ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 6 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

6:1-7   И отвечал Иов и сказал:
2 о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!
3 Оно верно перетянуло бы песок морей! От того слова мои неистовы.
4 Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня.
5 Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?
6 Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?
7 До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.
 
Иову  ничего  не  оставалось,  как  только  рассердиться  на  обличителей  своих. Желание  оправдаться  -  естественное,  кода   обвиняют  в  том,  чего  ты  НЕ  совершал.  Иов  разъяснил  своим  друзьям,  что  не  от  нечего  делать  он  стенает  и  вопиёт  к  небесам:  страдания  его  велики,  но  никто  из  них  не  может  прочувствовать  его  боль,  ибо  у  них  ТАК  ничего  не  болит  и  такого  «безвкусного»  ощущения  к  жизни -  никто  из  них  не  испытывает. То  как  же  они  могут  ПОНЯТЬ  его,  чтобы  судить  о  нём?  Никак.   Без  причины  и  дикий  глупый  осёл  даже   не  ревёт  и  бык  не  мычит,  если  сыты .  А  причина  вопля  Иова  -  страдания  от  стрел  Бога,  как  думал  он  сам.  Только  не  понимал,  за  что  стрелы-то  эти  вонзаются  в  него. 

Так  поэтично  вылились  вопли  и  страдания   Иова  в  чашу  весов   против всего песка морей,  что  кому-то  такое  сравнение  может  показаться  нескромным.    Но вряд ли он в эти минуты стремился блеснуть умом и красноречием, просто такие  непростые  люди   (не "табуретки")  -   и  страдания свои описывают не по-простому.  И  именно  величиной  страданий своих он объясняет,   почему  же      слова   его  «поэзии»  о  мучениях   могут    показаться  кому-то неистовыми  или  неуместными. 

6:8-13   О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог!
9 О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!
10 Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго.
11 Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?
12 Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?
13 Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?
 
Иов  совсем  не против  того,  чтобы  Бог  его  просто  уничтожил,  если  это  Ему  нужно.    Но  ведь  это  слишком,  похоже,  хороший  исход  был  бы  для  Иова.   Он  и  такого,  похоже,  не  выпросит,  чтобы  умереть  быстро,  хотя  и  ни  в  чём  не  согрешил  пред  Богом, ибо  на  деле  не  отрёкся  ни  от  одного  Божьего  требования.  Потому  его  мучают  вопросы:  ну  какой  смысл  Богу  ТАК  давить  на  него,  будто  он  в  состоянии  выдержать?  За  что  так   сильно  мучить бессильного?   Иов  рассуждает  вслух,  не  понимая,  что  с  ним происходит.

6:14   К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю.
К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю.
   Кто страх  не  оставил, страждущий или друг? Думаем,  речь  идёт  о друге. Хотя не плохо бы  -  обоим не оставлять.

От  друзей  Иов  ожидал  не  обличительных  поучений,  а  элементарного   сострадания  и  сочувствия.   Именно  это делают  для  друга – настоящие  друзья,  если  они  любят  Бога и  поэтому - верны  дружбе (не  оставили  страха  к  Вседержителю).  Только  безбожники  могут  быть  такими  жестокими  и  обвинять  на  всякий  случай    вместо  того,  чтобы  просто  пожалеть.  Иногда   бывает,  что  самое  доброе  дело,  которое  мы  можем  сделать  для  ближних – это  НЕ  сказать  им   НИЧЕГО. Промолчать.  И  это  будет  лучше,  чем  ТАК  пожалеть,  как  пожалели  друзья  Иова.

6:15- 21   Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи,
16 которые черны от льда и в которых скрывается снег.
17 Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих.
18 Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются;
19 смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские,
20 но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют.
21 Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались.
 
Но,  его  друзья  непостоянны  в  дружбе  и  не верны  ей:  как  потоки  изменяются  в  зависимости  от  обстоятельств – то  мелеют  до  исчезновения,  то  наполняются, так  и  друзья  Иова –  сильно  изменчивы  в  своём  отношении  к  Иову.  Пока  всё  с  ним  было  в  порядке -  и  друзья  ему доверяли  и  думали  о  нём  хорошо.  Но  теперь,  когда случилась  с  ним  беда -  они,  как  исчезнувшие  потоки – стали  никем  в  его  глазах:  преткнулись  на  состоянии  его  и  испугались  друга  своего,  будто  он  монстр  какой-то  и  потому – Бог  его  наказывает. 

6:22,23   Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня;
23 и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня?
 
Дальше  он  пытается  напомнить  им  о  том,  что  никогда  не  давал  им  повода  так  плохо думать  о  себе:  за их  и  за   чужой  счёт  Иов  никогда  благополучие  для  себя  не  устраивал.  Им  не  в  чем  упрекнуть  друга  своего.

6:24-26   Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.
25 Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши?
26 Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши.

Он  их  просит ПОКАЗАТЬ  его  грех,  в  котором  они  его  так  правдиво  и  честно  обличают,  и  ТОГДА  он  будет  иметь  возможность  НАУЧИТЬСЯ  мудрости.  Но  что  может  весить ТАКАЯ  ИХ  правда  без  ПОКАЗА  ОБЛИКА  согрешения  Иова?  Ничего – одни  только  слова,  брошенные  на  ветер. Ведь  главная  цель  обличения – это  показать  грех,  чтобы  согрешивший  имел  возможность  исправиться  и  перестать грешить. А  если  такой  цели  нет  у  обличителей – то  пустозвоны  они  и  всё.

6:27   Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему.
Иов  разъяснил  также,  что  пытаться  вырвать   у  него  сознание  в  каком-то  грехе – всё  равно, что  нападать  на  сироту  и  рыть  яму  другу. И  то  и  другое – кощунственно,  ибо  сирота – беспомощен,  а  друг  -  не  ожидает  от  друга   нападения.

6:28-30  Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?
29 Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, - правда моя.
30 Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи?

Он  просит  своих  друзей  ещё  раз  повнимательнее  присмотреться  к  другу  своему  и  подумать,  может  ли  он  лгать,  говоря,  что  невиновен?  Неужели  он  совсем  утратил  способность  отличать  ложь  от  правды  и  уловить  привкус  горечи?

Иов  пытается  показать  своим  друзьям,  в  чём  они  неправы.

"Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил".  А  то часто так бывает и  в нашей жизни  -   не  объясняют  конкретной  нашей   вины, но требуют извинений  или  покаяния,  а  за что -  толком  объяснить  и сформулировать не могут или не хотят.  Если  мы  не  можем   чью-то   вину  указать,  то и говорить  как  с  виновным  -   ни с  кем  не  стоит.

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru