ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 33 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
33:1-3  Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок.
2 И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.
3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.
Приближается  встреча  Иакова  с  Исавом  в  сопровождении   четырёхсот  человек.  Несмотря  на  полученное  благословение   Божье,  Иаков  по-прежнему  и  сам  бдительности  не  теряет,  предпринимая   возможные  меры  предосторожности. 
Интересна  тактика  осторожности  Иакова:  он  строит  свою  семью  рядами,  в  первом  ряду -  служанки  с  детьми,    во  втором – Лия  с  детьми  и  в  третьем –    Рахиль   с  Иосифом.  Тех,  кого  он  любил  более  всего  -  он  как  бы  спрятал  за  спинами  менее  любимых.   Сам  же  Иаков  готов  принять  весь  удар  на  себя  и  идёт  к  Исаву  впереди  всех,   прикрывая  семейство  собою  и   не  прячась  за  спинами  женщин  и  детей.

Увы,  но  факт  остаётся  фактом:  не  смог  патриарх   Иаков  любить  всех  вообще  одинаково.  Также,  похоже,   неодинаково  он  дорожил  жизнями   всех   своих  домочадцев.  Служанки  для  него  не  представляли  особой  ценности  (судя  по  тому,  что  он  готов  был  их  потерять  первыми).   Лия  была  нелюбимой  женой,  а  Рахиль  - любимая,  за  её  жизнь  и  жизнь  её  сына  он  боялся  более  всего,  поэтому  в  случае,  если  бы  Исав  обрушился  на  первые  ряды  его  семьи  -  у     Рахили  с  сыном   был  бы,  по  крайней  мере,   шанс  спастись.

Расставляя  матерей  с  детьми  рядами,  Иаков  также  совершал  тактический  ход:  развязать  бойню  в  присутствии   матерей   с  детьми  -  гораздо  сложнее   любому  противнику,  тем  более  -  родственнику. 
С  такой  расстановкой  «сил»  своего  семейства  Иаков  вышел  на  встречу  со  своим  братом  и  семь  раз  низко  поклонился  ему,  показывая  тем  самым  Исаву,  что  у  него  нет  в  мыслях  превозноситься  над  старшим  братом.  

33:4  И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали. 
А  у  Исава,  похоже,  и  в  мыслях    не  было  нападать  на  Иакова  с  мстительными  претензиями:   прошло  так  много  лет  с  тех  пор,  как  они  расстались,  что  Исав  просто  был  ошеломлён  радостью  встречи  со  своим  младшим  братом,  оба  обнимались  и  плакали,  их  встреча  после  долгой  разлуки,  наконец,  состоялась  и  отношение  друг  ко  другу  было  добрым.

33:5-7  И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? [Иаков] сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему.
6 И подошли служанки и дети их и поклонились;
7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.
Знакомство  Исава  с  семейством  младшего  брата.  Иаков  был  рад  представить  брату  всех,  кого  ему  дал  Бог  за  эти  годы.  Большие  семьи  считались  благословением  Господним  в  те  времена,  количество  детей  и  мальчиков  в  особенности  -  это  сила  рода,  Иакову  было  чем  гордиться.

33:8-11  И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего.
9 Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.
10 Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне;
11 прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял

Сцена,  в  которой  Исав  великодушно  отказывается  принять   все  те  дары  от  Иакова,  которые  он  встретил  по  дороге  в  виде  огромного  количества  скота. 
Как  видим,  Исав  не  был   ни  алчным,  ни   мелочным.  Исав,  встретивший  Иакова,   оказался   богатым,  добрым   и  любящим  брата  человеком. 

Однако  Иаков  не  посчитал  для  себя  возможным  воспользоваться   его  отказом   и   не  дать  Исаву  то,  что  он  предназначил  для  него.  Подчёркивая  неоднократно,  что  это  всё  -  от  благоволения  Бога  к  нему  -  Иаков   искренне  желал  поделиться  с  братом  тем,  что  даровал  ему  Бог.

Зачем  Иаков  так  часто,  практически  через  предложение,   говорил  брату  о  Божьем  благоволении  к  нему?  Для  того,  чтобы  придать  себе  больше  весу  в  глазах  брата, как  считают  некоторые  исследователи?  Вряд  ли.  Иаков   просто  искренне   не  мог  присвоить  себе  славу  Бога,  ибо  понимал,  что  сам  по  себе  он  никогда  бы  так  не  разбогател,  не  имел  бы  столько  детей  и  не  смог  бы  вернуться  в  землю  отцов  своих.

33:12-14   и сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою.
13 Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот;
14 пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.
 
Исав,  движимый  лучшими  побуждениями,  предлагает   Иакову  своё  сопровождение,  но  Иаков  отказывается  под   благовидным  и  очень  уважительным   предлогом,  что  дети  и  скот  быстро  не  смогут  идти,  Иакову  придётся  подстраивать  темп  передвижения  под  них,  а   задерживать  Исава -   Иакову  вроде  бы  как  неудобно,  в  общем,  нет  необходимости  всем  идти  такой  толпой  и  так  медленно,   можно  просто  назначить  место  встречи  в  Сеире  да  и  все  дела.  Так  и  договорились.

Почему  Иаков  отказался  от  совместного  путешествия  с  братом?  Лопухин,  например,  считает,  что  малые  дети  -  лишь  отговорка,  на самом же деле Иаков, видимо, опасался,  как бы  мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном  путешествии.  Может,  и  так.  Сегодня  об  этом  трудно  судить.

Вызывает  удивление  также   факт  договора  о  встрече  с  Исавом  в  Сеире,  но  на  деле  Иаков  поступил  совершенно  иначе,  читаем:

33:15-17   Исав сказал: оставлю я с тобою [несколько] из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!
16 И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир.
17 А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.
  
 Иаков,  намеревавшийся  идти  за  братом  в  Сеир,  вдруг  почему-то  решил  обустроиться  совсем  в  другом  месте.  А  если  учесть,  сколько  же  времени  нужно  на  обустройство  жилья,  то  можно  себе  представить,  сколько  же  пришлось  Исаву  дожидаться  Иакова  к  себе  в  гости.

Многие  исследователи -Богословы  не  нашли  ни  в  истории,  ни  в  Писании  момента  встречи  Иакова  с  Исавом  в  Сеире  и  поэтому  пришли  к  выводу,  что  Иаков  снова  ухитрился  обвести  брата  вокруг  пальца.  Однако  это  не  обязательно  так:  отсутствие  записи об  этой  встрече  в  Библии  и  в  светской  истории  -  не  подтверждает,  однако,  и   сам   факт её отсутствия.  Встреча могла и не найти своего отражение  в  Писании,  либо   не  имела  назидательный  характер,  либо  не  имела  значения  для  описания  намерения  Бога  в  отношении  исполнения  обетования  Аврааму  через  Иакова - Израиля.

33:18-20  Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.
19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.
20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.
После приблизительно двухгодичного пребывания в Сокхофе Иаков благополучно (невредим, schalem) приходит в Сихем и таким образом оканчивает свое путешествие из Месопотамии и вступает в землю отцов — Ханаан. Выражение «благополучно» или «цел — невредим» еврейские и некоторые христианские толкователя понимали, как указание на исцеление бедра Иакова от раны после таинственной борьбы/
Подобно Аврааму, поставившему по прибытии в Ханаан жертвенник в Сихеме (12:7), ставит здесь жертвенник и Иаков, призывая теперь Бога, как уже Бога Израиля, т. е. своего, а не только Бога отцов. (Лопухин).

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru