Глава - о
нормах справедливости, на основании которых Бог действует в
настоящем и будущем по отношению к оценке человека, определяя его
участь для вечного Своего мира: жизнь или смерть ожидает всех людей
– в зависимости от того, добро они будут творить с точки зрения
Бога, или зло.
Через Иезекииля Иегова обращается к израильтянам с побуждением
поразмышлять над сущностью такого качества Всевышнего, как
справедливость:
18:1,2 И
было ко мне слово Господне:
2 зачем вы
употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели
кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
Почему в Израиле считают, что Бог жизнь отцов отражалась на детях?
Исходя из того, что говорил Иегова о себе, как о Боге, наказывающем
детей за вину отцов до третьего и четвертого рода - в Израиле
считали, что такое положение вещей – это на самом деле норма
естества человеческого (Исх.34:6,7).
Но Бог говорил лишь о том, что грешник может оказывать
плохое влияние на своих потомков – максимум до пра-правнуков (до 4го
поколения, дольше отцы не живут). И если грехи главы семейства
распространятся на правнуков – то и правнуки будут наказаны Богом за
грехи, подобные грехам главы семьи, это понятно.
Однако – это не закон естества: Библия показывает много примеров,
когда дети не перенимали грехов отца (например, у богохульника Ахаза
был прекрасный сын Езекия, 4Цар.18:1-7). Поэтому Иегова побуждает
задуматься израильтян о собственной греховности и важности
своих собственных поступков перед Богом.
Также возможно, что в Израиле слова из Исх.34:6,7
воспринимали буквально и в каких-то случаях взрослых детей
заставляли нести ответственность за грехи отца - до 4го
поколения: "платить по счетам" за грехи отца - после него, поэтому и
говорили об оскомине - явлении неприятном для детей согрешающих
отцов. Но Бог через Иезекииля показывает, что Его справедливость
означает совсем иное.
18:3 Живу
Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в
Израиле.
Иегова предсказывает время, когда пословица, отражающая лишь
частично реалии отражения грехов отцов на детях - исчезнет из
обихода Израиля.
Наступит такое время, когда действие Ветхого завета с Израилем
прекратится, и будет действовать Новый завет, написанный на
скрижалях сердец израильтян. Тогда каждый будет иметь правильное
представление о справедливости Иеговы и нормах Его праведности, что
поможет не повторять грехов отцов и выходить из-под влияния плохого
воспитания (в Израиле это было сложнее из-за неоспоримости заповеди
послушания родителям).
Бог напоминает, что все вообще люди мира сего – целиком и полностью
зависят от Творца:
18:4 Ибо
вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа
согрешающая, та умрет.
Иегова обращает внимание израильтян на важную деталь. Только
согрешающие души/люди умрут. Кто грешит перед Богом, тот и
заслуживает смерти. Каждый ответит пред Богом только за свои
прегрешения (для тех, кто верит в бессмертие души -
этот текст опровергает учение о бессмертии "душ": он показывает, что
согрешающие "души" как раз смертны. Так как согрешают в этом веке -
все без исключения потомки Адама, Римл.3:23; 1Ин.1:8 - стало быть,
бессмертных "душ" в принципе быть не может у грешных потомков
Адама).
Далее Бог напоминает нормы добра и зла, либо гарантирующие человеку
жизнь, либо обрекающие его на смерть:
18:5-9 Если
кто праведен и творит суд и правду, 6 на горах жертвенного не ест и
к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены
ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения
нечистот ее не приближается, 7 никого не притесняет, должнику
возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает
голодному и нагого покрывает одеждою, 8 в рост не отдает и лихвы не
берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком
производит правильный, 9 поступает по заповедям Моим и соблюдает
постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет
жив, говорит Господь Бог.
Если человек живёт по заповедям Бога, никому не причиняет зла и
творит добро – то такой человек, соблюдающий заповеди Божьи от
чистого сердца, непременно будет одобрен Иеговой: он будет жить в
Божьем мире непременно.
Хотелось бы отметить следующее: в рост не отдает и лихвы не берет.
Танах: В рост не дает и процентов не берет.
Хотя в В.З. иудею разрешалось давать в рост иноземцу (Второз.
23:19,20) – следует иметь ввиду следующее: так как в новом мире все
жители будут собственностью Иеговы и друг другу братьями и сёстрами
(иноземцев там не будет) – уже сегодня имеет смысл учиться исполнять
эту заповедь. Например, в торговых операциях не следует брать
дополнительный процент за торговые услуги: Божий служитель не может
быть банкиром или спекулянтом (набавлять процент сверх цены
купленного при продаже).
18:10-13 Но
если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает
что-нибудь из всего того,
11 чего он
сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего
своего оскверняет,
12 бедного и
нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к
идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост
дает, и берет лихву; то будет ли он жив?Нет, он не будет жив. Кто
делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на
нем.
Обратим внимание на то, что у праведного отца, оказывается, может
родиться негодный сын. Не потому он становится негодным, что
праведный отец плохо воспитывал (праведные служители Иеговы, как
правило, прилагают все старания в воспитании детей достойными
служителями Иеговы). А потому, что родился таковым (в этом
мире случается, что в хороших семьях рождаются моральные уроды, а в
плохих – поступающие по совести: предсказание о том, что у дьявола
тоже будет своё семя на земле – видимо, предполагает появление на
земле его «детей», Быт.3:15)
В таком случае, если отец – праведен и прилагал все усилия в
воспитании сына, наказывал его и увещевал, а он вырос негодником,
мотом и пьяницей, например (Второз.21:18-21) – то отец в этом
случае не виноват, но вина и ответственность за грешный образ жизни
– целиком лежит на негодном сыне: такие люди Богу не нужны в новом
мире, они непременно истребятся из Божьего мира (Ис.65:20).
18:14-17 Но
если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие
он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах
жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих,
жены ближнего своего не оскверняет,
16 и
человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает,
хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды
бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои
повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за
беззаконие отца своего; он будет жив.
А если ситуация – с точностью до наоборот, и у грешного отца
рождается богобоязненное совестливое дитя – такой сын непременно
попадёт в мир Иеговы и будет жить вечно.
18:18 А
отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе
делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
В отличие от праведного сына – грешный отец непременно будет наказан
смертью за свои прегрешения пред Богом: негодяи Иегове в вечном мире
не нужны. Такова высшая справедливость Бога: каждый понесет только
свою ношу, у каждого - своя личная ответственность перед Богом за
свои поступки и образ жизни. Этот принцип высшей справедливости Бога
отражает и Новый Завет (Рим.14:12).
18:19 Вы
говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын
поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет
их; он будет жив.
Израильтянам времен Иезекииля, не знающим сущность Иеговы и
воспринимающим в буквальном смысле предостережение из
Исх.34:6,7
о возможных плохих
последствиях согрешающего отца, отражающихся на его потомках до 4го
поколения – было странно, если на суде Иеговы праведный сын
освобождался от провинностей отца своего. Видимо, такие случаи
происходили в Израиле, поэтому Бог и разъясняет им причину, по
которой Он освобождает детей от ответственности за согрешения отцов.
А причина одна: дети не должны отвечать за грехи родителей. Только
за свои грехи они должны отвечать пред судом.
18:20 Душа
согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет
вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие
беззаконного при нем и остается.
Текст, разбивающий ложное учение о бессмертии души, под значением
которой некоторые понимают некую бесплотную субстанцию. Этот текст
поясняет, что, во-первых, под «душой» подразумевается сын или отец.
А во-вторых, бессмертия душ не существует: согрешающая душа смертна.
Каждый поступок каждого человека - на учете у Бога. Каждый получит
своё – в приговоре Иеговы: кто совершал добро – будет вознаграждён
вечной жизнью. Кто совершал зло – получит возмездие за свои
поступки.
Далее Иегова показывает, что ожидает от всех, поступающих беззаконно
– обращения от злых дел. Он желает, чтобы как грешники из Его
народа, так и язычники – познали милость Иеговы, перестали делать
зло и исправились:
18:21-23 И
беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и
будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив
будет, не умрет.
22 Все
преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде
своей, которую будет делать, он жив будет.
23 Разве Я
хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он
обратился от путей своих и был жив?
Иегова - любящий и милосердный Бог, и милосердию Его нет предела. Он
всегда готов простить каждого, кто чинил беззакония, но осознал их
ужас и мерзость, раскаялся, сожалеет о них и желает исправляться к
лучшему. Бог не желает, чтобы беззаконники умирали. Он готов забыть
о всех прежних согрешениях, какими бы они ни были - если человек
изменит свой образ жизни и впредь станет поступать праведно.
18:24 И
праведник, если отступит от правды своей и будет поступать
неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник,
будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не
припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в
каких грешен, он умрет.
То же самое касается и праведников: служителей Бога. Если праведники
сходили с праведного пути, перенимали мерзости язычников и поступали
беззаконно, но исправлялись и возвращались на путь Божий – Бог
прощает им. А если праведника увлекала беззаконная жизнь и он
начинал любить зло – Бог не прощает таким: каждый из возлюбивших
путь зла – непременно умрёт, не попадут такие в Божий мир.
18:25 Но
вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли
путь неправ? не ваши ли пути неправы?
Но израильтяне, искажающие справедливый суд Бога, считали, что Его
законы – несправедливы. Что сыновей надо наказывать за грехи отцов,
а отцов – за грехи детей; что согрешающих начальствующих надо
оправдывать и т.д. (что практиковалось в Израиле, как и
взяточничество, и несправедливый суд для бедняков).
Но Иегова как бы вопрошает Свой народ: «А, может, всё-таки не Я, а
вы неправы предо Мной?». Бог до последнего давал им шанс опомниться,
вразумиться и исправиться.
18:26-28 Если
праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то
умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал,
и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие
делал; он будет жив, не умрет.
Повторение мысли о высшей справедливости суда Божиего: каждый только
за себя даст отчёт пред Богом, и это – справедливо: поступающий по
правде будет вознаграждён вечной жизнью. А любящий зло – будет
навеки истреблён из миропорядка Творца.
18:29 А
дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы,
дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
Дом же Израилев в лице неправедных руководителей упорствуют в
желании отвергнуть законы справедливости Иеговы: они, похоже, взяли
на вооружение принципы язычников, им нравится наказывать детей за
грехи родителей.
Поэтому Бог выносит им последнее предупреждение:
18:30-32 Посему
Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит
Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших,
чтобы нечестие не было вам преткновением.
31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и
сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом
Израилев? 32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог;
но обратитесь, и живите!
Иегова не желает, чтобы Дом Израилев страдал и погибал. Они словно
спотыкаются о грехи свои, падают всё больше и больше, опускаются всё
ниже и ниже на дно зла. Но Бог не желает их наказывать смертью, Он
призывает их, пока не поздно – исправить злые пути свои и вернуться
к Иегове, на путь праведности. И тогда то смертельное бедствие, о
котором Он предупреждает – будет отменено. |