ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 27 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Продолжение  истории  странного,  как  кажется  многим,  поведения  Иакова,  упорно добывающего  для  себя  Божье  благословение  сначала – у брата,  а  позже -  борясь и с  Богом за  получение  этого  благословения,  как написано: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом» -Ос.12:3  Однако  тем  и  ценен  Иаков  для  Бога,  что  усиленно боролся  за  Божье  благословение,  понимая,  что  на  блюдце  с  голубой  каёмкой  никто  ему  это  благословение   преподносить не  обязан.

27:1-4  Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
 
Интересно  отметить,  что  Исаак  к  старости  судя  по-всему  был  не  очень  сильным  духовным  наставником  в  семье:  он,  похоже,  не  замечал  в  старшем  сыне  своём   отсутствие  интереса  к  духовному, если  всего  лишь  за  то,  чтобы  вкусно  поесть  – готов  был  благословить  Исава.  Сосредоточение  на   собственном плотском  интересе  и  на  сильных  плотских  способностях Исава  помешало  ему  наблюдать  за   слабым   развитием  духовного  интереса  у  сына.

Благословит  тебя  душа  моя – означает, что сам  Исаак  планировал благословить Исава.

27:5-10  Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

Ревекка  услышала  эту  просьбу  Исаака  и  всполошилась:  как  же  так,  сын,  которого  она  любит  и  о  котором  Бог  сказал,  что  он  будет  сильнее  старшего –  отодвигается  на  второй  план?!
Дальнейшие  действия  Ревеки  также  многим  кажется  странными  и  бесчестными,  однако  отношение  Бога  к  этому  её  поступку – нигде  не  показано, Ревекка  же,  подобно  Сарре,  решила  сама  устроить  исполнение  пророчества  об  Иакове,  как  Сарра  решила  устроить  своими  руками  исполнение  пророчества  о  потомстве  Авраама,  подсунув  ему  Агарь.

Зная  привычку  Исаака  вкусно  поесть  и  что  именно  является  его  любимым  блюдом – она  продумала  план  действий,  по  которому  Иаков  должен  был  бы  выхватить  у  Исава  - благословение  Авраама  для  себя  у  отца  (неизвестно,  знала  ли  она  о  том,  что  Иаков  купил  у  Исава право  первородства  для  наследования  этого  благословения  и  являлся  как  бы  законным   наследником  с  момента  покупки)

27:11,12  Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

Сам  Иаков,  не  считая  зазорным  выкупить  у  Исава  первородство,  совершить  такое  действо  не  согласился:  он  не  желал  обманывать  отца.  Точнее,  не  желал  выглядеть  обманщиком  в  глазах  отца:  может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком  В  своих  глазах  он,  судя  по  всему,  обманщиком  себя  не  считал, ибо  у  него  было  законное  право  наследовать  благословение,  предназначенное  для  первородных  сыновей,  после  того,  как  Исав  с  лёгкостью  отказался  от  своего  первородства. 
И   как  бы  сильно  ни  желал  Иаков  получить  благословение  Авраамово  для  себя – не  любая  цена  устраивала  его:  навести  на  себя  проклятье  отца  ему  хотелось  меньше  всего.

27:13,14  Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

Ревекка   успокоила  сына  тем,  что  готова  взять  проклятье  Исаака  на  себя:  говорящий  так,  как  правило,  не   проклятье  готов  на  себя  взять (ибо никто  из  нормальных  людей  не  желает  быть  проклятым),  а  уверен,  что  никакого  проклятья  не  будет.   Ревекка  была  уверена,  что  никакого  проклятья  от  Исаака  за  это  не  будет,  так  и  оказалось  впоследствии.

Иаков доверился матери, её  спокойная  уверенность  в  правоте  планируемого  действа  передалась  и  ему,  он  исполнил  всё  так,  как  научила  она,  превратившись  для  слепого  Исаака  -  в  Исава  на  время  получения  благословения.

27:15-17  И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

Ревекка  хорошо  знала  привычки  мужа  своего,  подготовила  Иакова  к  посещению  отца  так,  чтобы  тот  ни  в  чём  не  мог  заподозрить  недоброе.

27:18,19  Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

Иаков  был  практически  слеп,  если,  глядя  на  Иакова,  спросил:  «кто  ты?».
Иаков,  представившись,  назвался  Исавом  - первенцем.  Слово  «первенец»  - не  случайно употребил  Иаков,  ибо  выкуп  первородства   у  брата - это  единственное,  что  хоть  как-то  могло  оправдать  Иакова  в  своих  глазах,  когда  он  пришёл  к  отцу,  представляя  Исава.
Собственно,  для  передачи  благословения  отцу  нужен  был  первенец  -  первенец  и  предстал  пред  ним,  и  неважно,  что  первенство  было  приобретено  Иаковом  не  совсем  обычно,  не  по  природе,  а  по  сильному  стремлению  стать  первенцем  РАДИ  получения  Божьего  благословения.  Представляясь  первенцем  для  того,  чтобы  взять  благословение  первенца  -он  по  сути  брал  своё.

Этот  Библейский  прецедент,  в  котором  первенец  по  праву  рождения (по  букве)  заменён  на  первенца  по  сильному  стремлению  стать  таковым (по  духу) – проходит  одной  из  центральных  тем  по  всему  Писанию,  в  конечном  итоге  очертив  первенцев  для  Бога  в  схеме:  не  тот  первенец,  кто  первым  родился,  но  тот  первенец,  кто  по  духу  таков,  кто следует  за  Агнцем  во  всём –Откр. 14:4,5

27:20-23  И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

Исаак  заподозрил  неладное,   услышав  голос  Иакова  и  удивившись  скорости  прихода  сына. Иакову  пришлось  откровенно  солгать,  что  Бог  помог  ему   ускорить  процесс  приготовления  кушанья.   
Отношение  Бога  к  этому  поступку  -  также  нигде  не  описано,  единственное,  что  известно – так  это  то,  что  получить  благословение  от  отца – Иакову  оказалось  недостаточно.  Он  выпросил  это  благословение  ещё  и  у  Самого  Бога  в  нелёгкой   борьбе  за  него –Быт.32:26,  тем  самым,  узаконив  благословение отца  для  себя.

Исаак   и  в  этом  случае  больше  доверился  ощущениям  плоти,  ощупав  руками  Иакова,  нежели  духу:  собственному  слуху  и  интуиции.  Потому  и  не  узнал  о  подмене,  потому  и  благословил  Иакова  как  первенца,  чего  и  добивались  Ревекка  с  сыном.

27:24  и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.  Перед  тем,  как  благословить, Исаак  ещё  раз  решил  убедиться  в  том,  что  перед  ним  -  первенец.  Иаков  снова  сказал,  что  он  - Исав.  Он считал ,что имеет право на благословение,  предназначенное  первенцу -  на правах покупателя  первородства  у  Исава. Отец   мог  бы  и  не  похвалить  стремления  Иакова  получить  первородство во  что  бы  то  ни  стало - так  же,  как  и мог  бы  и  не  укорять  Исава  за   безразличие   в  отношении  желания  произвести  на  свет   будущего  Христа  по  своей  родовой  линии.  Иаков  это  понимал,  поэтому  не  стал  говорить    правду,   которую  отец  мог бы и  не  оценить. К тому же, Исаак, похоже,  не был знаком с пророчеством о том , что старший его сын будет в порабощении у меньшего, а Ревека по неизвестной причине не стала ему рассказывать об этом.

27:25-29  [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

Первая  часть  благословения  Иакова  -  свершилась.  Оно  сводилось  к  пожеланию,  чтобы   Иаков  был  первенствующим  (господином)  среди  народов  и  среди  собратьев  своих,  и  чтобы  ничьё   проклятье  не  касалось  его  и  его  семьи  на  протяжении  всей  жизни  (судя  по  всему  в  те  времена  не  понаслышке  знали,  каким  образом  проявляется  проклятье  рода - на  проклятых).
Благословение  в  те  дни  имело  силу,  ибо  передавалось  патриархами   через  веру  в  Иегову  и  веру  в  Его  благословения  для  потомков  Авраама.  То,  что  Бог  предсказал  Ревеке  об избрании  Иакова  и  преимуществе  силы  его  ещё  до  рождения -  озвучил  Исаак.  Собственно,  всё  шло  согласно  Божьего  предсказания.  Если  Бог  предскажет,  никто  не  изменит  Его  определение.

27:30-33  Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.
31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
 
Возвращение  Исава   и  неприятная  сцена  объяснения  между  сыном  и  отцом.   Можно  только  догадываться о  чувствах  к  Иакову   обоих  в  этой  ситуации:  и  одного  и  другого,  можно  сказать,  он  обвёл  вокруг  пальца  предприимчивостью  своею (об  участии  Ревеки  в  этом  деле  они  не  могли  знать).  Исаак  испугался  не на  шутку:  ведь  он  знал,  что  слово  благословения – не  воробей,  вылетит – обратно  не заберёшь,  благословение  первенца  отдано  младшему  сыну  и  с  этим  уже  ничего  поделать  нельзя.

27:34  Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
Исав  и  здесь  повёл  себя  как  духовный  младенец:  относясь  легкомысленно  к  Божьему  благословению  изначально,  он и  теперь  решил,  что   благословение   обетования  Аврааму  -  можно  раздавать   налево  и  направо  и  множество  раз.  Подняв  вопль  возмущения,  Исав  показал,  что  даже  и  не  вспомнил  о  том,  что  сам  добровольно  отказался  от  этого  благословения  в  пользу  Иакова,  когда  продавал  своё  первородство  ему. 
В  целом  легкомысленное  отношение  Исава  к  духовному  и  привело  к  тому,  что  Иакова  Бог  возлюбил,  а  Исава  возненавидел  -Римл.9:13.  (см.  разбор 26:23  о  том,  когда  Бог  полюбил  Иакова  и  возненавидел  Исава,  от  дней  ли  их  пребывания  в  утробе  матери  или  нет? )

27:35  Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
Исаак  пришёл  к  выводу,  что  Иаков  просто  схитрил  в  этом  случае.  Собственно,  никак  иначе  поступок  Иакова  он  и  не  смог  бы  объяснить,  ибо  пока  что  не  знал  всей  картины  происходящего.

27:36  И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения?
Здесь  Исав  снова  демонстрирует  своё  духовное  младенчество:  он  вспоминает   продажу  своего  первородства,  но  никак  не  связывает  теперешнюю  невозможность  получить  благословение -  с  этим,  он  так  и  не  понял,  что  пожинает  лишь  то,  что  посеял  и  получает  плоды  своего  пренебрежения  духовным.

27:37  Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
Однако,  и  после  того,  как  отец  узнаёт  от  старшего  сына  своего,  что  тот  продал  своё  первородство – Исаак  не  реагирует  на  это  сообщение  адекватно  и  справедливо,  хотя  бы  так:  «дескать,  ты  же  сам  отказался  от  благословения  первенца,  что  же  теперь  вопль  поднимаешь?  И  правильно  сделал  Иаков,  что  взял  то,  что  ты,  сыночек,  нисколько  не  ценишь».  Но  нет,  Исаак  отреагировал  на  это  сожалением  о  том,  что  ничем  теперь  помочь  старшему  -  не  может.
И  в  этом  его  отношении  к  старшему  сыну  -  тоже  видна  слабая  духовность  и  преимущество  плотского  вИдения  проблемы.  Скорее  всего  старость  так  сильно  ослабила  в  Исааке  его  восприятие  реальности,  что  он  духовно  ослабел  в  отличие  от  Ревекки,  жены  своей,  правильно  ориентирующейся  в  том,  кто  же  из  сыновей  с  точки  зрения  бога  более  достоин  был  благословения  Божьего:  тому  его  нужно  давать,  кто  в  состоянии    оценить  его по  достоинству  и  сберечь.  А  не  тому,  кто  не  понимает  ценности  его  и  может  с  лёгкостью  растранжирить.

27:38-40 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.
39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Хоть  плачь,  хоть  вой,  а  дело  сделано:  Исав  не  смог  даже  слезами  и  мольбами  вернуть  себе  то,  от  чего   сам  отказался. 
Интересно  ведёт  себя  и  Исаак:  понимая,  что  Божье  благословение  приобрёл  Иаков,  он,  тем  не  менее,  продолжает  больше  любить  Исава  и   весьма  сожалеет  о  случившемся.  Понятно,  что  он  не  может  отменить  пальму  первенства  теперь  у  Иакова,  и  повторяет  Исаву  о  том,  что  он  будет  служить  брату  своему  долго,  но  однажды  выйдет  из  повиновения  ему.

Так  и  случилось  в  будущем,  когда  Едом  вышел  из  повиновения  царю  Иудейскому -4 Цар.8:20.    Значит,  благословение  Исаака  не  было  собственным,  но  было  от  Бога  - и  для  Исава.  Только  оно  не  было  благословением  первенца.

27:41  И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.
Реакция  Исава  снова  показывает,  что  он  из  себя  представлял:  пожав  плоды  собственной  глупости,  он,  тем  не  менее,  не  себя  возненавидел,  а  Иакова:  необузданный  и  эксцентричный,  недалёкий  в  познании  Бога  человек  полей – Исав  был  типичным  представителем  плотского   образа  мышления. 

27:42-46  И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,
44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?
Ревекка,  предвидев,  что  может  случиться  из-за  гнева  Исава  -  с  Иаковом -  поспешила  отослать  его  куда  подальше,  зная,  что  время  вынудит  Исава  смириться  с  данным  положением  дел.  Всё  же  оба  -  были  её  детьми,  и  она  не  желала  ни  одному  из  них  гибели.

Однако  без  повода   Иаков  не  мог  бы  покинуть  семью.  Ревеке  нужно  было  придумать  вескую  причину  для  того,  чтобы  убедить  мужа  отпустить  Иакова   в  землю  Лавана,  брата  своего.  И  она  придумала. 
Собственно,  сам  Исав  -  и  дал  ей  этот  повод,  ибо  был  женат  на  дочерях  Хеттейских  (Ханаана), неугодных  Богу (24:3). Иаков по  мнению Рахили  должен  был  жениться  правильно, не  нарушая  завета  Авраама  -   на  угодной  Богу  дочери,  и  она  и  смогла  убедить  Исаака  отпустить  младшего  сына  прочь  из  семьи  подальше  от  гнева  Исава  -  для   поиска   жены   себе.  Повод  для отправки  Иакова  подальше  от Исава был  найден. Придраться  было  не  к  чему.  И  Исаак  вынужден  был  согласиться.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru