ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Захария -
 8 глава

ЗАХАРИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

После того, как Бог, обращаясь к иудеям, открыл им причину бедствий, как последствий отсутствия близких отношений с Ним, - Он возвращает им надежду не только на восстановление благоволения к Иерусалиму, но и на великие благословения для Своего народа, которые изольются на них из будущего Иерусалима. И тем – даёт понять, что Он по-прежнему желает приблизить к Себе Свой народ и сделать их счастливым народом.

8:1-3 И было слово Господа Саваофа: 2 так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем.3 Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни.
Господь Саваоф (Саваоф переводится - армия, войско, воинство, ополчение) – это титул Иеговы (Ос.12:5), Он представился здесь в качестве Бога воинств, так как Ему образно предстоит сражаться за восстановление репутации и авторитета Иерусалима, на котором наречено Его имя (3Цар.11:36).
Ревность Бога в данном случае отражает Его огромное желание исправить текущее положение вещей, в котором Иерусалим и Его народ всё ещё находятся в униженном положении.

Таковы последствия отступничества Израиля, и Богу не нравится, что город и народ, которые должны были отражать славу Его и поражать весь мир великолепием могущества небесного Правителя – не оправдали своего предназначения (Втор.45-8).
Так неужели Богу не под силу привести в исполнение Свой замысел и создать столицу, прославляющую своего Творца? И неужели Его народ так и не научится отражать Его славу? Конечно же, Бог непременно исполнит Свой замысел: Его будущий Иерусалим и будущий народ непременно оправдают своё предназначение, ревность Бога по истине Своей и святыне – гарантирует это.

будет называться Иерусалим городом истины Слово, переведённое словом «истина», имеет значения надёжность, постоянство, непреложность; верность, истинность. То есть, Иегова предсказывает, что Иерусалим будущего будет верен Ему и надёжен с постоянством, то есть - во всей вечности. Верность Иерусалима – столицы народа Бога - подразумевает верность правителей Божьего народа: если верны Иегове правители, то верен и народ. Богобоязненные правители способны формировать богобоязненность и в народе (Прит.25:5; 29:2), и наоборот: если правители отходят от Бога, то и весь народ становится отступническим (2Пар.12:1).

Здесь Бог через Захарию предсказывает три периода в отношении Иерусалима:
1) восстановление поклонения Иегове в храме Иерусалима. То есть, иудеи должны были ободриться мыслью, что храм непременно будет воссоздан из руин, и Иерусалим снова станет центром поклонения истинному Богу – источником правильных духовных знаний о Творце мироздания и Его замыслах для Земли и человечества. И храм действительно был отстроен заново (516 г.до н.э), а город Иерусалим стал городом истины: центром истинного поклонения и городом Иеговы, великого небесного Царя (Мтф.5:35).

2) здесь предсказано и действие представителей будущего небесного «Иерусалима» (духовного): для буквального храма в Иерусалиме было предсказано полное разрушение, что, соответственно, лишало преимуществ быть городом истины для народов Земли - и буквальный город Иерусалим (Мтф.23:37,38). С момента разрушения храма римлянами в 70 г. Бог в принципе больше не присутствует в буквальных зданиях и признаёт только «живой храм» - христиан, в которых живёт и действует святой дух Бога (Де.17:24; 1Петра 2:5; 1Кор.3:16).
 
Первое пришествие Христа положило начало «строительству» духовного Иерусалима: христианская деятельность при помощи святого духа должна была дать миру 144000 тех христиан, которых Иегова намеревается зачислить в состав Своего священства и небесного правительства Христа, предназначенного для установления на Земле Царства Бога (Лк.22:28-30; Мтф.20:23; Откр.7:3,4; 14:1; 20:6; 1Кор.11:40).
Каждый из 144000 (представитель небесного «Иерусалима»), живя на земле, будет продвигать интересы Бога в отношении распространения Его истины по всей Земле (Де.1:8; 1Тим.2:3,4; 2Кор.2:14-17; 2Тим.2:2).

3) здесь предсказано и действие непосредственно небесного «Иерусалима» - небесного правительства во главе с Иисусом Христом, которое будет править над Землёй 1000чу лет и воспитывать всех людей, воскрешённых к жизни в Миллениуме. За время тысячелетия на земле будет сформировано святое общество жителей Земли, которые достигнут духовного совершенства и, благодаря этому, - смогут «пройти» в райскую вечность после последнего испытания дьяволом (Де. 24:15; 1Кор.15:24-26; Евр.11:40; Откр.20:6-10; 21:3,4).

и гора Господа Саваофа - горою святыни - гора Сион в древности была местом расположения Иерусалима (Пс.47:3; Мтф.5:35). Освятится эта гора потому, что Бог снова будет обитать на ней – в храме Иерусалима. Так как эта гора – символ Иерусалима, к ней применимы те же три этапа исполнения, что и для Иерусалима:
1) сначала она станет святой в значении восстановления храма в Иерусалиме (город на Сионе снова станет центром истинного поклонения);

2) затем эта духовная «гора» станет «местом жительства» представителей «святого небесного Иерусалима» - помазанные святым духом христиане (освящённые) будут не от мира сего. Их жизнь будет проходить так, словно они уже «на небесах» - наполнена интересом к сбору «небесных сокровищ» (духовными интересами по исполнению воли Бога, Мтф.6:20; Кол.3:2
Флп.3:20).

3) после смерти и воскресения для жизни на небе - небесный «Сион» станет местом жительства святых первенцев Бога - во всей вечности (Откр.14:1-5; 20:6).

8:4,5 Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. 5 И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его.
Здесь пророк говорит о буквальном исполнении пророчества о заселении земного Иерусалима, который во времени деятельности пророка Захарии был малонаселённым городом (в духовном Иерусалиме старцев и отроков не будет – все 14400 будут духовными жителями небес, для кого возраст не имеет значения).
Наличие детей и почтенных старцев говорит о благополучии и процветании народа Бога, так как в тяжкие времена выживали только сильные и крепкие здоровьем (дети и пожилые люди в трудных условиях погибали в первую очередь).

8:6 Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф.
И если слова Бога для кого-то из иудеев кажутся невероятным чудом, выходящим за пределы человеческого понимания - то для Иеговы нет ничего невозможного: Он может совершить любое чудо. Это значит, что всё, о чём Он только что поведал своему народу – непременно сбудется.

То, что иудеям обещания Бога об Иерусалиме казались невероятным чудом - можно понять: в дни Захарии храм лишь восстанавливался, город Иерусалим был малочисленным и не имел признаков процветания (здания были запущены и долго не ремонтировались; многие дома - в запустении, а продуктов питания не хватало из-за частых неурожаев, о чём пророк говорил в 7й главе).

8:7,8 Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; 8 и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.
Здесь пророк обращается к народу со словами ободрения: на данный момент из стран рассеяния иудеев, куда они убежали во время захвата Иудеи или были уведены пленники Вавилона, вернулись не все. Многие иудеи оставались в Персии и Египте (см. кн. Есфирь; Ис.11:11-16; Ам.9:14; Ос.11:11.)

Выражение из страны востока и из страны захождения солнца – образное, означает, что Иегова соберёт в Иерусалиме весь Израиль, рассеявшийся повсюду на земле - от востока до запада. Но почему сбор будет в Иерусалиме, а не в Иудее или не на территории всех 12ти колен Израиля?
Здесь пророк продолжает мысль о восстановлении репутации Иерусалима – центра чистого поклонения, символа преимущества Израиля, откуда исходит истина Бога (правильные духовные знания о Творце и Его замыслах для Земли и человечества).

В дни праздников в Иерусалим стекался весь Израиль, и жил там на протяжении праздничных дней (см. Втор.16:16; Луки 2:41-43).
Бог обещает в этот момент, что настанет время, и отношения с Богом – восстановятся во всей полноте; и весь Израиль будет собираться в Иерусалиме и жить во времена праздничные, как это было во времена древние при царе Соломоне, например. В этом – смысл завета Иеговы с Авраамом и его потомками (Быт. 17:7; Лев.26:11,12).

Эти слова конечно же воодушевляли народ на продолжение восстановительных работ по строительству храма и помогали им преодолевать трудности переходного периода от плена до восстановления истинного поклонения Иегове. Когда исполнилось это пророчество?

1) Частично оно исполнилось, когда был восстановлен храм в Иерусалиме, и иудеи стали возвращаться из мест отдалённых – на свою историческую родину (см. книгу "Неемия").

2) В первом пришествии Христа оно тоже исполнилось частично: многие иудеи и израильтяне приняли Христа и стали христианами, участниками новых отношений с Богом (Н.З.) – подданными будущего Царства Иеговы со столицей в небесном/духовном «Иерусалиме»

3) Во всей полноте это пророчество исполнится в тысячелетии Христа, когда весь Израиль получит возможность поклоняться Иегове через Иисуса Христа – царя небесного правительства («Иерусалима»). А после 1000чи лет небесная духовная «столица» навеки откроет доступ к Иегове всем святым жителям Земли (Откр.21:1-4; 24,25), среди которых будет и Израиль (Рим.11:26).

8:9-11 Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма.10 Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.11 А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф.
12 Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.
Иудеи, стоящие пред Захарией, конечно же, были рады слышать благую весть из уст пророка Бога о восстановлении ранее прерванных отношений с Ним. Им предстояла колоссальная работа по воссозданию храма из руин пепелища, однако они не должны переживать чрезмерно, так как их поддерживает Иегова.

До этого времени, пока не был заложен камень в фундамент нового храма, не было покоя иудеям, ни уходящим из дома, ни приходящим в дом свой. Вражда с соседними народами остановила строительные работы, и сколько бы ни трудились они и их животные в поле – не было им благословенного воздаяния за труды (не было возмездия-воздаяния для человека, ни ..за труд животных, см. также Аг.1:6,9-11; 2:16-19).

Но, начиная с этого времени, для остатка иудеев, вернувшихся в Иудею из плена Вавилона для восстановления храма и города Иерусалима, всё коренным образом изменится в лучшую сторону – так решил Иегова, изменивший Своё отношение к остатку иудеев, старающихся восстановить храм в Иерусалиме. Отныне и посев будет совершаться в мирное время (враги оставят их в покое); ниву вовремя будет орошать дождь и роса, поэтому все сельскохозяйственные работы будут давать обильные урожаи.

8:13-15 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши! 14 Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил,15 так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!
Остаток иудеев увидит благословения Бога и перемены, о которых обещано через пророка Захарию.
И если ранее Израиль был проклятием у народов, так как ради Израиля Иегова изгонял многие народы (кН. Иисус Навин), то с этого момента Израиль начнёт становиться благословением для них (Мих. 5:7; Зах.8:22-23).

Имеется ввиду, что через Иисуса Христа, которому надлежит прийти в мир от рода Авраама по линии Израиля/Иакова (от Иуды), благословятся все народы земли – возможностью стать частью народа Иеговы наравне с Израилем и иметь надежду на жизнь вечную в Его Царстве – на небе в качестве соправителя Христа или на земле в качестве подданного Царства Бога (Мтф.5:5; Де.10:34,35; Гал.3:16; Откр.21:3,4).

И если ранее Израиль претерпел трудные времена сожжения храма и Иерусалима, так как Бог наказывал их за отступничество и согрешения, то отныне Бог будет созидать этот народ и делать доброе для Иерусалима и Своего народа: при помощи восстановления храма и истинного поклонения в Иерусалиме, Иегова смог исполнить обетование Авраама и привести в своё время Иисуса Христа – от иудеев (Мтф.1:1-17).

8:16,17 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.
Благословения Всевышнего, которые обещаны Его народу, могут быть получены им лишь при одном условии: если народ будет жить по Его заповедям и прославится Богоугодным образом жизни, тогда благословения Иеговы станут естественным следствием их богобоязненности.

Здесь Бог сообщает им Свои требования не в виде повторения Закона со всеми подробностями ритуальной части храмового Богослужения, а говорит об основополагающих высоконравственных ценностях, что главным образом должно отличать служителей Бога от остального мира людей, отчуждённого от жизни Божией.

Народу Бога нужно отвергнуть формальный подход в служении Иегове и обновить своё сердце любовью к Богу и ближним. Только в этом случае они смогут не мыслить зла против ближних и жить Божьими духовными принципами: не будут лгать друг другу, будут справедливыми и миролюбивыми всегда и во всех сферах жизни.
Словом, для обретения долгожданных благословений Бога народ Иудеи должен был делать то, что угодно Богу и полностью отвернуть то, что Он ненавидит.

8:18,19 И было ко мне слово Господа Саваофа: 19 так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.
Как помним, посланники из Вефиля спросили пророка, следует ли им продолжать поститься в пятом и седьмом месяцах? (Зах.7:3,5). Можно сказать, что здесь, наконец, Бог ответил им: если иудеи возлюбят истину Бога, будут жить по Его заповедям и исправят свои сердца, удалив из них злые мысли и поселив любовь к Богу и ближнему, то в этом народе воцарится мир и покой, и благословения Всевышнего изольются на них обильно. Поэтому вместо скорби и изнурения всех видов постов в их жизнь войдут радость и веселье праздничных дней, и никогда больше не придётся им постится по поводу плачевного положения.

К названным в Зах. 7:3,5 двум постам 5го и 7го месяцев, здесь названы ещё два дополнительных поста по поводу памятных дней скорби, которые были установлены иудеями для памятования различных эпизодов, связанных с разрушением Иерусалима и их пленением царём Вавилона.
Из истории Израиля известно (Женевская отражает это), что пост, совершаемый в десятый день десятого месяца был учреждён иудеями в память о начале осады Иерусалима: именно в этот день Навуходоносор осадил Иерусалим (4Цар.25:1,2; Иер.39:1).

А пост девятого дня четвертого месяца был учреждён иудеями в память о взятии Иерусалима полчищами Навуходоносора: в этот день Иерусалим пал (4Цар. 25:1,3-4; Иер.39:2).
Все 4 поста, назначенные самими иудеями в плену Вавилона, на протяжении 70 лет неукоснительно соблюдались строгими ограничениями земных радостей и сопровождались сердечной скорбью. Однако, отныне жизнь иудеев должна была коренным образом измениться в лучшую сторону, и тогда необходимость помнить о сердечной скорби прошлого – сама собой отпадёт.

8:20-21 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; 21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я. 22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
Благословения Господа Саваофа на благословении Иуды не закончатся. Как помним, Захария предсказывает восстановление величия и авторитета Иерусалима – города истины (Зах.8:1-3). В Иерусалим на поклонение Иегове будут стекаться не только иудеи и израильтяне, но и жители многих городов со всего мира.

То есть, здесь предсказано не только восстановление храма и истинного поклонения в Иерусалиме. Но и – присоединение язычников к поклонению Иегове в Новом Завете.
Частично исполнилось это предсказание в первом пришествии Христа и после его смерти, когда Бог открыл духовные «двери» в Свой дом - и язычникам (Де.10:34,35; 15:4).
Язычники, как и Израиль, тоже получили возможность стать участниками Нового Завета, что открывало перед ними перспективу вечной жизни в Царстве Бога – на небе или на земле (Марк 10:29,30; Откр.20:6).

Восстановление поклонения Иегове после многовекового отступничества тоже можно считать частичным исполнением этого пророчества: тогда в поклонении Иегове будут участвовать люди из многих народов (Ам.8:11,12; Де.20:29,30; Мих.4:1,2; Ис.2:2)

Во всей полноте это предсказание исполнится в тысячелетнем правлении Иисуса Христа, переходящем в вечность: все воскрешённые к жизни на Земле люди (Израиль и все остальные жители) смогут поклоняться Богу через «небесный Иерусалим» - при помощи небесного правительства Иисуса Христа (Евр.11:40).
А затем, пройдя через последнее испытание, все верные Иегове смогут во всей вечности поклоняться Ему, живя на Земле, куда с неба «будет спускаться» небесный «Иерусалим» - Бог станет доступен людям, как был доступен Адаму и Еве в Эдемском саду (Откр.21:1-4).

8:23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
Здесь показано благословение Иуды – колена, оставшегося от Израиля и претерпевшего на себе историю от плачевных последствий разрушения Иерусалима до восстановления в Иерусалиме чистого поклонения. По отношению ко всем остальным народам именно Иудея оказалась избранной Богом для особой миссии: от Иуды в мир пришёл Иисус Христос (Быт.49:10; 1Пар.5:2).

В буквальном смысле здесь пророк предсказывает время присоединения язычников к поклонению Иегове (они становились прозелитами), что происходило по ходу последующей истории Иудеи после восстановления храма, ибо к 1 веку н.э. в Иерусалим на поклонение Всевышнему стекались уже многие народы (Де.2:5-11).
По сравнению с многолюдством всех народов мира - малочисленный Иуда станет источником благословений для язычников. Численный перевес язычников, представленный образно в соотношении 10 к 1 - покажет, насколько всемогущ Иегова, способный сделать так, чтобы один Его служитель смог привлечь к истинному пути жизни - десять человек.

В духовном смысле здесь предсказано присоединение многих народов к поклонению Иегове – во времена восстановления поклонения Ему после многовекового отступничества (Ам.8:11,12; Де.20:29,30; Мих.4:1,2; Ис.2:2).

«Иудей» в данном случае представляет избранных Богом на служение в духовном «Доме» Иеговы - помазанников, обрезавших "сердце", кто по духу стал Божиим (Рим.2:28,29). Духовный "Дом" Иеговы - это места восстановленного поклонения Ему (собрания народа Иеговы), куда стекаются многие народы Земли.

Благодаря духовно-просветительной деятельности помазанников многие народы Земли смогут понять, что с ними – истинный Бог, и – присоединиться к ним в поклонении Всевышнему (Мтф.24:14: Мих.4:1,2). И численный перевес помазанников по сравнению с остальными народами Земли будет тоже существенным (образно 1 помазанник сможет привлечь к поклонению Иегове 10 человек).

ЗАХАРИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru