ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 26 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

26:1-3  Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

И  для  Исаака,  как  прежде  для  отца  его  -  периодически  наступали  трудности  и  жизнь  сахарной  не  была.  Сильный  голод   в  земле,  где  он  жиз  с  семьёй,  вынудил Исаака  идти  к  царю Филистимскому,  как  видно,  за  помощью  или  за  советом.  Судя  по  тому,  что  Бог  остановил  помышления  Исаака  идти  в  Египет  за  спасением – Исаак  собрался  в  Египет, но  Бог  остановил  его,  сказав,  чтобы  он  оставался  в  этой  земле,  измученной  голодом  и  ни  о  чём  не  беспокоился:  Бог  берёт  его  под  свою  опеку.
Заметим,  что  такое  благоволение  к  Исааку  вызвано  не  заслугами  Исаака  или  его  семьи,  а  исключительно благодаря  клятве  Бога,  данной   Аврааму  для  потомства  его  через  Исаака.   

26:4   умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,  
Суть  клятвы   о  благословении  Авраама сводилась  к  тому,  чтобы:
1)  через  некое  семя (потомка)  Авраама,  которым  впоследствии  оказался  Христос –Гал.3:16,   Бог  имел  возможность  благословить  все  народы  земли;     2) дать  землю  странствования  Авраама,  в  которой  «течёт  молоко  и  мёд» –  в  вечное  наследие  многочисленным  плотским  потомкам  Авраама  по  линии  Исаака  (Измаил,   старший   сын  Авраама  от  рабыни,   был  отстранён  Богом  от  участия  в  завете  с  Авраамом).

После  смерти  Авраама  эти  благословения  перешли  к  Исааку.    

26:5  за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. 
Почему  Авраам  удостоился  такой  чести  -  стать  прародителем  народа,  который  Бог  изберёт  в  будущем  для  Своего  удела,  решив  показать  на  нём  преимущество  жизни  под  руководством  небесного  Правителя – всем  народам  земли?

Не  случайно  выбор  пал  на  Авраама:  из  всех  живущих  на  земле  в  то  время,  когда  Бог  решил  приступить  к  исполнению  Своего  намерения  по  приводу  на  землю   семени,  которому  надлежало  разоблачить  и  победить  дьявола (Быт.3:15) -  на  земле  не  оказалось  более никого,  кто  был  бы  так  предан  Иегове  и  во  всём  послушен  Ему.  Даже  в  том,  в  чём  человеку  смертному,  казалось  бы,  невозможно  послушаться  Бога:  требование  принести  в  жертву  своего  сына  - Авраам  принял  так  же  безропотно  и  с  величайшей  покорностью  раба  Божьего. 

Если  бы,  к  примеру,  Авраам  был  из  рода    англичан  или  японцев,  или -  темнокожий  африканец,  то  народом  Божьим    стали  бы   не  евреи,  а      англичане   или  японцы,  или  темнокожие.
Но  поскольку  Авраам  был  евреем,  то  и  народом  Божьим  оказались  евреи  по  линии  Исаака  Иакова  (Израиля  в  будущем)    

26:6,7  Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Исаак  доверился  Богу  и  повиновался  Его  желанию,  оставаясь  жить  в  голодном  крае.  И  повторилась  история  отца   с  Исааком:  заинтересовались  Ревекой,  женой  его  в  Герраре,  ему  пришлось  сказать,  что  она  всего  лишь  его  сестра.

Здесь  становится  известной  причина  такого   странного  поведения:  дикие  нравы  народа,  среди  которого  ему  довелось  жить,  не  считались  с  мужем        если  им  понравится  его  жена.  Жён  там  отбирали  без  проблем,  но  при  этом  ещё  и  мужа  в  живых  не  оставляли,  а  Исааку  жизнь  его  была  дорога,  поэтому  он  решился  на  такой  приём  так  же,  как  и  его  отец  в  былые  времена  (20:12)  Собственно,  Ревекка    тоже  была  родственницей  Исааку,     (дочь  племянника   Авраама).   Так  что  обмана  по  сути  не  было  и  в  этом  случае.
Что  ещё  можно  отметить  здесь?  Хотя  и  сказано  дальше,  что  миловидность  обманчива,  и  красота  суетна,  и  преимущество  -  у  Богобоязненных  жён (Пр.31:30),    тем  не  менее,  и  Аврааму  и  Исааку  Бог  не  дал  некрасивых  жён,  каждая  из  них  даже  в  зрелом  возрасте  была  красавицей,  радующей  глаз  мужьям.  

Вывод:  Богобоязненная  жена  -  большое  везение  для  мужей  в  веке  этом,  но  если  она  к  тому  же  и  красивая -  везение  двойное.  Хотя  и  трудностей  больше:  была  бы  Ревекка  некрасивой  и  блёклой,  никто  бы  на  неё  не  позарился  в  Герраре  и  Исааку  бы  ничего  не  угрожало:  не  пришлось  бы  выкручиваться.

26:8  Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
Однако,  тайное  всегда  рано  или  поздно  становится  явным:  от  Авимелеха-царя,  наблюдающего  из  своего  окна  за  этой  парочкой,  заметил,  что  Исаак  обращается  с  Ревекой  не  как  с  сестрой,  а  как  с  женой.  Знаток  по  этой  части  он  мгновенно  «раскусил»  их  хитрость  и  вызвал  Исаака  на  серьёзный  разговор.

26:9-11   И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
  
Как  бы  там  ни  было,  но  даже  в  этой  развращённой  земле  понимали,  что  нехорошо  спать  с  чужой  женой  (собственно,  потому  мужей  и  убивали,  чтобы  сделать  жену  свободной).  С  Ревекой  чуть  было  не  приключилась  беда,  кто-то   из  аборигенов  пожелал  её,  но,  к  счастью,  не  успел  осуществить  своё  желание.  И  Авимелех  был  рад  этому,  понимая,  что  Исаак  -  Божий  человек  и  так  согрешить  против  него  означало  бы  иметь  плохой  конец  для  себя  и  всей  страны.
Поэтому  царь  даёт  указание  по  всей  земле,  чтобы   под  страхом смерти  никто  не  смел  и пальцем  прикоснуться  к  этой  семье  чужеземцев.

Авимелех  надеялся  на  то,  что   желание  жить  -  у  нормальных  мужчин  его  страны  гораздо  больше  желания  обладать  Ревекой,  стало  быть,  этим  указом  он  обеспечил  безопасность   Исааку  и  его  жене,  ну  и  себе  заодно.

26:12-14   И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
 
С  тех  пор  Исаак  в  этой  земле  стал  процветать  и   сильно  разбогател. Так  сильно,  что  все  жители  той  земли  стали  ему  завидовать.  Такая  реакция  -  очень  даже  естественна  в  человеческом  обществе,  поэтому  лучше  не  выходить  за  рамки  среднестатистического  жителя  страны,  в  которой  выпадает  жить.
Однако  Исаак   богател  под  присмотром  Иеговы,  чтобы  мог  убедиться  в  правдивости  Божьего  обещания  взять  всю  семью  его  под  свою  опеку,  и  чтобы    соседи  не  забывали  о  том,  под  чьим  покровительством  живёт  Исаак  в  их  земле.

26:15,16   И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

Не  имея  возможности  навредить  Исааку  по-крупному  под  страхом  смерти,  филистимляне  напакостили  ему  не  очень  крупно:  взяли  и  завалили  все  колодцы,  принадлежащие  ещё  Аврааму,  оставив  всех  без  воды.  Судя  по  тому,  что  после  этого   царь  попросил  Исаака  покинуть  его  территорию – не  без  ведома  царя  было  сделано  это  дело.

И,  собственно,  поведение  и  опасения  Авимелеха  можно  понять:  Исаак  сделался  сильнее  и  богаче  его,  что  же  это  за  царь,  если  чужеземцы -  величественнее  его?  Не  отберут  ли  они  и  землю  царя,  если  величием  его  завладели?

26:17  И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
Примечательно,  как  ведёт  себя  Исаак:  он  не  стал  противиться Авимелеху,  хотя   вполне  мог  бы  сказать    о  том,  что  Сам  Бог  у  него  в  покровителях  и   пригрозить  тем,  что Авимелех  может  за  такое  самоуправство  сильно  пострадать:  шутка  ли,  оставить  без  воды  столько  людей?

Мог  бы   также   обратиться  к  Богу  за  помощью,  например.  Но  нет.  Исаак  уступает   просьбе  царя  и  соглашается  без  проблем  покинуть   его  территорию  (до  этого  он  жил  недалеко  от  царского  дворца).
В  общем,  Исаак,  кроме  того,  что  был  благоразумен  в  этой  ситуации  -  продемонстрировал   ещё  и  своё  отношение  к  людям:  «есть  чем  платить,  но  он  не  хотел  победы  любой  ценой».   По-доброму  Исаак  относился  к   жителям  этой  страны,  в  которой  и  его  хорошо  принимали  до  сих  пор.  А  желание  отослать  его  подальше  -  вполне  было  объяснимо.

Итак, Исаак  не  стал   бороться  за  своё  место  под  солнцем  Авимелеха,  смиренно  послушав  чужого  царя.  Смирение  -  ценное  качество  для  Божьего  служителя.

26:18-22   И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
История,  рассказывающая  о  благоразумном  подходе  Исаака  к  поиску  места  жительства  для  себя  и  своей  семьи:  места,  в   которых  возникали  распри   и  споры  по  поводу  пользования  колодцами -  Исаак  оставлял  и  снова  уступал  спорщикам,  хотя   выкопать  колодец  -  дело  нелёгкое  и  требует  многих  усилий. 
Никакие   физические   усилия  не  были  дороги  Исааку  так,  как  был  дорог  мир   для  жизни  своей  семьи.  Ради  сохранения  мира  Исаак  готов  был  идти  на  большие  жертвы  и  в  конце  концов  он  нашёл  место,  о  котором  никто  не  спорил  с  ним.  Там  и  остался.
Интересно,  что  Исаак,  найдя  спокойное  место  для  жительства,  сказал,  что  это  Бог  дал,  а  не  он  нашёл.   Понятно,  почему:  Бог  не  мог  бы  одобрить  место  жительства  Исаака,  в  котором  ежедневно  бы  возникали  распри  и  всё  худое  из-за  них.  Иегова  -  миролюбивый  Бог,  поэтому  и   Его  служители  -  миролюбивы  по  своей  внутренней  сущности,  но  цену  за  мир  готовы  платить  себе  в  ущерб:  уходят  сами  с  «поля  боя»,  а  не  выталкивают  силой  своих  противников.
Божьему  служителю  есть  чему  поучиться  у  Исаака  в  желании  найти  себе  в  веке  этом  место  под  солнцем.

26:23-25   Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
 
Вирсавия  -  место,  где  был  заключён  мирный  договор  Авраама  с  филистимлянами  (21:32).  Там  Исааку  явился  Бог  с  откровением   о  том,  что  не  покидает  Исаака  и  верен  обещанию  Авраама,  раба  своего  по  части  благословения  для  потомков  его  через  Исаака.
Откровение  Господа  побудило  Исаака  устроить  жертвенник  и  принести  жертву  благодарности  за  милость  Иеговы. 
Собственно, так  же  когда-то  поступил  и  его  отец,  воздвигнув  жертвенник  в  ответ  на  откровение  Бога (12:7)  Образное  Святилище  Авраама  теперь перешло к Исааку  в   Вирсавии (21:32,33).

26:26,27  Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

Со  временем  к  нему  пришли  те,  кто  прогнали  его – царь  Авимелех  с  другом  и  военачальником  и,  естественно,  Исаак  удивился  их  приходу,  однако, приход  этих  больших  персон  не  был  случайным:   Однако  с  тех  пор,  как  он  покинул  их  территорию  -  он  перестал  им  угрожать,  а  в  качестве  союзника  сильный  и  богатый  Исаак  очень  даже  мог  бы  им  пригодиться.  

26:28,29  Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

Царь  ясно  увидел,  что  это  не  Исаак  такой  удачливый  и  разумный,  но  что  Бог  благословляет  его,  если  в  долине  безводной  и  засушливой,  куда  он  ушёл  от  них,   Исаак  не  понёс  ущерба.  
Иметь  в  союзниках  Божьего  служителя  - очень  выгодно,  ибо  в  какой-то  мере  -  гарантия  защите  от  зла  с  его  хотя  бы  стороны.  А  если  зло  с  другой  стороны  придёт,  то  Божий  служитель,  будучи  союзником,  может  и  помощь  оказать  с  благословения  Бога.
В  общем,  заключили  все  они  союз  мира,  но  тем  дело  не  закончилось

26:30,31  Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

В  честь  заключения  союза  устроил  Исаак  пир  для  гостей  своих  и  поклялись  они  друг  другу  в  том,  что  не  станут  причинять  зла  друг  другу.
Даже  с  иноверцами  мир   и  дружеские  отношения  поддерживать  не  помешает  никому.

26:32,33   В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

Сообщение  о  том,  что   рабы  Исааковы  нашли  воду  в  той  местности,  где  им  пришлось  жить.  Можно  себе  представить,  насколько  нелёгкой  была  жизнь  у  Исаака  и  его  семьи,  ибо  не  Бог  выкапывал  им  колодцы  и  обустраивал  их  жизнь,  а  они  сами  своими  трудами.

26:34,35   И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Сообщение  о  женитьбе  Исава,  продавшего  первородство  Иакову,  на  дочерях  хеттейских. 
Собственно,  этот  поступок  также  говорит  о  том,  что  Исав  не  был  обременён  любовью  к  духовному  и  к  заветам  Авраама,  не  желавшем  дочерей  Ханаана  -  потомкам  своим  в  жёны.  Пренебрежение  духовными  ценностями  и  сыграло  свою  роль  в  жизни   Исава  и  показало  всем,  что  Бог  бы  и  не  мог  выбрать  его -  наследником  обетования  Авраама   по  той  простой  причине,  что  это  часть  жизни   Исава   совсем  не  интересовала. 
Он   стал  мирским  человеком  с  плотскими желаниями  и  миропониманием,  тем  самым  сам  себя  сделав  недостойным  принятия  эстафеты  благословения  Аврамова.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru