ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 31 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

31:1,2  И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
Случилось  то,  что  должно  было  случиться:  всякий  успех  в  делах  производит  взаимную  между  людьми  зависть – Еклес. 4:4.  Дети  Лавана  обратили,  естественно,  внимание  на  богатство  Иакова  и  решили,  что  Иаков  перехитрил  их  отца,  разбогатев  за  его  счёт.  Мысль  о  том,  что  так  разбогатеть  возможно  лишь  с  благословения  Божьего  -  им  в  голову  не  пришла:  человеку  всегда  и  во  всём   ещё  со  времён  Адама   более  свойственно  усматривать  худое,  нежели  доброе,  такое  уж  порочное последствие  у  согрешения  Адама –Быт.3:7,8
Иаков  же   по  лицу  Лавана  понял:   отношение  к  нему  резко  ухудшилось  из-за  этого,  что  не  предвещало  ему  ничего  хорошего.

Как  видим,  проницательный  человек  даже  по  лицу  ближнего  в  состоянии  вычислить  надвигающееся  бедствие   от  него   и  избежать  неприятностей.

31:3   И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
Судя  по  всему,  Иаков  обратился  к  Богу  с  вопросом:  «что  -  дальше?»  Ибо  услышал  от  Него  заверение  в  поддержке  и   повеление  возвращаться  домой,  на  свою  родину,  в  землю  отцов  своих.  Поддержка  Бога  Иакову  была  необходима:  он  не  знал,  что  ждёт  его  на  родине,  переменился  ли  враждебный  Исав  к  нему,  как  они  встретятся  и  т.д. 
Одно  дело  если  бы  он  возвращался  один,  и  совсем  другое -  когда  за  спиной  -  детвора  мал  мала  меньше  и  огромное  семейство,  которым  Иаков  не  имел  права  рисковать.
Для  Иакова  пробил  его  час  икс:  пришло  время  объясниться  со  своими  жёнами  в  отношении  поведения  их  отца  и  планов  на  будущее.  Но  главное – пришло  время  исполнять  Божье  намерение  в  отношении  благословения  Авраама.

31:4-9  И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что [скот] с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне.

Как  видим,  Иаков  учитывал  родственные  чувства   своих  жён,   дочерей  Лавана,   и  посчитал  нужным   вопреки  слухам   объяснить   истинную   причину  своего  богатства -  в  благословении  Божьем.  Ему  было  не  всё  равно,  что  подумают  о  нём  его  жёны,  когда  слухи  о  его  якобы  мошенничестве  с  их  отцом  - дойдут  до  них.
В  этой  истории  Иаков  напомнил им   неприятный  факт  о  том,  что  их  отец    всегда  обманывал  его  и  много  раз  менял  свои  обещания,  и  что  только  благодаря  защите  и  помощи  Богу   вышло  так,  что  практически  весь  скот  Лавана   стал  пёстрым  и   поэтому,  согласно  договора – стал  принадлежать  Иакову.  Такова  была  воля  Бога – отнять  скот  у  Лавана  и  отдать  Иакову.  И  кто  противостанет  воле  Его?

31:10-13  Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.

Иаков  рассказал  также   о   явлении  Господа  во  сне  и  его  повелении  возвращаться  на  родину.  Судя  по  тому,  что  Иаков  начал  со  слов  «однажды…Ангел  Божий  сказал  мне  во  сне»  -  он  не  сразу  после  явления  Бога  во  сне  принял  решение  возвращаться,  видимо,  обдумывал,  как  и  когда  лучше  это  сделать.

31:14-16   Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Лия  с  Рахилью  не  долго  думали  прежде,  чем  согласиться  покинуть  семью  отечества  своего.  Им  не  нравилось,  что  отец  обходился  с  ними  словно  с  чужими.
он продал нас.  Дочери осуждали  Лавана  за то, что он "продал их в замужество". Платой  за каждую из них была работа Иакова  на  Лавана  (Женевская) 
съел... серебро наше.  Эта фраза означает "растратить деньги" и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям.  (Женевская)

31:17,18  И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
Выход  обогатившегося  Иакова  из  Месопотамии  в  Ханаан  всем  семейством

31:19   И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
Как  видим,  в  доме  Лавана  поклонялись  языческим  богам,  это  отчасти  разъясняет  веру  обеих  его  дочерей  в  магическую  силу  мандрагоров,   ну  и  -не  очень  порядочное  поведение  Рахили  по  отношению  к  своему  отцу:  она  воспользовалась  его  отсутствием  и  просто  украла  то,  что  было  дорого  отцу.  Судя  по  её  поступку -  воспитание  в  доме  у  Лавана  не  обременялось  высоконравственными  принципами  Бога  Авраама.

Однако  христиане  должны  помнить:  независимо  от  того,  как     поступают  с  нами  -  служители  Божьи  должны  стремиться  поступать  правильно.

31:20-22   Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.
21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад.
22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.

Рахиль  похитила  богов  Лавана,  а  Иаков  -  его  сердце  в  том  смысле,  что  Лаван  потерял  покой  после  того,  как  только  через  три  дня   узнал  о  тайном  отшествии  семьи  Иакова.  Долгие  проводы  -  лишние  слёзы:  Иаков  не  посчитал  нужным  уведомить  Лавана  об  отъезде  во избежание  возможных  новых  помех:  опыт  общения  с  тестем  научил  Иакова  не  доверять  ему,  особенно,  когда  принимаются   ответственные  судьбоносные  решения.

31:23  Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
Лаван  же   считал,  что  Иаков   обязан  был  доложить  о  своём  отъезде,  а  если  он  сбежал  тайно  -  значит,  что-то  нечисто.   К  тому  же  он  узнал  об  исчезновении  идолов  своих  и  приписал  эту  кражу  Иакову.  Сколотив  компанию  родственников,  Лаван  решил  догнать  Иакова  и  разобраться  с  ним  по-родственному.

31:24  И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
Негодование  Лавана  могло  бы  привести  неизвестно  к  каким  последствиям, однако  Бог  Авраама  вступился  за  Иакова,  явившись  Лавану  во  сне  и  предупредив  его  о  том,  чтобы  тот  и  не  думал  как-то  поквитаться  с  зятем.

...ни доброго, ни худого.  Другими  словами:   уж если не имеешь сказать ничего доброго, то  хоть злое  не  говори.
Мог ли что  доброе  искренне  сказать  Лаван  Иакову? Вряд ли.   А льстить, похоже, для Бога ничуть не лучше,  чем  ругаться  -от Мтф.12:34, Притчи 28:23,27:6. Думаем , что Лавану из за кражи богов (идолов)  которыми  он  дорожил,  было бы  говорить  доброе  Иакову  неуместно.

31:25-28   И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.
26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?
27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;
28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.

Лаван  изобразил  возмущение  тем,  что  он  не  смог  попрощаться  как  следует  с  дочерьми  и  внуками,  хотя  и  желал  бы  их  поцеловать  на  последок  и  отметить  отъезд  шумным  застольем  с  музыкой  и  песнями:  видимо,  в  той  местности  был  такой  обычай  проводов. 
Однако  ясно,  что  не  это  возмутило  Лавана,  иначе  он  не  планировал  бы  сделать  зло  Иакову  только  за  одно  то,  что  ему  не  удалось  попеть  и  поплясать  на  проводах.

31:29, 30 
Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.
30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?

Лаван   углубляет   причину  своего  негодования:  кража  богов  Лавана -  была    преступлением  против  него  более  серьёзным,   чем   просто  бегство  и  неудавшееся  шумное  застолье.  За  кражу    Лаван  планировал  наказать  Иакова,  и  он  мог  бы  это  сделать,  ибо  была  в  руках  его  сила  причинить   Иакову  зло.

31:31,32  Иаков отвечал Лавану и сказал: [я] боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.
32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.

Иаков,  естественно,  не  знал  о  краже,  потому  уверенно   без   страха  разоблачения   разрешил  Лавану  обыскать  себя  и  всю  свою  семью,  и  каждый  шатёр   многочисленного  семейства,  разъяснив,  почему  он  сбежал:  опасение  нового  подвоха  и  помехи  со  стороны  Лавана  побудило  его  поступить  так,  и  такому  опасению  -  были  веские  основания,  поэтому  Лаван  принял  объяснение,  удовлетворившись  разрешением  на  обыск.
Кража  -  преступление  для  Иакова  настолько  серьёзное,  что  он   принял  решение  умертвить  того,  кто  украл  богов  тестя  в  случае,  если  вор  будет  найден. 
Можно  себе  представить  ощущения  Рахили   в  ожидании  разоблачения.  Однако,  она  быстро  смекнула,  как  ей  поступить,  чтобы  выкрутиться.  Останется  ли  её  обман  для  неё  безнаказанно?  Увидим  дальше.

31:33-35
  И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов.

Согласно  древнего  обычая  Востока,  который  отразился  и  в  Моисеевом  законе – женщина,  у  которой  было  обыкновенное  женское  -  признавалась  нечистой  и  всякое  прикосновение  к  ней  и  к  месту,  на  котором  она  находилось  -  оскверняло  прикасающегося. 
Рахиль  вычислила,  что  отец  не  станет  её  обыскивать  в  этом  случае  и,  спрятав   краденое  под  седлом  своего  верблюда,  лихо  обвела  отца  вокруг  пальца,  обманывая  его   подчёркнуто  учтиво  и  с  глубоким  почтением: 
да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское.
Богобоязненность  Иакова,  как  видим,  ничуть  не  распространилась  на  жену,  которую  он  любил.  Как  видно,  либо  не  занимался  Иаков  её  воспитанием  и  мало  времени  уделял  духовным  наставлениям  в  семье,  либо  Рахиль  несерьёзно  относилась  к  Богу  Иакова.

И  хотя  Рахили  удалось  обхитрить   и Лавана,  и  мужа  на  сей  раз  - однако,  в  будущем,  когда Иаков  призвал  отдать  ему  всех  богов,  очищая  свой  стан  от  идолопоклонства - этот  обман  и  хитрость,  так  или  иначе,  оказались  раскрытыми  (см. 35:4),  и  слова  Иакова  о  том,  что  умрёт  тот,  у кого  найдётся  украденное   (331:32)  -  по  сути  исполнились:  Рахиль  умерла  при  родах,  по  сути  от  того  "обыкновенного  женского",  благодаря  которому  она  смогла  всех  ввести  в  заблуждение 
(см. 35:15-20)

31:36,37 
Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?
37 ты осмотрел у меня все вещи, что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.

Лаван,  естественно,  ничего  не  находит.  Иаков  чувствует  себя  напрасно  оклеветанным  в  глазах  всех  своих  родственников  и  гневно  требует  у  Лавана  сатисфакции:  тот  должен  публично  признать   непричастность  семьи  Иакова  к  такому  серьёзному  обвинению  в  краже  за  неимением  улик.

31:38-41  Вот, двадцать лет я [был] у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало;
40 я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.

Иаков  рассказывает  в  присутствии  всех  родственников  о  несправедливом  обхождении  Лавана  с  ним  на  протяжении  всех  20  лет  жизни  на  его  территории.  Причём,  некоторые  факты  его  истории  выставляли  Лавана  явно  в  неприглядном  свете:  Иакову  нужно  было  отстоять  честь  Божьего  служителя,  он  это  и  сделал.

31:42 
Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился [за меня] вчера.
Иаков  указывает на  то,  что  он  не  сам  по  себе  весь  такой  терпеливый,   выдержанный  и  порядочный  и  поэтому  ни  разу  Лавану   в  ответ  на  его  пакости  -  не  напакостил    за  все  его  проделки,   а  исключительно  потому,  что  Бог  был  ему  поддержкой  всё  это  время.
Так  Иаков  прославил  Бога  Авраама  и  своего  пред  всем  домом  Лавана,  пред  жёнами  своими,  пред  детьми  и  слугами  своими,  не  присваивая  себе  чужой  славы.

31:43,44  И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
Лаван  сдался  и  уступил  зятю,  признав,  что  он  таки  прав.  Да  и  что  им  делить?  Всё  таки  дочери  ведь  его  и  внуки,  и  богатство  всё  -  для  них,  и  это  очень  даже  хорошо  для  Лавана,  что  внуки  его  не  будут  ни  в  чём  нуждаться.   Лаван  предложил  Иакову  заключить  союз  в  честь  примирения  и  расстаться  по-доброму,  как  и  подобает  родственникам.

31:45-49 
 И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.
47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,
49 [также]: Мицпа, от того, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;

И  воздвигли  Лаван  с  Иаковом  свидетеля  своему  мирному  договору  из  камней,  получился  холм,  который   назвали   двойным  именем:  «Свидетель»  или  Галаад  и  Мицпа,  что  означает  «надзирает  Господь»  за   обоюдным   соблюдением  мирного  договора.

31:50 
 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
Лавану  не  всё  равно,  как  сложится  дальнейшая  жизнь  дочерей  его  и  внуков:  пока  они  жили  с  ним  рядом,  он  имел  возможность  наблюдать  за  их  благополучием,  вдали  же  он  не  имел  такой  возможности  и  понимал,  что  вступиться  за  его  детей  в  дальнем  краю  будет  некому.  Поэтому  он  предупредил  Иакова,  рассчитывая  на  его  крепкую  веру  в  Бога  Авраама,  о  том,  что  Бог  будет  свидетелем  и  карателем  для  Иакова  в  случае,  если  он  начнёт  поступать  с  его  детьми  худо  или  заменит  его  дочерей  на  других  жён. 

Если нашим неправильным поступкам нет человеческих свидетелей и неправоту от  них  можно даже  и  скрыть,  то  всегда  следует иметь    ввиду, что есть высший Наблюдатель за всеми нашими действиями и даже мыслями- Еккл.12:14, Евр.4:13, 1Прлп.28:9
Богобоязненного  Иакова  такое  предупреждение  должно  было  бы  по  мнению  Лавана  -  впечатлить.  И  впечатлило.

31:51-53  И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

Он  поклялся  своим  отцом  Исааком,  что  внял  предупреждению  Лавана  и  согласен  выполнять  этот   родственный   договор,  соблюдая  дочерей  Лавана  и  не  вмешиваясь  в  его  дела,  как  и  Лаван -  в  его.  Холм  стал  границей  территории  Лавана  и  Иакова,  за  которую  они  поклялись  не  переходить   друг  ко  другу   для   совершения  зла. 
А  если  с  добром,  то – пожалуйста:  никто  не  запрещал  навещать  друг  друга  по-родственному,  с  любовью.

31:54,55 
И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.

Вся  эта  напряжённая  история  с  бегством  Иакова,  кражей   богов   Рахилью   и  погоней  Лавана   для  всех  закончилась  хорошо  и  дружественным  застольем  с  жертвоприношением  на  воздвигнутом  холме-свидетеле.  Лаван,  простившись  с  внуками  своими  и  благословив  их,  с  лёгким  сердцем    подался  восвояси,  а  Иакову  предстояло  двигаться  дальше  в  дом   отчий. 

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru