ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 31 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

31:1,2    Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице.
2 Какая же участь [мне] от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес.
Дальше Иов   показывает,  насколько  он  старался  сохранять  праведность:    пришлось  ему  даже договариваться  со  своими  глазами  и  не  рассматривать  других  девиц,  чтобы  не  согрешить  пред  Богом,  ибо  был  женат (и  сегодня  такие  методы актуальны ).

И  что  же  он  получил за  все  свои  старания  не согрешить - от  Бога?  Иову  слегка  смешно.  Иов  здесь  неправ,  ожидаячто  Бог  обязан  воздать,  ибо  все  согрешаем,  все  от  Адама  и  никто  не  дал  ему  наперёд,  чтобы  Он  должен был  воздать – Римл.11:35

31:3-5   Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть?
4 Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов?
5 Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, -

Иов  в отчаянии  снова    ополчился    на  Бога:  все  напасти – разве  для  праведного,  а   не  для  нечестивого  предназначены?  Почему на  меня  свалил  Бог всё  это? Или  Он  не  видел,  насколько  я  непорочен? Требую,  чтобы  меня  взвесили  на  весах  правды,  пусть  Бог  Сам  проверит мою  непорочность!


31:6   пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. 
Непорочность - самое тяжёлое по весу качество христианина.  От  его наличия зависит, сдвинутся  ли  чаши Божьих  весов  или мы окажемся легче пустоты. У Иова, например, непорочность  обнаружилась в  большом количестве. Процесс  борьбы  в  испытаниях  за сохранение  верности Иегове – помог её обнаружить. А  потому все трудности, с которыми мы сталкиваемся,  можно расценивать как прекрасный шанс обнаружить в самих себе непорочность Божьего служителя и поддержать этим авторитет Иеговы. 

31:7,8  Если стопы мои уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим,
8 то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут.
 
Иов  согласен  ответить  за  свои  грехи,  если  он  совершил  их.

Интересно  он  выразился:  «если  сердце  моё  следовало  за  глазами  моими  и  что-то  нечистое  пристало  к  рукам  моим» -  то  есть,  всё  же  похоть  очей,  о  которой  сказал  и  Иоанн – главное  вредоносное   орудие  неправды:  много  рассматриваем – много  начинает  хотеться.  Не  даром  Иов  именно  с  глазами  договаривался,  чтобы  меньше  они  по  разным  ненужным  местам  прохаживались.

31:9-12  Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, - 10 пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею,
11 потому что это - преступление, это - беззаконие, подлежащее суду;
12 это - огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое.
 
Иов  не  строил  глазки   флирта  жёнам  своих  ближних и  не  вёл  осаду  по    завоеванию  их  сердец,  он  понимает,  что  это - преступление,  которое  никакими  праведными  делами  не  покрыть. 

Забавно  он  пожелал:  если  он  сам делал  так,  то  пусть и  над  его  женой (не  над  ним  самим,  заметим  издевается  всякий).  Почему  это  по  слову  его - за  его  преступление  должна  была  бы  страдать  его  жена?

Размышляем.

Иов,  во-первых,  знал,  что  он  такого  не  делал,  значит,  и  с  женой  его  будет  всё  в  порядке.

А  во-вторых,  воздаяние  за  грехи  по  принципу  «око  за  око» –     подразумевает,  как  Иов  с  чужими  жёнами  поступал,  так  и  с  его  женой  поступить должны  были  бы  по  справедливости,  ибо  муж  и  жена  - ОДНО. А   мужу  видеть  насилие над  своей  женой – так  лучше самому  под  пытками  смерть  принять.  

А  в-третьих,   говоря  так,  Иов  усилил  позиции  своей  непорочности:  если  я  уверен,  что не   украл,  к  примеру,  у  соседа  золото,  то  позиция  «а  если  украл,  пусть   моих  жену/детей поразит  сосед» - усиливает  мою  невиновность,  ибо  они  для  меня – самое  дорогое  в  жизни. 

31:13-15 Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною,
14 то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему?
15 Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?
  Иов  обозначает  следующие  грехи,  в   которых  мог  бы  быть  виновен,  но  не  виновен: нарушать права  слуг  своих – это  тоже  преступление  пред  Богом.  Нарушающий  права   слуг  своих  ответит  за  это  пред  Богом  тем  же:  будут  нарушены  и  его  права,  ибо  все  мы – слуги  у  Бога.  Как  мы  со  своими  подчинёнными – так  и  с  нами  на  суде  будет.

Иметь Бога в разуме ВСЕГДА - это очень похвально.  Несмотря на свое прежнее высокое положение  в  обществе  Иов  понимает, что для Бога статус человека - НИЧТО, в равной степени он смотрит ОДИНАКОВО  и  на  господина  и на слугу. Иов  это  отчетливо  понимал  в дни процветания  своего, да  и  в горестные   времена  -  не переменил мнения своего.  И  если  бы Иов  знал  за  собой  то, что притеснял  каким-то  образом  нижестоящего  по  положению,  то что бы  он   сам   мог отвечать Вышестоящему?

31:16-22   Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы?
17 Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?
18 Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил [вдову].
19 Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, -
20 не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих?
21 Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот,
22 то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя,
Следующий  грех – отказ  в  просьбах  нуждающимся,  вдовам,  сиротам – тем,  кто  сам  себе  помочь  бессилен,  ибо  утратил  кормильца.  Никогда  Иов  ни  в  чём  необходимом  не  отказывал  сиротам,  кормил  и  одевал  их,   заботился  об  их  нуждах,  никогда  не  обижал  их,  и  таким  образом  -  помогал  вдовам,  их  матерям,  растить  детей,  живущих  без  отцов.   

31:23    ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я.
Иов  не  бравирует  своей  непорочностью,  а  точно  уверен  в  том,  что  насколько  было  возможно  исполнять  волю  Бога – он  исполнял. Иов   боится  наказания  от  Господа,  и  это  правильно:  бесстрашны  только  глупцы  и  смертники,  кому  уже  терять  нечего.

31:24   Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты - надежда моя?
Ещё  один  вид  греха – надеяться  на  богатство  своё  вместо  того,  чтобы  надеяться  на  Бога.

31:25     Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?Даже  радоваться  тому, что  так  ловко  удалось  накопить  богатства  собственными  руками -  и  то  грех,  ибо  и  собственные  руки – от  Бога,  и   богатству  радоваться  - глупо.  Радуйся  тому,  что  Бог  к  тебе  благоволит.

31:26-28   Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует,
27 прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?
28 Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы [тогда] от Бога Всевышнего.
  
Ещё  один  грех :  «целовали  ли  уста  мои  руку  мою,  прельстился  ли  я  в  тайне  сердца  моего?»   Быть  самовлюблённым  и  самодовольным  - это  также  преступление  пред  Богом.  Восхваляя  себя  -  автоматически   отрекаешься  от  Бога,  сотворившего  тебя  и  дающего  тебе  возможность  быть  таким,  каков  ты  есть.

31:29,30   Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его?
30 Не позволял я устам моим грешить проклятием души его.
  
Радоваться  тому,  что  с  врагом  нашим  случаются  несчастья  -  это  также  преступление  пред  Богом.  Так  же,  как   и  проклинать его – желать  ему  зла.  ВСЕ  люди – Богу  принадлежат.  А  Бог  желает,  чтобы  всем  было  хорошо  от  того,  что  пришли  в  этот  мир,  ибо  Он – создатель   жизни,  приносящей  удовлетворение.  И  Он  допустил,  чтобы  разными  методами  удовлетворялись,  даже  нечестивыми. Но  Богу  не  нравится,  когда  кто-то  страдает.  А  если  нам  хочется,  чтобы  кому-то  было  плохо  и  кто-то  доведён  был  до  отчаянных  обстоятельств – мы,  выходит,  желаем  не  того,  что  желает  Бог  и  становимся  Ему  противниками.  Иов  это  понимал  и  потому  никогда  никому  зла  не  желал,  даже  врагам  своим.  Пусть  всё  у  всех будет хорошо.

31:31  Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились?  
Иов  известен  был  также и   тем,  что  от  мяса  шатра  его  -  многие  насыщались, то  есть,  он  не  был  скупым,  кормил  всех,  кто  приходил  к  шатру  его.  Быть  жадным  и  отказать  в  угощении  гостям -  это  тоже  преступление  пред  Богом,  ибо  Бог   никому  из  людей  в  пище  не  отказал,  снабдил  землю  всеми  съестными  припасами,  а  человека -  способностью  их  раздобывать.

31:32    Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему.  
Не  предложить  ночлег  гостю   и  не  оказать  ему  гостеприимство – тоже  грех  против  Бога,  ибо  Бог  всем  живущим  на  земле  оказал  гостеприимство,  снабдив  землю  всем  необходимым   для  жизни.

Интересно,  что  все  эти  виды  согрешений  вошли  в  согрешения,  описанные  Моисеевым  законом.  Иов  имел  дух  Божий  в  себе,  он  понимал,  что  добро  и  зло  в  очах  Бога,  ибо  понимал  это  так  же,  как  Он -  и  без перечней  пунктов  Его  озвученного закона

31:33,34   Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои,
34 то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери.
  
Здесь  Иов указал  на  принцип,  распространяющийся  на  поведение  ВСЕХ,  кто  скрывает  преступления  свои:  преступники  сторонятся  большого  общества,  в  котором  их  могут нечаянно  узнать,  заприметить .  Они  отсиживаются  в  укромных  местах  и  помалкивают,  живут  там,  где  их  никто  не  знает,   ибо  разоблачение  и  презрение  соплеменников  для  них - большая  проблема.

А  живущему  по  правде  -  нечего таиться,  и  он  не  избегает  одноплеменников (единоверцев)  своих.   Иов приводит  это  как  аргумент,   ибо  никогда  не страшился,  что скажут ему  примерно  так:  «ты бы на себя  сначала  посмотрел,  а ты сам-то   как поступаешь?!»   Иов    потому  и  не молчал,   потому  и  не  скрывался  ни  от  кого,  что   имел  дерзновение  в  слове, ибо  всегда  поступал чисто.

31:35-37   О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись.
36 Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец;
37 объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем.
  
Иов  не  боится  суда  Божьего,  ибо  уверен  в  том,  что  ни  в  чём  преступном  замешен  не  был,  но  он  мечтает  и  о  том,  чтобы  по  поводу  его  непорочности  была  бы  сделана  официальная  запись,  в  которой  бы  было  указано,  что  он – не  преступник. Этой  записью  Иов   имел  возможность защищаться,  она  была  бы  венцом  на  голове  его,  свидетельствующей  о  его  непорочности. Только некому  такие  записи  делать.

31:38-40   Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее;
39 если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев,
40 то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились.
Иов  даже  землю  старался  не  обижать,  не  то,  что  земледельцев,  ибо  и  за  землёй  ухаживать  необходимо,  засевать  её  и  давать  ей  отдыхать  по  очереди,  установленной  Богом. 

Вспомнив  всё  возможное,  в  чём  он  старался  не  согрешать,  Иов  умолк.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru