ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 32 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

32:1    Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,
Интересна  причина,  почему  друзья  не  стали  больше  ничего  отвечать  Иову: он  был  прав  В ГЛАЗАХ СВОИХ .    Глупо  продолжать  аргументированный  спор  или  пытаться  переубеждать  того,  кто  уверен  в  своей  правоте.  В  таких  случаях благоразумнее  просто  оставить  человека  при  своём  мнении.

Хотя  часто   бывает  и  так:   если   не находят  аргументов для обвинения,  то,  может   их просто нет ?

32:2,3   тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,
3 а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.
 
На  арену  выходит новый   участник  беседы.  Весь  из  себя  разгневанный на  Иова:  «как  это  такое  может  быть,  чтобы  Иов  был  правее  Бога?!»  И  разгневанный  на  друзей  его:  «как  это  так,  что  они  не  нашли  аргументов  для  разбить   самоуверенность  Иова?!»

32:4,5   Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его.
5 Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.

Елиуй  как  младший  и воспитанный  - не  влезал  в  разговор  друзей  и  не перебивал  Иова  до  тех  пор,  пока  им  было  что  сказать.  Но  как  только  Елеуй  дождался  паузы – он  вмешался. Его  возмутило,  что  последнее  слово  осталось  за  Иовом  и  друзья  не  нашлись,  что  ему  возразить.  В общем,  следующий нападающий  на  Иова  -  морально  нападать  подготовился.

32:6-9   И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы - старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.
7 Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости.
8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
9 Не многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду.
 
Елиуй,  надо  отдать  ему  должное, признавал  преимущество  старцев  пред  молодыми  в  отношении  наличия  у  них  большей  мудрости,  как,  впрочем,  и  должно  было быть  по  идее: годы  и  жизненный  опыт  должны  умудрять  желающих  учиться  на  ошибках. Но,  как  показывает  жизненный  опыт -  не  всегда.  Приводили   уже  поговорку:   мудрость  не  всегда  приходит  с  возрастом.  Иногда  возраст  приходит  один.

К такому  выводу  пришёл  Елиуй,  слушая  ЧТО  говорили  эти  старцы. Если  анализировать  ИНФОРМАЦИЮ,  а  не  того,  КТО  её  излагает – по  её  содержимому  можно  сделать  вывод,  стоит  она  применения  в  жизни  или  нет.

Из  содержимого разговора  Елиуй   сделал  вывод,  что  и  молодому  мудрость  может   быть  дана  свыше,  ибо  от  Бога  и  духа  его,  а  не  только  от  возраста -  мудрость  приходит.  Елиуй   решил,  что  несмотря  на  молодость -  он   ничуть не  глупее  старцев  и  вполне  может   Иова  умудрить  и  друзей  его  заодно.

32:10   Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я.  
Елиуй  решил,  что  его  мнение  может  помочь  данному  разговору  и  обязательно   разобьёт  «мудрость»  самоуверенного  Иова.

32:11-13  Вот, я ожидал слов ваших, - вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать.
12 Я пристально смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его.
13 Не скажите: мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человек.
  
Елиуй  не  очень-то  уважительно  отнёсся  к  тому,  ЧТО  говорили  эти  старцы. Он  разъяснил,  что  они  ПРИДУМЫВАЛИ,  что бы  эдакого  Иову  ответить  на  его  вопросы,  да  и  то  не  на  всё  отвечали. Но  с  обличениями  его  - явно   подкачали. А  надо  бы  Иова  обличить  и  показать,  в  чём  он  неправ. Такое  мнение  сложилось  у  Елиуя,  что  они  просто  не  знают,   чем  возразить  Иову.  Незачем  говорить,  что  Бог  опровергнет  его,  а  не  человек. Дескать,  и  человек  с  этим  легко  справится  (себя  имеет  ввиду   Елиуй  -  как  опровержителя  всего,  что   было   сказано  Иовом)

32:14-17   Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему.
15 Испугались, не отвечают более; перестали говорить.
16 И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более,
17 то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я,
 
Если  бы Иов  беседовал  с  Елиуем,   то   Елиуй  нашёлся  бы  что  сказать. Но  он  не  вмешивался,  ожидая,  чем  же  смогут  возражать  старцы.  А они  испугались  и  замолчали,  им  возразить нечем.  И  у  него  нет  выхода,  как  продолжить  разговор  вместо  них  и  сказать  своё  мнение  о  виновности  Иова.

Елиуй  не  опасался  высказывать  такие  вещи старцам:  у  него  таки  была  уверенность  в  том,  что он  найдёт  веские  аргументы  в  помощь  им. Но  и  старцы  не  возражали  ему  амбициями  преклонного  возраста  и  не  обрывали  речь  молодого,  значит,  искали  помощи  хоть  и  у  молодого  на  тот  момент,  раз  сами  не смогли  разоблачить  Иова  в  неправоте.

32:18-20   ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня.
19 Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам.
20 Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои и отвечу.

Пока  он  слушал, во  внутренностях  его  накопились  обличительные  речи ,  а  если  переполнилась  внутренность  речами – попробуй  удержать   их.  Тяжёлое  это  бремя – держать  язык  за  зубами,  когда   он  переполнен  словами.  В  таких  случаях  лучше  излить  накопленное,  чем  лопнуть:  пусть  лучше  чьё-то  здоровье  от  недержания  нашего   словесного потока   портится,  чем    наше – от  переизбытка  накопленного.

Однако  о  вине – не  случайно  здесь  сказано:  когда  есть что сказать, и очень хочется  -   это не плохо,  можно,  конечно,   и  сказать,  только   важно фильтровать  и анализировать  свой  разговор,  чтобы  слова,   как  шипучее  вино - не  вырвались  со  свистом   из   бутылки,  и   не облили  слушающего  с  ног до головы   (чтобы  возможно  было  воспринять  всё  сказанное)

32:21,22   На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану,
22 потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой.
А  вот  это  качество  - не  быть  лицеприятным,  не  ставить  в зависимость  своё  мнение  от  «лица»  человека  и  не  льстить  никому – качество ценное,  Божье. И  Елиуй,  похоже,  им  обладал.  Отсутствие  лести  -  хорошее  качество,   лишь  бы  в  бестактность  оно  не  превратилось  у  увлечённого  своим  красноречием.  Но  посмотрим  в  следующей  главе, что  же  такого  умного  имел  сказать  этот  молодой  человек.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru