Глава
описывает
суть нападения Гога из земли Магог, что помогает понять значение
пророчества из Откр.20:7-10 о последнем испытании народа Бога
дьяволом – после тысячи лет правления Иисуса Христа. Однако,
поскольку здесь упоминается период «последние дни» - некоторые
тексты пророчества можно отнести и к последним дням этой системы
вещей (не все).
По сути эта глава показывает активизацию вражеских сил, притесняющих
народ Иеговы перед концом века сего и после тысячи лет. Перед концом
века сего вражеские силы активизируются по причини активизации
деятельности дьявола: именно он побудит оказывать давление на народ
Иеговы со всех сторон, разрушая его изнутри (от беззаконника в
собраниях народа Иеговы, 2Фессал.2:2-4) и извне – при помощи
последнего царя северного (Дан.7:25; 11:45; Откр.13:5-7).
38:1-6 И
было ко мне слово Господне:
2 сын
человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша
05387,
Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи:
так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и
Фувала!
4 И поверну
тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое,
коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в
бронях и со щитами, всех вооруженных мечами,
5 Персов,
Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,
6 Гомера со
всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми
отрядами его, многие народы с тобою.
Гог в земле Магог упоминается также в книге Откровение (Откр20:7)
Значит пророчество имеет два исполнения. Одно из них предсказано для
конца века сего, второе — для конца тысячелетнего правления Христа.
В обоих случаях Иегова использует Гога, чтобы произвести отсев
маловерных, отсеять пшеницу, как "просил сатана" (Лк.22:31).
Рош, Мешех и Фувал, Гомер и Фогарма происхождение:
Слова «Рош», которое некоторые Богословы применяют к России – нет в
большинстве рукописей и переводах (в Септуагинте его тоже нет).
Слово
05387
ayiSv\n
переведённое в
Синодальном словом «Рош» обозначает -
князь, вождь, начальник, властитель,
глава; облака, туча
и относится оно к слову «Мешех» (князь Мешеха и Фувала)
Гог происходит от Магога, одного из сыновей Иафета, сына Ноя (Быт
9:2). Остальные племена или народы также являются братскими Магогу:
Мешех, Фувал, Гомер - все они сыны Иафета (Сим, как помним,
символизирует народ Бога, Хам – всех откровенных богопротивников и
противников народа Бога, а Иафет – неявных противников, тех, которые
проявятся в определённых обстоятельствах, см.
Откр.20:7,8)
1е
исполнение:
В период кончины века некий Гог и его союзники Мешех, Фувал, Гомер и
Фогарма решат напасть на Божий народ. Известно, что перед концом
века сего на народ Иеговы будет нападать последний царь северный
(см.
Дан.11:36-45). Вполне
возможно, что его нападение символически объясняется активизацией
деятельности дьявола, побуждающего символического «Гога» -
последнего царя северного – организовать коалицию союзников,
показанных в Откровении 10тью рогами царя северного (Откр.17:12,13).
К этому времени в народе Бога укоренится идолопоклонство (возлюбят
более славу человеческую, чины и должности, нежели суть слова Бога),
поэтому самое время будет «просеять» народ Иеговы давлением царя
северного.
2е
исполнение:
После 1000чи лет правления Иисуса Христа к Израилю в поклонении
Иегове присоединятся и многие народы. Кто-то из них доживет до конца
тысячелетия, когда будет выпущен сатана, чтобы искушать всех
духовных потомков Авраама и испытать их на верность Богу. В
результате, среди стана святых (народа святого) появятся духовные
потомки Иафета: они же Магоговцы (духовные потомки Хама в
тысячелетии не появятся, в новый миропорядок Божий ни один «Хам»
допущен не будет, это – род «козлов», либо уничтоженных в
Армагеддоне, либо – не воскрешённых к жизни в тысячелетии Христовом,
Быт 10:6;
Пс.77:51.
Подробнее см. разбор
Откр.20:7-10).
В двух случаях Иегова побудит дьявола активизироваться и направить
на Свой народ для пользы Своего замысла: это испытание поможет
отсеять всех, кто присоединился к поклонению Иегове притворно.
38:5,6
Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,
6 Гомера со
всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми
отрядами его, многие народы с тобою.
1 е исполнение: Мешех, Фувал, Гомер и Фогарма -
территория современной Турции, Армении и Ливии (по описанию
грузинских историков к потомкам Фогармы можно отнести Кавказские
народности). В условиях кончины века сего Гог привлечет многие
народы под свое знамя:
"Персов, Ефиоплян и Ливийцев" - об Иране, северной Эфиопии и Ливии
", дом Фогарма" - Армения и часть Турции, "Гомер" - киммерийцы возле
северных берегов Черного Моря, территория северной Турции.
Данное пророчество перекликается с последним походом царя северного
против народа Иеговы, описанным в книге Даниила 11 главе:
И завладеет он сокровищами золота и серебра и
разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют
за ним (Дан.11:43).
Словом, оказывая влияние на какие-то страны, где будет жить и народ
Иеговы, царь северный будет преследовать их (примером тому является
аннексия Крыма Россией и влияние России на Донбасс, часть Украины,
где народ Иеговы современности притесняем так же, как и в России).
2е
исполнение:
в конце 1000 лет дьявол снова возбудит многие народы воспротивиться
против Бога, и у него это получится (Откр.20:7-10).
38:7-9 Готовься
и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им
вождем.
8 После
многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю,
избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы,
которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут
возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.
9 И
поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и
все полчища твои и многие народы с тобою.
1е исполнение: после многих дней долгого отсутствия
народа Божьего на земле (с 400г. н.э. после Никейского собора по 20
век) и духовного голода (Ам 8:11,12) - в последние дни поклонение
Иегове будет восстановлено (Мих 4:1, Ис 2:1,3) и у Бога появится
народ, собранный из «многих народов». Только в эпоху действия НЗ
возможно было для Бога собрать народ во имя Свое. Безопасность и
процветание обеспечил им Иегова, избавив их от врагов в том смысле,
что благодаря демократии и свободе слова, праву на свободное
вероисповедание в большинстве стран мира, свидетели Иеговы смогли
мирно жить и выполнять повеление Христа научить все народы истине.
Однако с появлением «Гога» на мировой арене народ Бога окажется в
опасности –на территории его влияния. Поскольку она будет обширна
(много союзников) – народ Иеговы будет испытывать притеснение на
многих территориях земли.
2е
исполнение
после Армагеддона дьявол будет арестован на тысячу лет
(Откр.20:1,2), поэтому тысячу лет жители Земли, собранные в единый
народ Иеговы и обученные его путям под правлением Иисуса Христа –
будут жить в полной безопасности. А после 1000чи лет дьявол снова
будет выпущен на свободу (Откр.20:5-7)
ты понадобишься
– для 2х исполнений текст
говорит о том, что активизация дьявола, поднимающего народы Земли
против народа Иеговы – будет осуществляться под контролем Иеговы и
для исполнения Его замыслов.
38:10-12 Так
говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты
задумаешь злое предприятие
11 и
скажешь: "поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных,
живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров,
ни дверей, -
12 чтобы
произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь
заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся
хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли".
Бог предупреждает о том, что главным мотивом Гога и его союзников в
2х исполнениях послужит жажда наживы и желание обладать большой
властью. Именно эти амбиции послужат причиной гонения на народ Божий
и его преследования.
1е
исполнение:
хотя в конце века сего народ Иеговы не живёт безопасно в буквальном
смысле (без замков, без защитных ограждений), и это применимо для
конца тысячелетия – тем не менее, для конца века сего действия
последнего царя северного будут производиться по тем же причинам,
что и действия Гога – в конце Миллениума.
Своим нейтралитетом в этом веке и нежеланием поклоняться царю
северному (правителю «Гогу»), народ Иеговы раздражит его, чем
вызовет желание избавиться от них. Грабеж и добыча будет, как
буквальная (конфискация имущества репрессированных свидетелей и
убитых ими), так и духовная (награбит людей: кто-то из служителей
Иеговы перейдёт на сторону царя северного и станет противником
народа Бога)
2е исполнение в Ммиллениуме Христа жажда власти сатаны
- духовного Гога, доведет его до того, что он начнет «грабить»
владения Иеговы, привлекая на свою сторону людей, и у него это
получится: он привлечёт на свою сторону всех «магоговцев»
38:13 Сава
и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе:
"ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы
набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество,
захватить большую добычу?"
Сава и Дедан - это могут быть как потомки Хама (Быт 10:7), так и
потомки Авраама от наложницы его Хеттуры (1Прлпмн.1:32). Однако,
учитывая, что потомки Хама по сущности своей – богопротивники
(занимают сторону Гога), поэтому в роли интересующихся, скорее
всего, будут выступать потомки Авраама от Хеттуры: о народах,
«родственных» народу Иеговы.
1е исполнение перед Армагедоном: в буквальном смысле
кто-то из территорий современного Йемена и Саудовской Аравии могут
вступить в переговоры с Гогом. Потомки Авраама от Хеттуры - это
арабские государства, в частности, Египет. Фарсис - территория на
юге Испании, то есть страны европейского союза - ЕС. Молодые львы -
сильные государства, в самом расцвете своего могущества. Это может
быть Египет (У Иезекииля он назван молодым львом, Иез.32:2). Так и
Саудовская Аравия - сильнейшее государство, имеющее богатейшие
запасы нефти.
А в духовном смысле «родственные» народы для Божьего народа
(Сава и Дедан) – это потомки Авраама, так и не ставшие святым
народом, но маскирующиеся под святых. В книге Даниила 11 главе они
описаны как "Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых" (Дан
11:41). В период кончины века они будут представлены ложными
христианами, сторонниками последнего царя северного. В Откровении
описан один из таких «потомков Авраама от Хеттуры»: с виду – он
последователь Христа, а по сущности – язычник (речь идет о звере с
рогами лжеагнца, говорящем как дракон, Откр 13:11)
2е исполнение в миллениуме потомков Хама не будет.
Остаются потомки Авраама от Хеттуры. Обетованное семя должно было
прийти от Авраама только по линии Исаака. Это говорит о том, что
после Миллениума будут в среде народе Иеговы некие потомки Авраама,
взявшие на себя роль "середины" среди двух противоположных сторон:
народа святого и "магоговцев". Однако их дальнейшая судьба показана:
они примут сторону Магога. То есть, никто не останется в стороне от
борьбы между Божьими детьми и детьми дьявола. Все сделают свой
выбор. Даже те, кто позволит себе сомневаться и как бы занять
позицию между "магоговцами" и станом святым (желающим угодить "и
нашим, и вашим") - в конце концов они будут отнесены Иеговой к стану
"магоговцев".
Дальнейшие тексты
Иез.38:14-23
предсказывают исполнение пророчества
для
конца 1000летия Христа,
когда народ Иеговы будет безопасно жить на всей Земле – в буквальном
смысле, почему и сможет «Гог» конца Миллениума повлиять на ВЕСЬ
народ Иеговы и по ВСЕЙ Земле, что невозможно при кончине века из-за
ограниченных возможностей последнего царя северного, который сможет
действовать только на территории своего влияния.
А также – когда Иегова сможет явить святость Свою – пред глазами
всех народов Земли, ожидающих исполнения пророчества об уничтожении
дьявола и всех его полчищ (чего пока что не будет в Армагеддоне:
гнев Иеговы в Армагеддоне увидят только нечестивцы, которые никогда
не интересовались пророчествами Иеговы об уничтожении дьявола).
38:14-16 Посему
изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит
Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет
жить безопасно, ты узнаешь это;
15 и пойдешь
с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все
сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.
16 И
поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю:
это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы
народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред
глазами их.
2е исполнение "От
пределов севера" –
текст помогает идентифицировать в «Гоге» Откр.20:7 - противника
народа Иеговы (подобно царям северным века сего). Дьявол возбудит
дух многих воспротивиться правлению Иеговы и окружить стан святых,
живущих безопасно на всей земле (как
туча, чтобы покрыть землю,
Откр.20:5-7).
"сидящие
на конях" -
в арсенале «Гога» после Миллениума будут серьёзные «средства» борьбы
с народом Иеговы, у дьявола много видов «оружия», «убивающего» в
служителях Бога - верность Иегове, и помогать ему будут «всадники» -
люди, распространяющие «орудия сатаны» после Миллениума (буквальное
оружие в Миллениуме, по идее, выпускаться не будет, там не будут
учиться воевать, Ис.2:4. Однако, как знать, возможно, Гог и его
приспешники смогут вновь вернуться к выпуску какого-то летального
оружия, пожелав направить его против народа Иеговы и правителей над
ними. И Бог допустит эту ситуацию, так как Гог после Миллениума
нужен будет Ему для окончательной проверки и выявления Своих
святых).
"в
последние дни" -
говорит о последних днях испытания человечества при помощи «услуг»
дьявола.
"народы
узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами
их"
многонациональные народы, воскрешённые в Миллениуме, среди которых
будет и Израиль по плоти, и другие народы (Иез.39:12,13) увидят
обещанную им через пророков святость Иеговы – в том, что он,
наконец, исполнит Своё обещание по истреблению всех нечестивых Земли
и уничтожению дьявола.
38:17
Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в
древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые
пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?
Народы всей земли, воскрешённые в Миллениуме, когда будут наблюдать
уничтожение дьявола и всех полчищ «магоговых» - поймут, что
исполняется предсказанное ещё древними пророками Израилевыми
(например, Иезекиилем, Иоилем о долине суда, Иоанном о полчище
Магоговом): народ Иеговы, живущий безопасно на райской планете,
испытает на себе предсказанный ещё в этом веке приход «Гога». Этот
же народ увидит и его поражение – от лица Иеговы
(а Армагеддон кончины века сего и наказание северного царя, в
отличие от наказания Гога после Миллениума - будет проводить Иисус
Христос, Откр.19:11-21).
38:18,19 И
будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит
Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.
19 И в
ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день
произойдет великое потрясение на земле Израилевой.
Испытание народа Бога, живущего на всей земле после Миллениума,
будет недолгим: как только Гог, набрав себе армию не довольных
Божьим правлением, явится с ними перед станом святым (на земле
«Израиля», Откр.20:8) – гнев Иеговы воспылает на дерзость Гога и
великое потрясение произойдёт в этот момент
Пророк Иоиль так описывает этот день Иеговы:
16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима;
содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего
и обороною для сынов Израилевых. 17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог
ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим
святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.
(Иоил.3:16,17)
Если говорить о царе северном, то он будет наказан не сразу: ему
будет позволено притеснять народ Иеговы – 3,5 года, после чего у
него отнимут эту возможность, но не уничтожат его (в отличие от «Гога»
конца тысячелетия Христова): ЦС будет уничтожен в Армагеддоне. А
Армагеддон произойдёт после того, как у ЦС отнимут власть притеснять
народ Бога: после того, как он будет бороться против Христа и его
святых, убив их (Откр.11:7; 13:5-7; 17:14) - ему предстоит ещё
разрушить устои Вавилона Великого и спровоцировать крах системы
правления сатаны, опирающейся на мировую экономику (Откр.17:16,17;
18я глава).
Всё это будет происходить при 6й чаше гнева Иеговы, а погибнет он –
при 7й, заключительной, в Армагеддоне (Откр.16:12;17; 19:20).
Эти отличия не позволяют применить вышеописанные тексты
Иез.38:14-17 и далее – к последнему царю северному и кончине
века правления дьявола.
38:20 И
вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери
полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди,
которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены
падут на землю.
Все живое, в чем есть дыхание жизни, в том числе и рыбы морские
испугаются гнева Иеговы, потому что Его гнев будет сопровождаться
буквальными природными знамениями
все люди –
все жители Земли тысячелетия Христа.
обрушатся
горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю
- все
«стены», которыми Гог со своим полчищем пытался отгородиться от
Иеговы, как и его «горы» - власть над теми, кого он соблазнил в
последний раз – рухнут в одночасье, Иегова позаботится о том, чтобы
сила и крепость Гога и его полчищ – мгновенно иссякла
38:21 И
по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч
каждого человека будет против брата его.
Горы
Израилевы – в древности были местом жительства народа Иеговы, это –
символ народа земли, стана святых, оставшегося верным Иегове и не
отгородившегося от Него «стенами» дьявола. Весь сявтой народ земли
будет призван уничтожать новоявленных нечестивых
Пророк Иоиль так описывает этот призыв Иеговы противостать
нечестивцам Земли – в последний раз:
9 Провозгласите об
этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть
выступят, поднимутся все ратоборцы. 10 Перекуйте орала ваши на мечи
и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: "я силен".
(Иоил.3:9,10).
В отличие от царя северного, который лишится силы без участия народа
Иеговы - волею Бога (Дан.7:25,26) – против Гога конца тысячелетия
Иегова поднимет весь Свой народ:
меч каждого человека
будет против брата его
– каждый служитель Иеговы будет сражаться с «братом» - сторонником
Гога: показано, что весь стан святых восстанет против тех, кто снова
воспротивился правлению Иегове – без жалости к ним. Ясно, что речь
не идёт о буквальном участие стана святых – в военной бойне. Тем Бог
показывает, что народ Иеговы этого периода со всей ревностью будет
противиться всем «магоговцам», «отбиваясь» от их соблазнов и
отстаивая Божье правление.
38:22
И буду судиться с ним
моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на
многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град,
огонь и серу;
В конечном итоге Иегова показывает, что Гог и его полчища предавших
Иегову после тысячи лет Миллениума – будут полностью и навеки
истреблены (это символ огня геенны, уготованной дьяволу и всем
«козлам» - в принципе, Мтф.25:41; Откр 19:20).
Огненный дождь с серой напоминает вечное уничтожение Содома и
Гоморры:
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь
(Быт.19:24)
Сравните:
Откр.20:8: И вышли на широту земли, и окружили стан святых и
город возлюбленный. 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.
38:23
и покажу Мое величие и
святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что
Я Господь.
Уничтожением всего нечестивого потомства Адама, просеянного через
два сита (века сего и Миллениума) Иегова покажет Свою святость -
факт, что Он ненавидит грех во всех его проявлениях, и факт, что Он
исполняет все Свои обещания, данные через Своих пророков (дьявол и
все нечестивцы Земли будут уничтожены, как и было обещано). Все
народы Земли этого периода, которые сохранят верность Иегове –
убедятся в правдивости всемогущего Святого Иеговы, и, согласно Его
обещания – шагнут в эпоху вечной жизни (Откр.21:3,4). |