ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 41 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

История  освобождения  Иосифа.

41:1-7   По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;
2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике;
3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки;
4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон,
5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших;
6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром;
7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и [понял, что] это сон.
  
Прошло  два  года,  в  течение  которых  Иосиф  продолжал  благополучно сидеть  в  тюрьме.  Но,  наконец,  Бог  решил  помочь  Иосифу  освободиться,  ибо  пришло  его  время.  Через  сны  фараону  Бог  руководит  ситуацией  в  Египте  так,  чтобы  Иосифу  открылись  врата  царского  дворца.

Сюжет  сна  фараона  также  сводился  к  потерям:  тощие  коровы  поглотили  хороших  коров,  и   засохшие  колосья  поглотили  полноценные.  И  в  одном,  и  в  другом  сне  присутствовало  число  7.

41:8   Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. 
Фараон  смутился,  проснувшись  утром,  понимая, как  видно,  что  эти  сны  -  имеют  какое-то  особое  значение  и  посланы  ему  как  откровение  свыше.  Тем  более,  что  царским  снам  в  Египте  придавали  особое  значение:  царские  сны  могли  касаться  всего  государства  в  целом,  не  только  личности  царя.

Выходит,  Бог  посылал  пророческие  сны  не  только  Своим  служителям,  но  и  язычникам.  Но  всегда  -  с  целью  прославить  Себя  через  Своих  служителей,  способных  растолковывать  Его  сны  при  помощи  духа  святого.

Итак,  фараон  пытается  понять  сны,  но  ни  один  из  вызванных  им  мудрецов  и   волхвов  не  смог  помочь  фараону   понять  значение  странных  снов.      

41:9-13   И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне;
10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;
11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения;
12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;
13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.
Пришло  время  и  виночерпию  вспомнить  свой  случай  правильного  растолкования  сна  евреем.   Он  рассказал  фараону  об  Иосифе,  способном  правильно  растолковывать  сны:  
и как он истолковал нам, так и сбылось

41:14   И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. 
Фараон  вызвал  Иосифа   из  темницы,  тот    привёл  себя  в  порядок,  надел  чистые  одежды   и  явился  к  фараону  в  надлежащем  для  того  времени  виде.
Иосиф  учёл  немощь  фараона  и  царского  двора,  соблюдающих  правила  придворного  этикета,  хотя  мог  бы  и  пренебречь  требованиями  человеческими  и  явиться  во  вретище,  например,   показывая  отрешённость  Божьего  служителя  от  мирского  лоска  и  выделяясь  на  фоне  остальных  этой  отрешённостью.   Или  -  явиться  в  образе  невинно  пострадавшего  несчастного  заключённого.
Однако  уважение  тех,  к  кому  идёшь  в  дом,  обязывает  принимать  условия    хозяев  и  учитывать  их  требования. А  если  не  желаешь  считаться  с  хозяевами,  то  и  в  их  дом  незачем  идти  и  ожидать  от  них  понимания  -  также.    

41:15-24  Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.
16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.
17 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;
18 и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;
19 но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;
20 и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;
21 и вошли [тучные] в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.
22 [Потом] снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;
23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;
24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.

Пересказ  снов  фараона  -  Иосифу.

41:25-33   И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;
27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.
28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.
29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.
32 А что сон повторился фараону дважды, [это значит], что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
 
Иосиф  сразу  сообщил  фараону,  что  сон  этот  -  ему  от  Бога  в  качестве  предупреждения  о  том,  что  семь  лет   великого  изобилия  в  земле  Египетской   сменятся  семью  годами  великого  истощения.  И  у  фараона  единственный  выход  выдержать  период   великого  истощения:  нужно  поставить  над  землёй  Египта  -  мудрого  человека,  способного  сберечь  урожай  периода  изобилия   и  растянуть  его  на  весь  период  истощения.

41:34-36   Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
  Иосиф  не  ограничился  докладом  о  том,  что  всё  будет  плохо в  государстве  у   фараона  в  течение  периода  истощения   и  неурожая.  Он  показал,  как  возможно  будет  решить  надвигающуюся  проблему  голода,  давая  конкретные  указания  фараону: 
да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской пусть они .. соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;

41:37,38   Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
  
Фараон  был  человеком  неглупым,  сразу  смекнул,  что  лучше  Иосифа,  у  которого  он  обнаружил  необыкновенную  мудрость   -  ему  для  ведения  сельскохозяйственных  дел  в  государстве   и  решения  проблем  с  будущим  голодом  не  найти:  фараон  не  мог  не  признать,  что  Иосиф  -  не  обычный  еврей,  а   пользующийся  поддержкой  свыше.

Но  почему  Иосиф  был  необыкновенно  мудр?  Потому  только,  что  в  нём  был  дух  Божий,  и  фараон  это  смог  узреть,  ибо  не  относился  к  этому  иудею  предвзято.
Что   означает  наличие  Божьего  духа  у  Иосифа? 
Это  означает,  что  Иосиф  научился  смотреть  на  жизнь  глазами  Иеговы   и  во  всех  жизненных  ситуациях  занимал  сторону  Иеговы,  а  не  Его  противников.  Понятие  добра  и  зла  оценивал  не  с  человеческой  точки  зрения,  а  с  точки  зрения  Бога.  Поэтому  Бог  благоволил  к  нему  и  любил  его.

Мудрость  Иосифа,  приобретённая  от  Бога,  поспособствовала  тому,  чтобы  Иосиф  стал  распорядителем  над  всем  Египтом-41:41-44  и  в  будущем  спас  всю  семью  своего  отца - Израиля -  от  голода.

41:39-41  И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
Признание  фараоном  помощи  свыше  от  Бога  у  Иосифа  и  назначение  его  на  роль  заведующего  хозяйством  всего  Египта,  только  решение политических   вопросов   фараон  оставил  за  собой.   

41:42-44  И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
 
Фараон  закрепляет  за  Иосифом  полномочия   государственного  деятеля   царским  перстнем  на  руку  его,  царскими  одеждами  и  царской  колесницей.
 
велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
Что  мог  Иосиф  возразить  на  повеление  фараона  преклоняться  пред  Иосифом  даже  если  он  и  знал,  что  кланяться  нужно  только  одному  Богу?  Ничего:  Иосиф  обязан  был  принимать  законы  страны,  в  которой  ему  довелось  жить. 
К  тому  же,  важно  отношение  самого  Иосифа  к  преклонению  пред  ним:  он  не  уносился  в  заоблачные  выси  от  подобного  к  нему  отношения,  понимая,  что  всем   своим  благополучием  обязан  только  Богу.

без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 
Как  видим,   Иосиф   стал  практически  монополистом  в  управлении   быто-хозяйственными   делами  государства.  

41:45   И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской. 
Фараон  наделил  Иосифа  дарами  и  почестями  по  своему  усмотрению:  дочь  языческого  жреца  в  качестве  жены  для  Иосифа,  служителя  Бога  -  была  не  очень-то  подходящей  парой  несмотря  на  то,  что  она  была  дочерью  одного  из  самых  влиятельных  людей  в  Египте:

Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте. (Женевская)
Почему?  Потому  что  могла  привить  Иосифу  языческие  религиозные  привычки.   Однако  из  истории  жизни  Иосифа  известно,  что  даже  дочь  жреца  не  смогла  отвести  Иосифа  от  Бога  Израиля.

Новое  имя  Иосифа  означало:Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что "цафнаф" означает "кормилец", а "панеах" - "жизнь". Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как "раскрывающий скрытое". (Женевская)
Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена  и  высокие  должности, но не приняли языческой религии,  оставаясь  верными  Богу  Израиля  несмотря  на  службу  у языческих  царей.  
 
41:46   Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Тридцать  лет  было  Иосифу,  когда  он  начал  вести  жизнь  второго   по  статусу  владыки  Египта,  обходя  всю  доверенную  ему  землю.

41:47-49  
Земля же в семь лет изобилия приносила [из зерна] по горсти.
48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в [каждом] городе положил хлеб полей, окружающих его.
49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.

За  годы  изобилия  Иосиф  настроил  столько  амбаров  во  всех  городах  и  столько  зерна  заложил  на  хранение,  что  со  счёта   можно  было  сбиться,   пересчитывая  все  эти  запасы.  Иосиф  даже  и  считать  перестал:  зерна  было  столько,  сколько  песку  морского.  Встречать  голод  Египет  был  готов  с  помощью  Божьей.

41:50 -52 
 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.

Тем  временем  жизнь  шла  своим  чередом  и  Иосиф  стал  отцом  двух  сыновей.  Оба  имени,  данные  детям  -  восхваляли  Бога  Израилева:  первое  -  Манассия -   восхваляло  Бога   за  то,  что  Он  сохранил  жизнь  Иосифу,  второе  -  Ефрем -  за  то,  что  Бог  обильно  благословил  Иосифа.

41:53,54 
И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,
54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.

Предсказанное  семилетие  голода  наступило  и  сначала  коснулось  всех  окрестных  земель,  кроме  самого  Египта:  в  Египте  хлеба  было  первые  годы  достаточно.

41:55 
Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
Но  со  временем  и  Египет  стал  терпеть  нужду  по  нехватке  хлеба,  жители  Египта  стали  взывать  к  фараону  о  помощи,  и  фараон  отправлял  всех  к  Иосифу  в  уверенности,  что  Иосиф     придумает,  как   мудро  решать  и  эти  проблемы.

41:56, 57 
И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.

И  Иосиф  придумал:  он  стал  продавать  хлеб  из  амбаров  Египтянам  и   иноземцам,  приходившим  в  Египет  за  хлебом.  Сложилось  так,  что  от  одного  Иосифа  -  служителя  Божьего -  стало  зависеть  спасение  от  смерти   всех   жителей  того  края,  как  природных  жителей  египтян,  так  и  всех  остальных  народов,  чьи  земли  поглотил  голод.

Вот  ещё  одна  параллель  к  прообразу   Иосифа   на  Христа -  спасителя  всех,  испытывающих   духовный  голод  по  духовному  хлебу  -  вдобавок  к  уже  рассмотренной  ранее  (37:36):  
любимый  сын отца   был  послан  к  своим братьям  и,  будучи  безвинным, был продан  ими  за  двадцать  серебряннииков,  а  в результате  всего  этого  стал  их господином.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru