В главе
образно - на примере отношений мужа и жены, изменяющей мужу -
описывается история взаимоотношений между столицей народа Иеговы,
Иерусалимом и - Богом Иеговой.
16:1,2 И
было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости
его
Иегова, как любящий Отец, желает Своим служителям добра, в том числе
и своему городу в лице правительственной элиты народа Иеговы. С
руководством народа Иеговы у Бога особые отношения, с них - особый
спрос, как с тех, на чьих плечах лежит ответственность за воспитание
народа Иеговы и организацию его жизнедеятельности, прославляющей
небесного Творца.
Когда руководители начинали творить непотребства и мерзости перед
Богом, совращая весь народ с праведного пути, Иегова посылал своих
пророков обличать нечестивых священников, царей и князей Израилевых.
На красочном примере возникновения любви между Иерусалимом и Иеговой
- и падения Иерусалима до уровня ниже блудницы - Иегова показывает,
до чего же дошёл в безумии своём руководящий состав в народе Бога.
16:3 и
скажи: так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: твой корень и
твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя
Хеттеянка;
Метафорой Бог через Иезекииля показывает порочную сущность
правителей народа Иеговы, олицетворявших собою правительственную
столицу Израиля, Иерусалим.
Он говорит, что корнем проблемы правителей отступнического
Иерусалима является их хананейская сущность (хананеи - это проклятые
Ноем потомки Хама, то есть – богохульники).
Поэтому Иерусалим, представленный начальствующими старейшинами над
коленами и родами, потомками Авраама, Исаака и Иакова – был не
помощником Иегове, а противником. Почему Бог так говорит?
Потому, что Иерусалим до прихода израильтян находился во владении
язычников, тех самых проклятых потомков Хама, хананеев, называемых
по-разному (аморреями, хананеями, иевусеями и хеттеями,
Быт.10:15,16; И.Н.10:5; 2Цар.5:6).
С этой точки зрения, первые жители города - ничем не отличались от
патриархов Израиля, также происходивших от арамейцев-язычников
(Втор.26:5; И.Н. 24:14).
16:4,5 при
рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали,
и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и
пеленами не повита. 5 Ничей глаз не сжалился над тобою, чтобы из
милости к тебе сделать тебе что-нибудь из этого; но ты выброшена
была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего.
Образно показано, что изначально, в «день» возникновения – Иерусалим
не был городом Иеговы, поэтому за ним не было надлежащего ухода:
Иерусалим не сразу стал столицей народа Иеговы и источником истины
Иеговы.
Поэтому «новорожденный» Иерусалим был далек от Всевышнего, и жертвы
благоприятные в нём не приносились для Иеговы, поэтому город был
беспомощен, как брошенный младенец, остро нуждающийся в уходе (в
надлежащем духовном питании и обучении).
Изначально руководители Израильского народа, которым в будущем
предстояло жить в Иерусалиме и представлять Божье правление - и сами
нуждались в духовном обучении и помощи, подобно беспомощному
младенцу, нуждающемуся в заботе, любви и молоке матери.
16:6 И
проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях
твоих, и сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Так, Я сказал тебе: "в
кровях твоих живи!"
Но
Бог Всевышний решил помочь этому «городу» выжить – и в тех условиях,
в которых он зарождался: Иегова долго терпел «новорожденных»
правителей Иерусалима, понимая, что на первых порах их неопытность
не даст им возможности сразу умело и мудро управлять всем народом
Иеговы.
16:7 Умножил
тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая, и достигла
превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но
ты была нага и непокрыта.
К
моменту когда «Иерусалим» стал готовым к тому, чтобы выполнить свою
миссию правительственной столицы и источника истины Иеговы - прошло
некоторое время. Например, Моисей «подрос» - созрел, чтобы стать
пророком Иеговы; старейшины в народе Израилевом тоже стали готовыми
к тому, чтобы выполнить со своей стороны свою функцию; Аарон брат
Моисея тоже созрел к тому времени. Словом, в основном
правительственный состав со временем стал готов вступить в союз
верности с Иеговой («выйти замуж»).
Как формировался правительственный «Иерусалим» Иеговы? Старейшины и
начальствующие над народом Израиля были назначены после выхода из
Египта - на пути в страну Обетованную, семьдесят мужей и
надзирателей взрастил Иегова для служения Себе в помощники по
управлению народом Иеговы (Числ11:16,17)
Иегова избрал Себе для священного служения Аарона и сыновей Аарона
для священного служения при скинии откровения и для того, чтобы
служить им вестниками Господа Саваофа, объявлять народу суды
Господни и откровения.
Иегова полностью приготовил себе помощников для управления народом,
даже заключил отдельный завет с Левием для священного служения и
избрал старейшин для помощи в управлении народом Моисею (Мал.2:5-7):
всему этому роду начальствующих в народе Иеговы надлежало
представлять правительственную столицу народа Иеговы (в будущем –
буквальный город Иерусалим):
16:8 И
проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое,
время любви; и простер Я воскрилия [риз] Моих на тебя, и покрыл
наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит
Господь Бог, - и ты стала Моею.
С
того момента, как Иегова сформировал ответственных за Свой народ –
Он образно заключил с «Иерусалимом» - «брачный союз» верности,
поклявшись хранить верность Своим помощникам и не отступать от
Иерусалима.
Цари и священники над народом Израиля, князья и старейшины - все они
вступили в союз с Иеговой для служения Богу. Совместное
управление народом Иеговы должно было «родить» для Иеговы послушный
богобоязненный народ (весь Израиль должен был стать народом,
представляя миру своего небесного Воспитателя и Правителя - с
достоинством верующих в Него)
16:9 Омыл
Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем.
Момент избрания в Израиле верховных правителей описывается как
помазание елеем. И в самом деле Иегова помазывал елеем своих
ближайших помощников: царей и священников, смывая образно их
«кровь»: признавая их условно чистыми для служения Себе, прощая им
грехи в тот момент, когда они были очищены через слово Иеговы и
омыты и освящены, исправившись и перестав делать зло в глазах
Иеговы.
16:10-14 И
надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и
опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом.
11 И нарядил тебя в наряды, и положил на руки
твои запястья и на шею твою ожерелье.
12 И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам
твоим и на голову твою прекрасный венец.
13 Так украшалась ты золотом и серебром, и
одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты
хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно
красива, и достигла царственного величия.
14 И пронеслась по народам слава твоя ради
красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том
великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог.
Ничем не обделил Иегова свою духовную «супругу»-помощницу: Своих
правительственных помощников; все дал им для того, чтобы они
выполняли свою функцию и ни в чем не нуждались; и хлеб духовный
доставлял им вовремя, и украшения не пожалел, и одежду красивую -
все лучшее поставлялось в Иерусалим.
Священники, например, питались со стола Иеговы и в буквальном и в
духовном смыслах: и имели часть от жертвенника Божьего, получали
откровения слова Божия, так как Сам Иегова давал им дух понимания
Своего слова. Цари тоже не были обделены, Иегова и их обеспечивал
самым лучшим и буквальным, и духовным питанием, давая и лучшие
яства, и помощь священства, и разумение в том, как управлять народом
мудро и с пользой для государства в целом – во славу Иеговы. Пример
с Соломоном говорит об этом.
То есть, чтобы и священнические и организаторские функции
выполнялись в народе Божьем для блага всех, Иегова «питал» обильно
свой Иерусалим и Сам заботился о его благополучии.
«И
достигла царственного величия»
- Иерусалим, например, при Соломоне достиг наибольшего расцвета
своего величия. И слава о мудром правителе Соломоне разлетелась по
все странам (3Цар.10:24). Даже царица Савская пришла послушать
мудрости Соломоновой (3Цар10:1-11), что говорит о том, какое
удивительное украшение дал Иегова Иерусалиму.
Слава об Иерусалиме способствовала распространению знаний об Иегове,
Иерусалим стал светом для народов, возможностью приблизиться к Богу
через систему поклонения Иегове - могли воспользоваться не только
израильтяне, но и другие народы.
Но что сделал Иерусалим в ответ на милость и заботу Иеговы?
16:15 Но
ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала
блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего,
отдаваясь ему.
Как в жизни
случается с неблагодарными жёнами, не ценящими заботу мужей о них
– так и столичная «помощница» Иеговы
проявила вопиющую неблагодарность и стала «изменять» своему
Господину с другими.
Понадеявшись на богатство, свою собственную мудрость и на то, что у
них в Иерусалиме храм Господень (и поэтому Иегова, дескать, не
отступит от них) - цари, священники и князья, ближайшие к окружению
царского двора - стали заниматься духовным блудом: изменили Богу
Израилеву с другими богами, увлекшись идолопоклонством.
Первым
ступившим в духовный блуд стал царь Соломон, взявший себе в жены
иноземок и развратившийся до идолопоклонника, приносящего дары и
жертвы чужим богам.
16:16 И
взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и
блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет.
Все
праведные одежды «Иерусалима» были с удовольствием разменяны на
одежды блудницы: начальствующие в Иерусалиме тоже начали поклоняться
разным богам, начиная от зверей и пресмыкающихся и, заканчивая
Ваалами и Астартами (см. Иез 8:3-17). Все то, чем питал и что давал
Иегова Иерусалиму для прославления Его имени, было употреблено на
идолопоклонство:
16:17-19 И
взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые
Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с
ними.
18 И взяла узорчатые платья твои, и одела их ими, и ставила перед
ними елей Мой и фимиам Мой,
19 и хлеб Мой, который Я давал тебе, пшеничную муку, и елей, и мед,
которыми Я питал тебя, ты поставляла перед ними в приятное
благовоние; и это было, говорит Господь Бог.
Священное золото и серебро, дар Иеговы Иерусалиму, все было
использовано для мерзостей. (2Прлпмн.33:7)
Все лучшее, чем снабжал Иегова Иерусалим, использовалось для
поклонения бесам: такой чёрной неблагодарностью отплачивал Иерусалим
своему верному Господину и Благодетелю (4Цар17:16). Все это терпел
Иегова и взывал к народу непокорному, но Иерусалиму мало было
поступать так, начальствующие даже начали приносить в жертву своих
детей:
16:20,21 И
взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и
приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было
блудодействовать?
21 Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им,
проводя их [через] [огонь].
Именно через царей и священников идолопоклонство внедрилось глубоко
в народ Иеговы, Манассия начал приносить в жертву своих детей, и
другие начальствующие в Иерусалиме поддержали его (2Прлпмн.33:6,9)
От «брачного» союза Бога и Иерусалима (руководства) должны были
рождаться Его дети. То есть, все правительственные помощники -
священство, цари, князья, старейшины колен и т.д. – руководители
всех уровней должны были трудиться на местах, созидая духовность
народа Бога и формируя из них истинных детей Иеговы: праведных
людей. Но вместо этого сами начальствующие и портили народ Бога.
Можно сказать, отдавали их на «съедение» бесам, стоящим за идолами
(1Кор.10:20).
Поэтому, вместо того, чтобы служить Богу и во всём слушаться Его, -
"дети" Бога и Иерусалима начинали служить разным идолам, их
поглощало или «сжигало» идолослужение (в духовном смысле - кроме
буквального сжигания первенцев).
16:22 И
при всех твоих мерзостях и блудодеяниях твоих ты не вспомнила о днях
юности твоей, когда ты была нага и непокрыта и брошена в крови твоей
на попрание.
Изменяя Иегове идолопоклонством, начальствующие Иерусалима даже не
вспоминали, что если бы не Иегова - они так и оставались бы рабами в
Египте, и родились бы рабами, а не в роскошных дворцах Иерусалима.
Только милость Иеговы вознесла их до таких высот, и не их заслуга -
вся красота и роскошь в народе Иеговы.
16:23-25 И
после всех злодеяний твоих, горе тебе! Говорит Господь Бог, - ты
построила себе блудилища и наделала себе возвышений на каждой
площади;
при начале всякой дороги устроила себе
возвышения, позорила красоту свою и раскидывала ноги для всякого
мимоходящего, умножила блудодеяния твои.
Неприятнейшее зрелище блудницы, заигрывающей со всяким, кто проходит
мимо, должно было вызвать у вождей Израиля отвращение и желание
задуматься о своем поведении перед Иеговой: ведь это их - царей и
священников, князей и всеми уважаемых старейшин городов Израилевых -
пророк называет блудницей!
Те, кто считается эталоном высокой нравственности в Израиле - на
деле были глубоко безнравственными и порочными, подобно блуднице на
дороге.
По вине царствующих князей и потакающих им священников расцвело
идолопоклонство на каждом углу в Израиле. Куда ни глянь: везде
высоты в честь неживых богов, даже в храме Иеговы не постыдились
поставить идолов и идольские жертвенники.
16:26 Блудила
с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и
умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня.
Казалось бы, что плохого в том, чтобы заключать союзы с другими
государствами для укрепления своих позиций в мире? Искать военной
поддержки других государств, того же Египта, например?
Но в том-то и дело, что с точки зрения Иеговы - поступающие так,
надеются на князей человеческих, а не на Бога уповают. Прося помощи
у Египта, из которого Бог вывел израильтян, они показывали, что
снова желают стать рабами Египта, и забыли про избавление от пут
рабства - в начале становления «Иерусалима».
Этим вожди Израиля времен Иезекииля были не лучше предков, желающих
вернуться в рабство в Египет, прогневляя Иегову в пустыне. Этим
отступнический Иерусалим показывал, что ничем не лучше вымытой
свиньи, возвращающейся в грязь идолопоклонства и нечистоты
(2Петра2:22).
Ради того, чтобы вразумить таких идолопоклонников, требовались
жесткие меры, Иегова наслал на них полчища врагов: филистимлян, в
жестокости своей, превосходивших израильтян:
16:27 И
я простер руку на тебя руку Мою, и уменьшил назначенное тебе, и
отдал тебя на произвол дочерям филистимским, которые устыдились
срамного поведения твоего.
Нахождение в рабстве филистимлян и постоянная война угнетали
«Иерусалим» - вождей Израиля - и вынуждали их искать помощи у Бога,
что они и делали. Только, обретя помощь от Иеговы и облегчение,
вскоре они снова отступали от Него. Даже филистимляне не отступали
от своих богов, в отличие от Израильтян, меняющих своих богов, что
говорило о неспособности быть преданными и хранить верность своему
Господину. К таким людям-изменникам и отношение было одно -
презрение и возмущение (Иез 25:15, Иер 2:11)
И многие города Израилевы были отданы врагам, но и тогда
руководители народа не задумывались о том, они сами в этом и
виноваты и, что надо обратиться к Иегове. Наоборот: Ахаз, например,
подумал, что царю сирийскому их боги помогают, и пошел кадить
сирийским богам. Как же так? Или закон Иеговы был забыт и проклятия
Моисеева закона тоже?
В общем, не вразумлялась «блудница» Иерусалима, и продолжала блудить
дальше.
16:28 И
блудила ты с сынами Ассура и не насытилась; блудила с ними, но тем
не удовольствовалась;
И дошла очередь до Ассирии, северного соседа Израиля. Иерусалим в
лице нечестивого царя Ахаза и поддерживающих его священников
продолжил блудить, прося защиты у Асура. Ахаз даже устроил
жертвенник в храме Иеговы - по образу языческого, а священник Иеговы
(!!!) принес жертвы на этом новом мерзком жертвеннике, вот уж
поистине дерзость.
И все это - ради того, чтобы угодить Ассирии и заручиться ее
поддержкой. Забыли о том, что Бог поругаем не бывает, и расплата
неминуема.
Словом, блудил «Иерусалим» с ненасытимостью блудницы, не устающей
делать непотребства. Вступал в союз со многими странами, а в итоге -
не получал удовлетворения потому, что помощь от язычников не
приходила, и Иерусалим становился данником язычников. Но и это не
останавливало нечестивых руководителей, ищущих помощи у князей
человеческих.
16:29 и
умножила блудодеяния твои в земле Ханаанской до Халдеи, но и тем не
удовольствовалась
Всю
землю ханаанскую, которую дал Иегова сынам Израилевым, Иерусалим
наполнил нечестием, всю землю Израилеву. Но даже этой территорией
своего влияния в народе Иеговы – «Иерусалиму» было недостаточно для
блудодеяния, везде, куда достигала «рука» неверного «Иерусалима» -
земля превращалась в выжженную пустыню, опустошённую от верных
поклонников Иеговы.
16:30 Как
истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все
это делала, как необузданная блудница!
Совершая все эти непотребства, руководители Иерусалима становились
все хуже и хуже, погрязая во грехах. Как блудница, раба греха, не
получает удовлетворения от своих дел и томится в поисках все более и
более изощренных удовольствий и развлечений, как необузданная и
идущая на поводу у каждого своего желания - так и руководители
народа Иеговы («Иерусалим») стали рабами греха, позволяя себе
опускаться все ниже и ниже.
16:31-34 Когда
ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе
возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что
отвергала подарки,
32 но как прелюбодейная жена, принимающая вместо
своего мужа чужих. 33 Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала
подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех
сторон приходили к тебе блудить с тобою.
34 У тебя в блудодеяниях твоих было противное
тому, что бывает с женщинами: не за тобою гонялись, но ты давала
подарки, а тебе не давали подарков; и потому ты поступала в
противность другим.
Постыднее всего в этой ситуации то, что не красотой и не
праведностью были привлечены языческие цари, не они искали
расположения Иерусалима к себе, как это происходит с блудницами:
мужчины, чтобы привлечь внимание блудниц, дарят ей дары и ищут её
внимания.
А в случае с Иерусалимом – то руководители народа Иеговы сами
упрашивали языческих царей прийти к ним, раздаривал священные вещи и
золото из храма Иеговы – в качестве подношения новым партнёрам. А
царь Ахаз, например, даже называл себя рабом царя ассирийского: «я
раб твой и сын твой я, приди и защити меня» (4Цар.16:7).
Что это? Этот царь Иудейского царства - уже не помощник Иеговы, не
организатор истинного поклонения в Израиле, а прямой соблазн для
остальных пойти надеяться не на помощь Иеговы, а на противника
Иеговы.
Вместо того, чтобы принимать Иегову как своего Супруга и
Руководителя юности своей, стремясь во всем слушаться и помогать
Иегове организовывать истинное поклонение, Иерусалим впал в
прелюбодеяние, считая, что иные боги лучше чем Иегова. А то, что это
оскорбляло Иегову – о том даже не думали.
16:35,36 Посему
выслушай, блудница, слово Господне!
36 Так говорит Господь Бог: за то, что ты так
сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота
твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими,
и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им, -
Бог
обращается к блуднице, к не верным Своим правителям, представляющим
столицу Израиля – Иерусалим. За те деяния, которые порочили Его и
тот удел, который Он дал Израилю (землю обетованную) - за все их
злые деяния придет горе на всех злых из Иерусалима. Ведь факт, что
цари Израиля беспрестанно заключали союзы с Ассирией или Египтом,
обращаясь за помощью к их богам - окружающие народы не могли прийти
к истинному Богу, основавшему Израиль для прославления Своего имени,
и поверить в Него (Второз.4:5-8).
Из-за неверной столицы Израиля путь истины Иеговы оказался в
поношении.
Но и этого мало: по вине неверных правителей Иерусалима убиты многие
безвинные сыновья и дочери Иерусалима. За это Иегова приготовил
наказание всем Своим противникам.
16:37 за
то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и
которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их
отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят
весь срам твой.
Наказание над Иерусалимом исполнят все, на кого этот город надеялся:
все союзники Иерусалима объединятся против него и сделают его грудою
развалин.
Так Иегова покажет всему миру, что Он – справедлив: если
руководители Его народа отдаляют весь народ от Него, если они не
следуют заповедям своего Господина в желании преданного сердца и в
согласии со словом Его (в духе и истине), то всех таких служителей
ждет неминуемая гибель. И даже наличие храма Иеговы в Иерусалиме, на
защитную функцию которого так надеется всё руководство - не спасет
от надвигающейся беды.
16:38-41 Я
буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, - и предам
тебя кровавой ярости и ревности;
39 предам тебя в руки их и они разорят блудилища
твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и
возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою.
40 И созовут на тебя собрание, и побьют тебя
камнями, и разрубят тебя мечами своими.41 Сожгут домы твои огнем и
совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец
блуду твоему, и не будешь уже давать подарков.
Иегова
будет судить свою духовную «Супругу» - судом всех прелюбодейных жён,
изменяющих своим мужьям: Иерусалим будет «побит камнями»
(Второз.22:22), то есть – уничтожен, что и произошло позже по факту:
город Иерусалим был разрушен и сожжён – вместе с храмом Иеговы, а
иудеи, оставшиеся в живых – были уведены в рабство
(2Прлпмн.36:14-20)
16:42
И
утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и
успокоюсь, и уже не буду гневаться.
Но
не вечно Иегова гневается, иначе никакая плоть из Израиля не
осталась бы в живых, и не от кого было бы приводить Его Христа в
мир. Цель у наказания Иерусалима и народа Своего – чтобы они поняли
свою вину пред Богом, осознали тяжесть порочности измены Ему,
раскаялись и исправились. Поэтому Иерусалим будет наказан в мере,
наказание Иерусалиму продлится 70 лет (как указал Иеремия 25:9-12).
16:43 За
то, что ты не вспомнила о днях юности твоей и всем этим раздражала
Меня, вот, и Я поведение твое обращу на [твою] голову, говорит
Господь Бог, чтобы ты не предавалась более разврату после всех твоих
мерзостей.
Наказание над Иерусалимом будет совершено ради блага замысла Иеговы:
ради того, чтобы не порочилось имя Иеговы между народами, и чтобы
очистить для Себя правителей Иерусалима, проведя через горнило
испытаний, и сделав пригодными Себе служителями.
16:44,45 Вот,
всякий, кто говорит притчами, может сказать о тебе: "какова мать,
такова и дочь".
45 Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа
своего и детей своих, - и ты сестра в сестер твоих, которые бросили
мужей своих и детей своих. Мать ваша Хеттеянка, и отец ваш Аморрей.
Поведение Иерусалима показывало, что в духовном смысле Иерусалим
подобен своей духовной матери – хеттеянке, бросившей своего
законного мужа и детей ради удовлетворения своих низменных желаний:
в своё время в Иерусалиме поклонялись Иегове, это доказано историей
Мелхиседека (Быт.14:18; Рим.4 гл.). Но позже
Ханаанская земля оставила
служение истинному Богу и стала служить другим богам, принося своим
идолам.
Иегова показывает степень развращенности правительственного
Иерусалима, сравнивая его с поведением Самарии и Иудеи:
16:46,47 Большая
же сестра твоя - Самария, с дочерями своими живущая влево от тебя; а
меньшая сестра твоя, живущая от тебя вправо, есть Содома с дочерями
ее.
47 Но ты и не их путями ходила и не по их
мерзостям поступала; этого было мало: ты поступала развратнее их на
всех путях твоих.
По разные стороны
Иерусалима расположены его, образно, две «сестры».Самария
(территория бывшего Сев. 10тиколенного Израиля) располагалась на
север от Иерусалима (влево). А Содомой представлена Иудея (область
городов Содома, Мёртвого моря), вся Иудея лежит на юг от Иерусалима
(вправо, см. также 16:55). Расположение Иерусалима по отношению к
10ти коленному Сев. Израилю и Иудее можно посмотреть на
карте разделения
земель при И. Навине.
Иерусалим поступал намного хуже этих «сестёр»:
хуже Сев. Израиля, впавшего в
идолопоклонство. И даже хуже Иудеи - всего простого народа Иуды,
тоже нарушавшего заповеди Бога - благодаря плохой заботе о народе
правителей Иерусалима. Но никто из «сестёр» не смог превзойти в
мерзости богохульства Иерусалима - например, царя Манассии.
Иерусалим в отступничестве своём поступал хуже всех с точки зрения
Бога - и по другой причине: ни в Сев. Израиле, ни в Иудеи (у
простого народа) не было священников, назначенных Иеговой, поэтому с
них и спрос меньше.
А Иерусалим – центр правления Иеговы, обязан был ограждать себя от
мерзости идолопоклонства исполнять волю Его, так как имел все
возможности для этого: священники имели возможность вопрошать Иегову
– в решении всех вопросов, получая ответы от Него. Но они не делали
этого.
Поэтому при одинаковом увлечении мерзостью идолопоклонства – на
правительственном Иерусалиме, представлявшем правление Иеговы –
самая серьёзная вина против Него.
16:48-50 Живу
Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и
ее дочери, что делала ты и дочери твои. 49 Вот в чем было беззаконие
Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и
праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.
50 И
возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это,
Я отверг их.
С точки зрения Иеговы Иудея в целом грешила намного меньше, чем
Иерусалим.
В Иудее перестали заботиться о милосердии, суде и справедливости, в
буквальном смысле перестав поддерживать сироту, вдову, и пришельцев,
перестали выполнять повеление Иеговы. Они возгордились от того, что
были избранными служителями Иеговы, и отношение к ближним своим
братьям по крови совсем изменили, перестав общаться с самаритянами.
Вместо того, чтобы в духовном смысле поддержать самаритян, побудив
их поклоняться Иегове в Иерусалиме, считали себя праведнее жителей
десятиколенного царства.
Гордость, как известно, предшествует падению, так и иудеи упали в
глазах Иеговы, когда стали считать себя выше и праведнее других. Нет
пользы от дела, если не приносит оно пользы для Бога и ближнего. А
иудеи совсем перестали творить добро с точки зрения Бога, поэтому и
отверг их Иегова.
16:51 И
Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их
мерзостями твоими, и через твои мерзости, какие делала ты, сестры
твои оказались правее тебя.
А с Самарии – и спрос небольшой. Самаритянам, жившим после поколения
Иеровоама, вообще трудно было обратиться на правильный путь, в виду
отсутствия правильного поклонения в Самарии. Не знали самаритяне,
чему поклоняются: не было у них возможности в Самарии узнать, как
правильно поклоняться Иегове, ведь центр истинного поклонения
находился в Иерусалиме, а знания о правильном поклонении
передавались через священнослужителей храма Иеговы и левитов. ,
Поэтому Иерусалим, имевший все самое необходимое для правильного
поклонения Иеговы, в глазах Иеговы оказался виновнее народов
Северного Израиля и Иудеи.
16:52 Неси
же посрамление твое и ты, которая осуждала сестер твоих; по грехам
твоим, какими ты опозорила себя более их, они правее тебя. Красней
же от стыда и ты, и неси посрамление твое, так оправдав сестер
твоих.
Теперь Иерусалиму, осуждавшему невежественный народ (амхааретс) -
предстоит нести на себе весь груз тяжести расплаты за свои грехи.
Тем, что Иегова накажет Иерусалим – Он покажет, что остальной
«безграмотный» народ Иудеи и Сев. Израиль (каким правители считали
простой народ) как раз менее виновен и не заслуживает того
презрения, которым «одаривал» их «образованный» Иерусалим.
16:53,54 Но
Я возвращу плен их, плен Содомы и дочерей ее, плен Самарии и дочерей
ее, и между ними плен плененных твоих,
54 дабы
ты несла посрамление твое и стыдилась всего того, что делала, служа
для них утешением.
Однако, Иегова обещает, что однажды вернёт Иерусалиму функцию
утешителя Иудеи и Сев. Израиля. Это случится после отбывания
наказания всего руководящего состава (жителей Иерусалима, уведённых
в рабство Вавилона).
Одна из причин того, почему Иегова возвратит Иерусалим из плена,
служит то, что руководители народа Иеговы во время 70летнего рабства
в Вавилоне, смогут полностью осознавать свою вину перед Иеговой и
всем Его народом.
Далее - текст, доказывающий, что Содома - это не буквальный Содом, а
Иудея, лежащая на территории бывшего Содома:
16:55 И
сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся в прежнее состояние
свое; и Самария и дочери ее возвратятся в прежнее состояние свое, и
ты и дочери твои возвратитесь в прежнее состояние ваше.
Все поклонники Иеговы, и иудеи, и израильтяне, и руководители народа
Иеговы, кого сочтет достойными Иегова, чтобы войти в землю Израилеву
- все они вернутся в свое исходное состояние духовной поддержки и
заботы Иеговы. (Бог не стал бы возвращать буквальный Содом в прежнее
состояние вопиющего нечестия, а Иудея - Содома вполне реалистично
имела возможность вернуть себе прежнее состояние праведности пред
Богом).
Первое исполнение этого обещания произошло после возвращения иудеев
и израильтян, пострадавших от Вавилона – на свои земли.
Второе – во времена первого пришествия Иисуса Христа, когда он
положил начало восстановлению целостности народа Иеговы по плоти –
Иуды и Сев. Израиля – объединяя их под главой бОльшего Иерусалима:
небесного.
Главное исполнение произойдёт в тысячелетнем правлении Иисуса
Христа, когда весь Израиль по плоти будет иметь возможность попасть
в мир Иеговы и принять Христа Его: царя нового, небесного
Иерусалима, на 1000чу лет.
16:56,57 О
сестре твоей Содоме и помина не было в устах твоих во дни гордыни
твоей,
57 доколе
еще не открыто было нечестие твое, как во время посрамления от
дочерей Сирии и всех окружавших ее, от дочерей Филистимы, смотревших
на тебя с презрением со всех сторон.
Пока Иерусалим не обнаружил свое духовное падение и не ослаб под
натиском язычников сирийцев и филистимлян (время Судей –
филистимское рабство), сами руководители всегда считали себя выше
простого народа Иудеи: они «взяли ключи разумения», но и сами не
вошли, и другим воспрепятствовали. Считая простой народ амхааретс -
проклятым, в отношении угодного Иегове поклонения -руководители
оказались и сами слепыми невеждами, в итоге - были подвергнуты
наказанию от Иеговы.
16:58,59 За
разврат твой и за мерзости твои терпишь ты, говорит Господь.
59 Ибо
так говорит Господь Бог: Я поступлю с тобою, как поступила ты,
презрев клятву нарушением союза.
Иегова поступил также с Иерусалимом, как и Иерусалим отступил от
Иеговы, перестав оберегать и защищать народ Божий и позволив
разрушить Иерусалим.
16:60-63 Но
Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с
тобою вечный союз.
61 И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь
принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и
когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. 62 Я
восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь,
63 для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя
было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты
делала, говорит Господь Бог.
О каком вечном союзе с Иерусалимом идёт речь? О союзе верности,
который Бог заключил со своими помазанными служителями
правительственной столицы: в конечном итоге, в состав
правительственной столицы над всем народом Иеговы всей Земли войдут
верные помазанные правители Иеговы. Только столица эта переместится
на небеса, а правители будут многонациональным обществом, тоже
взятым на небеса (Откр.5:9,10; 14;1-5; 20:6; 21:1,2,9).
Начало этому союзу было положено при заключении завета Бога с
Авраамом и обетования его потомкам: Бог хотел размножить их и
сделать из них царство священников и народ святой (Исх.19:5). Затем
Иегова пояснял суть значения правительственной столицы народа Иеговы
– на протяжении периода В.З.; затем – показал, что земной Иерусалим,
обуреваемый плотской греховностью, не способен отражать славу Иеговы
(Мтф.23:37,38) – поэтому Иегова заменил его на духовный «Иерусалим»,
основу которого составили верные Иегове помазанные христиане.
Этих Своих служителей Иегова и прославит славой небесных правителей
небесного Иерусалима, отражающего славу Иеговы (Откр.3:12; 14:1-5)
|