ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 15 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

15:1-3   И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2 станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим,
3 оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?
 
Ну  всё,  Иов, держись:  друг  твой – снова берёт  обвинительную  речь  и  придумает  теперь,  в  чём  же  ты  виноват.   Он  сразу  обвиняет  Иова  в  пустословии  и  легкомыслии,    раздражающих  слушателей,  как  раздражает палящий  ветер.  Он  уверен,  что  Иов  пытается  оправдаться,  но,  дескать,  тут  дураков  нет:  все  его  оправдания – не  стоят  ничего  и  ниже нуля.

15:4,5   Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу.
5 Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых.
 
Да  и  вообще – Иов  совсем  страх  потерял  и  обнаглел  (по  мнению  друга):  вот  так  легко  берёт  и  обращается  к  Богу,  давая ВЛАДЫКЕ – какие-то  там  расклады?!  Елифаз  «смягчает»  обвинение:  это  НЕЧЕСТИЕ  ТВОЁ, дружище,  сделало  язык  твой  ТАКИМ  ЛУКАВЫМ –    ярмо  беззаконника  прилипло  к  Иову  прочно,  не  отмоется:  лукавство  его  раскусили,  так  что  всё,  Иов,  ты  выдал   сам  себя  тем,  что  свободно  говоришь  с  Богом.

15:6  Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.
«Своими  собственными  устами  ты,  Иов,   себя  выдал  с  потрохами,  ибо  речи  твои  и  показывают всем  нам -  какой  же  ты негодяй!!  Ишь  ты,  умник  нашёлся!» - Елифаз  неожиданно   нервничает.

15:7,8   Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан?
8 Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?
 
«С чего  это  ты  взял,  что  ты  знаешь  Бога?  Ты  присутствовал  у  Него  на  совете  и  там   набрался  мудрости?!»  (о других  способах  познавания  Бога,  Елифаз,  видимо,  не  имел  представления)

15:9-11   Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10 И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего.
11 Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе?
 
«Здесь – почтенные  люди» - продолжает  Елифаз,- «гораздо   старше  отца  твоего,  не  то,  что  тебя,  а  ты  считаешь,  что  знаешь  больше  нас????!!!»

(не  всегда,  выходит,  мудрость  приходит  с  возрастом.  Иногда    возраст  приходит  -  один) «Мы  тут  тебя ,  видишь  ли,  утешаем  от  имени  Бога,  а  ты – не  довольствуешься  этим??!!» 

Вот  это  и  есть  лукавые речи,  когда кружат  вокруг  да  около,  всякими  разными намеками   говорят  непонятно  о  чём,    но прямо  и  конкретно  -  в глаза  сказать в чем обвиняют  -   не могут.

15:12-14   К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?
13 Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи?
14 Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
 
«Да  ты  горд,  как  я погляжу,  и  смотришь  на  нас  свысока!!! И  как  ты  смеешь  такие  дерзкие  речи  Богу  говорить?!

Да  кто  ты  такой,  чтобы,  родившись  от бренной женщины – считать  себя  правым?!»

Одним  словом –  Иов  ужас  как  виновен.  Вот  сколько  обвинений  -  с  налёту  насобиралось  на  Иова.

15:15   Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:  А  вот  и  ложь  о  Боге:  Елифаз  не  знал  Иегову,  если  такие  выводы  о  Нём  сделал «Бог  святым  своим  НЕ  ДОВЕРЯЕТ!!!»

Вот   наглядный  пример тому,  как  в  правду   можно  незаметно  вплести  немного  неправды,   но  только  от  этого  -  ВСЁ  говоримое  непригодным станет.  Как одна муха портит   всё  содержимое  мироварника,  как  ложка  дёгтя  -  целую  бочку  мёда,  так  и  маленькая    ложь  -  портит   всю  истину,  высказанную  прежде.
Но  по  крайней  мере  понятно,   почему   дьявол     воспользовался   этим  «другом»  -   для  добивания  Иова:  в  его  поле  зрения  попадают  люди,  слабые  в  вере   и    в  познании  Бога.  Не  могущие  различить  дух  Божий  от  духа  дьявола,  а  потому  -  легко  поддающиеся  влиянию  извне. Только  над  твёрдыми  в  вере  дьяволу  приходится  круто  потрудиться,  чтобы  сбить  их  с толку.  Как,  например,  над  Иовом.

Впрочем,  вторая  фраза  Елифаза – «Небеса нечисты  в глазах  Его»  - недалека  от  истины  если  считать,  что  небеса – это  духовная  сфера,  в  которой  находился  также и  дьявол,  загрязняющий  атмосферу  небес.

15:16   тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду. 
Елифаз продолжает:  «уж  если  святым  Своим  Бог  не  доверяет,  то  тем  более  - что  значит грешный  человек  в  Его  глазах,  для  которого  согрешать -  как  воды  попить?» (ничего не  стоит)

15:17-19   Я буду говорить тебе, слушай меня; я расскажу тебе, что видел,
18 что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих,
19 которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил.
 
Елифаз  берёт  слово  нравоучения  для  Иова  и  велит  ему  слушать  всё,  что  он  скажет   с  этой  минуты –без  отвлечения.     

15:20-26  Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя;
21 звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель.
22 Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч.
23 Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24 Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25 за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю,
26 устремлялся против Него с [гордою] выею, под толстыми щитами своими;
  
И снова  ложь  из  уст  Елифаза  о  мучениях  нечестивых  в  веке  этом  потому,  что  они противятся  Вседержителю.

Понятно,  что  нечестивый – нечестивому  рознь:  кто-то  из  них  спивается   и  бомжует  по  собственной  глупости,     кто-то на  высотах  славы,  власти  и  денег  восседает,  кто-то  просто  живёт,  как  получается  жить,  только   Богом  пренебрегает.

Но  совсем  необязательно,  что  при  этом  они  боятся  своего  будущего,  живут  в  скорбях,  в  ожидании  бедствий,  грядущих  на  них и  в  вечной  депрессии.  Пьяному – и  море  по  колено, а  достигшему  высот  мира  сего – кажется ,  что  он  стал  богом  на  своих  высотах,  от  того  и  завидуют,  бывает,  нечестивцам  даже  служители  Божьи,  что  нет страданий до смерти их, и крепки силы их-Псал.72, и  что  живущие  во  зле – процветают – 2Тим.3:13 

Эта  ложь  Елифаза  о  заслуженных  страданиях   нечестивых  под  видом  правды  - хороший  уксус  на  рану  Иова:  он    должен  был  понять,  что  таки  не  зря  мучается,  а  конкретно  из-за  беззаконий  своих,  но  гордость  не  даёт  ему  это  признать  и  повиниться  пред  Богом,  потому  Бог  и  усиливает  давление  на  Иова,  чтобы  тот,  наконец,  сознался  в  своих  беззакониях.  И  как  только  он  это  сделает – всё  сразу  встанет  на  свои  места.

Интересно:  если  невиновный   и  живущий  по  принципам  Бога   в  угоду  обвинителям  или  под  давлением,  к  примеру,   согласится  с  тем,  что  виновен - угодно  ли  это  будет  Богу?  Думаем,  нет.  Ибо  по  сути  он  согласится  с  тем,  что  его  действия,  которые  он  совершает  по  принципам  Бога – на  самом  деле    неправильны.  Значит,  и  Бог неправ,  побуждая  его  жить  по  этим  принципам.   Каяться   возможно   только в том, в чем виновен,    а  не  в  чём попало,  ибо  это тоже  -   неуважение  к  Богу  и  к  себе.

Дьявол  мог  рассчитывать  на  то,  что  Иов  устанет  сопротивляться  натиску  троих  друзей  и  сознается  в  том,  что  он  порочен. И  тогда  Бог,  заявивший  о  непорочности  Иова – окажется  лжецом  в  глазах  небесного  совета,  если  сам  Иов  о  себе  заявит,  что  он -  порочен. 

15:27   потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои.  
Причина  ожирения  нечестивых – также  неверна. Не  от  беспокойств и  не  от  скорбей – жиреют. А  от  беззаботности  и  беспечности.

15:28-30    И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины.
29 Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.
30 Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его.
 
Здесь  о  нечестивом  -  почти  что  правда:  нет  будущего  у  него  и  у  отраслей  его. Хотя  предположения  Елифаза  о  том,  что  нечестивый  стремится  скрыться   от  всех,  выбирая  для  жилища  разорённые  места – неверно,  ибо  наоборот,  в  самую  гущу  событий  мира  устремляется  нечестивый,  в  мире – ему  и  разворачиваться,  там – ему  и  место.

15:31   Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. 
Здесь -  верно:  не  стоит  увлекаться  мирской  суетой,  у  неё  нет  будущего.

15:32,33   Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.
33 Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.
 
Здесь  о  предначертании  внезапной  смерти  и  неполноты  дней  жизни  для  каждого  нечестивого – тоже  неверно,  бывает,  что  некий  нечестивый  100 лет  живёт  и  всю  душу  ближним  изматывает,  а  иной  праведник  рано  уходит - Ис.57:1,2. Так  что  не  всегда  нечестивый  недозрелым  виноградом   из  жизни  уходит, иногда  очень  даже  созревать   и  напакостить  успевает.

15:34,35  Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.
35 Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.
  
Здесь – таки  правда:  зачавший  зло – его  для  себя  и  пожнёт,  и  дом  его  в  конечном  итоге  опустеет,  и  не  станет  нечестивого  на  земле  в  конечном  итоге.  Только  для  века  сего  безумного -    не  обязательно  именно  так  выходит.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru