ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Неемия -
 4 глава

НЕЕМИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

4:1- 3   Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями;

Казалось бы,  ну  чем мешали иудеи, строили  себе потихоньку,  копались  в  своих  трудностях   и  никому  не  мешали.  Есть  такая  суета  на  земле:   люди зачастую  своё   «хорошо»   или  «плохо»  -  в  зависимость  от  соседского  благополучия ставят  и  от  него  - своё  благополучие  отмеряют.  И  некоторым становиться  плохо  от  того  только,  что  у  соседа  дела хорошо идут и  в чём-то   он  более  них преуспевает.  И  уже своё  «хорошо» - им  не  в радость,   и  не  заснут  они  спокойно,  пока  у  соседа  хуже,  чем у них  всё не станет:

потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения -Прит.4:16

Зависть,  рождённая  в  сердцах    завистников,  никогда  не  заканчивается  на  самой  себе:  она  предпринимает  все  попытки  расстроить  чей-то  успех,  в  нашем  случае -  строительство  стен  Иерусалима.

Много  ли  могут  завистники?  И  много  и  не  очень.  Смотря  по  тому,  кто  их  слушает. Обычно они  стараются  очернить  и  оклеветать;   колкости,  насмешки и злопыхательство - это  арсенал для  всех  пустословов,  уязвляющих  как мечом.  К  этому,  понятно,   надо  относиться  спокойно, хотя  всё это  - в теории,  на практике же - очень трудно остаться не задетым  и  подставлять  правую  щёку (никак  не  реагировать). 

Именно  реакция  и  нужна  тем,  кто   провоцирует  раздор.  Если  реакция  наступит   и   на  них   переместят  своё  внимание – дело  сделано,   добились  того,  чего  и  ожидали:   хотя  бы  на     время   выяснения  отношений  (неважно,  сколько  оно  продлится) - строительство  прекратится,  а  это  уже  маленькая победа  завистников. 

Если  реакция  даже   в  том,  что  строящие  - расстроились  и  начали  переживать -  тоже  результат  для  завистников:  опечаленным  сердцем - тяжелее  строить,  строительство  тормозится.

Если  реакции  - никакой,  завистники  злятся  ещё  пуще.  Мы  это  увидим  дальше.

4:4- 6  Вместо того,  чтобы сразу  же  хвататься  за  мечи и сносить головы уязвляющим  -  лучше  обратиться  за  помощью к Богу. Это  относится  ко всем  служителям  Божьим.  
Неемия   понимал,  что  нельзя  реагировать  и  давать  повод  завистникам  думать,  что  они  победили  народ  Иеговы. Поэтому  он  не  реагировал  сам  и  ободрял  строителей,  чтобы  строительство  продолжалось:   «собака - лает, караван – идет».  Если  каждый   раз останавливаться   для  того,  чтобы  проучить  собаку,  лающую на «караван» - далеко не уйдешь. Неемия   это  хорошо  понимал,  потому  и  не  давал  строителям  останавливаться  в  усердии, были  дела  поважнее,  чем  внимать   всем  "гавкающим".  
Единственное, что    мог сделать   Неемия  – так  это  молиться  Богу  и  просить  у  Него  силы  выдержать  все незаслуженные  оскорбления,  пропуская  их  мимо  ушей  и  не  реагируя.  А  в  этом  Бог  силён   помочь  и  помогал:  у  народа  хватало  усердия   и  стойкости  продолжать строить   несмотря  на  пакости  злопыхателей.

4:7,8  Надо всегда понимать, что если строишь Божье дело - ОБЯЗАТЕЛЬНО враги  будут и не успокоятся  они:   даже если их первые планы потерпят фиаско, они будут планировать новые козни.  Их  «хозяин» - бог  века сего  нечестивого -  всегда  вдохновляет  на новые  "подвиги"   в  погоне  за  тем,  чтобы  уничтожить  дело  Божье  любыми  способами.  А Иерусалим,  хоть буквальный - тогда, хоть  нынешний  духовный -  сейчас,  всегда -  лакомая цель  дьявола.
Так  и  завистники  Неемии,  понятно,  не  могли  пережить  такого  оскорбления:  на  все  их  старания  никто  не  реагировал  и  строительство  продолжалось.  Зависть  обрела  новую  форму:  решила  пустой  «лай»   заменить  на  откровенную  войну,  чтобы  хотя  бы  необходимость защищаться   отвлекла  строителей  от  восстановительных    работ.  По  правилу  «против  кого  будем  дружить» - зависть  сколачивает  для  себя  войско  из  других  завистников,  и  такие  всегда  почему-то  находятся.

4: 9,10  Молиться  Богу о разрешении проблемы, но и самим - сиднем не сидеть: вот, пожалуй, простой рецепт  для  дальнейшего «строительства»  своего жизненного христианского пути,  и  в  этом  можно  взять  пример  с  Неемии.  

Неемия  с  иудеями  молился  Богу о  помощи  и  одновременно  предпринимал  усилия  по охране   стены:  помощь  Бога  приходит  тогда,  когда  своих  усилий  недостаточно. Но  вместо  иудеев  Бог  охранять  стены  Иерусалима  не  станет  и  Неемия  это  понимал,  организовывая  охрану.

Однако  стрелы  лукавого  достигли  таки  цели.  Иудеи  пали  духом:  одновременно  и защищаться,  и  мусор  строительный  вывозить  и  продолжать  строить  -  было  совсем  нелегко. А  когда   пал духом - считай что проиграл войну,  и не начав её.  

Какой бы стрелой нас не ранили -  всегда  задаём  себе  вопрос: пали  ли  мы  от  этого  духом  и перестали строить свою веру и  веру своих ближних?  Если да - то бедна наша сила в день бедствия:
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. -Прит.24:10

4:11-13   Когда замышляется нехорошее дело, всегда надеются на то, что оно не станет явным, но не  всегда  так  бывает.  Найдутся  и  союзники,  которые сообщат о готовящемся нападении. Бог об этом обязательно позаботится, чтобы были у Его  служителей  и союзники.  
И  хотя  Саннавалат  с  Товией  решили ослабить  дух  «своего  избранника»  до  полного изнеможения,   продолжая  время  от времени  нервировать и  запугивать  «из  кустов»    упавшим  духом   иудеям,  что  на  них   непременно  нападут  -  Неемия   принял  меры:  по  всем  «кустам» он  расставил  народ  с  мечами  и  копьями  и  перекрыл  кислород  всем  пакостниками:  когда есть ЗА КОГО и ЧТО бороться,  то  и  смерть на поле брани  не  так страшна.

Всегда  в  подобных  ситуациях,  когда  находятся  отдельные  индивидуумы,  старающиеся  навредить  созиданию   чего-либо  в  каком-либо  коллективе  «кустовыми»  методами,  исподтишка   – не  помешает  взять     пример  с  Неемии  и  для  начала   просто  лишить  их   возможности  нервировать  созидателей.  А  после – проделать  следующее:

4:14,15   Неемия  этим  не  ограничился:  он  стал  успокаивать  начальство  и  народ  напоминанием  о  том,  КТО  их защитникСамый искусный план противников провалится,  если Бог на   стороне   созидающих  ЕГО  дело.  Если  Бог  помогает  строить,  то  много  ли  сможет  разрушить какой-то  там  Саннавалат  с  компанией?  Разумеется,  Бог  сделал  так,  что  тайные  замыслы  Саннавалата  и  Товии  были  разрушены,  и  иудеи  снова  возвратились к   строительству стен  Иерусалима

4:16-18  обстановка  более  или  менее  наладилась, однако  Неемия  не   стал  расслабляться  в  надежде,  что  Бог обязан   их  защищать. Он  напротив – усилил  защиту.

Вообще  если  представить,  в  какой  обстановке  иудеи  строили  своё  детище  – голова  идёт  кругом:  в  одной  руке  кирпич  для  строительства  стены,  в  другой – копьё, одной  рукой  строим,  другой  отбиваемся.  Это  какое  желание  надо  иметь  созидать  Божье  дело,  чтобы  с  риском  для  жизни  упорно  кирпич  за  кирпичиком  старательно  выкладывать  строение. 

В  этом  веке  разрушителей  абсолютно   всё,  что  строится – необходимо  защищать:  дом,  семью,  собрание,  отношения  с  Богом  и  людьми  и  т.д.  И  строить  не помешает  качественно, на    каменном,  не  на  песочном фундаменте,   чтобы  от  одного дуновения  ветра (не  говоря  уже  о  «дуновениях» противников) – не  разрушилось   наше  строение.  Ибо  если  разрушается  от  чьего-то  дуновения – выходит,  и построено  не  было.

Тем  более,  если  речь  идёт  о  строительстве  Божьего  дела:  духовных «Товий»  и  «Санаваллатов» - и  сегодня  предостаточно,  они  -  и  в  мире,  и  в  семье,  и  в  собрании  могут  находиться,  препятствуя  нам  строить  отношения  с  Богом.   А  потому  будь  готов к тому, что ВЕЗДЕ  найдутся противники  и,  строя свою веру и веру    ближних  - одной  рукой  придётся  и  меч Слова  Божьего держать,  а  в  другой  -  адекватный  ответ  из  слова  Божьего  всякому,  норовящему разрушить строящееся  (1 Петра 3:15)  

4:19-21   но  и  этим  не  ограничился  Неемия. Он  понимал,  что  разрозненность  и  отдалённость друг  от  друга  -  тоже  огромный  плюс  для разрушителей.  Потому  призвал  быть  внимательными  к  сигналам  тревоги  трубы  друг  от  друга  и  в  случае  чего  - бежать  по  сигналу  на  помощь. Если труба зазвучит, то  единомышленники,  строящие ЗАОДНО - моментально соберутся вместе. А если,  допустим, строящие северную часть стены  Иерусалимской, взяли бы  да и проигнорировали  зов  трубы  с  юга,  случись  нападение? Что бы было с ними? Помним ведь сказку  про  веник и составляющие его прутья? Что легче сломать?

Иудеи-строители того времени - не разъединялись. СТРОЯ ОБЩЕЕ, они всегда были готовы придти на помощь друг другу и  ВМЕСТЕ,  КАК  ОДНА  ДУША готовы были  отразить  внезапное нападение  врага.   Хороший  пример  для  подражания.

Думаем,  и  сейчас:  если  друг  с другом  не  сближаться и  не  общаться,  то   сложно  стать  одной  командой,  выполняя  какое-то  общее  дело.  А  если в  команде  не  озвучивать  сигналов  тревоги -  невозможно  и  на  помощь  прийти.  И  защищать  построенное  совместно – также.  И  вообще:   разрозненность  и  разобщённость – самые  надёжные    факторы  разрушения  любого  строения  и  любой  команды  И - самая  любимая  стрела  дьявола: «разделяй  и  властвуй!» 

4:22  Но  и  это  ещё  не  всё:  недостаточно  стратегии  общей  и  в  общем  для  всех.  И  в  строительстве  стены  Иерусалима,  и  в  строительстве  любого  духовного  Божьего  дела  -  в  принципе   в  условиях  строительства   века  сего  разрушительного  - каждый  индивидуально обязан  заботиться  о  своей  личной  безопасности  и  защищать  себя  днём  и  ночью. 

Думаем,  и  сегодня  недостаточно  примкнуть  к  какому-либо  духовному  коллективу,  чтобы  чувствовать  себя  в  безопасности.  Каждый  из  коллектива  обязан  не  только  верой  коллектива  безопасность  для  себя   обеспечивать.  Но  и   сам  заботиться  о  своей   личной  безопасности - каждый  «строитель»  обязан  наблюдать  за  тем,  чтобы  не  расшатали  клинья,  вбиваемые   в  коллектив  разрушителями  из  «кустов», чтобы  не  «убили»  общую  веру  в   необходимость  созидания  и  не  «убили»  по  одиночке  каждого  «строителя»

4:23   Вот это жизнь!  Сон - вполглаза, напряжение  ожидания  нападения не спадает  - ни днем ни ночью,  меч  и  вода  - вот  и  всё  имущество,  если  тратить  время  на  одевание,  поиски  меча  или  вовремя  не  утолить  жажду -  плоха  сила  воина,  можно   и   впустить  в  себя  раскалённую стрелу  лукавого,  не  успев отразить. 

Такое состояние  боеготовности   может  измотать  кого  угодно,  даже  если  просто  ожидаешь войну.  А иудеям-строителям - ещё хуже было.  Им  в таком состоянии ожидания  войны ещё и строить надо было и не лишь  бы   как,   на  тяп-ляп, а  как  для  Бога.  Ясно, что без Духа  Божьего в  помощь им - не обошлось. 

То  же - и  сегодня  с  духовным  воином  Господа  произойти  может:  зазевался,  расслабился  -  и  конец ,  и  не  заметишь,  как   у  «противников»   в  плену   греха  или  бессилия   окажешься.  В  веке  этом  боеготовность  №1 – должна  быть  для  всех  воинов  Господа  с  момента  призвания   их  и  до самой  смерти.

НЕЕМИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru