ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 21 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

21:1,2   И отвечал Иов и сказал:
2 выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас.
 
Слышать  только  себя,  а  не  другого – частая  проблема  у  любящих  красноречие.   Поэтому  Иов  предложил  поменять  форму    утешения,  которые  избрали  друзья    для  него:  «помолчите,  пожалуйста,   и  послушайте  меня  хотя  бы  немного».  Возможность высказаться  -   его  больше  утешений  друзей  утешит.  А  после  того,  как  он  скажет  всё,  что  думает – пожалуйста,  насмехайтесь,  друзья  дорогие,  сколько хотите.  Так  попросил  Иов.

Очень правильная просьба  у  Иова.   Есть  такая  суета  под солнцем:   люди   часто  думают  и  говорят,    что     для   утешения   друга   готовы  сделать многое. Но на деле   -   редко,   кто готов  просто   выслушать  до  конца  и  вникнуть  в  суть  проблемы, не  перебивая  и  не умничая по ходу,  и   не  думая:  "да  я  знаю  наперёд   все,   что  он  может  мне  сказать».
Умение   выслушивать   и   вникать  в  суть  дела  -   очень ценный и полезный дар  для  христианина.

21:4-7    Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся.
4 Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать?
5 Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста.
6 Лишь только я вспомню, - содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое.
7 Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?

О  нечестивых  Иов  имеет  совсем  противоположное  мнение,  в  отличие  от  мнения  друзей:  живут  они  себе  все – поживают  и добра  наживают,  полные  сил и  наглости.  Благополучие  и  процветание  беззаконных – смущало  Иова,  то  же  – смущало  и  Асафа  в  своё  время – Псал.72.   Иов  имел  правильное  представление  о  картине  вещей  века  сего нечестивого

21:8-13  8Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.
9 Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них.
10 Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.
11 Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают.
12 Восклицают под [голос] тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели;
13 проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.
 
Это-то  и удивляет  Иова,  что  с  ним  происходят  страшные  вещи,  а  нечестивые  умудряются  и  детей  и  внуков  обхаживать,  плясать  и  веселиться  по жизни,  иметь  богатство  и  быть  счастливыми,  и  умирают  легко  и  быстро,  без  мучений  особенных,  удовлетворившись жизнью  вполне.  Так  что  друзья  Иова  таки  неправы,  рассказывая  о  возмездии  нечестивым  в  веке  этом.

21:14-16   А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!
15 Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?
16 Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня!
  
И  всё  это  благополучие  нечестивых – происходит  на  фоне  полного  пренебрежения  Богом. Вот  и  выходит,  что  быть  счастливыми – им  помогают. Весь  вопрос  в  том – КТО,  если  не Бог?   Иов  более  никого  не  знает,  кто  мог  бы  помогать  им.   Но  даже  если  и  так,  если  нечестивым  помогает  Бог (чего  по  мнению  Иова – ну  никак не  может  быть)   -  сам   Иов  не  хочет  иметь  ничего  общего  с  нечестивыми.  Из  этих  его  рассуждений   -  ясно  видно,  что  Иов  любит  ПРАВЕДНЫЙ  образ  жизни,  а  не  помощь  Бога  ему.   Именно  ТАКИЕ  внутренние  убеждения  имеют  непорочные  века  сего:   им  не  нравится  нечестие  само  по  себе  независимо  от  того,   какие    блага  оно  может  принести  живущим  нечестиво.   Именно  такие  внутренние  убеждения и  ценит Бог  в  Своих  служителях.  

21:17,18  Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем?
18 Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.
 
По  идее  с  учётом  справедливости  Бога  - нечестивые  должны  быть  неустойчивыми,  как  соломинка  пред  ветром  или  плевелы,  уносимые  ветром. А  на  деле  - наоборот  выходит:  ни  светильник  их  не  гаснет, ни  страдания  Бог  им  не  даёт  испытать -  нечестивые  устойчивее любого  праведника  в  веке  этом. КТО  им  помогает?  Иов  в  полном  недоумении.

21:19,20  [Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал.
20 Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.
  
Иов  заранее  знает,  что  друзья  могут  ответить  на  это (он,  похоже,  узнал  их  лучше,  чем  они  - его),  вот,  что  они  ему  ответят:  «Бог  бережёт  нечестивого,  но  приготовляет  наказание  потомкам  его»   Иов  и  на  этот  их  готовый  ответ – возражения  имеет:    так  какой  в  этом  смысл,  если  это  так?  Пусть  самому  нечестивцу  Бог  воздаст,  зачем  же  детей терзать?

Иов  и  в  этом  знал  дух  Божий  хорошо,  потому  и  возмущён  был  таким  положением  вещей,  не зная,  что  нечестивого  оберегает  дьявол. А  у  Бога – дети  за  нечестие отцов  и  не  будут  отвечать, они – ни  при  чём,  если  отец  глуп – Иез.18:4,20.  Иов замысел  Божий  во  многом  правильно  понимал.

21:21     Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?
Иов  также  знал, что  если  наказать  детей  нечестивого  после  него – то  это  не  наказание  для  него:  в  могиле  всё  равно  нечестивому,  что  происходит  в  доме  его  и  с  детьми  его. Ему  самому – хорошо,  он  себе  спит   спокойно  и  в  ус  не  дует.  И  что  это  за  наказание  в  таком  случае?

21:22   Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?  
Иов  однако  понимает, что  не  должен  обсуждать  действия  Бога (ведь  он  думал,  что  Бог  нечестивых  оберегает) -  и  в этом  он  также  смирение  пред  Богом  показывает,  ибо  Бог  судит  и  вышних,  кто  такой  Иов, чтобы  анализировать  поступки  Иеговы  для   земли?  Он  разъясняет,  что  и  не  пытается  анализировать  или  оценивать  правоту  Бога.  Иов  всего лишь констатирует  факт  процветания  нечестивых   в  веке  этом,  что   есть  на  самом  деле.  Только  и  всего.  А  констатация  факта  вслух  -  это  не  есть  возмущение  против  Бога.

Такой  подход  -   достоинство   мужа благоразумного.  Ибо  в  большинстве случаев  мы  не  видим  и не  можем видеть полной картины вещей   и   учесть абсолютно все.   Потому   и   не  всегда   можем  понять  Божьи решения. Но тот,  кто благоразумен и доверяет Богу,   способен  понять:    если  Бог  поступает  так или иначе,  то  у  Него  есть  на  то   Свои  причины.   Если  мы  научимся доверять Богу  во всем, то сможем стать такими же достойными,   как Иов,  и  не  обвинять  поспешно  никого  в  том,  чего  мы  не  понимаем. 

21:23-26   Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;
24 внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом.
25 А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.
26 И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.
 
Далее  Иов  размышляет  о  странности  происходящего  в  веке  сём:  одному  везёт  в  жизни,  он  счастлив,  здоров  и  богат,  а  другому – ни  в  чём  из  этого  не везёт, но,  умирая,  оба – в  равном  положении  умерших. И  где  справедливость,  если  один  пожил  -  порадовался,  а  другой  -  только  слезами  умывался  и  не  засмеялся  за  свою  жизнь  ни  разу?

По  сути  Иов  поднимает  вопросы  вселенского  масштаба  по  бытию  в  веке  сём  несправедливом :  в чём  смысл  жизни? Почему  столько  несправедливости,  если  Бог – не  может  быть  несправедливым? Эти  вопросы возникают  практически  у  каждого  живущего  на  земле.

И  слава  Богу,  теперь  мы  можем  получить  на  них  ответы  из  Писания.  У  Иова  такой  возможности  не  было,  потому  он  и  направлял  свои  вопросы  к  Богу,  желая  получить  на  них  ответы  от  Бога,  а  не от  друзей.  Если  мы  ищем  ответы  у  Бога подобно  Иову,  а  не  у  своих  близких, друзей    и  знакомых – то  мы  их  непременно  найдём  через  Писание. 

21:27  Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете.  
Иов  не  очень-то  деликатничал  со  своими  утешителями, он  раскусил  их  ухищрения  в  попытке  обвинить  его  неважно  в  чём  и  не  постеснялся  разоблачить  их  вслух  не  индивидуально,  а  выпалил  всё  и  всем  сразу.

21:28   Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные? 
Он знает  заранее,  что  они  всё  равно  будут  против  его  рассуждений  и  скажут:  «ну  ты  и  сравнил,    дом  князя   с  шатром  нечестивого!»  Они  всё  равно  уверены,  что  Иов  страдает  из-за  нечестия  своего.

21:29-34   Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями,
30 что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?
31 Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал?
32 Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.
33 Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа.
34 Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается [одна] ложь.
 
Иов  настаивает  на  том,  что  по  факту  -  и  друзья   непременно  в  курсе  этого  факта -  нечестивые  неплохо  устраиваются  в  этом  веке,  в  этом-то  и  всё  недоразумение – ПОЧЕМУ  это  им  такая  частая  удача??? Если  не  должно  её  быть  по  идее?   Даже  похороны   у  них – с  почестями,  никто  и  не  возмущается  нечестием  их  при  жизни.

Но друзья  не  знают  ответ на  этот  вопрос,  все  их  попытки  ответить  правдоподобно -   на  самом  деле  превращаются  в  ложь.

Выходит,  уж  если  не  знаешь  ответа  на  какой-то  вопрос - лучше  помалкивай:  есть  верный  шанс  хотя  бы   лжецом  не  оказаться.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru