ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 36 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава  посвящена  описанию  родословной  потомства  Исава  и  образованию  народа  Едома  (Идумеев)  от  него,  показывая,  как  исполнились  пророчества  из  Быт.25:23, 27:39,40.   

36:1  Вот родословие Исава, он же Едом.  
Подобно тому, как имя Иакова стало названием страны Израиль, имя Исава стало названием страны   Едом  (Исав – он  же  Едом  36:8)

36:2-6  Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина,
3 и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.
4 Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила,
5 Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской.
6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в [другую] землю от лица Иакова, брата своего,

Исав имел три жены;    две были хананеянки,   третья — дочь Измаила.  Всего  за  период  жизни  Исава  в  земле  Ханаанской  у  него   родились  6  сыновей  и  несколько  дочерей.  Исав,  как  и  Иаков,  был  богат  и  обладал большим  имением,  множеством  скота  и  слугами. 

пошел в другую землю  от  лица  Иакова,  брата  своего. То  есть,   не в землю ханаанскую.   В  земле  ханаанской  остался  жить  Иаков-Израиль  будучи  наследником  обетования  Аврамова,  Исав  же  выселился  из  дома  отчего  и  отправился  устраивать  жизнь  дому  своему  подальше  от  Иакова.

36:7,8   ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.

Причина  расселения   братьев   похожа  на  причину,  по  которой  разошлись  в  разные  стороны  Авраам  и  Лот:  не  хватало  места  на   территории  Ханаана  для  размещения  многочисленных  стад  братьев,  из-за  чего  быто-хозяйственные  столкновения  были  бы  неизбежны.  Это  разумно:  искать   возможность   не  сталкиваться  лишний  раз  с  родственниками  и  не  ссориться,  если  не  получается  жить  вместе.

И поселился Исав на горе Сеир.  
Занятая Исавом и его племенем земля называется здесь (ср. 14:6) горой Сеир. Ранее поселения здесь племени Исава-Едома она была населена троглодитами (пещерными обитателями) хорреями (14:6; Втор 2:12) и свое название Сеир получила или от одного из представителей племени хорреев — Сеира (36:20), или от самого Исава, который был, по 25:25, sair, волосат [Во Втор 2:4-5 говорится, что Сеир Исаву отдал во впадение Сам Всевышний и что израильтяне не должны иметь каких-либо претензий на эту страну.].

«Гора Сеир» состоит из цепи горных отрогов, называемых теперь Djebal, Schera, Hosma, которые тянутся от южного берега Мертвого моря до Еланитского залива. Северная часть страны в древности называлась Гебалена (греч. Gebalhnh), откуда, вероятно, вышло теперешнее арабское название Джебаль (холмистая страна).

Параллельно цепи горной идет долина Хор, в которую горы круто обрываются. Восточная часть страны почти бесплодна и усеяна камнями (Каменистая Аравия). Горная же часть (горы состоят из известняка с примесью базальта) довольно плодородна. Заняв ее, потомки Исава овладели городами: Восорой (Боцра), ст. 33, Феманом (34), Масрекой (36) и др. (Лопухин)

36:9-14   И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.
10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой.
11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ.
12 Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой.
13 И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой.
14 И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея.
 
Эта родословная сосредоточивает внимание на   потомках Исава  (внуках  и  далее), в  том  числе  и  на   Амалике,  сыне  Фамны,  которая  была  наложницей  Елифаза,  сына  Исава  от  Ады.

36:15-19   Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ,
16 старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады.
17 Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой.
18 Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой.
19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.
 
Идет перечисление старейшин  alluphim (от евр. eleph — тысяча, Мих 5:2), тысяченачальники  (хилиархи) или родоначальники (филархи).
(Лопухин).
Как  видим,  все  семейства  по  поколениям  были  организованы  с  назначением  в  них   старейшин   или  глав  рода:  от  семейного  уклада  потомки  Исава  организовались  в  племенной.    Анархия  в  народе,  образующем  страну  Едом,  не  допускалась. 
Впрочем,  анархия  не  приветствуется  ни  в  одной  стране,  но  каждая  страна  имеет  определённое  устройство:   главу  над  всей  страной  и  более  мелких  начальствующих  -  над  территориальными  её  участками.   Только  разумная   организация  жизнедеятельности  народа  страны  помогает  и  стране  в  целом процветать.

36:20-30  
Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана,
21 Дишон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома.
22 Сыновья Лотана были: Хори и Геман; а сестра у Лотана: Фамна.
23 Сии сыновья Шовала: Алван, Манахаф, Эвал, Шефо и Онам.
24 Сии сыновья Цивеона: Аиа и Ана. Это тот Ана, который нашел теплые воды в пустыне, когда пас ослов Цивеона, отца своего.
25 Сии дети Аны: Дишон и Оливема, дочь Аны.
26 Сии сыновья Дишона: Хемдан, Эшбан, Ифран и Херан.
27 Сии сыновья Эцера: Билган, Зааван, и Акан.
28 Сии сыновья Дишана: Уц и Аран.
29 Сии старейшины Хорреев: старейшина Лотан, старейшина Шовал, старейшина Цивеон, старейшина Ана,
30 старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан. Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир.

Эта родословная перечисляет коренных жителей  Сеира, истребленных сынами Исава (Втор. 2:
22).
С одной стороны, Исав предстает здесь как могущественный владыка, а с другой как слуга Израиля (27:39, 40).

36:31  Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:  
Идумеи   имели  царей -  правителей,  царствующих  в  его  народе  на  его  территории -  до  того,  как  исполнилось  предсказание  о  появлении  царей  в  Израиле   от  Иакова  (35:11)  

36:32-39  царствовал в Едоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава.
33 И умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры.
34 Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян.
35 И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф.
36 И умер Гадад, и воцарился по нем Самла из Масреки.
37 И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке.
38 И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора.
39 И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нем Гадар: имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава.

Перечень  царей  у  сынов  Исава-Едома :
царская власть у Едома в то отдаленное время, видимо, не была наследственной  (какой сделалась у идумеев ко временам Давида и Соломона, 3 Цар 11:14): ни один из 8 царей не принимает царской власти по преемству от отца своего — народное избрание или даже узурпация определяли преемственное следование их одного за другим, причем были цари и чужеземные, как Саул из города Реховоф на Евфрате (ст. 37).
Отсюда уже можно заключать о непродолжительности их царствований и предполагать, что все они царствовали со старейшинами (15–19 ст.) в тот 200-летний период, который определяет Моисей от смерти Исава….

Старейшины  же  Едома,  упомянутые  в ст. 15–19 и затем в 40–43,  без сомнения,  могли управлять  отдельными  городами  или  общинами  и совместно  с царями,  не  образуя особой  эпохи  в  истории  Едома.
(Лопухин)

36:40-43  Сии имена старейшин Исавовых, по племенам их, по местам их, по именам их: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф,
41 старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон,
42 старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар,
43 старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские, по их селениям, в земле обладания их. Вот Исав, отец Идумеев.

Дается перечень не столько личностей,  членов  потомства Едома — «старейшин», сколько  занимаемых едомлянами  и  управляемых их старейшинами областей  и территорий.
Любопытно, что  в  имени  старейшины  Магдиила  (ст. 43)  традиция иудейская  видела обозначение  Рима  (Beresch r. Par. 88, s. 405), в котором, таким  образом,  видели  как  бы колонию идумейскую.  Имя  Едом в раввинской и талмудической письменности вообще сделалось синонимом,  аллегорическим названием  Рима.
 (Лопухин).

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru