ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 36 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

36:1-4   И продолжал Елиуй и сказал:
2 подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.
3 Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,
4 потому что слова мои точно не ложь: пред тобою - совершенный в познаниях.

Елиуй  в с воём  желании  поблестеть  умом  пред  слушателями  -  ещё  больше  распалился  и  даже,  наверное,  и  сам  не  заметил,  как   заявил  Иову  пред  всеми,  что  по  сравнению  с  жалкими  лживыми  знаниями    Иова – познания  Елиуя  о  Боге  -  совершенны  и  истинны,  ни  капли  лжи - в  них.

Натуры,  увлекающиеся    своим  красноречием,   выдают  иногда   желаемое – за  действительное,  а  то,  что  блестит – за  то,  что  блистает,   что  уж  тут  скажешь – и  такое  бывает.  Просто  нужно  научиться  различать,  где  слово  Божье,  а  где  -  человеческие  фантазии.

36:5-9    Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;
6 Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;
7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.
8 Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,
9 то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,
Ну  а  дальше  повторяется  весьма  ограниченное  представление  Елиуя  о  Боге,  мало  чем  отличающееся  от  представления  предыдущих  знатоков  Бога  и  смысла  бытия о  том,  что   нечестивые всегда  терпят  урон,  а  праведники – на  тронах  с  царями земли  навсегда  восседают.  Если  бы  он  сказал  это  как  пророчество  на будущий  век,  а  не  о  веке  грядущем  говорил -  можно  было  бы  и за  правду  принять. Но  он  говорил  о  жизни  в  этом  веке. 

Если  же  кто, по  мнению  Елиуя,  бедствует -  непременно  виноват,  значит,   умножил беззакония  свои – потому  и  наказывается  Богом.  И снова –  уверенный   намёк на  страдания  Иова  по  причинам  его беззаконий.

Отчасти  здесь  прав  Елеуй,  если  говорить  о  народе  Бога -   в  целом,  а  не  о  каждом – в  отдельности:  когда  народ  отступал  от  путей  Его, он  наказывал  Израиль.  

36:10-12    и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.
11 Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;12 если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

Бог  вразумляет  через бедствие  и  словно  открывает  ухо  беззаконникам, дескать,  бедствуете – шевелите  мозгами,  вспоминайте,  за  что  вас  наказываю.  Если  вразумляются  - хорошо,  бедствия  исчезают. Если нет  -  погибнут  и  умрут  в неразумии,  так  и  не  поняв,  что  надо  было  всего  лишь  перестать  творить  беззакония, чтобы  благоденствие  вернулось.

То  есть, Иов  должен  был  снова  понять,  что  он  страдает  - ПО  ПРИЧИНЕ  и  незачем отпираться,  чтобы  не  умереть  в неразумии. Лучше  перестань  творить  беззакония  и  страдания  прекратятся. Снова – по  кругу.  И  снова – картина  неправильная. Ибо  помним,  что  бедствия  в  веке  этом  -  не  обязательно  по  причине  неправедности  случаются. Бывает,  конечно,  по  глупости. Но  бывает  и  несправедливо,  по  причине  жизни  в   условиях  века  сего – Екклес.7:15

36:13-15   Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;
14 поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.
15 Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.
  
И  снова  крупный  намёк  в  адрес  Иова:  только  лицемеры  могут  себе  позволить  негодовать  на Бога,  потому   Бог  и  насылает  на  них  страдания.  Потому  они  и  гибнут  смолоду  и  обречены  жить  с  нечестивцами.  А  праведников  Бог  выводит  из  любой  беды.

36:16,17   И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;
17 но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение - близки.
 
Так  что  -  Елиуй  обращается  теперь  к  Иову  прямо – если  бы  ты  не  был  преисполнен  нечестивых  речей – ничего  бы  этого  с  тобой  не  было.  То  есть,  Елиуй,  как  ему  показалось,  докопался  до  истины  греха  Иова:  он  страдает  так  потому, что  мелет  ересь  языком  своим ,  речи  его  -  нечестивы  и  в  этом – всё  дело.

Интересная  мысль  мелькнула  у  Елиуя:  суждение (человека)  и  Осуждение (Богом) – близки. То  есть,  за  каждое   слово  своё  - и  оправдаешься,  и  осудишься   пред  Богом - в  зависимости  от  содержимого слов -  Мтф.12:36

36:18,19   Да не поразит тебя гнев [Божий] наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.
19 Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу.
 
Здесь  Елиуй  как  бы  и  сжалился  над  Иовом, и  одновременно  -  «щёлкнул  по  носу»:  просит  Бога,  чтобы  не  наказывал  Иова в  гневе.  И одновременно  предупреждает,  что никакой  выкуп  тебя  пред  Богом  не  спасёт  от  наказания . Всё  твоё  богатство  в  глазах  Его – ничто,  если  Он  решит   тебя   наказать по  всей  строгости  (твои  страдания – это  цветочки,  а  ягодки  для  тебя – впереди).

Тут  таки  Елиуй  прав: ни  золото,  ни  серебро  не  сильно  спасти  в день  гнева  Бога  Вседержителя.

36:20,21  Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.
21 Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.
  
Елиуй  почему-то   уверенно  считает,  что  Иов   предпочитает  нечестие – страданию,  то  есть – предпочитает  лучше страдать,  чем  перестать  грешить.  Потому  Елиуй  даже  и  не  советует  Иову   ждать  суда  Божьего,  ибо  при  таком  откровенном  запирательстве  в согрешении -  Иов   непременно  погибнет  в  суде  Его

36:22-24   Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?
23 Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?
24 Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят.
 
Елиуй  поучает  Иова  тому,  чтобы  он  прекратил   упрекать  Бога  в  несправедливости,  ибо  Бог – справедлив  и  самый  великий  Наставник  для  человека.   Вместо  этого  Иов  должен  научиться  превозносить  все  дела  Бога,  которые  видит.  Намёк  на  то,  что  даже  и  бедствием  своим  он  должен  быть доволен,  ибо  оно  -   для  того,  чтобы  Иов  оставил  гордость  и  признал  свою  вину ( как  Елиуй  говорил  раньше)

36:25-33    Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.
26 Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.
27 Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:
28 из облаков каплют и изливаются обильно на людей.
29 Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?
30 Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.
31 Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.
32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.
33 Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

Здесь  Елиуй  прав:  никто  не  может  постичь  до  конца  величия  дел  Божьих  и  познать  Его  Самого.  Даже  творения  Его  -  мы  не  можем  постичь  до  конца  и  понять,  почему  происходит  в  природе  то,  что  происходит.  Поймём  ли  Творца,  если  творения – нам  непонятны? Эту   правду  Елиуя  -  никто  не  оспорит.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru