ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 20 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

20:1-3  И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
2 размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их.
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня.
 
Софар  разглядел   вежливый   намёк  Иова   и  принял  на себя  слова  его, сказанные  всем  вообще - обиделся.  Как известно,  шапка  горит –    на  воре.  Он  разрешает  духу  разумения  своего - отвечать за  Софара  -  Софар имеет   ввиду,  что    скажет   сейчас  то,  что  думает  по  этому  поводу   он  сам.

20:4-9  Разве не знаешь ты, что от века, - с того времени, как поставлен человек на земле, 5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?
6 Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, -
7 как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он?
8 Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет.
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его.
  
И  снова – по  кругу  об  участи  лицемеров  и  беззаконников:  было  у  них много,  станет - ничего,  было  веселье - станет  плач, сидел  высоко – упадёт  низко, и  помёт  его (потомки) – навеки  исчезнут,  да  и  его  самого  ничей  глаз  больше  не  увидит.    Ну,  допустим,    всё  верно  сказал  о  нечестивце.  Только  опять  же – причём  здесь  Иов?!

20:10    Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им.
А  вот  это - совсем  необязательно,  что  сыновья  нечестивца  будут  заискивать  у  нищих . А  вот  то, что  нечестивец  возвратит  похищенное  им – таки  факт,  только  в  том  смысле,  что  он  ответит пред  Богом  за  свои  согрешения,  но совсем  необязательно,  что  при  жизни  в  веке  этом - отдаст  им  то,  что  захватил  у  них.

20:11-15   Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах.
12 Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим,
13 бережет и не бросает его, а держит его в устах своих,
14 то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.
15 Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его.
 
Дальше -  живописная  характеристика  «сладости»  зла  под  языком  и  сохранению  этой  сладости  греха  в  устах  нечестивого,   и     печальный  конец  -  всем,  кто не  избавляется  от  зла,  а  пригревает  его,  старательно  вынашивает,  заботясь  о  том,  чтобы  яд  свой  -  не  расплескать. Это  таки  правда:  за повышенный   интерес делать  зло -  бесспорно   пред  Богом  ответит  каждый   нечестивец.

20:16-18   Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны.
17 Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком!
18 Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется.
 
Софару  почему-то   нравится  смаковать  подробности  участи  нечестивых  и  тихо  радоваться  ей,   но  в  этом  что-то  есть: от величины  имения  -  и  величина  расплаты  зависит,  так  что  не  радуйтесь,  владельцы больших  имений! Чем  больше  имение – тем  больше  возможности  эксплуатировать  труд наёмников  и  тем  больше  соблазна  на  них  «делать  денюжку»,  не доплачивая  за  их  труд,  экономя  для  себя.  А это значит – тем  меньше  шанса  понравиться  Богу.

20:19-21 1Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил;
20 не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего.
21 Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счастье его.

Новые  оттенки  смакования  подробностей:  ненасытимая  утроба  и  обжорство  нечестивых  не даёт  им  возможности  пожалеть  бедных  и   не  захватить  то,  что  плохо  и  даже  хорошо лежит. Но  Софар  уверен,  что  такой  вид  счастья – ненадолго. И  в  этом  он  прав.

20:22   В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.
Здесь  слегка  самоуверенное  заявление:  не  обязательно     в  веке  этом   нечестивый обжора   дождётся   такого  возмездия,  чтобы  всякая  рука  бедного  и угнетённого  поднялась на  него,  ибо  отмщение  - не  обиженным,  а  Господу.  Да  и  возмездие  от  Господа  - необязательно  в  веке  этом  произойдёт.

А  вот тесновато  ему  в  изобилии  своём,  может,  и  будет:  бедному  тесно от  того,  что  каждый  день  боится  не  найти  потребного  для  жизни,  а  богатый – в  тесноте  мыслей  от  того,  что  боится  потерять  нажитое.

20:23    Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его.
Ну  а  дальше – Софар  плавно увлекается,  описывая  на  примере  участи  Иова – участь  нечестивого  обжоры:  на  пике  благополучия  Бог,  дескать,  и  насылает  на  такого  «обжору»,  как  Иов -  болезни  и  несчастья,  так  что,  Иов,  не  удивляйся  тому,  что  с  тобой  происходит,  дескать,  всё  очень  даже  с  тобой  закономерно.

20:24-26  Убежит ли он от оружия железного, - пронзит его лук медный;
25 станет вынимать [стрелу], - и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него!
26 Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его.
  
А  здесь,  как  в  фильме  ужасов : процедуры  умерщвления  во  всех  подробностях с  извлечением  стрелы  из  внутренностей  и  пролитием  желчи. Можно  себе  представить,   с  каким  удовольствием  Иов  слушал  такие  утешения.

20:27-29  Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него.
28 Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его.
29 Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!
Резюме Софара для  Иова :  «не  скроется  Иов   от  глаза  Вседержителя  и  получит  от  Него -  во  всей  полноте  программы  для  наказания  нечестивых»   

В  общем,  и  на  этот  раз  -  диалога  у  Софара   с  Иовом  -  не  получилось.   Для того чтобы диалог  не превращался в монолог "Чацкого"  -  надо отвечать собеседнику на конкретно поднятые вопросы, а не игнорировать их.  Если  оппонент  в  чём-то  обвиняет, то надо показывать  несостоятельность  обвинений  в  свой адрес,  а  не  нападать  на   оппонента  вместо  ответа  на  его  вопросы.  Хотя  век  сей  изобилует  поговорками  на  этот  счёт:  «лучшая  защита – это  нападение»  Похоже,  друзья  Иова  так  и  поступали,  защищая  свою  несостоятельность  в  обвинении  Иова.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru