на Земле стали верные христиане-помазанники (1Пет.2:5; 1Кор.6:19; Евр.12:22,23; Откр.14:1).

Ветхий Завет и система поклонения Богу посредством исполнения Моисеева Закона исчерпала свою суть, приведя в мир Мессию (Матф.5:17; Гал.3:24). А Иисус Христос через свою жертву открыл эру Нового Завета, в которой привилегия национальной исключительности Израиля была «разбавлена» привлечением к Богу и язычников (Де.10:34,35; 13:46; Рим.2:28,29; 10:4).

В этом веке Иегова воздвигал защиту для духовного «Иерусалима» - помазанных святым духом христиан - в той мере, в какой их вера укреплялась и, благодаря поддержке Иеговы, не разрушалась (1Кор.10:13; 2Кор.12:7-9).

В Миллениуме тысячелетия Христа Бог не даст дьяволу разрушить плод небесного правительства - Свой святой стан на Земле – после тысячи лет в последнем испытании (Откр.20:7-10).

А в вечном Царстве Иегова не допустит возникновения «горького корня» (Евр.12:15), который мог бы причинить вред небесному «Иерусалиму» и Его святому народу Земли – в принципе (так же, как это происходило в Миллениуме: кто задумает причинить зло Божьему народу – будет уничтожен смертью второй, навеки, Ис.65:20, о чём Бог предупреждает уже сейчас, Откр.21:8).
Так пророчество Захарии исполнится во всей полноте.

9:9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
Захария предсказывает здесь торжество города Иерусалима, которое примет своего истинно праведного Царя, возглавляющего праведное правительство, и в результате – все народы Земли достигнут спасения.
Кто представляет «дочерей» Сиона?

Сион — это холм, на котором располагался Иерусалим (Пс.134:21). То есть, это символ города, в котором жил Иегова. Поэтому выражение «дочери Сиона» равнозначно выражению «дочери Иерусалима».

В Ис.54:5 и Иез.16:8,20 образно показаны отношения «дочерей Иерусалима» с Иеговой: Бог вступил с этой образной «девой» как бы в брачный союз и ожидал от неё рождения праведных сыновей.

Эти разъяснения дают понять, что «дочерьми Иерусалима (Сиона) пророки символически называли столичных правителей народа Иеговы, от кого Он ожидал «рождения» Своих праведных детей (праведного народа Иеговы, приходящего на поклонение в Иерусалим).

Благодаря праведному правлению правители формируют праведный народ, чего и ожидал Иегова от Своей верной столицы, представленной правителями народа Иеговы.

То есть, Захария предсказал здесь Иисуса Христа в роли праведного царя и спасителя человечества, которому надлежит царствовать в Иерусалиме со своими правителями: потому и стоит этим правителям («дочери» Сиона) радоваться, что их возглавит праведный царь Иеговы.

Частично это исполнилось в 1 веке, когда Иисуса встречали радостными возгласами (Мтф.21:1-5). Его жертвенная смерть позволила открыть двери в спасительное Царство Иеговы – всем народам Земли (Евр.2:9; Еф.2:5; Откр.21:3,4). Став главой нового народа Иеговы (христианского собрания) по замыслу Иеговы Иисус руководит делом спасения до сих пор и будет это делать до самого конца (Еф.5:23; Мтф.24:14; 1Тим.2:3,4).

Большее исполнение - в тысячелетнем правлении: Иисус, живущий в небесном «Иерусалиме», возглавит небесное правительство, набранное с земли из духовного «Израиля» - из христиан (Откр.7:3,4; 14:1-5; 20:6). В результате все, кто будет воскрешён в Миллениуме, смогут достичь духовного совершенства, то есть - спасения от греха и смерти, славя Иегову и Его Царя, Иисуса Христа (Евр.11:40; Откр.7:9,10, 14-17; 21:3,4).

9:10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
Здесь предсказано примирение Сев. Царства Израиль, представляемого в Библии Ефремом, и Иудеи (Ефрем был самым многочисленным и поэтому – самым сильным в военно-оборонном значении коленом, поэтому Сев. Израиль часто представлен в Библии Ефремом). После раскола Израиля на два государства – они враждовали и воевали между собой (например, 2Пар.28:6-8). Если их «ссора» произошла по причине грехов царя Соломона (3Цар.11:13,32), то примирением они будут обязаны праведному царю – Иисусу Христу.

Частично это произошло в первом пришествии Христа: многие иудеи и израильтяне стали христианами, примирившись на основании искупительной жертвы Христа.

Во всей полноте это исполнится в Миллениуме, когда воскресшие к жизни иудеи и израильтяне – наряду с другими народами достигнут святости детей Бога и останутся жить на Земле в Его вечном Царстве (Мтф.5:5; Пс.36:29; Откр.21:3,4).

9:11,12 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды.12 Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне.
Эти тексты – в переводе Всемирного Б.Ц:
1 Мы скрепили наше Соглашение кровью, Иерусалим.
Я освобождаю твой народ из ям, в которых нет воды.12 Идите домой, узники! Сейчас у вас есть на что надеяться. Я возвращаюсь к вам!

Как известно из истории Израиля, - с Израилем был заключён завет, обещанный ещё Аврааму и скреплённый кровью жертвы при Моисее, а город Иерусалим избран столицей Израиля (Быт.15:18; Исх. 24:8; 3Цар.11:36). За грехи Соломона гос-во «Израиль» раскололось на два, и оба претерпели бедственное положение, будучи наказываемы Иеговой. В итоге все израильтяне рассеялись по разным странам, но и там они терпели бедствия (сидеть во рвах вместо того, чтобы жить в комфортных домах – означает испытывать большие трудности).

Однако, Бог предсказывает не только возвращение всех рассеявшихся израильтян, находившихся в плену Ассирии и Вавилона, но и – обильные благословения, которые изольются на Божий народ в будущем.

воздам тебе вдвойне – аналогично Ис.61:7:
За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них.

Это предсказание тоже сбылось частично в 1 веке, когда иудеи и израильтяне, снова объединённые в поклонении Иегове с помощью Иисуса Христа, смогли испытать благословение в виде крещения святым духом, дарующего им в этом веке твёрдую уверенность в поддержке Бога и помощи Христа Его, а также - надежду на вечную жизнь в Царстве Бога – на небе или не Земле (в качестве соправителей Христа или земных подданных, Марк.10:29,30).
Во всей полноте для 144000 соправителей Христа оно исполнится во втором пришествии Иисуса Христа: все они воскреснут при звучании 7й трубы, объявляющей воцарение Христа, и смогут уйти с ним на небо (Отк.11:15; 1Фес.4:16,17).
А для остальных «пленников» этого века, Израиля – в том числе, благословения Божии обильно изольются на воскресших жителей Земли – в тысячелетнем правлении справедливого небесного царя, Иисуса Христа.

9:13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония (в подстрочнике Винокурова нет этого имени), и сделаю тебя мечом ратоборца.
В переводе Всемирного Б.Ц:
А ты, Иуда, будешь как лук, Ефрем же будет стрелами. И подниму Я вас как меч, сыны Сиона, против [Греции]. 14 Господь явится им и выпустит стрелы Свои, как молнию. Господь, Бог мой, протрубит, И бросится вперёд армия, как буря в пустыне.

Здесь образно Бог предсказывает, насколько кардинально в будущем изменится положение Иуды и Израиля, находившихся во времена Захарии под властью язычников. Если ранее язычники попирали их, а сами они – враждовали между собой, то в будущем времени Иегова будет пользоваться Иудой и Израилем, как единым народом и Своим орудием против всех, кто противился и притеснял Его служителей.
Частично это могло исполниться при династии Хасмонеев и в 1 веке.

Маккавеи (Хасмонеи): династия священников от Маттафии организовала восстание против Антиоха IV Епифана, царя Сирии из династии Селевкидов (см. Дан.11:31, Маккавеи боролись против эллинизации иудеев), и восстановила поклонение в храме Иерусалима (167-164 г.до н.э., светские источники).

В 1 веке: основателями христианства стали израильтяне «лук» Иеговы). Сам Иисус был из Назарета Галилейского, а также, судя по Де.2:7; Мтф.4:17-22 и Ин.1:44,45 - как минимум, одиннадцать апостолов были тоже из Галилеи (без Иуды Искариота). Позже к Иисусу присоединились и иудеи (Мар.3:7; «стрелы»). Так они объединились и их духовное единство восстановилось. В духовном единстве они оказались пригодными для исполнения намерений Бога.

То есть, Израиль и Иуда стали тем духовным «орудием», при помощи которого Иегова распространил Своё слово по всему миру, покоряя Себе многие народы Земли (Пс.65:3; Мих.4:1,2). Первые христиане стали отважными воинами Бога, воюющими с духами злобы поднебесной и отстаивающими интересы Всевышнего (Еф.6:12).

Во всей полноте это пророчество исполнится, когда потомки Авраама, входящие в 144000 небесных царей, станут «орудием» Иеговы для искоренения зла греха – в тысячелетнем правлении Иисуса Христа (Лк.22:29,30).

9:14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.
Здесь показано руководство Иеговы над Его «стрелами»: вся христианская деятельность будет нацелена на поражение противников Божьего замысла (трубный звук – это символ оповещения о сражениях). Иегова будет сражаться на стороне Своих служителей, сопровождая их в «бурях с юга» - так показана помощь Бога для христиан, отстаивающих Его интересы во всём мире. Апостол Павел заверил всех христиан в том, что при столкновении с испытаниями, каждый христианин, желающий сохранить верность Иегове, получит от Него поддержку в виде дополнительной силы и, благодаря ей, - он сможет выдержать испытания, не согрешая (1Кор.10:13).

Помощь силы Бога с «юга» противопоставляет несчастья, с которыми народ Иеговы сталкивался до сих пор. Все они исходили с севера: Ассирия, захватившая Сев. Израиль, и Вавилон, захвативший Иуду, были северными царями. Да и дьявол отождествляется с князем севера (Вавилон - Иер.1:15; 4:6 Иез.26:7; Ассур с севера, как и Вавилон - Соф.2:13; Иез.23:22,23; дьявол с севера - Иез.38:2,8,15,16; Откр.20:7).

9:15-17 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.
Здесь показан прообраз бесполезности попыток противников Иеговы нанести Его народу непоправимый ущерб.

Пращные камни
– орудии войны древности. Ликование народа Иеговы будет слышно повсюду, он будет «наполнен» благословениями – «до краёв», как наполняются чаши для жертвенника для кропления кровью углов жертвенника. В конечном итоге торжество победы Божьего народа над всеми противниками Иеговы - состоится во всей полноте:

9:16,17 И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его.17 О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино - у отроковиц!
День спасения всего Израиля – будет велик, а народ станет такой же драгоценностью Иеговы, как драгоценные камни в короне царя.
Частично это исполнится в 1 веке, когда Иисус Христос положит основание духовному "храму Бога": "камни" его будут живыми - христианами (драгоценностями, 1Петра 2:5; Откр.21:9-27 показывает истинные драгоценности Иеговы - "невесту" Иисуса Христа, его небесных соправителей), см. разбор Агг.2:7.

Во всей полноте торжество победы народа Иеговы над злом греха исполниться в тысячелетнем правлении Иисуса Христа, когда воскресшие потомки Авраама смогут принять Иисуса Христа как Мессию и Царя над Землёй, назначенного Иеговой. Во время правления Христа весь воскрешённый к жизни Израиль (наряду с другими воскресшими, Де. 24:15) сможет насладится всеми земными благами истинной «земли обетованной» и достичь истинного спасения – избавления от греха и смерти для жизни в вечном Царстве Бога (Ис.65:21-25; Откр.21:3,4).

ЗАХАРИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru