ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 30 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
30:1,2  И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?
Безмятежное  счастье  жены,  которую  любят,  холят  и  лелеят -  закончилось  у  Рахили  очень  скоро,  как  только  она  поняла,  что  не  может  иметь  детей.  Бог  так  устроил  человека,  что  счастье  в  семье  возможно  испытать  в  полной  мере  при  условии,  что  у  любящих  родителей  рождаются  дети.  А  если  нет  детей,  то  счастье  двоих  омрачено. 
На  Востоке  же -     отсутствие  детей  в  семье  не  только  омрачало  счастье  в  семье,  но  и  угнетало,  ибо  бесплодие  считалось  Божьим  проклятьем. 

Если  сложить  все  составляющие  несчастья  Рахили:  Восток, отсутствие  детей  у  неё  и  наличие  детей  у  мужа  от  сестры – то  можно  себе  представить   тяжесть  душевных  страданий  Рахили.   Даже  любовь  Иакова  не  способна  была  утешить  их.   
Ультиматум,  выставленный  Иакову   по  поводу  того,  чтобы  он  снабдил  её  детьми  или  она  умрёт -  были  истерикой  отчаявшейся  женщины  и  не  более.  Иаков  направил  её  мысли  в  нужное  русло:  только  Бог  в  состоянии  решать  такие  проблемы,  потому  к  Нему  и  нужно  обращаться  в  таких  вопросах.

30:3-5   Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.
4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.
5 Валла зачала и родила Иакову сына.

Но  Рахиль  решила  действовать  иначе,  по  её  мнению – пристроить  на  брачное  ложе  для  Иакова  свою  служанку -  было  куда  эффективнее,  чем  выпросить  дитятю  у  Бога.   История  решения  проблем  у  Божьих  избранников  по -своему – продолжилась:  зависть  к  плодовитой  сестре  заставила  Рахиль   действовать   по  методу  Сарры.  Печальный  опыт   соперничества  родственницы,  похоже,  ни  о  чём  Рахили  не  сказал,  и  вместо  того,  чтобы  молиться  Богу  и просить  дитя  у  Него  – Рахиль  схватила  служанку  свою  и  определила  её  на  брачное  ложе  для  Иакова  вместо  себя.
Иаков  снова  с  покорностью   безропотного  ягнёнка  согласился  повиноваться,  только  на  этот  раз -  капризам   любимой  жены.  Служанка,  понятно,   не  замедлила  родить  сына  Иакову  на  колена  Рахили,  то  есть  -  для  Рахили (по  обычаям  Востока  этот  ритуал  принятия  ребёнка  в  семью  через  колени   ближайших  родственников -  совершался  при  рождении  каждого  ребёнка)

Можно  было  бы  прийти  к  выводу,  что    не  все  патриархи  Израиля – «полноценные»,  ибо  рождались  от  рабынь  и  естественным  способом,  а  не  при  помощи  вмешательства  Бога:  сын естества  рабыни - Измаил,  например,  не  получил  то  же  наследие,  что  уготовано  было   Исааку – сыну  вмешательства  Вышнего. 
Однако  в  отношении  потомства  Иакова  Бог,  видимо,  интересовался  всего  лишь  тем,  чтобы   найти  Ему,  от  КОГО  из  сыновей  Иакова  приводить  в  будущем  Христа,  поэтому  всё   многочисленное  семейство  Иакова-многожёнца   благополучно  приживалось  на  этом  свете  под  крылышком  Бога  в  ожидании  исполнения   обетования  Авраамова.   

30:6-8  И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.
7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.
8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

Самое  интересное,  что  в появлении  сына  от  рабыни  своей  Рахиль  усмотрела  не  естественное  следствие   брачного  ложа,  а  перст  Божий,  настолько  сильно  она  желала  верить  в  это.  Даже  имя  дала  ему  в  честь  того,  что  сему  быть -     судил   Бог  (имя  «Дан»  означает  «судил») 
Итак,  сын Дан  родился  Иакову  от  рабыни,  затем  ещё  один  -  таким  же  способом,  и  Рахиль  искренне  считает  появление  Нефаллима   такою  ценой  -  собственной  борьбой   с  сестрой  своей,  но  не  только  борьбой,  а и  победой  над  нею.

Воистину,  времена  были  чудные,  если  Божьи  избранники  имели  такие  мысли,  такие  методы  в  достижении  своих  целей,  такие  случаи  победы  друг  над  другом,  да  и  цели  - такие:  в  настоящее  время  сложно  представить  себе  такой  уклад  жизни. 
Однако  что  было,  то  было,  нравственные  и  моральные  ценности в  отношении  семьи  -  с  тех  пор  изменились  благодаря  христианской  эре,  а   Бог  вмешивался  в  жизнь  Своих  избранников  древности  только  в  той  мере,  в  какой  Его  личное  вмешательство  способствовало  продвижению в  будущее великих  Своих  замыслов.  Всё  остальное   в  жизни  Его  избранников   совершалось   в  свободном  полёте  фантазии  живущих.

30:9-13 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену.
10 И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына.
11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.
12 И родила Зелфа, служанка Лии, другого сына Иакову.
13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

Лия  в  этом  отношении  -  также  не  слишком  отличилась  от  Рахили,  хотя  могла  бы  и  не  опускаться  до  такого  способа  борьбы  за  мужа,  ибо  к  тому  времени  была  уже  многодетной  мамой  в  отличие  от  бездетной Рахили.  Однако  зависть   и  соперничество  побудили   и  её  проделать  то  же  со  своими  служанками,  и  семя  Иакова  разбавилось  ещё    двумя  отпрысками  плотского  естества рабынь:  Гад и  Ассир («счастье»  и  «к  счастью,  ко  благу  моему»)  порадовали  счастливую  мамашу  своим  появлением  на  свет,  ибо  она всё  ещё  надеялась  завладеть  сердцем  Иакова  хотя  бы  при  помощи  количества  детей,  так  и  не  поняв,  наверное,  до  старости,   что  насильно  мил  не  будешь.

Патриарх  Иаков  ведёт  себя  в  этом  отношении  сообразно  своего  времени  свободных  нравов:  его  брачное  ложе  -  не  то,  что  не  непорочно,  каковым  оно  должно  быть  по  замыслу  Создателя,  оно  превратилось   в  ложе  сплошного  прелюбодеяния  по  сути.  Однако  Бога  этот  аспект  Своего  избранника  -  на  тот  момент,  похоже,  не  интересовал  вообще:  по  замыслу  Его  - не  время  ещё  было  очерчивать   границы  греха,  как  и -  само  понятие  тому,  что  есть  грех  против  Бога.   А яркая   жажда  Иакова  иметь  духовное  благословение  от  Бога  -  перевешивала   все  остальные   странности  в  поведении  всей  его  семьи.

30:14-16  Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
15 Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

Тоже  интересная  история  продажи  Иакова  Рахилью  без  его  ведома  за  мандрагоры  (наркотические  плоды  с  магической   якобы  силой,  развивающей способность  иметь  детей,  в  которую  верили  обе  жены  Иакова,  как  ни  странно  для  жён  Божьего  служителя). 
Видимо, торговые  сделки  в  те  древние  времена   для  общества  имели  большой  вес,  недаром  Иаков  начал  свой  путь  с  акции  купли-продажи:  как  видим,  продавалось   и  покупалось  всё,  начиная  от  первородства  и  чечевичной  похлёбки  и,  заканчивая  супружеским  ложем  с  Иаковом  на  нём.  

30:17-21   И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.
18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар.
19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.
20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.
21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

Дети   у  Лии  снова  стали  рождаться,  понятно,  не  из-за  того,  что  ночи  с  Иаковом  были  куплены  ею  у  Рахили   за  мандрагоры  сына  своего.  Судя  по  словам  Лии - до  покупки   Рахиль  полностью  завладела  сердцем  Иакова  и  он,  скорее  всего,  просто  совсем   перестал  посещать  Лию:  мандрагоры  в  этом  не  сыграли  никакой  волшебной  роли.
Лия после  этого  случая   рождает  Иакову  ещё  двух  сыновей  и  дочь:  Иссахара («принесёт  награду»),  Завулона («будет  жить» ) и  Дину («судящая»). 
Дина  не  была  единственной  дочерью  Иакова  (46:7),  однако  её  имя  упоминается  в  связи  с  тем,  что  история  о  ней  вошла  в  Библию  как  назидание  последующим  поколениям.

30:22-24  И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.
23 Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой.
24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

Бог,  наконец,  вспомнил  и  о  Рахили.  Не  в  смысле,  что  до  этого  забыл  о  ней  напрочь,  а  в  смысле – Бог   решил,  что  пришло  время  прекратить  испытывать  её  терпение  бесплодием.  Иосиф («дающий  ещё») родился  у  Рахили  точно   по  вмешательству  Бога.

30:25,26  После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;
26 отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

Судя  по  тому,  что  Иаков  собрался  покинуть  Лавана   и  вернуться  на  свою  родину  -  14  лет,  назначенные  им  в  качестве  отработки  за  жён -  истекли  к  моменту  рождения  Иосифа.  Итого  за  14  лет  у  него  родилось  11  сыновей  и  как  минимум  одна  дочь.

30:27,28  И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.
28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам.

Лаван  не  противится  отпустить  семью  Иакова,  он  понимает,  что  Бог  каким-то  образом  поддерживает  этого  человека  и  даже  просит  его  самого  назначить  награду  для  себя  вдобавок  к  приобретённым  жёнам:  на  Востоке  не  было  принято  отпускать  родственников  с  пустыми  руками.  К  тому  же,  Иаков  немало  заработал  для  Лавана,  служа   бесплатно  у  него  все  эти  годы.

30:29,30  И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;
30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

Иаков   не  посчитал  не  скромным  напомнить  Лавану  о  том,  что  до  Иакова  он  был  не  так  богат,  и  только  благодаря  Божьему  благословению  для  Иакова  -  и  Лаван  смог  значительно  разбогатеть.  Однако  пришло  время  Иакову  работать  не  на  семью  Лавана  и  не  для  его  блага,  а  для  своего  семейства,  ставшего  многочисленным.  Но  ему  с  чего-то  нужно  было  начать,  поэтому  возникла  идея  заключить  договор  с  Лаваном.  

30:31-34  И сказал [Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.
32 Я пройду сегодня по всему [стаду] овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. [Такой скот] будет наградою мне.
33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.
34 Лаван сказал: хорошо, пусть будет по твоему слову.

Договор  Лавана  и  Иакова  о  взаимовыгодном  сотрудничестве,  на  котором  Иаков  планирует  разбогатеть  и  для  своего  дома  методом  отбора    скота,  меченого  пятнами  или  чёрного.  Всё  сводилось  к  тому,  что  Иаков  продолжит  работать  на  Лавана,  однако  теперь  уже  не  бесплатно,  а  за  меченый  скот,  который  и  сможет  стать  наградой  Иакову  за  все  труды  его  у  Лавана .  Причём  при  таком  подходе  Лаван  легко  бы  мог  уличить  Иакова  в  краже  в  случае,  если  в  его  стадах  попадётся  не  меченое   или  не  чёрное   животное. 
Лаван   согласился  на  такие  условия,   ибо  рождение  пёстрого  скота  -  в  природе   явление  не  частое,   а  потому  Лаван  был  спокоен  за  свою  прибыль,    и  ему  хорошо -  Иаков  остаётся  как  бы  при  нём  и  работает  на  него,  и  Иакову  неплохо:     Иаков  знал  о   Божьем  благословении,  в  котором  ему  ещё  только предстояло  убедиться.

И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою 
Учитывая,  каким  образом  в  дальнейшем  Иаков  добился  для  себя  появления  сильного  и  многочисленного  скота -  странно всё  же  говорить  именно  о  справедливости  награды  его,  ибо  Иаков  устраивал  дела  так,  чтобы  скот  у  Лавана  рождался  слабым   и  немногочисленным.
Однако,  скорее  всего,  такое  приобретение  скота  Иаковом   было  ответной  реакцией  на  хитрость  Лавана,  который  много  раз  переменял  слово  своё  для  него  и  не  держал  своих  обещаний  пред  зятем  своим.

30:35,36  И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было [несколько] белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;
36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

Поделив  скот  и  разбежавшись  в  стороны  на  расстояние  трёх  дней  пути  -  родственники  зажили   каждый  своей  семьёй,  удовлетворённые  взаимовыгодным   соглашением.

30:37-40  И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,
38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.
39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.
40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

Здесь  Иаков  проводит  странные,  как  кажется,   «колдовские»  манипуляции  с  прутьями  для  того,  чтобы   увеличивалось  поголовье  пёстрого  скота.  Что  это -  языческая   магия?  Нет,  безусловно.  Иаков  -  служитель  Бога  Иеговы  и  находится  под  Его  опекой  ради  исполнения  обетования  Аврааму.  Скорее  всего,  Иаков  каким-то  образом  узнал  от  Бога  этот  секрет,  ибо  рост  поголовья  его  скота  было  ничем  иным,  как  благословением  Божьим  для  Иакова.

Вот  что  нашёл  в  исследованиях   по  этому  поводу  Баркли:
Иаков употребляет следующие три приема к увеличению в его собственном стаде особей условленных цветов, — и достигает цели, хотя средствами в нравственном отношении не безупречными.

30:37-39  Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки — в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33–34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что  Иаков при этом «не на жезлы, остроганные,  полагался,  а  ожидал  божественной помощи» (отв. на вопр. 90, блаженного Феодорита),  и что в совершавшемся было «много дивного и превышающего  естественный  порядок вещей»  (Иоанн Златоуст, 57:609).

30:40  Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея в веду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана.

30:41,42  Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве,  но и хорошего качества, а с другой стороны — не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т. е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то  предоставлял  дело  самой  природе,  и скот рождался одноцветный,  достававшийся  Лавану.

30:41-43 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.
42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову.
43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

В  результате  скот  Лавана  рождался  слабым,  а  скот  Иакова -  крепким  и  плодовитым.   Понятно,  что  со  временем  Иаков  сделался  очень  богатым  «бизнесменом»  с  рабынями  и  рабами  и  многочисленным  поголовьем  крупного  и  мелкого  рогатого  скота,  а  также  верблюдов.  Так  Иаков  ощутил  на  себе  благословение  Бога,  которому  избрал  служить  в  жизни  своей. 
Однако  успех  Иакова  естественным  образом  обострил  отношения  родственниками  Лавана  и  самим  Лаваном,  что  помогло  ему  впоследствии  покинуть  эту  семью  и  вернуться  на  свою  родину.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru