ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 13 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

13:1   Вот, все [это] видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
Личный  жизненный  опыт  и,  главное – желание  Иова размышлять  над  видимыми  творениями  Иеговы – привело  его  к  изложенным  только  что  заключениям  о  могуществе  Владыки.

13:2   Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.  
Все то,  что рассказывают друзья Иову он знает и сам.
 А  потому  друзьям  не  помешает  знать,  что  не  такой  уж  он  идиот,  за  кого  они  его  принимают.  Но это не как не проливает свет на  его  ситуацию.  К  сожалению  Иова.

13:3  Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.  
Но, тем  не  менее,  не  с друзьями  он  желал  бы  обсуждать  свою  непорочность: это  бесполезный  номер,  всё  равно  считают,  что  виновен  во  всех  тяжких. Не  с  ними,  а   с Богом    он  предпочитает обсудить  вопрос    своей  непорочности

13:4,5   А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
5 О, если бы вы только молчали! это было бы [вменено] вам в мудрость.
 
А  друзья – на  деле  оказались  не  утешителями,  а  сплетчиками  лжи.  В  таких  случаях,  когда  не  знаешь  ничего  о причинах  происходящего  и  о  том,  согрешал  ли  на  самом  деле  Иов  или  нет – ВСЕГДА ЛУЧШЕ  МОЛЧАТЬ  вместо  того, чтобы  предположениями  разбрасываться. По  крайней  мере -  в  молчании  хотя  бы  лжецом  и  клеветником  не  окажешься.  И  то  хорошо  будет.
 А  сами  по  себе  даже  самые  правильные  и  красивые   речи,  если  они  не  помогают  больному – не  имеют  смысла:  микстура от кашля сама по себе вещь хорошая, но только  -  для больных кашлем.

13:6   Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих. 
Дальше  Иов  пытается  достучаться  до  них  и  просит  ВНИКНУТЬ  в  смысл  сказанного  Иовом.  Если  друзья  хотят  понять  Иова,  а  не  своё  личное  мнение  ему  навязать  – как  минимум  У  НЕГО  САМОГО  они  должны  узнать,  что  же  ОН  САМ  думает  по  этому  поводу.  Его  собственная правда  от  правды  друзей  О НЁМ  – таки  может  сильно  отличаться.

13:7,8  Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
8 Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
  
Иов  стыдит  их,  показывая,  что  даже,  выступая  в  роли  адвокатов  Бога – не  следует  лгать,  защищая  Его интересы. 

Если не  сказать  больше:  о  том,  что  Бог  в  таких  защитниках  не  нуждается.   И  уж  если  взялись  от  имени  Бога  выступать  пред  Иовом,  так  зачем же  с  лицеприятием  это делать:  Иов,  значит,  никто  и  заранее  -  виновен. Ну  а  Бог,  понятно,  всегда  прав  потому,  что  Он – Бог.  А  мысли,  что  Иов  может  быть  невиновен – даже  и  допустить  друзья  его не  смогли. А  ведь  он  таки  невиновен,  хотя  и  не  спорит, что  червь  земли  по  сравнению  с  величием  Владыки.

13:9   Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
Если Бог  с  них  спросит  за  это -  смогут ли  они  обманом  выкрутиться  пред  ним,  как  им удаётся  выкручиваться  пред  человеком?  Ясно, что  нет.    Друзья  должны по  идее всё это  знать.  Как  Иову  удалось  вычислить?  Смотрим  следующий  текст.

13:10   Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. 
Иов  вычислил  их лицемерие.  Вот  примерно  смысл  обвинения  Иова- друзьям:   «Бог  наказывает  за  лицемерие,  хотя  ваше  лицемерие  не  так-то  легко  вычислить. Но  я  его  вижу,  ибо  сам  о  себе  знаю,  что  я  невиновен.  А  вы   обвиняете  меня  в  согрешении   только  потому,  что  пытаетесь  оправдать   лицо  Бога,  о  котором  думаете,  что  праведников  Он  только  благословляет и  с  праведником  не  может  происходить  того,  что  происходит  со  мной.  И  поскольку  других  вариантов  у вас  нет для  разъяснения  моих  страданий – то  вы  поспешили  угодить  лицу  Великому,  восхваляя  Его,  чтобы  Он  слышал  похвалу  Вашу,   а  меня,  безликого  с  вашей  точки  зрения   - унизить,  причём -  я  ничего  не  сделал  пред  вами  такого,  чтобы  вы  имели  право   так   меня   унижать  ради  угождения  Богу. Богу – ТАКОЙ  лицемерный  подход - не  может  нравиться!»  – так  ловко  Иов  разоблачил  скрытное    лицемерие  друзей. Хотя  со  стороны  - это  практически невозможно  было  бы  заметить.

Иов  таки  очень  хорошо  чувствовал  Бога. Такое  познание  Бога, какое  имел  Иов – приводит в восторг.  Его   аналитическому  мышлению – можно  только  позавидовать (по-хорошему).

13:11-13   Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
12 Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши - оплоты глиняные.
13 Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
 
Иов  разъясняет«всё,  что  вы  говорите,  все  ваши  аргументы – легче пепла,  опереться  вам  не  на  что: ОСНОВАНИЙ  обвинять  меня  в  грехах – у  вас  нет  никаких. А  вы  пытаетесь  их искать. Зря.

Потому – уж  лучше  молчите, а  я  буду  говорить. Таки  мне  есть  что  сказать  вам»

13:14,15  Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
15 Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
 
Иов  продолжает: «я  многого не  прошу  у Бога,  я  не  спятил  пока  что,  чтобы  самолично терзать  самого  себя  и  рвать  сердце  своё  на  куски  от  нечего  делать. Я  не  против, что  Он  убивает  меня – Он – Владыка  и  я  всё  от  Него  приму.  Я  всего  лишь  только  желал  бы  отстоять  пред  Богом  свои  пути,   ибо  не  считаю себя  виновным  пред  ним  настолько,  чтобы  Он  ТАК  меня  терзал.  Мне  интересно  ЗА  ЧТО  он  так  поступает  со  мной.  И  всё. Никаких  претензий.  Таки  считаю,  что  имею  право  надеяться  на  то,  что  Бог  мне  это  может  объяснить.  И  вас  это  не должно  раздражать  так,  как  раздражает»

13:16  И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!  
«Само  по  себе  то,  что  я   не боюсь,  а  стремлюсь  предстать  пред  лицом  Бога  -  уже  должно  было  бы   навести  вас на мысль,  что  Иов  таки  может  и  в  самом  деле  имеет  ОСНОВАНИЯ говорить  о  своей  праведности  с  Богом?  

Разве  лицемер   и  живущий по  двойным  стандартам  может  быть  таким  смелым  пред  Богом,  который  видит насквозь?!»

 Друзья  должны  были  понимать,  что  это  невозможно  и  глупо:  нечестивому  стремиться  разобраться  с  Богом о  своей  праведности.

13:17,18   Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
18 Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
 
Это  нормально – призывать  разобраться  и  выслушать  мнение  обвиняемого  ПРЕЖДЕ,  чем  его  обвинять. Потому  Иов  призывает  друзей  открыть с вои  уши  для  вмещения  туда  ЕГО  разъяснений. Иов  уверен,  что  на суде  пред  Богом  с  ними  -  прав,  несомненно,  он.

13:19   Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух. 
Почему  он  выиграет  суд?  Легко:  да  потому, что  никто  из  них  не  может  знать  и  судить  об  Иове  больше,  чем он  сам.  А  Бог  знает,  что  Иов  невиновен.  «Так  что  слушайте,  пока  ещё  я  жив» - Иов  призывает  друзей  не  спешить,  а  разобраться  в  аргументах Иова.

Если   и   мы  знаем  за  собой  подобное   Иову  и  уверены в  том,  что  мы  не  согрешаем  в том,  в  чём  обвиняют  нас  -  то  эту    уверенность  у  нас   никто  отобрать  не  может,  даже  если  вся  земля  ополчится  на  нас   с  жесточайшими   обвинениями.

13:20-22   Двух только [вещей] не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
21 удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
22 Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
 
Иов  готов  отвечать  пред  Богом  за  себя, только  просит   удалить  от  него  панический   ужас,  сковывающий  его при  одной  только  мысли,  что  ему  предстоит  говорить  со   всемогущим   Творцом  мироздания.  А  после  этого – Иов  готов  отвечать  пред  Ним  за  любой  свой  поступок  или  задавать  Ему  вопросы.

Иов  знает  Бога  и  с  этой  стороны  хорошо: вопросы  человека  -  не  могут  Бога  ни  унизить,  ни  оскорбить.  Бог  никогда  не  скажет  просящему  ответа – так: «да  кто  ты  такой,  червь,  чтобы  Я,  Владыка  вселенной,    вообще  с  тобой  разговаривал?! Я  не  обязан  давать  отчёт  в  своих  действиях  пред  земляным  червяком!!!»  Иов  любил  и  знал  Бога.  Не   случайно  и  Бог  любил  его.

13:23,24   Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
24 Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
 
Это  нормально – просить  ПОКАЗАТЬ  обвинителя,  в  ЧЁМ  КОНКРЕТНО  заключается  ГРЕХ,  если  обвиняемый не  понимает   и  не видит  своей  вины.  Поэтому  Иов  просит  Бога  ПОКАЗАТЬ  грех  его,  ибо  Иов  знает,  что  просто  так  и  ни  за  что  Бог  не  стал  бы  его  наказывать,  а  сам  Иов  ничего  за  собой  плохого  не  знает.  Иов  не  понимает,  почему  Бог  не  хочет  разъяснить  ему  причины  происходящего.  Когда  узнаешь  причины  болезни – всегда  легче,  так  как  появляется   надежда   излечиться. Так  и  с  грехом:  когда  узнаёшь,  в  чём  же  вина – всегда   есть  надежда   исправиться

Вспомним,  что  Иов  по-прежнему  считает, что  всё  это  с  ним  проделывает  Вседержитель.  И  отчасти  он  прав:  если  бы Он  не  разрешил  сатане  взять  Иова «в оборот  испытаний», то  ничего  бы  подобного  с  ним  не  происходило.

13:25-28   Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
26 Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
27 и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, - гонишься по следам ног моих.
28 А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.
 
Иов  говорит  Богу  о  том,  что  он  и  без  усилий  Владыки  исчезнет  с  лица  Земли,  завянет  и  засохнет  сам  по  себе, то  какой  смысл  к  естественному  процессу  -  ещё  и  Божественные  силы  прилагать?  «Может,  грехи   моей  юности  так  Тебя  раздражили,  что Ты  неотступно  преследуешь  меня?  Но  тогда  почему – именно  теперь? И  какой  смысл  догонять для   терзания   того,  кто  по  дороге  как  изъденное  молью барахло – и  сам  по  себе   рассыпается?»  -   Иов  открывает  Богу  всё,  что  наболело  в его  сердце.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru