ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 38 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

38:1-3  Господь отвечал Иову из бури и сказал:
2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:

Итак,  Иегова  решил,  что  Иову  пора  перестать  мучиться  от неведения  и  от  речей  философических,  а  всем  философам  -  пора  и  честь  знать. Он  Сам  благоволил  ответить  Иову. Ну  держись,  Иов,  выпросил  на  свою  голову!   Лишь  бы  унести  смог  то,  что  выпросил.

Бог  обратился  к  Иову  так  «кто  сей,  омрачающий  Провидение  словами  без  смысла?» - не  потому,  что  друзья  его  говорили  речи  со  смыслом,  а  он – совсем  глуп. Нет.  Иначе  Он  не  сказал  бы  позже  о  том,  чтобы  Иов  вымолил  прощение     за  друзей  своих,  которые  знали  Бога  хуже,  чем  Иов 42:7,8 (об  Елиуе  Бог  что-то  даже  и  не  вспомнил).

Бог  таким  обращением  дал  понять  Иову,  считающему,  что  с  ним  несправедливо обходятся -что  смысл  происходящего  с  точки  зрения  человека -  не  соизмерим  со  смыслом  происходящего с  точки  зрения  Бога.  И  для  того,  чтобы  показать  различие  в  масштабах  мышления  человеческого  и  Божьего – Иегова  дальше  преподал  урок  Иову,  в  котором Иов  должен  был  бы  попытаться  постичь  смысл тех  дел  Божьих, о  которых  Бог  ему  рассказал в 38,39 главах.

38:4-7  где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

Иов  должен  был  оценить  масштабы  творения  Вседержителя  уже  тогда,  когда  Иова и  в  помине  не было.  Бог  здесь  сообщил  некоторые  сведения о  земле  и  её  сотворении:  она  не  появилась  случайно  и   есть  свидетели  её  сотворению  Богом,  это  все  небожители, сыны  Его  духовные,  которые  жили  с  Ним   задолго  до  сотворения  земли  и  радовались  её  появлению  в  мироздании  Иеговы.. Она не  бесконечна,   есть  предел  её  размерам (Иов  мог этого и  не  знать,  живя  на  своём  клочке  земли),  Бог  знает  её  размеры  и  основание. 

38:8-11  Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,
11 и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
Сведения  о  море – тоже интересные:  море – тоже  не  бесконечно,  у него  есть  «ворота»  и  Бог  держит  их  «на  замке»:  размеры его  ограничены  и  выход   волн  его в  пределы  земли- тоже.   Дождевые  облака  подпитывают  его  воды,  туман  над  морем -  также  не  случаен,  во  всём  этом  есть  смысл,  даже  если  для  человека  - он  тёмен.   

38:12-15   Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
14 чтобы [земля] изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
 
Интересно  Бог  описал  смысл  утренней  зари:   только свет  Иеговы  может  взять  образно  землю  за края  и  стряхнуть  с неё  нечестивых,  чтобы  ИЗМЕНИТЬ положение  вещей на  ней  и  превратить  её  в  цветную  яркую  просвещённую  планету,  а  от нечестивых,  омрачающих  её  цветА делами  своими -  избавиться  да  и  всё.  Замысел  Бога  здесь  описан  буквально  в  двух  предложениях  о  духовном  свете,  способном  изменить  ЭТУ землю  (НЕ  ЗАМЕНИТЬ  на  другую)   путём  просвещения  живущих  на  ней   и  истребления  нечестивых.

38:16-18   Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?
17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?
18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

Здесь  Бог  показывает  Иову  ограниченность  его  возможностей  в  приобретении  знаний:  если  Бог  не  поможет  ему   узнать  о  сути  смерти,  устройстве  моря  и  бездны, о размерах  земли – Иову  самому  это  будет  невозможно,  как,  впрочем,  и  любому  другому  человеку.

38:19-21   Где путь к жилищу света, и где место тьмы?
20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.
  
Владыке небес  присуща  и  ирония,  и  нотки  укоризны,  и с  чувством  юмора  -  у  Него  всё  в  порядке:  Он  говорит  Иову,  что  тот,  конечно  же,  «в  курсе»  (в  кавычках)  откуда  взялись    тьма  и  свет  и  как к  ним  дойти,  и  что  Иов  уже  настолько  долго  живёт  и  годами  уходит  в  глубокую  древность (в  кавычках),  что  он  «знает  всё  вообще»  и  куда,  Ему,  Богу – до  Иова . (Перевод Нового Мира   не  отразил  эту   иронию,  однако  понятно,  что   Иегова  Бог  шутить  умеет   и  в  образ  чинных,  степенных,  прилизанных  отмороженных  фарисеев  - ну  никак     не  вписывается,  достаточно  посмотреть,  КАК  остроумно   Он  создал  котят,  играющих  с  собственными  хвостами  и  почитать,  как  Он  разговаривает  с  Израилем.)

Иов  из  этой  иронии  Иов  должен  был  бы  сделать  вывод  о  том,  что  он  совсем  малюсенький  на  этой  планете  и  совсем  ничего,  в  сущности,  не  знает  о  замыслах  Создателя,  и  совсем  неоправданно   строит  из  себя  величину  крупномасштабную  и  мудреца-всезнайку.   И  он  сделал  этот  вывод:  чуть  позже,  когда  получил  возможность  отвечать Богу - Иов  сказал  об  этом.  Забавно  наблюдать ,  как  Бог   вычитывал  Иову  мораль:  так  любящие  родители  вычитывают  иногда   нашкодившим  деткам.

 38:22,23   Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,
23 которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?
 
Бог  задаёт  Иову  риторические  вопросы,  на  которые  нет  смысла   даже  отвечать:  заранее  ответ  известен,  что  Иов  никогда  не  входил  в  хранилища снега  или  града,  более  того – даже  и  понятия  не  имеет  о  том, что  они  где-то  есть.

Зачем  задавать  вопросы,  если  ответ – известен  вопрошающему?  Для  того,  чтобы  побудить  размышлять  слушающего  и  подвести  его  к определённому  выводу . Иов  и  здесь  должен  был  бы  понять  крутые    «размеры»  своей  «тёмной»  личности  в  глазах  Бога  по  сравнению  с  величием  Иеговы  и  Его  мирозданием.  И Иов  всё понял.  Мы  узнаем  об этом  позже

38:24-30  По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?
25 Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии,
26 чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека,
27 чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?
28 Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?
29 Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, - кто рождает его?
30 Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает.
  
Бог  даёт  понять  Иову,  что  даже  и  о  пустынях,  где  не  живёт   человек  – Бог  заботится  не  без  смысла:  так  надо  для   всей   земли,  чтобы  её  поили  дожди.  И  в замерзании  воды,  и  в  инее  небесном,  и  в  каплях  росы   – тоже  есть  смысл.  И  у  всех  этих  явлений  есть  Тот, кто за  них  отвечает.   

38:31-35   Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?
32 Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?
33 Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?
34 Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?
35 Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?
 
Здесь Бог  показывает  непостижимость  смысла  небес,  наличия  молний  и  возможности  управлять  ими  - для  человека и  очень  даже  лёгкое  познание  всего  этого  - для  Бога,  ибо  именно  Он  и  небеса  устроил  и  уставы  для  них  разработал.  Так  же  непостижимо  для  Иова  понятие  господства  над  всей  Землёй,  а  Богу  легко  это  понимать,  ибо  Он – господин  её  и  есть.

38:36   Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? 
Здесь Иегова  подсказывает  Иову,  почему  Богу  так  легко  всё  это  постигать  и  совсем  нелегко – человеку:  потому,  что СМЫСЛ  в  существование  всего – вложил  Бог  при  сотворении,  и  человека  сделать  разумным,  и  Свою  мудрость  вложить  в  его  сердце – также  для  Него  имело  смысл. Кому  как  ни  Творцу  понимать значение  созданных  Им  творений?  И  может  ли  творение  быть больше  Творца  в   умении  постигать  смысл  сотворённого?  Иов  должен  был  понять,  что  несправедливо  возмущался  действиями  Бога,  не  допуская  мысли,  что  у  Него  могут  быть  Свои  виды  на  Иова  и  на  всё  происходящее.

38:37-41  Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба,
38 когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?
39 Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,
40 когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?
41 Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?
Здесь  Бог  ещё  раз  показывает,  насколько  мудрость  человеческая  (своя)   -  для человека  ничтожна:  не  может  даже  самый  мудрый  человек  на  земле,  даже  если  он  на  самом  деле  во  многом  преуспел – не  может  ни  дождь  с  грязью  предотвратить,  ни  дикую  львицу  с   вороном   накормить,   даже  источник  питания   им  предоставить – и  того  не  может,  ибо  всё  это – от  мудрости  Божьей,   а  не человеческой -  происходит.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru