ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 49 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава,  которая  объясняет,  почему  духовное  благословение  Авраама (родить  Христа  во  плоти  -Деяния 3:25) -  досталось  не  первому  сыну  Израиля,  а  лишь  четвёртому – Иуде,  а  материальное (двойной  земельный  удел)  -  Иосифу.  Хотя  всё  это  должен  был  бы  получить  первенец  Лии –  Рувим.  

49:1,2   И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
  
Иаков  благословляет  своих  12 сыновей,  каждое  благословение  -  это маленькое  пророчество  о  том,  что  ждёт  потомков  сыновей   семьи  Божьего  обетования -  в  будущем. Понятно,   что  Иаков  говорил  о  будущем  своих  отпрысков  под  вдохновением  Бога,  а  не  сам   его  для  них  придумывал.  Причём,  пророчества  Иакова  охватывают  всю  историю  Израиля  как народа  в  целом,  начиная  с  завоевания  и  распределения  уделов  в  земле  обетованной  и,  заканчивая,  приходом  Иисуса  Христа.    

Благословлял Иаков своих детей по очередности  рождения.

49:3,4  Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел.

Первенец   Рувим,  сын  Лии,   по  праву   первородства   должен  был  наследовать  благословение  Авраамово,  которое заключалось  в  материальном  и  духовном  наследиях  (в  получении  двойного   земельного  удела  и   в  рождении  Христа  во   плоти  по  своему  роду),  но  утратил  это  право,   согрешив,   взойдя  на  ложе  отца  и  тем  самым  осквернив  его.

но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать
Преимуществовать  имеется  в  виду  -  быть  у  Бога   на  особом  счету  в  отношении  участия  в  исполнении  Его  намерений.
То  есть,   законность  прав  первенца  на  Божье  наследие  у  Бога  подтверждается  не  только   юридическим  правом  закона  наследования  по  праву  перворождения.   Но  и  тем,  достоин  ли   законный   претендент  на  наследство -   Божьего   наследия.

Вот  почему  в  избранной   семье  не   всегда  первенцы  по  рождению  (по плоти)  получали   благословение  первенцев,  но  иногда  первенцами  в  отношении  получения   Божьего  благословения  становились   те  сыновья,  в  ком  Бог  видел  достойного  преемника  независимо  от  очерёдности   его  появления  на  свет   (первенцы  по духу).            

49:5-7  Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
От   Рувима   это  право  должно  было  перейти ко  второму  сыну  Израиля  -  Симеону.  А  если  недостоин   второй  -  то  к  третьему,  к   Левию.
Как   Симеон,  так   и  Левий  -  оба  оказались  недостойными,  ибо  по  собственной  прихоти  жестоко  и  коварно  убили  жителей  Сихема,  поэтому  Иаков  предсказал  им  другой  путь,  прокляв  сам  проступок  их,  а  не  их  колена:
проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
Как  исполнилось  это  пророчество  на  их  потомках?
Удел  колена  Симеонова  представлял   собою  отдельные,  не  соединённые между  собой  области  на  территории  удела  Иуды  (И.Нав. 19:1).
Колено  Левия  было  рассеяно  среди  всех  колен  Израиля  в  виде  городов   для  жительства   в  каждом  из  них (И.Нав.21:1-3).

49:8-12  8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока.
 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего   
Колено  Иуды  было  Избрано  Богом  для  Своего  пребывания  в   городе   Иерусалиме,  принадлежащим  этому  колену.  Иерусалимский  храм  служил  местом  истинного  поклонения  Богу,  куда  приходили  на  поклонение  Богу  мужчины  из  всех  остальных  колен  Израиля.  А Иудея  стала   страной,  в  которой  жил  Божий  народ   после  отвержения    Богом   десятиколенного   государства  Израиль  в   740  г.до  н.э. 

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
Иуде,  четвёртому  по  рождению,  выпало  право   наследовать  духовное  благословение Авраама  - родить  Христа  во  плоти,  будущего  царя  земли  (скипетр -  символ  царственной  власти)  и  примирителя  человечества  с  Богом:  именно из  этого  рода  пришёл  на  землю   Иисус  Христос (Мтф.1:1,2,  Римл.5:10, 2Кор.5:19).

Иуда   в   смысле    наследования   оказался   «духовным»  первенцем  -  не  по  законной  очерёдности  первенцем,  а  по   достоинству  его  поведения  (по  сравнению  с  явно  беззаконными   и  недостойными  братьями)  и   получению  духовного  наследия  Авраама.(Позже  в Быт. 49:22  обсудим,  как  вышло,  что  материальное  и  духовное  обетование  Авраама (см.49:3,4)   было  разделено  между  двумя  первенцами:  духовным (Иудой)  и  первенцем  от  любимой  жены  Рахили (Иосифом))

И  хотя  об  Иуде   тоже   известны  некоторые  странности  в  поведении  (желание  продать  Иосифа  в  рабство  или  поступок  с  Фамарью,  например),    
однако,   учитывая  менталитет  того  исторического  периода,   когда  не  было  особого  выбора  из-за  тотального  и  повсеместного  духа  развращённости    в  древнем  мире.  Патриарх   Иуда   оказался   первым  после  недостойных  старших  братьев,  кого  не  было   за  что  лишать  права  первородства.

Богу   ради  исполнения  обетования  Аврааму  приходилось  пользоваться   теми его  потомками,   в  ком   Он   находил    хотя  бы  нечто  доброе  (можно  вспомнить,  как  в  течение  жизни   со   временем   переменился   в   духовном  отношении  Иуда,  желая   стать  рабом  Иосифу вместо  Вениамина  только  ради  того,  чтобы  не  огорчился  отец –Быт.44:32,33)

Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?

Лев -  это  сила  и  величие,  это  царь  зверей,  равных  которому  нет.
В  Библии  Бог  вводит  понятие  «первенца»,  разъясняя,  в  чём   же   его  преимущество  для  отца  по  сравнению  с  остальными  детьми: 
но первенцем должен признать сына нелюбимой…   ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства. (Второз.21:17)

Итак,  первенец  - это  всегда  начаток  силы  отца,  как  и  Иисус  Христос  -  начаток  силы  своего  Отца   (Откр.3:14,Колос.1:15,18).
Иуда  родился  раньше  Иосифа  (первенца  от  Рахили,  но  пятого  по  счёту  сына).
Поэтому  именно  Иуда  из-за  недостойного  поведения  первых  трёх  братьев   оказался   начатком    силы   Иакова,  сильнейшим  из  братьев,  потому  -  и   царственный   вождь  от  него –1Прлпм.1:2.   

Он привязывает к виноградной лозе осленка …моет в вине одежду свою и в крови  гроздов одеяние свое;
Косвенное  предсказание  на   аллегорию  виноградной  лозы  -  как  символа  народа  Божьего,  на  использование  Иисусом  Христом  ослёнка  и    его  жертвенную  смерть   в  народе  Божьем    – Откр.19:13

49:13  Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
Завулонову  колену  обещается  приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение,  как  источник  его  богатств (Втор 33:19);  предел его назначается на западе до Сидона (о Тире не упомянуто: он возник значительно позже, ок. 1200 г. до Р. Хр., — доказательство древности пророчества).
Никогда не достигая указанной границы (Нав 19:10 и д.), колено Завулоново  жило главным образом участием в международной торговле. (Лопухин)

49:14,15   Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;
 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
 
Колену  Иссахара  обещается  плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства: эмблема его — крепкий  осел, лежащий посреди  загонов   — сравнение, ничего обидного не заключающее (восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара  к  земледелию  и  скотоводству,  полную  апатию  его  к  военной и политической  деятельности,  его  предпочтение  рабства  - войне:
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. (Лопухин)

49:16-18  Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

Врагов своих колено  Даново будет побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в образе льва),  сколько  тайными  засадами и вообще хитростью — свойствами, отличающими  в  животном царстве змей.

18 На помощь твою надеюсь, Господи! Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
Колено  Дана будет судить, т. е. управляться самостоятельно.  

49:19  Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
Гад,  изображение  боевого  положения  которого  связывается  здесь  с этимологией  его  имени, обитавшей  в  Галааде;  он    подвергался постоянным набегам  арабских  кочевых племен (Суд 10:7–8; 1 Пар 5:18–19 и др.),  но  их дикие  орды  всегда  находили  с  его  стороны  готовый отпор,  хотя  бы  только в виде  партизанских  преследований  («по пятам»). Иеффай  был гадитянин (Суд 11:1)  (Лопухин)

49:20  Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
Асиру  обещается  чрезвычайное  плодородие  почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола.
Действительно, территория  Асира  между  Кармилом  и  Ливаном  на границе с Финикией  была плодоноснейшей  в  Палестине  местностью,  и   произведения ее  доставлялись  ко  двору  царей израильских  и  финикийских.  (Лопухин)

49:21  Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим - стройная лань; он говорит прекрасные изречения» в  чём  некоторые  толкователи  усматривают  намёк  на Варака  из  племени Неффалимова  и вызванную  его подвигами песнь Деворы  (Суд 4-5),  в дальнейшем  смысле - на начало  евангельской  проповеди  в  земле Неффалима (Ис 9:1; Мф 4:15) -  в Галилее,  откуда  вышли  и  все апостолы.  (Лопухин)

49:22-26  22 Иосиф - отрасль плодоносного [дерева], отрасль плодоносного [дерева] над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного [Бога] Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, [Который] и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

Краткое  изложение  нелёгкой   судьбы   Иосифа,  однако,  он  всё  выдержал  благодаря  помощи  Иеговы.  От  Иеговы  же  -  и  Пастырь (не  от  Иосифа)  и  твердыня  Израиля  -  Иисус  Христос.

благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
Итак,  Иосиф  -  ещё  один  первенец  Иакова  и  любимый  сын  его  от  жены  его  Рахили  получает  особое  благословение  от  Иакова.  Как  первенцу  ему  выпало  право   унаследовать  материальную  часть  благословения  Авраама  -  он  получил  в  наследство  двойной   земельный   удел   для  сыновей  своих  Манассии  и  Ефрема -  с  тем  однако,  чтобы  не  писаться  им  первородными   в  Израиле  потому,  что  в  Иуде,  а  не  в  Иосифе,   Бог   признал  начаток  силы  Иакова  - 1Прлпмн.5:1 (см.  также   разбор  Быт. 48:17-19  и  49:8-12).  

И  хотя  закон  Бога,  под  чьим  вдохновением  Иаков  благословлял  Иосифа,  не  давал  ему  преимущественного  права  наследства  - Второз.21:15,16,  однако  поскольку   первенец  от  Лии  и  остальные  по  счёту   её  сыновья   до  Иуды  -  оказались  недостойными  благословения  Авраама,  Богу  было  угодно  разделить  материальное  и  духовное  благословение  Авраама  (наследование  земли  обетованной  и  рождение  Христа  во  плоти)  между  Иосифом  и  Иудой.

Почему  Бог  распорядился  благословением  Авраама    именно  таким  образом -  известно  только  Ему.

49:27  Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу
Вениаминову  колену  предрекается  воинственность и некоторая дикость нрава (доказательство - известный случай с левитом в Гиве, Суд 20).  Из него происходили  Аод (Суд 3),  Саул, впоследствии  -  Апостол Павел.  (Лопухин)

49:28-33    Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.
29 И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина,
30 в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;
31 там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;
32 это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.
33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Кроме  пророческих  предсказаний  каждому  сыну,  Иаков  завещал  им   похоронить   его   в   гробнице  отцов  своих  -  там  же,  где  были  похоронены  Авраам,  Сара,  Исаак  с  Ревекой  и  Лия,  в  земле   Ханаанской,  в  земле  обетования  Божьего.  Никто  из  них  не  получил  обещанного  Иеговой  -  при жизни.  Все  они  надеялись  на  исполнение  обетования  в  веке  грядущем,    в  Божьем  миропорядке.  Так  с  верой  в  это   они   и  умирали – Евр.11: 39,40)

Так  же  с  верой  в  будущее  умер  и  Иаков.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru