ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 50 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава  описывает  погребение  Иакова  и  смерть  Иосифа.

50:1-3   Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
2 И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.

Тело   Иакова    нужно  было   везти  в  Ханаан.  Ясно,  что  в  обычном  виде  это  сделать  невозможно,  поэтому   по  приказу  Иосифа   умершего  бальзамируют.  

О  бальзамировании – Лопухин: Бальзамирование,  специфически египетский обычай,  совершается над телом Иакова  для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан.
Через  40  дней  по  завершении  процедуры  бальзамирования   Иосиф  принял  решение  перевозить  отца  в  семейную  гробницу  в  Ханаане.

3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
Иаков  умирает,  Иосиф устроил плач по отце своем и не скрывал горя своего.   Можно  ли   из  этого  заключить,  что   Иосиф   не  верил  в  воскресение  отца  в  будущем?  Конечно,  нет:  Иосиф  и  сам  был  участником  обетования  Аврамова  и  ожидал века  грядущего  с  небесным  городом  Бога –Евр.11:13,16,22.

Горевать об  умерших  близких  - это  нормально  и  естественно,  если,  конечно,  любить  ушедших.  И  выражение  сильного  горя   не  должно  рассматриваться   соверующими  как  недопустимая  слабость  характера,   дурной  тон  или  недостаток  веры  (что  иногда  случается  среди  христиан)

50:4,5   Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться.

Лопухин
: По  личному  своему  делу  и находясь притом  в  состоянии (ср. Есф 4:2) нечистоты  (по соприкосновению с мертвым), Иосиф не решается просить у фараона отпуска лично, а делает это через придворных фараона, сообщая им (в свободном пересказе) завещание Иакова (47:29–31) о погребении его в Ханаане и отклоняя тем подозрение египтян в государственной измене, весьма возможное при напряженно враждебном отношении их к хеттеям  Палестины.

50:6-9  И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
Лопухин: Фараон  разрешает  Иосифу  путешествие в Ханаан, но (ст. 7,8), вероятно, не ради одной  помпы  погребальной  процессии и из одного внимания к семейному горю Иосифа, но и  для гарантии  себя  от  отложения  Иосифа и возможной  попытки его остаться в Ханаане, посылает с ним  большой конвой и многих  придворных,  равно  и  для последней же цели оставляет в Египте детей евреев  и  скот их,  чего требовал от  Моисея и  евреев  и  позднейший фараон, угнетатель евреев (Исх 10:11).

Далекое  путешествие  не  могло  быть  предпринято  без  значительного вооруженного  конвоя; отсюда  Иосифу  и его  братьям сопутствуют не только вельможи  фараона (ст. 7), но  и «колесницы и всадники».

50:10,11  И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал [Иосиф] плач по отце своем семь дней.
11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
Торжественно-погребальный кортеж с телом Иакова избрал для своего путешествия в Ханаан тот же окольный — юго-восточный путь (вместо прямого — южного), каким впоследствии вступали  в  землю Ханаанскую  евреи  под водительством  Моисея  и  Иисуса Навина.  На названном месте, не бывшем, впрочем, местом погребения Иакова, Иосиф и его спутники совершили по Иакову семидневный плач.
В  результате  чего  это  географическое   место  у  Иордана  назвали «плачем  египтян»
Жители  Ханаана  даже  не  поняли,  что  хоронить  собираются  еврея,  настолько  похоронная  процессия  была  пропитана  духом  и  внешним  видом  Египта.  

50:12,13  И сделали сыновья [Иакова] с ним, как он заповедал им;
13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.

Завещание  Иакова  о  захоронении  в  семейном  гробе  в  пещере  Махпела  было в  точности  исполнено его  детьми.  
Даже  после  смерти  Иаков  проповедовал  своим  детям  о  силе  своей  веры  в   исполнение  обещаний  Бога,  вернувшись  в  землю  обетования  Божьего.  Сам  он  эту  веру  сберёг  на  протяжении  всей  своей  жизни  и  передал  её  всем  своим  детям.  

50:14,15  И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали?

По смерти  отца  и  по  возвращении  в  Египет  после  похорон  братья  Иосифа  забеспокоились,  чуяли   вину  за  собой  всю  свою  жизнь:   примирителя  между  Иосифом  и  ними  больше  нет,  Иосиф  мог  затаить  на  них  обиду  и  не  выказывать  её  всего  лишь  из  любви  к  отцу,  но  теперь  он  вполне  имеет  возможность  отомстить  братьям  за  все  причинённые  ему  неприятности  в  жизни.
Так  иногда  бывает:  казалось  бы,  братья,  а  как  чужие  друг  другу,  друг друга  совсем  не знают  и  не  чувствуют.  Кровное  родство,  как  видим,  совсем   не  гарантирует   близости   духовной.

50:16,17  И послали они сказать Иосифу:  
Выяснять  отношения,  особенно,  когда  сильно провинился  -  нелегко.  Братья  не  решаются  идти  к  Иосифу  сами,  но  посылают  к  нему  своих  представителей  с  мудрым  словом,  опираясь  на  завещание  отца,  которым  Иосиф  никак  не  смог  бы  пренебречь  даже  если  бы  и  затаивал  на  братьев  злобу,  и  на  то,  что  они  -  как  никак,  а  рабами  Бога  Иосифа  являются:

отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего.
  
Эти  слова  показывали,  что  братья  понимали,  сколько  зла   они   причинили   Иосифу  много  лет назад  и  сожалеют  об  этом.  

Иосиф плакал, когда ему говорили это.   
Иосиф  не  таил  на  братьев  зла,  он  даже  и  представить  себе  не  мог,  что  братья  так  плохо  о  нём  думают  и  опасаются,  что  после  смерти  отца  он  припомнит  им  все  обиды  свои.  Он  давно  их  простил,   вовсе   не  любовь  к  отцу  удерживала  его  от  мести,  а  отсутствие  самого  желания  мстить  и  любовь  к  братьям.
Видимо,  посланные  рассказали  об  этой  реакции  Иосифа  братьям,  поэтому  они  поспешили  к  нему  сами.

50:18,19    Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;

Если  бы  братья  Иосифа   знали  характер  своего  брата  и  понимали,  чем он  эживёт,  они  бы  нисколько  не  опасались   за  свои  жизни.  
Эти  слова,  сказанные  Иосифом,  должны  были  помочь  им  понять,  что  с  его  стороны    им   не   угрожает   никакая   опасность. 
На  поступки  человека,  любящего  Бога,  не  влияют  собственные    мнения   или  впечатления - это  во-первых.  А  во-вторых,  человек,  любящий  Бога  -  не  может  быть  ни  мстительным,  ни   двоедушным,  ни  злопамятным,  ни  жестоким,  ибо  Бог  есть  любовь.   

50:20,21    вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
Иосиф  усмотрел  во  всём,  что  с  ним  произошло -  руку  Божью,  ведь   если  бы  всего  этого  не  случилось  -  не  было  бы  возможности  выжить  семье  обетования  в  условиях  семилетнего  голода.   Вышло  так,  как  звучит  в  поговорке:  «не  было  бы  счастья,  да  несчастье  помогло»

Лопухин: Ответ  Иосифа повторяет уже высказанную им, при первом открытии им братьям (45:5, 7), мысль, что зло человеческое бессильно остановить благотворное действие путей Промысла Божья, который и действие злой воли обращает к благим  последствиям.  
Если  Иосиф  - только орудие Промысла,  может  ли  он  идти  в  разрез  с его действиями  и мстить?  (ср. Втор 32:35).  

21  итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
Заверение  Иосифа  в  том,  что  он  не  только  не  причинит  зля  братьям,  но  и  поможет  им  и  их  семьям  в  хлебе  насущном  -  окончательно успокоило  братьев 

50:22,23   И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
 
Иосиф  прожил  насыщенную  жизнь,  дождался  правнуков  и даже  некоторых  из  них  усыновил  так  же,  как  Иаков  усыновил  для  себя  Ефрема  и  Манассию.

50:24-26   И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
Иосифу  исполнилось  110  лет  и  пришло  его  время  умирать.   
Он  предсказывает  братьям  своим,   что Бог  непременно  выведет  их  из  Египта  и  отведёт  в  землю  ханаанскую  - туда,  где  течёт  молоко  и  мёд (Исх.3:8)

...вынесите кости мои отсюда   Иосиф  не  просил  устроить  ему  пышную  похоронную  процессию  в  Ханаан,  но  просил  вынести  в  далёком  будущем  то,  что  от  него  останется. Моисей,  действительно,  при  исходе Израиля из Египта, захватил  с собою и кости Иосифа (Исх13:19),  а  Иисус  Навин похоронил  их  в Сихеме  (Нав 24:32).

Тот  факт,   что   он   заклял   братьев   и  всех  потомков  Израиля   вынести  его  кости  в  землю  наследия  своего,  в  землю, в  которой  похоронен  и  Авраам,  и  Исаак,  и  Иаков  -  говорит  о  том,  что  Иосиф   также   «искал  отечества»,  строитель  которого  Бог ,  как  и  его  отцы.  
Иосиф  верил  в  великое  будущее  Израиля.  А  пока  ему  самому  предстояло уйти  в  путь  всей  земли  и  дожидаться  воскресения  в  новом  мире  Бога.

Лопухин: По  египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге  (евр. arou),  обыкновенно  делавшемся из дерева сикоморы — смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь  самостоятельного  развития  в  целый народ  с своеобразными национальными  особенностями,  лишились  могущественной  опоры своего почетного  положения.  Теперь  им  предстояла  горькая  жизнь  в  «доме рабства».

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru