ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 34 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

34:1- 4   И продолжал Елиуй и сказал:
2 выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!
3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище.
4 Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо.
 
Елиуй   решил  призвать  друзей  к  тому,  чтобы  они  были  внимательны  к  речи  его  и   вместе  с ним  всё  же  нашли,  что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо – методом размышлений  над  услышанным.  Другого  способа  выяснить  истину – нет. Если  ухо  не  услышит  слов,  то  и  разобраться  в  них  - невозможно.
  Хороший  и  правильный  подход  решения вопросов:   не выносить сразу  и  поспешно   вердикт, а  попытаться разложить ситуацию по полочкам и вникнуть в нее.

Забавно,  что   здесь  Елиуй  называет  друзей  Иова  мудрыми и рассудительными,  но   в то же   время   упрекает    их  в  том, что    они   не нашлись,  что  ответить Иову.  Елиуй  иронизирует,  ибо  уверен,  что  сам  он – непременно  контраргументы  против  Иова  отыщет.

34:5-9  Вот, Иов сказал: я прав, но Бог лишил меня суда.
6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины.
7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,
8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?
9 Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.
  
Например,  Елиуя  возмущают  слова  Иова  о  том,  что  он  прав,  а  Бог  судит  его  не  по  делам  его.  Он тоже  решил  изобразить  обвинение  на  Иова  и  изобразил:  нет  больше  на  земле  такого,  как  Иов,  которому – поглумиться  над  Богом  было  бы  так  же  легко,  как  и  воды  попить. Иов – то же  самое, что  и  беззаконники  с нечестивыми,  ибо утверждает,  что  нет  пользы  в  угождении  Богу.  Такое  вот  обвинение  выдвинул  Елиуй.

Хотя,  как  мы  помним,  Иов  и  не  смел  бы  так  сказать  о  Боге. Его  всего  лишь  интересовало: ЗА ЧТО Бог  его так  наказывает?

34:10-13  Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,
11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.
13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?
  
Здесь  Елиуй  рассказывает  всем  известные  истины  о  том,  что  Бог  не  может  быть  несправедлив,  но  думает, что  изобретает  велосипед.  Он  также,  как  и  друзья  Иова,  показывает, что  Бог  только  по  делам  воздаёт, значит, дела  Иова – не  хороши.   Он  также  не  знает, что  в  этом  веке  случайностей  – всяко бывает  и  не  скоро  совершается  суд  над  худыми  делами.

Можно  себе  представить,  как устал  от  них  от  всех  и  от  их  нравоучений   Иов:  такое  впечатление,  что  Елиуй  не  слушал  слова  друзей  его,  иначе  не  повторял  бы  то  же  самое,  о  чём  говорили  они.  Собеседников  следовало  бы  уважать  и  не  утомлять  бессмысленным  повторением  уже  сказанного,  а  если  нет  других  аргументов – то лучше  в  беседу  и  не  вступать.

34:14-17   Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, -
15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим.
17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?
 
Елиуй  продолжает  открывать  «Америку»:   говорит  о  том,  что  Бог  может  сделать  и  с  землёй  и  со  всем,  что  на  ней – всё,  что  угодно. И  никто не  сможет  Его  за  это  упрекнуть,  ибо Он – хозяин  положения.

34:18   Можно ли сказать царю: ты - нечестивец, и князьям: вы - беззаконники? 
Никто не  может  обвинить  царя  и  князя  в  том, что  они  делают  беззаконие. Хотя  это  личное  мнение   Елиуя – неверно:  всегда  Бог  находит  тех,  кто  может  это  сделать  - пророков. Если,  конечно,  Ему  нужно это.  Да и  любой,  в  сущности,  кто  видит  беззаконие – всегда может  это  сделать. Как,  например,  Иоав –  вразумлял   Давида,  Давид –   вразумлял  Саула  Другое  дело,  что  заставить  исправиться  не  может  никто  из  людей – это  таки  да.

34:19-21  Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.
20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою.
21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его.
  
Елиую  кажется,  что  внезапные гибели  царей  и  князей  – от  руки  Божьей.   Дескать,  за  беззакония  -  цари  наказываются  Господом,  раз  уж  некому  им  сделать  замечание. Но  и  это  не  совсем  так:  на  всё  время  и  случай,   Иосия  праведный  погиб  от  Нехао,  посланника  Бога  в  Египет,  Манассия - нечестивец  почти  50  лет  кровь  из  народа  успешно  пил.     

34:22-24   Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие.
23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом.
24 Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места;
 
А   это  таки  правда:  нет  такого  места  на  Земле,  где  беззаконник  мог  бы  скрыться  от  взора  Иеговы.

Поэтому  Богу  нет  нужды  призывать  беззаконников  на  суд,  чтобы  они  непременно  пришли  и  присутствовали  на  суде.   Он  и  без  прихода  к  Нему  - всех судить  в состоянии,  ибо  видит  кто – где  и  всех – насквозь,  то и  нужды нет   Ему   исследовать  дела  всех,   кого  судить  приходится.  Это,  в  принципе,  правда. За  исключением  того,  что  в  этом  веке  Бог  вмешивается  в  дела  земли  в  исключительных  случаях,  когда  события  способствуют  исполнению Его  намерений. А  в  остальных  случаях  Он  не  вмешивается  в  историю  нечестивцев,  ибо  допустил  всем  ходить  своими  путями.

34:26-28   потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются.
26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других,
27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его,
28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных.
 И  такое Мнение  Елиуя  -   крайне  редко  случается,  чтобы  нечестивец  пред  глазами  других  от  Бога  именно – за  дела  свои  беззаконные  непременно   и  вдруг   поражался   смертью  по  воплю  и  пожеланию  угнетённых.  В  народе  Своём – и  то  не  всегда  Бог  в  дела  народа  вмешивался,  наказывая  нечестивцев,  пример  тому  -  Манассия,  Ахаз.

34:29,30  Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека,
30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.
  
Елиуй  говорит,  что  Богу  никто  не  может  ничего  и  ничем    возразить  ни  в  одном  из  Его  действий  -  это  правда.  А  вот  здесь:   «Он  всё  делает  так,  чтобы  не  царствовал  лицемер  на  соблазн  народа»   – тоже  только  личное  мнение   Елиуя. Бог  допускает  много  чего  для  условий  века  сего.

34:31,32  К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить.
32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.
 
Елиуй  учит,  как  следует  говорить  с  Богом,  чего  Иов  почему-то  никак  не  возьмёт  в  толк: «Я  виноват,  я  потерпел  наказание,  всё  понял  и  больше  не  буду,  исправлюсь,  а  в  чём – научи  меня Ты,  если  я  согрешил – больше  не  буду»

34:33-35 По твоему ли [рассуждению] Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь.
34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня:
35 Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.
   
Так  ли  говорит  разве  Иов?  И  должен  ли  Бог  ему  отвечать  на  такие  его  речи?! Если  бы  спросить  мнение  у  разумных   людей  о  том,  мудр  или  нет  Иов – то  ясно,   все  скажут,   что  он  глупец.  Вот  так  Елиуй  оценил  Иова.

34:36,37   Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым.
37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.
  
«Я  бы хотел,  чтобы  Иова  Бог  призвал  к  ответу. Иначе  он  успеет  наговорить  глупостей  ещё  больше  и  сделается  отступником  против  Бога» - Елиуй  искренне  считал  Иова  виновным  и  хотел  ему  помочь .

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru