ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 22 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

22:1-4   И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2 разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?
 
Ну  держись,  Иов!  Елифаз  сейчас  тебе  сам  придумает,  в  чём  ты  виновен,  уж  если  ты  не  хочешь  признать  вину  свою  пред  Богом! 

В  этой  главе  от  предположений   в  согрешениях  Иова -  переходим   к  обвинениям.  Да  ещё  и  сопровождаем  обвинения – потоком   лжи  и  сарказма.  Вот  какие  глупости  мы можем  говорить,  когда  наши  эмоции – выплёскивают  через  край  нашего  сердца  и  затмевают рассудок:

Елифаз  уверяет,  что  Богу – ни  тепло  ни  холодно  от  разумности  Иова,  для  себя  человек разумен  или  глуп, а  Богу – всё  равно. И  вообще – Иегова   ищет  выгоду  во  всём,  а  в  праведности  Иова   Ему  выгоды – ну  ни  на  копейку.  Неужели  Бог испугается  требования  Иова  выйти  с  ним  на  суд -  и  выйдет? Да  что  вообще Иов  себе  возомнил?!  Вот  как  Елифаз  «хорошо»   знает    Бога.

Так  иногда  теряют терпение  друзья  и  от  лукавых речей  переходят  к  прямым обвинениям, хотя   по-прежнему  не  подтверждают  их    фактами.  Почему  такое  иногда   происходит  с  нами?    

Потому,   что  всё  понятие    обвинений,  например,  друзей  Иова -   держится на ни  на чём  не  основанной  и  ничем  не  доказанной   догме:   если  по  факту  мы  видим,  что   Иова  постигла беда – значит,  он  виновен  и никак иначе .

Они  проигнорировали  аргументы    возражения  Иова   о том, что бывает   и  иначе,  что нечестивый долго живет и  не  бедствует, а здравствует.  Если  бы они попытались  опровергнуть возражения  Иова,  то  сами  бы    поняли   несостоятельность   своей  версии  и исправили  бы ошибку  в  собственном мышлении,  ибо  непременно  пришли  бы  к  выводам,  что  Иов  прав.  Но они   вместо  того,  чтобы  прислушаться  к  здравым    возражениям -  злятся на  того,  кто фактами  показывает   несостоятельность  их  догмы.

Похожая  ситуация -  во  многих   христианских   конфессиях:   когда  кто - либо подвергает сомнению  и  подтверждает   Библейскими  аргументами  несостоятельность  какого - либо  из учений,  ярые   защитники  учений   вместо того,   чтобы   рассмотреть  аргументы  -   упорно отстаивают   свою  догму  и обвиняют  во  всех  тяжких  оппонента.   И  нет  ничего  нового  под солнцем:  обвинять  других – легче,  чем  признавать  свои  ошибки.      

22:5-9   Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.
6 Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.
7 Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;
8 а человеку сильному ты [давал] землю, и сановитый селился на ней.
 
9 Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.

А  здесь -  приписывание  Иову  большого  перечня  согрешений:  и  злоба  Иова  велика,  и  бессовестно оббирал  он  нищих  братьев  своих,  и  голодному  с  жаждущим  отказывал  в  хлебе  и  воде, и  вдовам  ни  в  чём  не  помогал – словом,  монстр,  а  запирается.  Ещё  и  суда  у  Бога  требует,  каков  наглец  этот Иов!!!  (по  мнению  бушующего  негодованием  Елифаза)

22:10,11   За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя.
 
«Вот  за  что  тебя  объял  ужас  и  тьма,  в которой  ты  уже  и  сам  не  видишь  своих  согрешений. Ну  а  раз  ты  сам не  видишь,  то  я,  Елифаз,  тебе  твоё  зло   и  показываю!»   И  он  в  самом  деле  думал,  что  показывает  Иову – истинное  положение  вещей:  когда  солнце  заходит  во  гневе -  помрачается  разум,  и  всё,  что  бы  в  таком  состоянии  ни  делалось  нами  и  не  говорилось  -  нельзя  воспринимать  всерьёз.

22:12-14   Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13 И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?
14 Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу.
 
Елифаз  почему-то  услышал  в  словах  Иова,  что  тот  говорил  о  неумении  Бога  видеть  землю   сквозь  завесу  облаков   и  потому – невозможность  судить  сквозь  мрак.  Хотя  Иов  такого  не  говорил  вовсе.  Ну  и,  понятно,  Елифаз  пытается  разъяснить  Иову,  что  это  не  так.  Сам  придумал  обвинение,  сам  и  разоблачает  это  обвинение. Забавный  ход  в  монологе,  чтобы  не  иссякнуть.

Вообще  интересная  есть  пословица: «если  хочешь  узнать,  в  чём  виновен  друг,  послушай,  в  чём  он  обвинит  тебя».  Если  кто-то  сам  никогда,  к  примеру,   не  обманывал – он  и  не  догадается  обвинить  в  обмане  другого,  ему это  просто  в  голову  прийти  не  может. А  Елифаз  большой  ассортимент  грехов  для  Иова приготовил. Видимо,  разбирался  и  сам  во  всём  этом  неплохо.

22:15-20  Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные,
16 которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?
17 Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель?
18 А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня!
19 Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:
20 враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь.

Елифаз  и  сам -  в  восторге   от  внезапного  открытия,  которое  ему  пришло  в  голову:  Иов,  оказывается,   берёт  пример  с  беззаконников,  которые  были  истреблены  внезапно  потопом.  Они  говорили  Богу,  что  им  до  Него  нет  дела,  а  Он  несмотря  на  это – наполнял  добром   их  дома!  («глубокие»  познания  о  Боге,  нечего  сказать.  Главное  в  таких  случаях  -  даже  глупости  «ляпать»  уверенно)  «И  ты,  Иов,  надеешься,  что  и  с  тобой  такое  должно  быть? Не  надейся:  они  все  погибли,  а  праведники  радовались  их  гибели.  Или  ты  не  понимаешь,  что  с  тобой - то  же  самое  происходит?»  Елифаз  искренне  недоумевал,  как  это  Иов  не  догадывается,  что   он  по  количеству  и  качеству  грехов  -  оказывается   почти  что   допотопный  житель!

22:21-23    Сблизься же с Ним - и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
22 Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.
23 Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
 
«Ты  лучше  приблизься  к  Богу,  возьми  в  сердце  своё  заповеди  Его,  начни   исполнять  закон  Его  и  всё  будет  в  порядке»  -  с  умным  видом  рекомендует  Елифаз,  утихомириваясь  понемногу,  будто  Иов  не  исполнял  заповеди  Божьи.   «Если  ты  обратишься  к  Богу, то  сразу  увидишь,  что  ты  много  согрешаешь,  сравнив  требования  Его  со  своим  поведением»

22:24,25   и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков - [золото] Офирское.
25 И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
  
«Перестань  согрешать,  и  золота  у  тебя  будет  как  грязи,  и  Сам  Бог  станет  золотом  твоим» (обеспечит  тебя  всем) – советует  Елифаз,  не  подозревая  о  том,  что  отсутствие  золота  -  меньше  всего  волнует  Иова  на  данный  момент.

22:26-30   ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.
27 Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
28 Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.
29 Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем,
30 избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.
(Иов.22:1-30)
  
«Если  сделаешь  так,  как  я  учу – то  всё  в  твоей жизни  наладится: задумаешь  что-то – это  исполнится,   всё  у тебя  будет  получаться,  и  Бог  будет  спасать  даже  других  по  слову  твоему  и  ради  тебя,  по  чистоте  рук  твоих – и  виновных  спасёт».

Эта  мысль  Елифаза  – верная:   ради  просьбы Авраама,  например,   Бог  готов  был  пощадить  весь  Содом  с  Гоморрой.  А  позже - Иов  смог    выхлопотать  у  Бога  прощения  за  своих  друзей: много  может молитва праведного.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru