ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Иезекиль -
 17 глава

ИЕЗЕКИЛЬ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

В 17 главе Иегова обращается к дому Израилеву, а точнее - к руководителям народа Иеговы - с целью обратить их от грехов и беззаконний. Для этого Бог использует притчу, или иносказание, помогающее отыскивать тех, кто пожелает разгадать духовный смысл сказанного пророком Иезекиилем. Иносказанием Бог побуждает грешников открыть духовные глаза и уши, которые они с таким упорством закрывают.

17:1,2 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву.
Загадка состоит в том, чтобы понять, кто есть кто в этой притче с намёком. Речь идет в этой притче об орле, верхушке кедра, виноградной лозе, о другом орле и отрасли от кедра, посаженной на высокой горе.

17:3-10 Скажи: так говорит Господь Бог: большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку,
4 сорвал верхний из молодых побегов его и принес его в землю Ханаанскую, в городе торговцев положил его;
5 и взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву.
6 И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви клонились к ней, и корни ее были под нею же, и стало виноградною лозою, и дало отрасли, и пустило ветви.
7 И еще был орел с большими крыльями и пушистый; и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями и простерла к нему ветви свои, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего.
8 Она была посажена на хорошем поле, у больших вод, так что могла пускать ветви и приносить плод, сделаться лозою великолепною.
9 Скажи: так говорит Господь Бог: будет ли ей успех? Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет? все молодые ветви, отросшие от нее, засохнут. И не с большою силою и не со многими людьми сорвут ее с корней ее.
10 И вот, хотя она посажена, но будет ли успех? Не иссохнет ли она, как скоро коснется ее восточный ветер? иссохнет на грядах, где выросла.
Все значения этой притчи Бог раскрывает в дальнейших текстах.

17:11,12 И было ко мне слово Господне:
12 скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? — Скажи: вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привел их к себе в Вавилон
То есть, большой орел с большими крыльями, пёстрый и пушистый - это Навуходоносор, царь Вавилона. Он снял с кедра верхушку: напал на Иудею (кедр разросшийся) и "снял" с престола царей Давидовых: Иехонию (4Цар.24:8)

4 Сорвал верхний из молодых побегов и принес его в землю Ханаанскую, в городе торговцев положил его – Навуходоносор увёз Иехонию в Вавилон (город процветающей торговли) вместе с сокровищами храма (4Цар.24:13-15).

17:13,14 И взял другого из царского рода, и заключил с ним союз, и обязал его клятвою, и взял сильных земли той с собою,
14 чтобы царство было покорное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраняем был союз и стоял твердо.
Здесь разъясняется дальнейшая часть притчи:
5 и взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву - вместо Иехонии Навуходоносор воцарил дядю Иехонии, Матфанию, переименовав его на "Седекию" (взял от семени этой земли), и воцарил Седекию в Иудее (посадил на земле семени, 4Цар.24:17). Между ними был заключён союз: Навуходоносор взял с Седекии клятву верности именем Иеговыф (2Пар.36:13).

Благодаря союзу и отсутствию военных действий на территории Иудеи -
6 И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви клонились к ней, и корни ее были под нею же, и стало виноградною лозою, и дало отрасли, и пустило ветви - за годы царствования Седекии (11 лет) Иудея снова смогла "стать на ноги" (лозою плодоносящей), но Седекия нарушил договор с Навуходоносором, восстал против него, хотя Бог просил его покориться царю Вавилонскому (2Пар.36:12,13;Иер.27:12,13) 

7 И еще был орел с большими крыльями и пушистый. Это Египет

17:15 Но тот отложился от него, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли?
Здесь разъясняется дальнейшая часть притчи:
7 и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями и простерла к нему ветви свои, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего - Седекия, восстав против Навуходоносора, царя Вавилонского, и просил помощи у Египта (Иер.37:5-11; 44:30).

В результате - Иегова предупреждает, что Бог поругаем не бывает, и за нарушение клятвы, данной Навуходоносору при заключении союза, Седекию и его приспешников постигнет наказание и гибель. В дальнейшем Навуходоносор вырвал лозу (иудеев) из земли с корнем, и она "засохла" (был уничтожен Иерусалим, оставшиеся иудеи уведены в Вавилон).

Седекия напрасно понадеялся на силу и мощь Египта. Вспомним, когда израильтяне были рабами Египта, Иегова одолел многочисленную военную мощь Египта, избавив Свой народ от рабства. Тогда израильтяне были на стороне Бога. А что будет сейчас? Тот, кто совершает преступление против Иеговы, должен был помнить, что с малым количеством войска Иегова силен одолеть большую армию. Как не уцелел ни один противник Иеговы во времена крушения фараона в Красном Море – так же не уцелеет ни один противник Иеговы во времена осады Иерусалима Навуходоносором. 

17:16 Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царем, и которому данную клятву он презрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне.
Иегова предсказывает, что Седекию постигнет справедливое наказание -Седекия окажется пленником Навуходоносора и умрет в плену. 

17:17 С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и построены будут осадные башни на погибель многих душ.
Когда Навух -р осадил Иерусалим, пришел Египетский фараон в помощь Седекии на землю Израилеву, однако, он снова возвратился к себе на родину в силу непредвиденных обстоятельств. Ожидания царя Седекии были напрасными: фараон даже при значительном численном превосходстве своей армии - не смог помочь Иудее. 

17:18-20 Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет.
19 Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову.
20 И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня.
Иегова осудит Седекию на пожизненное заключение в Вавилоне, поскольку тот поступил против Бога, нарушив клятвенное обещание, скреплённое Его именем. Несмотря на свои старания и усилия сбежать от гнева Иеговы, Седекия попал в руки Наву-ра и оказался плененным.

17:21 А все беглецы его из всех полков его падут от меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Господь, сказал это.
Так и случилось, войска, разбежавшиеся от царя Седекии в момент побега из Иерусалима, были настигнуты, и изрублены мечом. А остаток из Иерусалима были развеяны по всем ветрам, переселены в Вавилон и далее по многочисленным провинциям Вавилона на все четыре стороны света.

Все это сбылось для того, чтобы дом Израилев узнал, что Иегова предсказал это и оно сбылось. Это поможет каждому в народе Бога осознать свою ответственность перед Богом за свои поступки и в дальнейшем - не упорствовать против Иеговы, даже если большинство начнёт следовать по пути зла, как это было в случае с Седекией.

Бог, посылая на свой народ царя Вавилонского - просил их покориться этому царю и принять как главу над собой - на какое-то время
. Но в это же время лжепророки Иерусалима убеждали, что не покорит их царь Вавилона и не надо ему подчиняться. Иеремия разоблачал этих лжепророков и разъяснял, что надо принять волю Бога о покорении Вавилону на время, но его никто не слушал (Иер.27:6-11).

То есть, захват Вавилонским царём народа Иеговы был "запланированной акцией". Кто не поднимал мятеж против царя Вавилона, не противился ему и признал силу его власти над народом Бога - тот служил Богу в обстоятельствах пленения, как мог.
Например, Даниил: хотя он жил в самом «логове» идолопоклонства языческого - тем не менее, делал хотя бы то, что мог в то время для прославления Иегове, не осквернялся яствами с царского стола, молился как обычно и не поклонялся идолам царя на празднике (Дан.1:8;6:10). Поэтому он жил более или менее сносно и не потерял благоволение Бога. А некоторые, кто поступали по примеру Даниила - даже дождались освобождения от плена.

А кто упрямился, не подчинялся требованиям царя Вавилона, сбегал из территории "захвата" Божьего народа и искал счастья в других землях - те утрачивали благоволение Бога и погибали (пророк Урия, например, Иер.26:20-24)

По аналогии с этим можно говорить и о пленении современного народа Иеговы – последним царём северным – в знак наказания беззаконного управителя в народе Иеговы (2Фессал.2:2-4; Дан.11:45; 7:25; Откр.13:5-7): кто останется на его территории и учтёт силу его власти над народом Иеговы, продолжая служить Иегове в своих обстоятельствах и делая, что только возможно, не бросая вызов непокорности царю северному – тот сможет получить одобрение Иеговы и исправиться в том, в чём должно исправиться. А остальные рискуют пострадать, почём - зря.

17:22,23 Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.
23 На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.
Здесь Иегова снова с помощью иносказания предсказывает положительный исход этому тяжёлому для Иудеи испытанию царём Вавилона.

Так как с разрушением Иерусалима и взятием в плен Седекии Наву-ром власть царей из рода Давидова прекратилась и не было больше царей от Иеговы, то Бог обещает исправить эту ситуацию в свое время. Иегова пошлет Своего Мессию - нежную отрасль, через которого будет питать Израиль по плоти и не только. Через мессию благословятся все народы. Все пернатые «птицы» получат возможность найти приют на ветвях этого «кедра»: все языческие народы смогут принять Христа и обрести спасение благодаря его искуплению.

Далее Иегова напоминает дому Израилеву, что власть в этом мире - дает ОН, и каждый человек возвышается или унижается Богом – в зависимости от того, как он станет поступать:

17:24 И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю.
Когда полевые дерева (правители других государств, вроде того дерева, каким был Навух-р, высокий дуб) увидят, что Иегова понижает и возвышает кого хочет?
Тогда, когда Бог исполнит свое обещание, унизив, например, Седекию и Вавилон, отняв у них все за противление Иегове, и – когда возвысит снова Свой народ, возвратив из плена Вавилона; и - когда возвысит Христа Своего в свое время, дав униженному в глазах людей Иисусу - власть над всей Землёй (он сначала был как бы унижен, в виде человека пришёл, лик его обезобразили и как злодея казнили).

ИЕЗЕКИЛЬ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48




ПИШИТЕ НАМ: givianswers@gmail.com