ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 34 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

34:1,2   Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той.
2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие.
Лопухин: Описываемое в гл. 34 происшествие имело место не ранее, как через 8 лет после описанных в 33 гл. событий: Дина, родившаяся в конце второго семилетия службы Иакова у Лавана (30:21), здесь (34) является взрослой девушкой лет 16 (6–7 лет было ей при прибытии Иакова в Сокхоф, около 2 лет Иаков жил там и, след., около 8 — в Сихеме)..

По Иосифу Флавию (Ant. 1:21), у сихемлян был праздник, во время которого Дина и пришла в город — посмотреть женские наряды. Мидраш осуждает Дину (и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице (Beresch. r. Par. 80, s. 391–392). Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери. 

Любопытство  дочери   Иакова  Дины,  побудившее  её  выйти  «в  люди»  привело  к  печальным  последствиям,  за  8  лет  жизни  в  той  земле  у  Иакова  была  возможность  узнать  о  нравах  той  земли  и  наставить детей  своих  осторожности.  То,  что  произошло с  Диной -  произошло  как  по  вине  родителей,  так  и  по  вине  самой  Дины,  ибо  даже  если  и  правда,  что  она  пришла  на  праздник  одетая  неподобающим  образом,  то  изнасилование  не  могло  произойти  в  людном  месте  днём,  Дина  оставалась  там,  скорее  всего,  до  вечера,  не  торопясь  возвращаться  домой,  и  не  смущалась  от    наличия  развеселившихся   в  празднике  незнакомых  молодых  людей.   

34:3,4  И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.
4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.

Как  видим,   Сихем,  богатый   вельможа,   принц города  Сихема,  не  только  из  желания  поразвлечься  овладел  Диной,  он  полюбил  девушку  и  планировал  на  ней  жениться. 
По  буйной  молодости  среди  необузданных  и  невоспитанных  молодых  людей  такое  может  случиться,  хотя,  впрочем,  такое  могло  случиться  и  среди  воспитанных  молодых  людей:  для  Израиля,  в  котором  предполагалось  обязательное  воспитание  детей  в  согласии  с  Божьими  принципами – Бог  предусмотрел  такие  случаи,   и  дал  повеление  жениться  в  таких  случаях  (Второз.22: 28,29)
Кроме  того,  Дине  тоже  нравился  этот  юноша,  ибо  он  говорил  по  сердцу  девушки,  значит,  Дина  общалась  с  ним  какое-то  время  на  празднике,  что  также   помогло  совершиться   этой  неприятности  с  нею.
Что  случилось,  то  случилось,  но  юноша  не  стал  отказываться  от  Дины,  а  просил  отца  помочь  ему  жениться  на  ней.

34:5   Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они.  
Иаков,  узнав  о  происшествии,  понимал,  что  ничего  уже  не  исправить,  к  тому  же  он  был  один  и  предпринять  ничего  в  любом  случае  не  мог  бы.  Иаков  решил  дожидаться  сыновей  с  пастбищ  и  советоваться  с  ними,  как  им  поступить  в  дальнейшем.

34:6-10   И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.
7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему;
9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе.
10 и живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение.

Тем  временем  Сихем  с  отцом  пришли  сватать  Дину  к  Иакову,  ибо  не  мог  юноша  найти  себе  место  без  Дины,  так  сильно  он  прилепился  к  ней.  Иаков  должен  был  бы  знать,  что  означает  любовь  Сихема  к  Дине,  ибо  и  сам  любил  Рахиль.  Ему  было  предложено  породниться  с  родом   царственных  вельмож  земли  той  и  выдать  Дину  замуж  за   принца.  С  человеческой  точки  зрения   в  таком  развитии  событий  нет  ничего  особенного:  Дине  всё  равно  предстояло  бы  выйти  замуж,  претендентов  особых  на  горизонте  не  наблюдалось,  обетование  семени  Аврамова  к  ней  никак  не  относилось,  ибо  по  мужской  линии  передавалось,  так  что  выйти  замуж  за  местного  принца  -  было  бы  очень  даже  неплохим  тактическим  ходом  для   выживания  всей  семьи  Иакова  в  чужих  землях.

В  это  время  подоспели  сыновья   Иакова  и,  понятно,   оскорбились  от  такого  обращения  со  своей  сестрой.  Хотя,  если  разобраться,   с  моральными  устоями   и  высокой  нравственностью  -    в  семье  Иакова  было  тоже  не  всё  так  уж  безупречно  и  богобоязненно:  поведение  самого  Иакова,  которого  жёны  покупали  и  продавали  друг  другу,   поведение  жён,  занимающихся  магией    и  хранящих  идолов,  поведение  самих  сыновей,  решивших  позже  убить  родного  брата  Иосифа,  а  лучше  продать   в  рабство  – оставляли  желать  лучшего.  Но,  как  известно,  своё  вблизи  не  видится  так,  как  заметны  чужие  проступки.

Лопухин:   у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем даже осквернение жены для мужа.  Имея в виду эту черту восточных нравов, Еммор обращается от имени Сихема с брачным предложением не к Иакову,  а  к  Симеону и Левию,  которые, между тем, пришли в сильнейшее раздражение при вести о позоре   сестры, в котором они усмотрели вопиющее нарушение права нравственного и общественного, нарушение, не извиняемое никакими мотивами…  К страсти их присоединяется и справедливая ревность о чести и чистоте «Израиля», т. е.  богоизбранного племени, чистоту крови которого «осквернил»   иноплеменник необрезанный.

34:11,12  Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне;
12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.

Сихем  же,  в  свою  очередь,  согласен   был  дать  самый  большой  выкуп  за  свой  проступок  отцу  с  братьями  Дины  и  заплатить  самой  невесте   по  обычаям  древнего  Востока,  только  бы  они  отдали  девушку  ему  в  жёны.
И  отец  Сихема  и  Сихем  были  искренни  в  своих   побуждениях  породниться  с  родными  Дины,  откуда  им  было  знать  о  «чистоте»  помыслов  и  крови  семейства  Иакова? 
Дальнейшая  история  фанатично  жестокой  кровавой  мести  за  честь  Дины,  которая,  в  сущности,  и  сама  была  согласна  стать  женой  Сихема  -  не  укладывается  ни  в  какие  рамки  богобоязненности  Божьих  служителей.  Можно  только  себе  представить,  какой  славой    они  «прославили»  своего  Бога  в  глазах  других  народов  таким  изощрённым  бесчеловечным  преступлением.

34:13-17 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;
14 и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас;
15 только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;
16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ;
17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.

Братья  Дины  считали,  что  их  лукавство,  хитрость   и  коварный  план  оправдан  тем,  что  Сихем  обесчестил  Дину,  и  под  видом  «поцелуя  Иуды» - искреннего   интереса  к  этим  гостям   -  потребовали   совершения  процедуры  обрезания  для  всех  мужчин  города  Сихема. 

Они  понимали,  что  жители  Сихема – многочисленнее  и  сильнее,  потому  и  не  стали  открыто  выражать  своё  недовольство  с  презрением,  хотя  гораздо  правильнее  было  бы  открыто  вызвать  Сихема  на  честный  бой,  к  примеру,  и  если  выстоит – ну  пусть  бы  оставался  жив,  а  нет – то  и  нет,  отстояли  бы  честь  семьи,  уж  если  ею  так  кичились.
Но сыновья  Иакова  предпочли  путь  хитрости  с  обманом,  ещё  и   требованиями  Бога  прикрылись,  планируя  подлость  сию.

Явление  обращения  в  веру  Иакова  обрезанием  было  известно  позже  в  Израиле,  после  чего   появлялись  в  Израиле  язычники –прозелиты,  так  что  сама  по  себе  идея  совершения   процедуры  обрезания  в  знак  возможности  после  этого  породниться  -  была  довольно  заманчивой,  хотя  и  весьма  болезненной  для  взрослых  мужчин. 

Понимая,  что  Сихем  сильно  прилепился  к  Дине,  братья  ещё  и  шантажом  решили   придать  весу  своей  идее,  пригрозив  забрать  Дину  у  Сихема (судя  по  всему,  она  всё  это  время  оставалась  в  доме  у  принца)

34:18-22   И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.
19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.
20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали:
21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них.
22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны.

Несмотря  на  предстоящие  сложности  и  болезненные  мучения   от  этой  процедуры  -  Сихем  с  отцом    приняли  условия  братьев  Дины,  ибо  Сихем     сильно  полюбил  девушку  и  готов  был  ради  неё   терпеть  даже  это,  а  отец  готов  был  всё  это  принять  ради  сына  своего. 

Оба  вышли  к  воротам  города  своего  и  стали  просить  мужчин  города   принять   обрезание.

34:23,24  Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами.
24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, - все выходящие из ворот города его.

Понимая,  что  горожане  как  бы  и  не  обязаны  соглашаться,  но  в  случае  несогласия    Сихем  бы   Дину в  жёны  не  получил,  отец  с  сыном  нашли,  как  им  показалось,  убедительный  довод  для  того,  чтобы  мужчины  Сихема  даже  с  радостью  согласились  бы  на  эту  мучительную  процедуру:

Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их?
То  есть,  они  намекали,  что  такое  богатство,  как  у  них,  может  стать  и  их  достоянием,  если  с  Иаковом  породниться.  Так  почему  не  потерпеть пару-тройку  дней  ради  возможности  разбогатеть?

В  общем,  согласились  горожане  на  эту  хитромудрую   авантюру,  и  попались  на  свою  жадность,  как  мышка  в  мышеловку,  и  «мышеловка»  захлопнулась.

34:25,26    На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;
26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.
 когда они были в болезни.
«Смело  напали»  -  сильно  сказано:  против  овец – молодец,  а  против  молодца  -  и  сам  овца.   Очень  «смелый»  поступок,  нечего  сказать:  взять  и  перебить  лежачих,  больных,  безоружных  и  совершенно  беспомощных.  Поступок,  который  обесчестил   их  самих  и  семью  Иакова  гораздо  более,  чем  Сихем  обесчестил  Дину.

Даже  среди  язычников  такая  жестокость,  подлость   и  бесчеловечность  редко  наблюдаема,  разве  что  у  психов-извращенцев.  А  для  сыновей  богобоязненного  Иакова  такое  поведение  вообще   должно  было  бы  быть,  по  идее,  неприемлемым.
Этот  метод  наказания,  избранный  двумя     братьями,  противоречит   принципам   Божьим,  ибо  проклят  тот,  кто  замышляет  сделать  зло  живущему  с  ним  без  опасения – Притчи3:29.
Подобное  преступление    нападения  на  обессилевших  и  неожиданно  -  совершил  Амалик  против  Израиля  в  будущем  -Второзак.25:18,  за  что  был  вычеркнут  Богом  из  Его  книги  жизни.  

34:27-29  Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их.
28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле;
29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах.

Мало  того,  что  они  убили  всех  беспомощных,  они  ещё  и  мародёрством  занялись:  ходили  по  трупам  и  грабили.  А  если  представить,  что  в  городе  оставались  ещё  женщины  и  дети,  то  можно  себе  такую  живописную  картинку  нарисовать  деяний  этих  смельчаков,  что  станет  дурно. 

Ограбив  город,  они  ещё  и  в  поля  их  подались:  красть  весь  их  скот.  А  женщин  и  детей  решили  в  плен  взять,  на  всякий  случай.  И  всё  это  они   посчитали  равноценной  платой  за  честь  Дины.

Есть  выражение:  «ранение  несовместимо  с  жизнью».  Так  вот,  их  наказание  несовместимо  с  преступлением  Сихема,  ибо  наказан  был  весь  город,  не  имеющий  отношения  к  действиям  Сихема.

34:30,31  И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.
31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Радостно  узнать,  что  поведение  этих  молодых  смельчаков  возмутило  Иакова.  Жаль  лишь,  что  возмутился  он  не   столько  бесчеловечностью  поступка  сыновей,  сколько  тем,  что  из-за  них  теперь   придётся   всей  семье   менять  место  жительства,  ибо  можно  себе  представить,  как  к  этому  отнесутся  местные  жители  окрестностей   города,  который  они  уничтожили  кровавой  резнёй.

Хотя,  отчасти  и  понятно  беспокойство  его  о  себе:  ведь  он  -  носитель  обетования  Божьего  для  человечества,  ему никак  нельзя  прежде  времени  сходить  с  подмостков   замысла  Бога,  да  и   вся  семья  не  должна  страдать  из-за  глупости  Симеона  и  Левия.   Потому  Иаков  и  жалуется  сыновьям   на  то,  что  у  него  мало  людей,  и  весь  дом  его  из-за  них  могут  истребить.

В  общем,  Иаков   на  этот  раз  отругал    детей  своих,  посетовал  о  необходимости  менять  дислокацию  стана  своего -   и  всё.  В  дальнейшем  выяснилось,  что  наказание  их  было  гораздо  суровее,  нежели  могло  показаться  им  тогда:    позже   мы  узнаем  о  том,  что  из-за  этой  жестокости  Иаков   лишил  одного  и  второго  сына  -  благословения  первенцев  о  праве  наследовать  обетования   Аврааму.  Иаков  впоследствии  проклял  их  поступок-49:5-7.  

А  Симеон  и  Левий,  похоже,  так  и  не  поняли,  что  они  поступили  с  жителями  Сихема   безбожно:
Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею! 

Ведь  если  бы  Дина   сидела   дома  и  не  ходила  на  языческие  праздники,  если  бы  она   не  вела  себя,  как  блудница,  то  и  Сихем  бы   не  смог  воспользоваться  богобоязненной  дикаркой,  закутанной  с  ног  до  головы  в  целомудренные  одеяния,  сидящую  в  шатрах  Иакова.

Остаётся  добавить,  что  Бог   не  следил   и  не  следит  за  происшествиями  Своих избранников  постоянно,  Он  вмешивается  в  их  дела  по  большей  части    в  глобальном  масштабе:   тогда,  когда  вмешательство  помогает  исполнять  Его  намерения.  Если  бы   Бог  оценивал  служителей  Своих  по  каждому  их  шагу  и  по  справедливости  наказывал  бы  их  за   все  проступки  -  то  невозможно  было  бы   Ему   исполнить  обетование  привести  Христа  на  землю  от  рода  Авраама- Иакова (Израиля),  так  как  не  нашлось  бы  ни  одного  достойного.  

Следовательно,  по  невмешательству  Бога  в  подобные  проступки  Своих  служителей  не  следует  судить  о  лояльности  Бога  к  ним  и  одобрению  их:
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. Пс49:21.

То  есть,   у  Бога   учтено  ВСЁ  и  от  ВСЕХ,  в  судный  день  всё  всплывёт  наружу,  даже  если  кто-то  смог   успешно  избежать  в  этом  веке   справедливого  возмездия  за  грехи  свои,  дела согрешающих  в  веке  этом  -  непременно  проявятся  ТАМ.

А  потому,  читая  о  том,  как  поступали  древние  Его  служители,  нам  не  следует  оправдывать  свои  проступки  тем,  что   они  поступали  плохо  и  Бог  никак  на  это  не  реагировал  и  думать,  что  если  Бог  был  лоялен  к  ним,  то  будет  лоялен  также  и  к  нам.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru