ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Иов -
 2 глава

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

2:1-3   Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
 
Не  удалось дьяволу     выудить   из  сердца  Иова  проклятье  на  Бога,  хотя  Иов  и   не  знал, что  над  ним   трудятся  руки  дьявола,  и был  уверен,  что  это  понадобилось  зачем-то Богу.  И  можно  было  бы дьяволу  на  этом   успокоиться,  да  ведь  ему  процесс  познания – тоже  нравится:  как  же  так,  всё  самое  ценное  в  его  понимании  из  человеческих  приобретений  -  он  попробовал отнять,  а не  сработало. Значит,  есть  ещё  бОльшие  ценности  у  человека:   он  сам – его  здоровье  и  жизнь.  Надо  испробовать  ещё  этот  вариант  давления.  Потому  пришёл  снова  дьявол  на совет  небесных  и, понятно,  что  он  ожидал  услышать  от  Иеговы это   вразумление:  «ты  убедился  теперь,  что  обвинил  Иова  неправильно?».

2:4,5  И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?
  
Но  дьявол  уже  подготовился  сказать:  «НЕТ, я  не убедился.  Всё  это – ничего  не  стоит,  ибо  не  касается  непосредственно  ощущений  самого  человека,  это  всё  внешнее. Надо  на  внутренность  надавить,  пусть  пострадает  плотью,  костью и  почувствует  угрозу  жизни,  вот  ТОГДА  посмотрим,  что  Иов  запоёт .  А  те  доказательства – неубедительны».
Дьявол  уверен,  что  жизнь  -    самое ценное что есть у человека.  И  уверен,  что  при выборе - жизнь  или смерть, человек   ради  сохранения  жизни   способен  на всё, в том числе и на хулу Создателя.

2:6   И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.  
Ну  что  с  таким  делать? Мог    бы  Бог  ему  сказать: «да  иди  ты,  тебя  всё  равно  не  переубедишь».  И  было  бы    правильно.   Но  не  дьявол  интересовал  Владыку   в  этом  сюжете,  а  ВСЕ,  чьи  глаза  направлены  были  на  Него  в  ожидании  того,  как  же  Он  поступит:  дьявол  бросает  вызов,  откажись  Бог   решать  и  эту  проблему – небесные  могли  бы  засомневаться  в  правоте  Вседержителя. 

В  условиях  допущенного  противостояния  и  века   дьявола  на  земле -    преткновений  небесным  допустить нельзя,  надо  решить  проблему  раз  и  навсегда  - в размере  вечности,  чтобы  все  небесные  не  сомневались,  что  ЕСТЬ  у  Бога   и  на  земле – ВЕРНЫЕ  ЕМУ  дети.  Не имея возможности причинить зло Творцу,  сатана  посягает на  Его творение.  Но и здесь он не может сделать большего, чем то, что позволит Ему Господь.

Бог  разрешает  испытать  Иова  и  в  этом,  во  внутреннем:  в  страданиях   и  немощи   плоти Иова -    дьявол  и  все  небесные  должны  увидеть  силу  духа  Иова,  ибо  непорочность – из  сердца  исходит. 

Если  часовщик  уверен   в   прочности  своих  часов – он   не  станет  запрещать  их  ронять  да  землю  несколько  раз. Только  если  не  уверен   - тогда   не  разрешит.

Интересно,  что  Бог  запретил  отнимать  у  Иова  жизнь.  Значит,  дьявол  вполне  может  делать  и  это:  ДАВАТЬ  жизнь  и  добро  делать  - он  не  может. А  отнять жизнь - очень  даже  легко.  И  болезни наслать  - по  этой  части  он  большой  и  изощрённый  специалист.

2:7,8   И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.
 
Сказал - сделал. Наслал,  изощрился  так,  чтобы  ещё  и  жену  к  этому  делу  подключить:  кому  нужен  муж больной  и омерзительного  вида   к  тому  же?  Иов  и  сам  себе  был  противен – что  правда,  то  правда.  У  дьявола  получилось  опустить  Иова  ниже  плинтуса  в  глазах  его  самого,  а  дух  уныния – тоже  хороший  помощник  в  делах  дьявола.  В  общем,  снова  дьявол – в ожидании  потирания  ручек  за  Иовом  наблюдает   с  высоты  небес . А  с  ним  -  и  глаза  всех  небесных  устремлены  на   землю  Уц.

Иногда нам может казаться,  что испытания  наши  -  сверх силы, и в таких обстоятельствах просто невозможно сохранить непорочность. Но как показал Иов, все зависит от силы желания ее  сохранить,    а    человек,  похоже,  и    сам не знает,   на что способен  -   в укрепляющем Его. Если то,   что выстоял Иов, не оказалось сверх   его  силы,  то  что тогда вообще  сверх силы может быть,  чтобы  человеку  не  выстоять? 

2:9  И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 
Вот  и  жена   Иова  на  арене  нарисовалась.  Глядя на   богобоязненный образ жизни  Иова можно  заключить,  что   и   жена Его не была богохульницей  и,   скорее   всего,  поклонялась Богу вместе с ним.  Причем, нигде не сказано , что она умерла,  или  Бог  ее  уничтожил  за  такой  совет  мужу,   так  что,  похоже,     новые дети у Иова родились от нее же.   Просто  гибелью всех своих детей, и тем,  что произошло  с  мужем,  с   домом   -   она была доведена  до отчаяния.   И по ней хорошо видно, как может себя  вести человек,  поддавшийся  эмоциям и идущий стопами чувств,  а  не  здравого смысла. Поэтому какие бы события не происходили,  всегда  надо руководствоваться   разумом:    именно рассудительность  и  разум   способны   охранять  верующего  от  согрешений,  а не чувства – Пр. 2:11.   Идущий   же   на поводу у чувств  -  теряет здравомыслие и  близок  к  согрешению.

Интересно,  что  она  произнесла  фразу  «ты  всё  ещё  твёрд  в  непорочности  твоей?!» - выругала  его,  можно  сказать,  за  это.  Выходит,  что  какое-то  время  она   наблюдала  за  отстаиванием  непорочности  Иовом,  и  то,  что  он  так  упорно  не  хочет   опорочиться -  её  раздражало.  Такое  «ободрение»  со  стороны  самого  близкого  человека – всё  равно,  что  удар  под  дых:  уж  если  не  имеем  сказать ничего  доброго – лучше  просто  молчать,  чтобы  хотя  бы  не  усиливать  страданий  страждущему.

2:10   Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
Иов же,  напротив,   несмотря на все свое горе,   не потерял способность здраво рассуждать.
Поэтому  он  смог   достойно ответить своей   жене,  не  обозвал   её  - дурой,  как это, порой, мужья делают   из-за   глупости  своих  жён.   Нет, он сказал:  что слова её безумные,дурацкие,  а не  она  - САМА.  Во  всем этом Иов не погрешил и против жены своей.   

Хотя  для  многих  мужей  «испытание»  привязанностью  к жёнам  -  одна  из  самых  больших  проблем  в  жизни – у  Иова  с  этим  было  всё  в  порядке:  не  давал  он  жене  своей  верховодить  и  к  Богу  был  привязан  сильнее,  чем  к  жене.   Он  разъяснил  ей,  поглупевшей  от  горя   женщине,   что  нельзя  так:  когда  хорошо – Бога  любить,  когда  трудно  и  плохо – Бога  хаять. Его  ВСЕГДА  надо  любить!!  И  НИКОГДА – нельзя  хаять.  Снова Иов  победил.

Не  исключено,  что  это  дьявол  помог  ей  надавить  на  Иова:  он  ведь  хитёр  и знает,  как  иные  мужья  до  жён  своих  слабы.  Тем  более,  в  отчаянии  Иов  бы  мог  уцепиться  за  этот совет  и  покончить  собой.  А  покончив с  жизнью -  Иов  бы  дьяволу  проиграл.  Но Иов  выдержал.  И  Бог  это  предвидел:  «не  возьмёшь,  дьявол,  МОЕГО   Иова  ни  богатством,  ни  детьми,  ни  женой,  ни  болезнью,  ни  унынием,   ни  друзьями  - ничем. Не  удастся  тебе  порадоваться  падению  служителя  Моего».

2:11   И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 
Друзья  познаются  в  беде,  как  известно,  потому  они  не  замедлили  прийти  к  Иову. Разделить горе -   почему-то  друзьям   кажется  важнее,  чем  разделить  радость,  поэтому  чаще     друзья   собираются  вместе   в  горе.  Поспешили   они   из разных мест  к  Иову,  их   объединила   одна общая беда, случившаяся с их другом,   и это  нормально для людей – объединяться  и  сетовать   по таким поводам.  

2:12,13   И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
 
Зрелище  Иова,  видимо,  было   потрясающим.  Целых  7  дней  они  не  могли вымолвить  ни  слова  и   делили  с  ним   ложе  пепла,  слёз  и  горя.  Для  ободрения,  поддержки  и  утешения  -  они,  наверное,  не  нашли  слов,  глядя,  как  мучается  их  друг,   и  в такой  ситуации  уж  лучше   бояться  ещё  больше  ранить своими словами   и усугубить ситуацию  страждущего.   

Нельзя  сказать,  что  друзья  пришли  к  Иову  с  нечистыми  мотивами:  с  желанием  пообличать  его  или  дополнительно  поругать:  они  пришли  поддержать  его  в  его  беде.  Но  на  их  примере  можно  будет  увидеть,  как  иногда    действия  даже   по   добрым  побуждениям  приобретают  самый  неожиданный  оборот  и  сбывается  поговорка  «хотели  как  лучше,  а  получилось  как  всегда»…. 

ИОВ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru