ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 47 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

47:1-3   И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем.
2 И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону.
3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

На  встрече  с  фараоном  пятеро  братьев,  которых  Иосиф  взял  с  собой,  чтобы  представить    фараону  -  отвечали  так,  как  научил  их  Иосиф.  Они  на  самом  деле  были  потомственными  пастухами. 
А  то,  что  они  занимались  также  и  земледелием  - можно  было  отодвинуть  на  дальний  план  при  знакомстве  с  фараоном,  если   для  знакомства   достаточно  было  сообщить  о  себе  как  о  пастухах.
Необязательно  говорить  всю  правду  в  случаях,  когда  в  ней  нет  никакой  необходимости.  Главное  для  Божьего  служителя  -   не  лгать.

47:4  И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем. 
Братья  также  сказали  фараону,  с  какой  целью  они  пришли:  если  бы  не  голод,  не  стали  бы  они  беспокоить  фараона  собою.  Крайняя  нужда  привела  их  в  Египет  и  на  их  просьбу  пожить   где-нибудь   в  Египте  -  фараон  дал  согласие,  причём,  он  дал  семье  Иосифа  гораздо  больше,  чем  те  просили.

47:5,6   И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;
6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

Фараон  доверял  Иосифу  не  на  пустом  месте:  он  очень  много  сделал  для  фараона  и  Египта.   Фараон   давно  решил  сделать  Иосифу   приятное,  пристроить   его  родственников  в  своей  земле  -  означало  не  только  оказать  Иосифу  услугу,  но  и    закрепить  за  ним   место  в  Египте.  А  если  Иосиф  руководит  в  Египте - стало  быть,  мудрое   руководство    хозяйству  фараона     обеспечено.
В  общем,  оказывая  услугу  Иосифу  -  фараон  одновременно  заботился  и  о  себе.    

Его  предложение  поселить  родственников   Иосифа  не  где-нибудь  на  бесплодной  почве,  а  в  лучшем  месте  земли  Египта   -  говорит  о  добром  расположении  фараона  к  Иосифу  и  полном  доверии  ему.

Его  предложение  поставить   способных  родственников  Иосифа  смотрителями  за  царским  скотом  -  показало,  что  фараон  больше  доверяет  родственникам  Иосифа,  нежели  египтянам.

47:7-10  И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.
8 Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?
9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.
10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.
 
Встреча  Иакова  с  фараоном  и  благословение  фараона:  Иаков  обладал  правом  и  даром  благословений  Божиих.  Как  мы  увидим  дальше,  фараон  действительно  стал  процветать  по  благословению  Иакова.

47:11  И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.
Семья  Иакова  была  поселена  в  лучшей  земле  Египта  -  Гесем  (Раамсес  -более позднее название земли Гесем (45:10), данное ей в честь Рамзеса II.)

47:12  И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства. 
Иосиф   не  пользовался  своим  возвышенным  положением  фараона  для  того,  чтобы  баловать  своих  родственников  изобилием  яств  в  то  время,  как  повсюду  был  голод.  Он  снабжал  весь  дом  отца своего по  потребностям каждого семейства - хлебом на - сущным ( количеством,  достаточным  для   существования,  для  того,  чтобы  жить)  
Это один из  принципов  Иеговы:    еда  -     для подкрепления, а  не для пресыщения –Екклес.10:16,17, Исх.16:18.
А по-человечески это звучать стало примерно так: мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть.

4
7:13  И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.
Прошло  некоторое  время  и  голод  дал  о  себе  знать   не  только  в  земле  Ханаанской,  но  и   в   земле   Египетской.  В  эти  тяжкие  времена  Иосиф  проявляет  себя  ещё  и  в  другом  качестве  пред  фараоном:  как  предприимчивый  политик  и   бизнесмен   в  доме  фараона.  

47:14-22  Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.
15 И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?
16 Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.
17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.
18 И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
19 для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.
22 Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей.
Поскольку фараон послушался божественного откровения (гл. 41) и благословил Иосифа, Иосиф, в свою очередь,   за  четыре  последующие    года   превратил  в  собственность фараона  все серебро,  скот,  землю  (за  исключением  земли  жрецов)   и  народ  Египта,   а самим  египтянам спас  жизнь  мудрым  ведением  политико-экономических  дел  в  государстве. 

47:23,24  И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;
24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим.

После  того,  как  народ Египта  лишился  всей  своей  собственности,  включая  и  право  на  свободного  гражданина  Египта  -  с  ним  легко  было  иметь  дело  на  благо  всего  государства:  Иосиф,  спасая  египтян   от  голодной  смерти,  распоряжается   предоставить  им  возможность  своими  трудами   сеять   хлеб   и   для  себя  и  для  фараона.
Учреждается    пятая  часть  от  урожая  -  норматив  по  сдаче  хлеба  фараону  за  то,  что  тот  предоставлял  народу   теперь  уже  свои  собственные   семена  и  земли  для  посева,  сдавая  всё  это  «в  аренду»,  если  выражаться  современным  языком. 
Пятая  часть  от  урожая  -  представляла  плату   фараону   за  аренду  семян  и  земли.

47:25,26   Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.
26 И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.
  
Египтяне  были  рады  такому  повороту  событий:  этот  метод   ведения  хозяйства    давал  возможность  и  им   самим   не  голодать,  и  дом  фараона  снабжать.  Они  благодарили  Иосифа  за  то,  что  не  дал  им  умереть  с  голоду:  пятая  часть  от  урожая  стала  узаконенной  мерой  в  Египте  по  обеспечению  дома   фараона,  а  египтяне  стали  рассматривать  рабство  как  великое  благо  для  семейств   своих.

47:27  И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.
Только  Израиль  не  стал  рабом  фараону:  семья  Иакова  ни  земли  своей  не  продали  фараону,  ни  скот  свой,  ни  себя  самих.  Иосиф  не допустил  этого  для родственников  своих. 
Израиль за  это  время  весьма  окреп  и  умножился  числом.

47:28,29  И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет.
29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и [клянись], что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,

Пришло  время  умирать  Иакову,  ему  исполнилось  к  тому  времени  147  лет.  Он  ставит  Иосифа  старшим  над  всеми  сыновьями  и  желает  именно  с  ним  решать  вопрос  о  своих   предстоящих  похоронах.

Казалось  бы,  какая  разница  умершему  -  где  лежать  телу  его,  в  Египте  или  в  Ханаане?  Но  Иаков  ожидал  по  обетованию  Божьему  вывода  из  Египта  (46:4)  -  в  землю  обетованную,  и  для  него  было  неважно,  что  случится  это  посмертно.  Его  согревала  мысль  сама  по  себе  о  том,  что  он  ляжет  в  землю  отцов  своих  и  обетования  Бога. 

Окажи  мне  милость и правду.  Иаков,  будучи  отцом  и  имея  власть  приказать  Иосифу  всё,  что  угодно  -  тем  не  менее  просит  Иосифа,  а  не  требует,  по  милости   желает   получить   от  Иосифа  благо  лежать  в  земле  отцов  своих,  а  не  по  принуждению. 
Что  касается  «оказания  правды»  -  имеется  ввиду  содействие  исполнению  Божьего  обетования  выйти  из  Египта. 

47:30,31  дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. [Иосиф] сказал: сделаю по слову твоему.
31 И сказал: клянись мне. И клялся ему.

Иаков  просит  Иосифа  скрепить  клятвой  своё  обещание  -  исполнить  просьбу  отца.  Иосиф  клянётся  похоронить  Иакова  в  гробнице  отцов  своих.  

И поклонился Израиль на возглавие постели. 
Так  Израиль  поблагодарил  Бога  за  то,  что  его  последнее  желание  будет  исполнено.

Желание  Иакова,  Исаака  и  Авраама  быть  похороненными  в  земле  обетования  Божьего  -  не  случайные  их  капризы:  желая  и  после  смерти  лежать  в   этой  земле,  они  показали  Богу,  что  до  самого  конца  не  потеряли  веру   вечное  наследование    Божьего  удела,   обещанного   им,   что    земля  их  захоронения  непременно    однажды  станет  для  них  землёй,  где  течёт  молоко  и  мёд. 

Все  они  верою  ожидали  будущего  миропорядка  Бога  с  городом  правления  Его   на  небесах  –Евр.11:9,10, 16. 

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru