ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 29 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
29:1-6  И встал Иаков и пошел в землю сынов востока.
2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.
3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.
4 Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.
5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.
6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.
 
Итак,  Иаков  отправляется  в  землю  сынов  Востока – в  Харран,  на  родину  матери  своей  (город  располагался  на  территории  Междуречья).  Увидев  колодец  со  стадами,  лежащими  вокруг него,   и  пастухов,  Иаков   обратился  к  ним  «братья  мои»,  желая  вызвать  расположение  к  себе  (не  потому,  что  считал  их  своими  братьями).  Выведав   у  них  о  Лаване,  брате  матери  своей,  он  узнал  и  о  том,  что  Рахиль,  идущая  со  стадами  овец   к  колодцу -  дочь  Лавана.

29:7,8  И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.
8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

Иакову  интересно,  почему  это  пастухи  посреди  дня  не  пасут,  а  расположились  возле  колодца  на  отдых   вместе  со  стадами  своими?
Пастухи  спокойно  удовлетворили  его  любопытство,  не  считая,  что  он -  раскомандовался,  заставляя  их  идти  пасти  стада,  ибо  солнце  ещё  высоко:  народ  этой  местности  был  незлобивым  и  доброжелательным,  Иакову  повезло,  что  он  вышел  в  эту  местность.  Собственно,  так  и  должно  было  быть,  ибо  Бог  Авраама  был  с  Иаковом.  

Для  того,  чтобы  поить  животных – нужно  было  дождаться  всех  собственников  колодца,  а  затем  все  сообща  отваливали  большой  камень,  защищающий  устье  воды  от  песка.   

29:9  Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла. Пришла  к  колодцу  и  Рахиль  поить  овец  отца  своего – значит,  Лаван  был  одним  из  собственников  этого  колодца.

Обратим  внимание  на  то,  что  дочери  той  земли  не  были  изнеженными  белоручками:  пасти  стада  овец  и  водить  их  на  водопой -  дело  не  из  лёгких,  можно  даже  сказать -  по  силам    мужчине,  однако  и  Ревекка  и  Рахиль – пасли  стада  родителей  своих,  были  трудолюбивы  и   хорошо  воспитаны.

29:10-12  Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.
12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему.

Иаков,  увидев  Рахиль,  сам  в  одиночку,  без  помощи  совладельцев, отвалил  камень  от  устья  колодца и  напоил  овец  Рахили,  радуясь  встрече  с  родственницей  своей.  Рахиль  не  замедлила  сообщить  об  этом  родителям.

29:13-15  Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие.
14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него [Иаков] целый месяц.
15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?

Встреча  Лавана  с  Иаковом  закончилась  тем,  что  Иаков  остался  в  этой  семье  и  служил  Лавану  как  хороший  работник  целый  месяц  вместо  того, чтобы  погостить  несколько  дней. 
Лавану  неловко  было  эксплуатировать  родственника  бесплатно,  он  готов  был  платить  Иакову  и  не  просил  покинуть  его:  видимо,  сила  и  работоспособность  Иакова  пришлась  ему  по  нраву.

29:16-19  У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.
17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.
18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
19 Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.

Иаков  же  объяснил,  что  денег  ему  не  надо,  а  вот  на  Рахили  он  хотел  бы  жениться  и  готов  заработать  этот  брак,  отслужив  у  Лавана  7  лет  бесплатно. 

Лопухин: По обычаю древнего и даже современного Востока не тесть дает приданое жениху, а, наоборот, последний вносит за невесту отцу ее — вено, евр. mohar (ср. 24:53; 34:12), обычно обеспечивающее (по документу «кетуба») жену его на случай развода. Иаков, неимущий странник (32:10), предлагает в качестве вена личную свою работу в течение 7 лет: замена вена — не необычная и в библейской древности (Давид Саулу за Мелхолу, 1 Цар 18:25–27, ранее — Гофониил женился на Ахсе, дочери Халева, Нав 15:16–17: оба — личный подвиг храбрости), и теперь на Востоке.

Собственно,  Лавану  не  было  бы  разницы,  за  кого  дочь  свою  отдавать – всё  равно  отдавать  придётся.  А  эта  сделка  была  удачной:  отличный наёмный  работник,  к  тому  же -  бесплатный,  ещё  и  из  рода  его,  родственник,  «кровь  и  плоть  его»  (как  видим,  родственные  отношения  ничуть  не  помешали  Лавану  поэксплуатировать  Иакова  и  поживиться  за  его  счёт)

А  Иаков  полюбил  Рахиль  и  готов  был  трудиться  целых  7  лет ради  того  только,  чтобы  жениться  на  ней:  самообладанию  Иакова  в  этом  отношении  -  можно  порадоваться,  в  настоящее  время  мало  кто  готов  совершить  такой  подвиг  ради  того,  чтобы  быть  с  любимой. 

Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.  Как  видим, желать  иметь  красивую  жену  и  отдавать  преимущество  красивой  в  сравнении  с  не  очень красивой  или  красивой,  но  с  физическим  недостатком  -  это  нормально  несмотря  на  то,  что  миловидность  обманчива.  Но  если   богобоязненная  жена  -  к  тому  же  и  красивая,  то   мужу  от  этого -  хорошо  весьма.

29:20   И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.
Семилетний  промежуток  времени  пролетел  для  Иакова  незаметно:  любовь  к  Рахили  и  ожидание  брака  с  нею   помогала   времени  Иакова  лететь,  а  не  ползти.   Любовь  -  двигатель  всего  и  вся:  всё,  что  приходится  делать  в  этой  жизни  -  делать  легче  и  интереснее,  если  любить.  Любить,  например,  жизнь,  жену,  ближних,  дело  своё,  Бога,  Божий  путь  жизни  и  т.д. – это  залог  удовлетворяющей  жизни  даже  в  веке  этом,  ибо  Бог  есть  любовь,   и  все,  кто  движим любовью  во  всех  своих  действиях  – даже  в  веке  нечестивом  способен    многое  претерпеть  и  многого  добиться.

29:21-24  И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.
22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.
23 Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].
24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.

По  прошествии  7  лет  Иаков  требует  у  Лавана  Рахиль,  и  тот  собирает  гостей  на  брачный  пир.
Затем  Лаван  подменяет  Рахиль  - Лией.  Многим  кажется,  что  Иаков  должен  был  бы  распознать  подмену,  однако  вот  что  гласит  история  того  времени:

Самый подмен невесты был вполне возможен благодаря обычаю древнего и нового Востока — вводить новобрачную в брачный покой под покрывалом и притом во мраке: «не было ни светильников, ни другого какого освещения сверх нужды, посему и совершился обман» (Иоанн Златоуст, Бес. 56, с. 598) (Лопухин)

Лаван  с  дочерью,  видимо,  сговорились  заранее,  ибо  Лия  не  открыла  Иакову,  что  она -  не  Рахиль.  Как  Лаван,  так  и  Лия  повели  себя,  мягко  сказать – непорядочно. 

Многие  исследователи  Писания  считают,  что  этот  обман  -  произошёл  в  ответ  обмана  Иакова  в  связи  с  приобретением  для  себя  первородства  и  права  получить  благословение  Авраама.  Однако,  как  мы  выяснили  выше в  разборе  его  ситуации  -  по  большому  счёту  Иаков  взял  у  брата  своё,  а  так  вёл  себя  потому,  что  бездуховный   на  старости  лет  Исаак  и   весьма  душевный  Исав  всё  равно  не  поняли  бы  правды  Иакова  и  его   жажды  духовного.

29:25,26  Утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?
26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей;
 
Можно  себе  представить  чувства  Иакова  утром,  когда  обман  раскрылся  и  вместо  любимой  он  обнаружил  женщину,  которая  не  была  ему  нужна  в  качестве  жены.  Естественно,  он  был  возмущён  поступком  Лавана  и  Лии  до  глубины  души,  однако  Лаван  спокойно  объяснил  ему   причину,  которой,  казалось  ему,  Иаков  должен  был  бы  удовлетвориться:  дескать,  у  нас  не  положено  младшую  выдавать  замуж  раньше  старшей.

Вот  и  пожалуйста  -  родственничек  Авраама  по  плоти,  имеющий весьма  странные представления о морали,  во многом отличающиеся от тех, которые были у  самого Авраама.

Вера  и  порядочность,  как  видим,  не  передаётся  по  крови  от  родственника  к  родственнику,  потому-то  Бога  больше  интересуют  не  родственные  узы,  а  узы  духовного  родства  в  человечестве.  Христос  эту  мысль  показал  в  словах: ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. (Мтф.12:50)

Лаван  должен  был  бы  предупредить Иакова  о  таком  обычае  ещё  ДО  того,  как  тот предложил  отрабатывать  7  лет  за  Рахиль.  Однако  беспринципному  Лавану   не  нужна  была  репутация  честного  и  порядочного  человека,  ему  нужно  было  пристроить  старшую  подслеповатую  дочь,  да  ещё  и  получить  за  неё  вено  в  виде  дармовой  рабочей  силы  Иакова. 

29:27,28  окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.
28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
Собственно, хитрый Лаван  всё  рассчитал,  понимая,  что  Иаков  не  удовлетворится  таким  «сногсшибательным»  аргументом  о  причине  обмана  и  потребует  ещё  и  Рахиль,  ибо  именно  она  нужна  ему  в  качестве  жены.  Поэтому  он  спокойно  предложил  Иакову  новую  сделку:  неделю уж,  так  и  быть,   завершить  этой  дочерью,  потом – Иаков   получит   ещё  и   Рахиль,  но  плата  за  Рахиль  -  тоже  7  последующих  лет.

Многие  исследователи  Писания  сообщают  о  возвышенной  любви  Иакова  и  Рахили,  однако  согласие  Иакова  на  предложение  Лавана  «окончить  неделю  Лией»  словно  речь  шла  о  пользовании,  например,  столовым  прибором– сегодня   как  минимум  странно  выглядит,  особенно  -  на  фоне  его  возвышенной  любви  к  Рахили.  И  тем  не  менее  Иаков  согласился  неделю  пожить   с  Лией  ради  того,  чтобы  потом  взять  в  жёны  и  любимую,  хотя  имел  полное  моральное   право  отвергнуть Лию.  Обман - не   лучший  способ  заставить  жениться.  Однако Иаков понимал, что  в  случае отвержения  Лии -Лаван  может  не  отдать за него любимую им  Рахиль.

Но,  видимо,  в  те  времена    явление  многожёнства   накладывало  отпечаток  на  нравственные  ценности  жителей  той  эпохи:  ничего  странного  не  было  для  участников  событий  ни  в  том,  что  Аврааму,  например,   Сара  подсунула в  постель  Агарь,  ни  в  том,  что   Иаков - спокойно  заканчивал  брачную  неделю  с  той  женщиной,  которая  ему  не  нужна  была  вообще,  ни  в  том,  что  Рахиль  терпеливо  ждала  своей  очереди  на  брачное  ложе,  а  Лия  -  согласилась  на  статус  нелюбимой  жены  и  в  будущем  покупала Иакова  у  Рахили - за  мандрагоры  сына своего,  ни  в  том,  что  Иаков – покорно за  них  продавался.  Чудная  была  эпоха,  одним  словом,  у  древних  поклонников  Иеговы.

29:29,30  И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.
30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

Наконец,   прошла  неделя  и   исполнилась  долгожданная  мечта  Иакова:  ему  отдали  в  жёны   Рахиль  и  вполне  понятно,  почему  Иаков  любил  Рахиль  больше,  нежели  Лию:  он  изначально любил  Рахиль,  вовсе  не  Лию  и  за  7  лет  любовь  к  ней,  как  видно,  у  Иакова   совсем  не  угасла,  а  к  Лии  -  так  и  не  возгорелась. 
Как  видим,  сами  по  себе  брачные  отношения  не  способны  разжечь  любовь  в  сердце,  а  без  любви  -  даже  брачные  отношения  радости   в  браке  не  приносят,  поэтому  Лия  всю  жизнь  страдала  от  ревности  к  сестре  и  соперничества  с  нею  из-за  Иакова.  И  совсем  другая  картина  в  браке,  если  сначала  -  любовь  в  сердце,  а  затем,  как  результат  любви  -  заключение  брака.  

29:31  Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Бог,  однако,  сжалился  над  страданиями  Лии  и  решил  её  ободрить  хотя  бы  тем,  что  она  смогла  родить  Иакову  множество  сыновей,  в  то  время,  как  Рахиль,  окутанная  любовью  и  вниманием  мужа  своего,  оставалась  неплодною.
Как  видим,  способность  к  деторождению -  в  руках  Господа,  Он  в  состоянии  регулировать   процесс  рождаемости  на  всей  планете,  поэтому  задание  «плодитесь  и  размножайтесь  и  наполняйте  землю»  из  Быт.2:28  -  будет  выполняться   под  Его  контролем  успешно  до  тех  пор,  пока   Он  не  решит,  что  жителей  на  планете - достаточно.

29:32-35  Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой.
33 И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.
34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.
35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.
И  Лия  родила  Иакову  четверых  сыновей  подряд,  думая,  что  дети  -  уж  точно  станут  причиной  для  возгорания  любви  Иакова  -  к  ней. Но,  увы,  даже  дети  не  способны  заставить  отца  полюбить  мать,  если  изначально  он  любил  Рахиль.
Во  все  времена  некоторые  женщины  шли   на  такие  хитрости,  желая  детьми  привязать  к  себе  мужей.  Однако,  как  видим  на  примере  Лии  и  Иакова – такой  путь  приобретения  любви  для  себя  обречён  на  неудачу.

Имена,  которые  она  давала  своим детям,  говорили  о  том,  что  ею  двигало  одно  лишь  желание  побудить   Иакова  полюбить  себя:
Рувим:  «увидел Господь   бедствие»  Лии;
Симеон: «Бог  услышал  бедствие»  Лии;
Левий:  «прилепление»  в  надежде,  что  муж  точно  теперь  к  ней  прилепится  ради  детей;
Иуда:   «да будет  благословен  Бог» , или  «славящий  Господа» .

Выражение «отверз  утробу  её» - многих  наводит  на  мысль,  что  Лия  была  неплодна   в  принципе,  и  патриархи  появились  у  неё  так  же  сверхъестественно,  благодаря  Богу, как  и  Исаак – у  Сарры. Также  - и  с  Рахилью  произошло. Если  допустить,  что  это  так - выходит, все  12  патриархов  появились  у  Иакова  при  помощи  вмешательства  Бога.  То  есть,  Иегова  Бог  Сам   лично  заботился  о  том,  чтобы   обещание  Аврааму  -  выполнилось.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru