Встреча
Иосифа с отцом.
46:1
И отправился Израиль со
всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу
отца своего Исаака.
И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и
принес жертвы Богу отца своего Исаака.
Вирсавия была местом
поклонения Авраама (21:32,33), Исаака (26:23 - 25) и
Иакова
(28:10-15).
46:2-4
И сказал Бог
Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.
3 [Бог] сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо
там произведу от тебя народ великий;
4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею
рукою закроет глаза [твои].
Бог в видении Иакову
заверяет его в том, что в Египте Он благословит Израиля
многочисленным потомством и возвратит их снова в землю
обетованную (Ханаанскую). Иакову нечего опасаться. А обещание
Бога в том, что Иосиф закроет ему глаза своею рукою -
помогли Иакову обрести ещё больше смелости: он слишком
сильно желал встретиться со своим любимым сыном.
46:5-7
Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца
своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал
фараон, чтобы привезти его.
6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле
Ханаанской, и пришли в Египет, - Иаков и весь род его с ним.
7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и
весь род свой привел он с собою в Египет.
Всё семейство Иакова с
дочерьми, сыновьями, невестками, внуками и внучками
двинулось из Ханаанской земли в Египет к Иосифу, захватив
с собою также и всё своё имущество, и весь свой скот.
Колесницы фараона очень даже пригодились этой семье:
имущества было великое множество.
46:8-26
Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его.
Первенец Иакова Рувим.
9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.
10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул,
сын Хананеянки.
11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.
12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан
умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул.
13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон.
14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил.
15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину,
дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его - тридцать три.
16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели.
17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны
Брии: Хевер и Малхиил.
18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила
их Иакову шестнадцать душ.
19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин.
20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых
родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; Гера и Нааман, Эхи и Рош,
Муппим и Хуппим и Ард.
22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать
душ.
23 Сын Дана: Хушим.
24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем.
25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила
их Иакову всего семь душ.
26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из
чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
Перечислены имена мужского
пола Иакова, включая всех сыновей Иакова и внуков. Женщин
и девочек не считали.
8 пришедших в Египет. Этот перечень имен включает в себя
сыновей Вениамина, которые родились в Египте (стихи 46: 21,27). Сам
Вениамин упоминался в числе сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии
(35:23-26), хотя он, по-видимому, родился в Ханаане (35:16-18;
35,22). (Женевская)
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл
его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
Если учесть, что Ир и Онан умерли в Ханаане (46:12), а Манассия и
Ефрем были рождены в Египте (46: 27), тогда число сыновей, пришедших
с Иаковом в Египет, не семьдесят, а шестьдесят шесть.
46:27
Сынов
Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома
Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят.
С учетом детей и внуков
Иакова, родившихся в Египте, семейство патриарха насчитывает
семьдесят человек мужеского пола. Однако помним, что оно
значительно превышало это число за счёт женщин и девочек
семьи Израиля.
46:28-30
Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал [путь] в Гесем.
И пришли в землю Гесем.
29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу
своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на
шее его.
30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты
еще жив.
Иосиф
не стал дожидаться, пока отец доедет до Египта и сам
выехал навстречу ему в Гесем. Там и произошла их встреча.
Иаков успокоился, повидавшись с Иосифом, теперь ему и
умирать будет легче, отпустила его вина, что сына своего он
загубил, послав когда-то проведать братьев.
46:31-34
И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу
фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в
земле Ханаанской, пришли ко мне;
32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот
свой, и все, что у них, привели они.
33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?
34 то вы скажите: [мы], рабы твои, скотоводами были от юности нашей
доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо
мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Иосиф к этому времени уже
продумал тактику поведения своей увеличенной семьи с
учётом стратегии Божьей - держаться подальше от египтян.
Он знал, что пастухи овец в глазах египтян - это
мерзость, сами
египтяне главным занятием своим считали земледелие,
составляющее высшую ступень культуры в сравнении со
скотоводством (как они считали); к тому же пастухи Азии
приносили в жертву тех животных, которых египтяне
боготворили.
В общем,
семейство Иакова должно было воспользоваться плохим
отношением к пастушеству в принципе и сообщить фараону о
роде своих именно пастушеских занятий: для них было важно
жить отдельно от египтян в земле Гесем.
Как видим, даже из плохого отношения к себе - возможно
иногда извлечь пользу: для Израиля плохое отношение к ним
со стороны египтян служило своего рода гарантией
невозможности смешаться с язычниками и в результате -
сохранить чистоту рода Авраама.
Иосиф
продумал, как защитить семью обетования Божьего от смешения
с язычниками - ещё до того, как представить своих
многочисленных родственников фараону. |