ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Иезекиль -
 3 глава

ИЕЗЕКИЛЬ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

3:1-3 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;
3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.
Иезекиилю было приказано съесть свиток и напитать своей «чрево» той вестью, которую следовало донести до соплеменников.

Не приняв весть от Бога и не поверив в нее, невозможно и другим донести информацию. От пророков требовалось самим поверить прежде всего Богу в том, что пророчество исполнится и что вопрос донесения истины это вопрос жизни и смерти тех, к кому обращено пророчество. Вопрос спасения ближних.. Именно в этой уверенности лежит ключ того, почему многие пророки были готовы отдать свои жизни за то, чтобы донести до слушателей истину.

«
Наполнить внутренность» вестью от Бога понадобится, чтобы потом из чрева Иезекииля полились реки воды живой, могущей обратить сердца отступников народа Иеговы к раскаянию. 
«
Сладко как мед» — сладкая по вкусу весть Иеговы воспринималась пророком как радостное событие от осознания того, что ему предоставлена честь служить глашатаем Иеговы. Иезекииль радовался вести исходящей от Отца небесных светил, могущей исцелить душу и сердце непокорных соплеменников Иезекииля (Иер15:16)

Усвоив весть (свиток) пророк испытывает по отношению к соплеменникам те же чувства, что Иегова. Он как бы олицетворяет собой Бога в глазах народа (иногда – народ глазами Бога, как в 4 главе).

Почему свиток сладок был в устах его, когда он только съел (3:1)? И почему огорчился дух его, когда ему пояснили, что идти надо с вестью к Израилю (3:14)?

Это - как для Иоанна в Откровении:
Иоанну тоже дали "съесть" ту весть, которую ему предстоит сообщить. В первый момент - в момент её принятия - Иезекиилю, как и Иоанну становится "сладко": то есть, он рад тому, что ему открывается и что Бог нашёл в нём Своё доверенное лицо. Но после разъяснения этой вести, ему становится "горько" и дух его огорчился: он понимает, что события, о которых ему надлежит сообщить Израилю, не особенно радостно воспримутся соплеменниками, так как они твердолобые и жестоковыйные.

3:4-6 И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами;
5 ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву,
6 не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя; 
7 а дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем.
Вновь Бог предупреждает Иезекииля о том, что израильтяне не станут его слушать, но это не должно его обескураживать. Иезекииль должен понимать то, что если бы в других странах, не знающих Иегову и говорящих на непонятном языке (например, в Индии или в Китае была проповедана весть от Бога, то они бы раскаялись. Но не израильтяне, которые с самого рождения воспитывались в системе поклонения Иегове и тем не менее оказались неблагодарными Богу и неверными.

Израильтяне времен Иезекииля — упорствующие отступники, не хотят исцелиться."Во что вас бить еще? вся голова исчахла,все тело в язвах, а народ Мой не обратится, народ Мой не разумеет..." Почему же так происходит?

потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. 
Причина такой невосприимчивости израильтян к вести Иеговы — ожесточение сердец израильтян и упорное желание поступать по собственному разумению, другими словами, гордыня или гордость житейская.
Соплеменники Иезекииля настолько утвердились в свое собственной правоте и непогрешимости, что не хотят слушать Бога.
Крепкий лоб или твердолобость обозначает такую черту характера, как тупость и косность мышления, упрямство и нежелание принимать истинную точку зрения. Израильтяне закоснели в своем грехе. Их трудно, если не невозможно переубедить в неправоте. Примером тому служит отрывок из Иеремии 44 глава:
17 но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели.
18 А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода.
Ожесточение сердец явилось результатом того, что израильтяне стали жить своим умом, не ища поддержки у Бога. Так как духовная опора праведности проистекает от осознания своей зависимости от Иеговы, собственной греховности и скромного осознания своего места перед Богом. Это же качество - смирение заставляет искать пути к Иегове и способы угодить Ему, придерживаться Его праведных законов.

Как результат надменности и гордости израильтян — сердца их окаменели, перестав проявлять любовь к Иегове и ближним. О них можно сказать так: «народ сей чтит меня только устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Против таких невосприимчивых сердец требовалась еще большая решимость и непримиримость с грехом со стороны Иезекииля:

3:8,9 Вот, Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба.
9 Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом.
Бог укрепил Иезекииля перед трудным заданием, подготовив пророка к опасной деятельности. Как алмаз крепче камня, так и Иезекииль с твердой непоколебимостью будет возвещать суды Иеговы непокорным израильтянам. Алмаз указывает на драгоценное содержимое вести Иеговы. Драгоценную, потому что исходит от Иеговы и потому что несет спасение тем, кто обратится и восприимет эту весть.

Алмаз крепче камня, он способен"резать, обрабатывать, разрушить"камень лбов их; то есть весть Иеговы не напрасна, при старании пророка некоторые из окаменелых могут все-таки обратиться. То, что пророк предваряет речь и действия свои ссылкой на Иегову, должно предостеречь непослушных - они не человеку Иезекиилю, но Богу противостоят. 

Иегова призывает Иезекииля не бояться соплеменников. Почему? Потому что они - мятежный дом. И как любые мятежники и противники Иеговы погибнут, если не обратятся от грехов своих. Их нужно спасать, а для этого требовалась изрядная доля мужества. Именно ради спасения их жизней и своей тоже для будущего века Иезекиилю требовалось обличить закоренелых грешников. Ведь как будет ясно из дальнейших текстов, пророк был поставлен духовным стражем для дома Израилева и на нем была большая ответственность предупредить о грядущем бедствии израильтян — о смерти вечной для них, если они не раскаются. А Иезекииль, даже если его и убьют свои за Слово Божье к ним, останется жив в глазах Иеговы, так же как Авраам, Исаак и Иаков.


3:10,11 И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими;
11 встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: "так говорит Господь Бог!" будут ли они слушать, или не будут.
Ни одно слово, сказанное Иеговой, пророк не должен пропустить мимо своих ушей. Обязанность пророка накладывает ответственность верно передавать весть Иеговы, в точности доносить смысл сказанного Иеговой до народа. Поэтому Иезекиилю советуется внимательно слушать что ему скажет Бог, и принять это своим сердцем, даже если ничего поначалу неясно и непонятно из услышанного. Ведь от того, как воспримет весть Иезекииль и передаст ее, зависит спасение тех, к кому он обратится. Так же Иезекииль должен воспринять весть Иеговы, чтобы самому тоже не грешить пред Иеговой. (Иов 22:22, Пс 118:11) Бог повторно наставляет Иезекииля в том, чтобы тот передал слова Иеговы даже если слушать его никто не захочет. Настолько важной была эта весть от Бога.

3:12-14 И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: "благословенна слава Господа от места своего!"
13 и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома.
14 И дух поднял меня, и взял меня. И шел я в огорчении, с встревоженным духом; и рука Господня была крепко на мне.
Иезекиль слышит восхваление в адрес Вседержителя от его херувимов (Пс 102:20-22, Пс 71:19), сопровождающийся стуком колес, шумом крыльев и громом, когда дух поднимает его с места и переносит к пленным при реке Ховар. Как видим, все творения славословят Иегову и это — норма для святых его. В этот момент они признают силу и мудрость Бога, использующего своих пророков — людей для возвещения судов Божиих, языка ангельского мятежники бы не поняли. Иезекииль теперь уже идет к поселению пленников в полном смятении и скорбя о развращенности своего народа. "Но Рука Господня была крепко на мне" - Иегова через свой святой дух поддерживал Иезекииля и не давал ему совсем упасть духом и отчаяться. 

3:15 И пришел я к переселенным в Тел-Авив, живущим при реке Ховаре, и остановился там, где они жили, и провел среди них семь дней в изумлении. Видение славы Иеговы и Его задание настолько удивило Иезекииля, что он целых семь дней провел в изумлении. Именно столько времени понадобилось Иезекиилю, чтобы переварить информацию от Иеговы и морально подготовиться к трудному заданию. Вспомним, похожий случай с Христом, который 40 дней находился в пустыне, чтобы подготовить себя к предстоящему поприщу. 

3:16,17 По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне:
17 сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня.
После семи дней Иегова назначает Иезекииля стражем дому Израилеву.
Буквальный страж выполнял функции наблюдения над округой и оповещения об опасности населения от нападения врага. Духовный страж должен предупреждать о духовной опасности. Выполнять функцию обличителя и вразумителя, если народ впадает в преступление.

Иезекииль должен встать на стражу интересов Иеговы, заботиться об освящении святого имени Иеговы. Также он должен встать на защиту духовных интересов израильтян, вразумляя их от имени Иеговы.
Далее пророку даются принципы Бога, на основании которого Иегова будет судить духовных стражей, поставленных Богом на служение, и остальных, то есть тех, к кому посланы пророки: беззаконников и праведных.

3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.
Если страж не сообщит об опасности, грозящей беззаконнику (тем из Дома Израилева - народа Иеговы - кто стал похож на язычника по количеству беззаконий своих, 2Прлпмн.36:14-16, см. Иез.33:7-9), то сам Иезекииль пострадает — потеряет свою жизнь, став мертвым в глазах Иеговы.

Почему настолько суровое наказание для стража? Потому что речь идет не только о жизни самого Иезекииля, но и других людей. Иегова не хочет, чтобы кто либо погиб, но чтобы все пришли к раскаянию.

Сам Бог придерживается этого принципа спасать погибающего. Ситуация с Каином как раз показала это. Иегова предупредил Каина о грозящей опасности от греха, занимающего место в сердце Каина, и вразумлял того. Другое дело, что сам вразумляемый не воспринял слова Иеговы и предпочел рабство греха чем быть рабом Божиим. (Быт 4:7)
И еще один нюанс — не выполнив повеления Иеговы вразумлять беззаконника Иезекииль пойдет против самого Бога, потому что "непокорность такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что и идолопоклонство", а также покажет, что на самом деле не любит своих ближних.

3:19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
Если обличаемый человек не примет к сердцу слова Иеговы, и не обратится от грехов своих, тогда на основании этого же слова Божьего, которое сказал Иезекииль, Бог будет судить грешника. Как Иисус говорил, я не сужу людей, но слово, которое я говорю будет судить их. И это мудрый принцип Иеговы.

В каком случае Иезекииль останется жив в глазах Иеговы? Если выполнит повеление Иеговы обличать беззаконника и вразумлять его. То есть побуждать надеяться не на свою плотскую мудрость, но на мудрость Иеговы Вседержителя: жить по праведным нормам Бога.

3:20, 21 И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.
21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.
Праведник – здесь служитель Иеговы, старающийся поступать правильно, по законам Бога. В каком смысле преткновение положит Иегова? Ясно, что Бог никого не искушает злом, но человек увлекается собственным желанием. (Иак 1:13) И внешний соблазн лишь служит катализатором внутреннего желания поступить не по воле Иеговы. А Бог лишь допускает, чтобы Его служители поступали в свободе выбора - согрешать им или нет, когда сталкиваются с соблазном.

Так вот, когда Иегова допустит, чтобы праведник увлёкся неправильным желанием и согрешил, а видящий это - не попытается остановить согрешающего, чтобы тот перестал согрешать -  то он будет виновен в смерти согрешающего праведника. Своевременное вразумление праведника может уберечь его от становления беззаконником.

Почему праведник умрет за свой грех, если он для Бога много хорошего успел сделать до своего падения? Потому что Иегова не человек: Он нелицеприятен. Если праведник сам себя праведником считает, но в духовном смысле - уже духовно нагой и слепой, то не имеет значения сколько для Бога он сделал и каким хорошим он был. Это не зачтется, если перед смертью он беззаконником окажется. Потому что такой беззаконник, познавший вкус истины, и отвратившийся от Бога, уже бесполезен для вечности. Он уже сделал свой выбор (2 Пет 2:20-22).
От Иезекииля же требуется вразумить человека, отступившего от правды. т.е. побудить человека вернуться в разум, восстановив отношения с Богом и вновь встать на праведный путь.

И здесь принцип: если не вразумлял, то и человек умрет, и ты умрешь. И здесь аналогия с утопающим. Если человек тонет и ты протянул к нему руку, то если он если не ухватится за протянутую руку, а предпочтет тонуть, то вины спасающего в этом нет. А если возьмет твою руку и спасется, то это хорошо для обоих: и оступившегося, и самого спасающего. Иегова не забудет такое добро для ближнего (Иак.5:20)

В духовном крушении зачастую тонущий не видит, что его затягивает в трясину смерти, поэтому и требуется от стража показать истинную картину событий, чтобы вразумляемый мог исправиться и остаться духовно живым перед Богом. 

3:22,23 И была на мне там рука Господа, и Он сказал мне: встань и выйди в поле, и Я буду говорить там с тобою.
23 И встал я, и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава, которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице свое.
Иегова снова укрепляет Иезекииля видением славы Своей: видением Вседержителя, восседающего на херувимах.(см.1:4-28)
Иезекииль падает ниц пред Иеговой, испытывая благоговейный страх при виде могущества и силы Вседержителя (сравните Дан 10:8,9).

Здесь хотелось бы заметить, что Иезекииль не самого Бога Иегову видел пусть и в видении, так как «Бога не видел никто и никогда», а вестника от Иеговы, ангела, уполномоченного представлять Бога на земле.(Иоан 1:18) Так как человек не может увидеть Бога и остаться при этом в живых. (Исх 33:20, 1 Тим 6:16) По этой же причине в видении Иегова никогда не показывал Своего лица, только сияние света.

3:24-27 И вошел в меня дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною, и сказал мне: иди и запрись в доме твоем.
25 И ты, сын человеческий, - вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них.
26 И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом.
27 А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "так говорит Господь Бог!" кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом. 
Бог укрепил Иезекииля своим духом и приказал пророку запереться в доме. Странно, по крайней мере, если не знать зачем это все делается.
А делалось это для того, чтобы провести отсев равнодушных к Иегове и ближнему израильтян.

«возложат узы» Иегова сам наложит узы на Иезекииля, так что тот не сможет ни встать, ни сесть, а будет лежать на одном боку, потом на другом боку по количеству лет за беззакония Иуды и Израиля (Иез 4:5-8)

«ты онемеешь» Иезекииль не сможет ничего сказать по поводу своих действий до тех пор, пока Иегова не позволит.

«и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом» для таких упорных отступников, не желающих исправляться Иегова приготовил более мощное оружие воздействия, чем просто слова пророка не подкрепленные ничем. Все то, что повелит Бог сделать Иезекиилю далее (см. разбор гл.4) служит для того, чтобы они наконец, поверили Богу. Таким образом, Бог хочет, чтобы Иезекииль был знамением для неверных израильтян, чтобы они поверили Богу, когда Иезекииль наконец откроет свои уста (Иез 24:27)
И все эти слова Иеговы должны были показать еще одну грань его личности. Иегова хочет достичь сердец только тех поклонников своих, кто будет искать объяснения странному поведению Иезекииля, желать услышать слова Иеговы к ним. И поэтому Иегова запрещает Иезекиилю открывать намерения Свои мятежникам в неположенное время.

Есть время говорить и время молчать. Сам Иегова определяет, когда пророку Его пойти и говорить весть Божью.

"язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их","когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им" эффект от произнесения речи вовремя и только тем, к кому пошлет Иегова - серцеведец. Бог хочет, чтобы узнали, что Он — Господь и признали Его Богом, поэтому то и находит нужный момент, когда послать пророка. Сам Иегова определяет, когда следует сказать Слово Свое, чтобы оно с большей вероятностью достигло сердец слушающих.(Пр 15:23)
В евангелии от Матфея описывается подобный принцип действия Иеговы через Христа: речь его направлена ко всем, но услышать его смогут только те, ухо которых правильно настроено (Матф13:9-17) Иегова не заставляет никого слушать Его. Хочет человек — послушает пророка, хочет — не послушает, но пожнет последствия своего решения. (Гал.6:8)

При этом «слушание» заключалось не просто в том, чтобы услышать притчу от Бога и мирно разойтись по своим домам, но смирение и интерес к Слову Божьему, чтобы постичь смысл наглядного примера (притчи, разыгранной Богом для народа своего с помощью пророка). 
От Иезекииля же требовалась немалая доля мужества пред непокорными израильтянами, и полное доверие к Иегове, а также полное безоговорочное послушание без лишних вопросов. Дальнейшие события покажут, хоть многое было непонятно Иезекиилю, но он готов был исполнять волю Бога.

ИЕЗЕКИЛЬ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48




ПИШИТЕ НАМ: givianswers@gmail.com