Глава описывает
внутренний двор и отвечает на вопрос, почему только священники из
рода Садока удостоятся чести служить Иегове при храме.
Напомним схематичный рисунок:
44:1,2 И
привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным
лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал
мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой
человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они
будут затворены.
Пророк был во внутреннем дворе (43:5), но теперь он взят к восточным
воротам. Эти ворота выходили к Кедронской долине и к Масличной горе,
и пророк был свидетелем того, как через них слава Господа
возвратилась в храм (43:4) С тех пор ворота остаются всегда
закрытыми: закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше
никогда не покинет храм (43:7.9).
Женевская: Так
называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города
Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота
византийского времени (IV - начало VII вв.) были восстановлены и
открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что
они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти
ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного
(XVI в.).
44:3 Что
до князя, он, [как] князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред
Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет.
Интересно выяснить, кто такой князь и прообразом кого он является. С
одной стороны, ему запрещено входить на территорию внутреннего
двора: разрешено только находиться в притворе (комнатке между двумя
дверьми восточных ворот) и вкушать части жертв (мирные, хлебные).
А с другой - о вечном князе из рода Давида сказано вот что:
24 А раб
Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут
ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять
их.25 И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на
которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их
во веки; и раб
Мой Давид будет князем у них вечно.(Иез.37:24,25)
Если речь идёт о прообразе Давида на Иисуса Христа - то не сходится
момент запрета входа во внутренний двор, ибо Иисус - Первосвященник
по чину Мелхиседека, и кто , как не он - имеет право на священное
служение в самом храме и в Святом-Святых на небесах.
Здесь может идти речь о Давиде в качестве земного князя, ведь Давид
будет воскрешён и род царей, стало быть (князей на райской Земле) -
так или иначе, а будет и в новом мире Бога, об этом и здесь
написано:
Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты
поставишь их князьями по всей земле (Пс.44:17).
То есть, род земных царей, возглавляющих и направляющих
жизнедеятельность земного народа в нужное Богу русло - должен будет
появиться и в новом мире. Эта же мысль - и в Откр.22:24: Спасенные
народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него
славу и честь свою
Словом, здесь образно показано участие рода земных князей будущего -
в священном служении - ЗА ПРЕДЕЛАМИ небес: их священно служение -
это ответственность за помощь в развитии общества Земли в свете
замыслов Бога будущего.
44:4,5 Потом
привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот,
слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.
5 И сказал
мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое [ко] [всему], и
смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе
о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай
сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища.
Бог у
северных ворот (у фасада здания храма) обращает внимание на повтор
Своих требований к служителям храма (святилища), т.е., к
помазанникам: обратить внимание нужно на требования ко входу и выходам (получить
разрешение на вход для приближения к Иегове -трудно, а на "выход"-
легко: достаточно нарушить заповеди Бога).
44:6 И
скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно
вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши,
7 вводить
сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они
были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук
и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими.
Вход в храм будет разрешён только служителям Бога, обрезавшим своё
сердце и плоть: недостаточно быть иудеем по признаку обрезания
плоти. Кто не обрежет своё сердце (не станет христианином,
служителем Бога по духу, Римл.2:28,29), тот в глазах Иеговы
-"чужой". Никаких родственных привязанностей (как помним, священник
Елиашив по родственному дал Товии, рабу Аммонитскому, место среди
священнических комнат, Неем.13 4,7-9), никаких своевольных решений,
оскверняющих святыни Иеговы - священнослужитель будущего не
допустит.
44:8,9 Вы
не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для
стражи в Моем святилище.
9 Так
говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и
необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот
сын чужой, который [живет] среди сынов Израиля.
Ещё раз Бог уточняет, кто является чужим в Его глазах: тот из народа
Бога, кто не обрезал своё сердце. Обрезанный плотью здесь - образ
народа, посвящённого Иегове и обязательно состоящего с ним в Завете.
Не состоящих в Завете с Богом Он считает чужим, а из состоящих в
завете, кто не обрежет своё сердце - Он не допустит к священному
служению в святилище Своём (не наделит священническими функциями).
44:10,11 Равно
и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества
Израилева, которые, оставив Меня, блуждали вслед идолов своих,
понесут наказание за вину свою.
11 Они будут
служить во святилище Моем, как сторожа у ворот храма и прислужники у
храма; они будут заколать для народа всесожжение и другие жертвы, и
будут стоять пред ними для служения им.
Не только чужие не будут допущены ко входу в храм Бога, но и левиты:
те избранники для служения в храме (помазанники в Н.З.), кто
осквернил себя идолопоклонством (например, во времена беззаконника,
2Фессал.2:2-4) - они не будут допущены до священного служения в
храме. Но в наказание за отступничество их "переведут" в
"чернорабочих": были в почёте у Бога, имели доступ к обслуживанию
святынь святилища, а теперь в храм допущены не будут (Бог не возьмёт
на небеса помазанников, предавших Его увлечением идолопоклонства)
44:12-14 За
то, что они служили им пред идолами их и были для дома Израилева
соблазном к нечестию, Я поднял на них руку Мою, говорит Господь Бог,
и они понесут наказание за вину свою;
13 они не
будут приближаться ко Мне, чтобы священнодействовать предо Мною и
приступать ко всем святыням Моим, к Святому Святых, но будут нести
на себе бесславие свое и мерзости свои, какие делали.
14 Сделаю их
стражами храма для всех служб его и для всего, что производится в
нем.
Помазанники, которые сами соблазнились поклонением идолу - ввели в
идолопоклонство и многих из народа Иеговы (были соблазном для дома
Израилева). Как, например, в современности: все служители Иеговы
ориентируются на помазанников, если все они молча соглашаются с
пищей беззаконника и готовы считать его словом Иеговы - то остальные
делают то же. Именно они и позволяют беззаконнику стать идолом для
всего народа (2Фес.2:2-4).
На небеса такие помазанники не попадут. Но и уничтожены они, как
видим, не будут (те, кто раскается – того не истребят): просто
займут униженное положение по сравнению с тем, какое могли иметь в
случае сохранения верности. Можно сказать, что с небес их "опустят"
до пределов земли (позволят жить на земле). Ну и в качестве князей,
направляющих общество Земли по замыслам Бога - таким "помазанникам"
тоже не быть.
44:15,16 А
священники из колена Левиина, сыны Садока, которые, во время
отступления сынов Израилевых от Меня, постоянно стояли на страже
святилища Моего, те будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и
будут предстоять пред лицем Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь,
говорит Господь Бог.
16 Они будут
входить во святилище Мое и приближаться к трапезе Моей, чтобы
служить Мне и соблюдать стражу Мою.
Но будут у
рода "Левия" и такие помазанники, кто выстоит во времена массового
отступления от Иеговы: они -то и будут допущены к священному
служению в небесном святилище Бога. Это если говорить о веке
грядущем. Но пророчество Иезекииля частично исполнилось ещё в этом
веке: когда было восстановлено поклонение в Иудее – у Иеговы были
верные священники какое-то время, которые были допущены к служению в
восстановленном храме.
44:17-19 Когда
придут к
воротам внутреннего двора,
тогда оденутся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них
во время служения их в воротах внутреннего двора и внутри храма.
18 Увясла на
головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах
их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться.
19 А когда
надобно будет выйти
на внешний двор, на внешний двор к народу,
тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и
оставить их в священных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы
священными одеждами своими не прикасаться к народу.
Здесь пророк, давая повеления Бога для священства, снова по ходу
затрагивает описание устройства храма древности со внутренним и
внешним дворами. На внутреннем дворе Иегове поклоняются и
священнодействуют верные помазанные священники из Левитов, а на
внешнем - собирается на поклонение Иегове весь остальной народ
Израиля, получивший земные наделы.
То же самое устройство для поклонения следует ожидать и в духовном
храме Иеговы, действующем во время кончины века сего: в христианских
собраниях. Только священство там будет духовное: помазанники, и
народ Иеговы "с земными наделами" - тоже духовный: те поклонники
Иеговы, кто не относится к числу помазанного священства.
Откуда это известно? Такое же самое устройство показано в
Откр.11:1,2: там измеряются по описанию два двора служителей Иеговы
духовного храма: внутренний и внешний. Значит, именно так будет
устроено собрание народа Иеговы перед Армагеддоном.
Вернёмся к священникам буквального храма Израиля: священники имели
право выходить на внешний двор к народу для общения с ним,
разъяснения слова Бога и помощи в решении множества дел Израиля.
Непременное требование для перемены священнических одежд перед тем,
как им выходить из внутреннего двора на внешний - показывает,
насколько требователен Бог к тем, кто желает приближаться к Нему.
Случайные люди не будут допущены Богом в своё небесное жилище. Бог
отберёт для Себя род особенный, ревностный в исполнении Его воли и
полностью посвятивший себя служению Ему.
Далее оговариваются требования к священникам: к ним Иегова был более
строг, чем к остальному народу. Эти требования относятся, прежде
всего, к буквальным священникам Израиля, которые должны были бы
продолжить священное служение в храме, восстановленном после
пленения Вавилоном. Для небесных священников Миллениума эти
требования символизируют полное послушание Иегове и абсолютную
беспорочность в святости истины Иеговы.
44:20-23 И
головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а
пусть непременно стригут головы свои.
21 И вина не
должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор.
22 Ни вдовы,
ни разведенной с мужем они не должны брать себе в жены, а только
могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся
вдовою от священника.
23 Они
должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и
объяснять им, что нечисто и что чисто.
Ввиду того, что на священниках лежала обязанность учить народ Бога
отличать, что чисто (правильно в глазах Бога), а что нечисто
(неправильно) - сами они должны были быть образцом для подражания
как во внешнем виде, так в поведении и образе жизни.
Головы в древневосточном обществе некоторые брили наголо, либо,
напротив, отпускали длинные волосы, в знак траура, например (Лев.
10:6; 21:5,10). Священникам это делать запрещалось: аккуратная
стрижка и всё (чего не скажешь о многих современных «священниках» –
при том, что они тоже должны были бы взять эту заповедь Бога на
вооружение для себя).
Закон брага, благословлённого Богом - священники строго должны были
соблюдать (22). Для священнодействия во внутреннем дворе священнику
запрещалось входить выпившим: Богу омерзительны захмелевшие
священники не только потому, что они не способны здраво мыслить и
оттачивать движения по исполнению служб (пьяный - и поджог может
устроить у золотого жертвенника, и елей пролить и т.д.). Но и
потому, что пьяницы - мерзость в глазах Бога: ему противно видеть
приближающихся к Себе пьяниц.
44:24 При
спорных делах они должны присутствовать в суде, и по уставам Моим
судить их, и наблюдать законы Мои и постановления Мои о всех
праздниках Моих, и свято хранить субботы Мои.
Священникам
Бог доверил должность "арбитров" на суде. В Израиле существовало
множество лиц, обученных судить по законам Бога: старейшины родов,
городские старейшины, цари. Но священник имел полномочия и
возможность судить трудные и спорные дела - благодаря высшему знанию
законов Бога и уриму с туммимом (судебному жребию)
44:25-27 К
мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не
сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери,
брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя
нечистыми.
26 По
очищении же такого, еще семь дней надлежит отсчитать ему.
27 И в тот
день, когда ему надобно будет приступать ко святыне во внутреннем
дворе, чтобы служить при святыне, он должен принести жертву за грех,
говорит Господь Бог.
Священник - тоже человек, поэтому мог терять своих близких и
хоронить их. После процедуры захоронения (мёртвые -нечисты в глазах
Бога) священник должен был не только выдержать временной ритуал
очищения, но ещё и смыть вину греха от участия в похоронах
родственника - жертвой за грех.
44:28-30 А
что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я
их владение.
29 Они будут
есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за
преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит.
30 И начатки
из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли
бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами
отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение.
Священники не получали земной надел в Израиле: они всецело должны
были принадлежать Богу (не для себя на земле трудиться, а
исключительно исполнять волю Бога в жилище Его).
Священство, можно сказать, жило в обители Бога, их удел - прообраз
небесного удела, так как истинное жилище Бога - на небесах. Этот
прообраз исполнится на устройстве народа Бога – в грядущем
миропорядке: священники Иеговы будут жить с Ним на небе и станут Его
уделом. А народ райской земли – будет жить на земле (каждый будет
иметь свой участок земли).
Священники должны были разделять с Богом Его трапезу (есть со стола
Господа), потому и питание их - от остатков жертв Господу.
В духовном отношении - то же самое: духовные священники должны
питаться "пищей" со стола Иеговы, бесовские "трапезы" ложных учений
и идолопоклонство- им неприемлемы (1Кор.10:19-21).
44:31 Никакой
мертвечины и ничего, растерзанного зверем, ни из птиц, ни из скота,
не должны есть священники.
Из-за невозможности обескровить мертвечину и растерзанное животное -
священникам и всему остальному Израилю запрещалось есть такое мясо.
Иноземцам можно было его есть:
Не ешьте
никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай
ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо
ты народ святой у Господа Бога твоего (Втор.14:21)
Бог разрешил продавать мертвечину иноземцам
потому, что иноземец был не под законом, с него и спроса
никакого не было. А для Своего народа Бог находил способы
преумножать его богатство. На таких законах Он показывал Своё особое
отношение к избранным. |