ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 9 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

9:1-12  И отвечал Иов и сказал:
2 правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?
3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.
4 Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?
5 Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем;
6 сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат;
7 скажет солнцу, - и не взойдет, и на звезды налагает печать.
8 Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря;
9 сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга;
10 делает великое, неисследимое и чудное без числа!
11 Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его.
12 Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: что Ты делаешь?
  
Ну  а  что  же - Иов?  Он  выслушал  речь  адвоката  Бога     и  показывает  реальную картину  вещей,  раскусив  его  провокацию: 

«всё  вроде  так,  как ты  говоришь,  праведник  по  идее  -  может  претендовать  на  благополучие.  Да  вот  беда:  если  человек     захочет  просить  для себя  блага,  оправдываясь  пред  Богом – то  даже  самый  праведный  в глазах  человечества  - не  оправдается  пред  Ним. Глаза  Бога – не  человеческие.  Так  зачем    же  ты  призываешь  меня  вступить  в прения  с  Богом,  желая  оправдаться?    На  что  ты  меня  подбиваешь?  На  то,  чтобы   я  восстал  против  Него  и  Он  меня  испепелил  вообще?  Если  он  переставляет  горы и  распоряжается  Своим – по  Своему ,  могу  ли  я  Ему  запретить  делать  со  мной  то,  что  Ему  угодно  на  основании  того,  что  я  считаю  себя  праведником?»

9:13  Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни. 
Все,  кто  гордится  своей  праведностью – падут  пред  Ним  и  все дела,  и  великого  ума не надо,  чтобы  эту  простую  истину  понять

9:14,15   Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним?
15 Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.
  
«Так  что  твоя,  Вилдад,   провокация  не  пройдёт, я  не  настолько  глуп, чтобы  состязаться  с Богом  в  желании  оправдаться  пред  ним,  доказывая  свою  правоту.  Даже  если  я  знаю,  что не  согрешил  ни  в  чём  пред  Ним – не  стану  требовать  благ  ради  моей  праведности,  лучше  буду  умолять  Судью   облегчить  мою  участь  просто  хотя  бы   из  жалости.»

Так   мудро  отвечал  Иов  другу  своему  в  обмен  на  его  совет  доказать  Богу  свою  праведность  и  получить  за  это  положенные  блага  на  основании  того  только,  что  Бог  к  праведным  благоволит.  

9:16-18  Если бы я воззвал, и Он ответил мне, - я не поверил бы, что голос мой услышал Тот,
17 Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны,
18 не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями.
  
Более того,  Иов  вообще  не  уверен,  что  Тот,  кто  проделывает  с  ним  такие  зигзаги -  вообще  должен  откликнуться   на  просьбы  Иова.  «Даже  и  пытаться  не  стоит,  если   с  Его  стороны  -  такое  ко  мне  отношение,  это  же  ясно, как  день» - скромно  считает  Иов.  И  правильно делает:  кто  дал  Богу  наперёд,  чтобы  Он ДОЛЖЕН  был  воздать? - Римл.11:35. Никто. Значит,  и  ожидать,  что  Бог  прямо таки  обязан   обращать  на  нас  внимание  и  избавлять  от  неприятностей  -  не  приходится.

Иов  по-прежнему  уверен,  что  его  раны – от  Иеговы.  Только  пытается  понять,  за  что.

9:19    Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?«Глупо  даже  и  браться  за  это  гиблое  дело – состязаться  с  Богом:  если  по  силе – то  Он  по-любому  сильнее,  если  судиться  с  Ним – то  Он  не  обязан  мне  отвечать,  да  и   кто      может  претендовать  на  то,  чтобы  организовать мне  с  Богом  встречу  и  устроить   судебное  разбирательство?» -  здраво  рассуждает  Иов  

9:20   Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным. 
Важная  мысль  Иова : «если  оправдываться  -  то  мои  же  уста  и  обвинят  меня.»

Оправдываться  -  рассказать  о  правде -  для  тех,  кого  обвиняют – часто  означает  признавать  обвинение,  но  пытаться найти  уважительные причины,  оправдывающие или  смягчающие  вину. 

Невиновный  -  даже  и   не  оправдывается,  не  имеет  в  этом  нужды,    он  просто  не  признаёт  свою  вину  и  всё.   Вину  должны  доказать  те,  кто  обвиняет.  

Так  вот,  само по  себе  желание  оправдаться  -  показало  бы  Богу,  что  Иов  в  чём-то  виновен,  если  в  чём-то  желает  оправдываться  пред Ним.

Иов продолжает:  «если  я   считаю,  что  невиновен – то  могу  ошибаться  и  Бог  укажет  на  вину  мою.»

А  потому  Иов  не  видит  смысла  в  выяснении  отношений  с  Богом:  ТАКОЙ  начальник  всегда  и  в  любом  случае   прав. И  этот  расклад – правильный  в  отношении  Вседержителя .

9:21,22   Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою.
22 Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного.
 
И  тем  не  менее  Иов  НЕ  ЗНАЕТ  за собой НИКАКОЙ  вины  - об  этом  он  снова  заявляет  друзьям.  Но  доказывать  свою  праведность  Богу  не  станет - не  видит  смысла. Ибо  один исход:   Иов по  себе  знает – если   Бог  терзает  его,  хотя  он  собой  не  знает  вины,  значит,  БОГ  одинаково  может  погубить  и  виновного  и  невиновного.  Так  думал  Иов,  ибо  НЕ  ЗНАЛ,  кто  на  самом  деле   терзает  его.

9:23,24   Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается.
24 Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?
Иова  просто  слегка  удивляет  такое    положение  вещей,  что  Бог  одинаково  может  поступать и   с  тем  и  с  другим, такого,  по  идее,  быть  не  должно. Но если  это  не  Он,  то   КТО  тогда?  Кто  ещё,  кроме  Него мог  отдать  землю  в  руки  нечестивых  и  разрешать  судьям  судить  не  глядя?

Иов  внутренностями  чувствует,  что-то  не  то. Дух  странности   происходящего -  улавливает,  но  знаний  не  имеет  и  потому  не  может  самому  себе  объяснить,  что  же  творится-то  вокруг  и  что  делать  в  такой  ситуации?!  Но  Иов  не  спешит  объяснить  это  как-нибудь,  лишь бы  объяснить. Хочет  он  до  сути  вещей  докопаться  и  правильно  делает:  непонимание  ПРИЧИН  происходящего  может  довести  до  полного  изнеможения  и  сломать  веру  во  всё  вообще.

9:25-29   Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра,
26 несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу.
27 Если сказать мне: забуду я жалобы мои, отложу мрачный вид свой и ободрюсь;
28 то трепещу всех страданий моих, зная, что Ты не объявишь меня невинным.
29 Если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?
 
Иов  понимает,  что,  в  принципе,  он  в  состоянии  даже  будучи  таким – ободриться  и  всё равно  умудриться  надеяться  на  хорошее,  но  заранее  знает,  что  Бог  может  решить  и  иначе  и  найти  в  нём  вину.  Но  если  он  на  самом  деле  виновен,  тогда  ему  непонятен  смысл  того,  что  Бог скрывает  это   от  него  и не  выдвигает  обвинений.  В  чём  смысл  происходящего?  Вот,  что  волновало  Иова  больше,  чем  само  страдание.  И  за  это  тоже,  думаем,  Бог  любил  Иова:  за   жажду  понять и  разобраться  в  смысле  жизни  и   в   смысле  происходящего с  ним.  Это  редкий  дар – желать  ПОНЯТЬ  ПРИЧИНЫ  происходящего.  Многие  вообще  не  заморачиваются  ни над  какими  смыслами,  живут,  работают,  женятся,  рождают  детей, едят,  спят  потому,  что  так  делает  вся  земля – да  и  все  дела.  И  какая  разница,  в  чём  смысл  всего  этого?

9:30,31   Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои,
31 то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.
 
Иову  кажется,  что  не  стоит  даже  и  пытаться  исправиться – умыться  до  блеска. Если Богу  показать  этот  блеск – то Он  и  сияющего  чистотой  Иова  легко  сможет  обличить  в  каком-либо  грехе,  так  что  одежды  его  окажутся  на  самом  деле  испачканными,  сколько  не  отмывайся.  И  в  целом  Иов  таки  был  прав:  нет  праведного  ни  одного,  кто  мог  заявить  бы Богу  о  своей полной безупречности.

9:32   Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!  
И  такое  положение  вещей  -   потому,  что  Бог -  не  человек,  и  глаза  Его -  видят  иначе,  и  на суд  с  Ним  идти  человеку  смысла  нет – вердикт  заранее  вынесен:  человек  пред  Богом всегда  окажется  виновен.

9:33   Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас.  
Иов  знает, что  нет  никого,  кто  мог  примирить  бы  Бога  с  Иовом  на  таком  суде.  Нет  в  суде  Божьем  посредников. И  на  тот момент – таковых  действительно  не  было:  Христос-ходатай  пред  Богом  за  всех  согрешающих  -пришёл  гораздо  позже.

9:34,35   Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, -
35 и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе.
  
Вот  если  бы  Бог  не  стал  бы  демонстрировать  явное  Своё  превосходство  и  снизошёл  бы  до  человека  по  силе  человека – то  тогда  Иов  без  опасений  поговорил  бы  с  Ним  и  всё  выяснил,  ибо  на  самом  деле  Иов  не  из  трусливых.  Просто  смысла  не  видит  при  таком  положении  вещей  явного  превосходства  Бога – пытаться   до  Него   достучаться.

Иов не страшится  предстать пред Богом и пред Ним  (не  пред  друзьями)  отстаивать свою непорочность,  только  хотелось  бы,  конечно,  чтобы  хотя  бы на  время  суда  прекратилась  бы  череда  тех ужасов,   которые  с  ним происходили.

Именно  такие   люди нравятся Богу:  Иов  был  кротким,   но  отнюдь  не безвольным  и  не слабохарактерным. Не  стал   Иов  резко  во всех грехах признаваться   и  на  себя     напраслину   воздвигать   только  потому,  что  друзьям  кажется,  что  он  в  чём-то  всё  же  виновен  пред  Богом. 

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru