ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 25 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

25:1-6   И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.
2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
3 Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим.
4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.
5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку,
6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.

Авраам  женился  ещё  раз  в  возрасте  почти  140  лет  и  у  него  родились  ещё   шесть   сыновей.  В  итоге  у  Авраама  оказалось   множество  плотских  сыновей,  и  всего  лишь  один  -  сын  Божьего  обетования,  появившийся  при  помощи  Бога (духовный,  можно  сказать) - Исаак.

Авраам -   и  в буквальном  смысле отец  многих народов,  ибо  разные  племена   арабов  -  тоже  от  него  произошли.   Однако на  Исаака  возлагалась  особая  миссия  как  на  сына  обетования:   именно  по  его  родовой  линии   должен  был  прийти  Христос  во  плоти,  ибо  Исаак  был  избран  Богом  для   того,  чтобы  унаследовать  главное   духовное  наследство  Авраама:  обетование  семени,  чрез  которого  благословятся  все  народы  земли.

Остальные  сыновья  получили  подарки  и  были  отосланы  куда  подальше  от  Исаака.  Авраам  ещё  при  жизни   позаботился  о  том,  чтобы  свести  к  минимуму  издержки  дележа  отцовского  наследия  после  его  смерти: земля  обетованная,  на  которой  должны  были  соблюдаться  в  чистоте  поколения  Исаака  -  должна  была  принадлежать  Исааку  как  единственному  наследнику  Божьих  обетований.

25:7-10   Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет;
8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему.
9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре,
10 на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его.

175  лет  было  Аврааму,  когда  он  скончался.  Судя по всему, Измаил не держал зла на отца  своего,  но  пришел на похороны  и  принимал   в  них  активное участие.   Похоронен  Авраам  рядом  с  Саррой  в  той  самой  пещере,  которая  куплена  была  у  Ефрона,  сына  Хетова,  близ  города  Хеврона  в  30  км.  от  Иерусалима.

В  старости  доброй  насыщенный  днями (жизнью)  -  Авраам  был  удовлетворён  своим  жизненным  путём  и  пришёл  к    своему  концу  успокоенным  и  умиротворённым: ему  нечего  было  в  этом  веке  больше  желать,   он  устал  от  старости  своей,   оставалось  уйти  на  покой   и   дождаться  исполнения  обетования  наследовать  землю,  где  течёт  молоко  и  мёд.

25:11  По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.
После  смерти  Авраама  -  Исаак  «принял  эстафету»  благословения  Бога

25:12-18  Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина;
13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, [за ним] Кедар, Адбеел, Мивсам,
14 Мишма, Дума, Масса,
15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.
16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. [Это] двенадцать князей племен их.
17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему.
18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих.

Показано  образование  12  колен  Измаила,  как  и  было  обещано  Аврааму  (17:20)  и  в  родословии  перечислены  имена  князей  их  -  глав  поколений. 
Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.  (Женевская)  Сам  Измаил  прожил  137  лет.

25:19  Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.
Родословие  Исаака  продолжается  рассказом  о  рождении  его  двоих  сыновей

25:20,21  Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

Исаак  имел  возможность  на  себе  увидеть  благословения  Бога,  когда  по  его  молитве   Ревекка  смогла  родить  детей,  ибо  до  этого  она  была  неплодна. 

25:22-26  Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.
25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.

26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились.

Ревекка тоже  смогла удостовериться  в  том,  что  она  избрана  Богом  для  исполнения   особого   намерения,  ибо  у  неё  появилась  возможность  побеседовать  с  Господом  о  своих  сыновьях,  бившихся  в  животе  её.  Ей  было  предсказана   участь  этих  детей  и  что  больший  будет  в  порабощении  у  меньшего. 
К  тому  же  видим,  что  от  одной  матери  и  отца  оказалось возможным   происхождение   двух   разных  народов  и  по  внешнему  виду,  и  по  темпераменту,  и  по  характеру,   и  по  жизненным  ориентирам. 

Остановимся  здесь  ненадолго:  у  многих,  кто  верит  в  предопределение,  при  чтении  Римл. 9:11-13  возникают  мысли  о  том,  что  Бог  возлюбил  Иакова  и возненавидел  Исава  ещё  тогда,  когда  они  с  Иаковом  были  в  утробе  Ревекки.  И  поэтому,  если  гены  испорчены  (по  типу  Исава),  и  если  Бог  заранее  знает,  что  ничего  хорошего  из  нас  не  выйдет, то  бесполезно  и  надеяться  на  то,  что   угодишь  Богу,  бесполезно  и  само  по  себе  предложение   выбора:  служить  Богу  или  нет,  ибо  испорченные  гены  не  дадут возможности  выбрать.  Дескать,  как  cудьба  Исава  была  предопределена,  так  и  наши  судьбы  предопределены.

Однако,  что  говорит  Писание?  Возненавидел  ли  Бог  Иакова – ещё  в  утробе  Ревеки?  Читаем:
Быт.22:23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
Тут Бог не выказал Своё отношения  ни  к  Иакову,  ни  к Исаву,   Он  всего лишь предсказал, что старший станет СИЛЬНЕЕ  младшего и не больше,  а  кто  из  них  старший,  кто  - младший – на тот  момент  предсказано  не  было.
В Римлянам 9:11-13  - та же мысль повторилась:
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего 

Далее Павел всего лишь процитировал Малахию:

как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 
Мал.1:2,3 Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни.
Когда Бог возлюбил Иакова и  указал  на  начинающееся преимущество силы его? Не в утробе, а только после того, как тот  буквально вырвал у Иеговы  благословение для себя: Бог увидел, как сильно Иакову нужно благословение Его. В знак этой любви  и,   оценив   настойчивость  Иакова,  Бог дал Иакову имя Израиль,  (боровшийся  с  Богом  за  благословение)  разъяснив, в чём же будет сила его:
Быт.32:28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Только с этого момента начинает сбываться пророчество Бога о том, что старший  будет в порабощении и младшего.

Когда Исава Бог возненавидел? Ну  тоже  ясно,  что  как  и  Иакова  -  НЕ в утробе, а  в процессе наблюдения за образом жизни  Исава,   которому  было  безразлично  благословение  Бога  для  первенцев,  за что и разрушил горы его. Последней каплей в отношении Бога к Исаву была продажа первородства.

А  что  до  испорченных  генов,  то  они  испорчены  у  всех  через  Адама –Римл.5:12.  Иисус  для  того  и  умер  и  воскрес,  чтобы   покрыть в  глазах  Бога   эту  испорченность  грехом  и  дать  возможность обновиться,  изменяясь   в  лучшую  сторону  с  помощью  влияния  на  людей  святого  духа  Бога –Еф.4:23, 1Кор.6:9,11.

«и нарекли ему имя: Исав…» Волосатый покров кожи первенца Ревекки дал основание назвать его Исавом, а красноватый цвет его послужил причиной и другого имени Исава — Едом, что значат «красный».
«и наречено ему имя: Иаков…» И имя второго сына Ревекки — Иаков случайного происхождения произошло оно от обстоятельств его рождения — именно от того, что он явился на свет, держась за пяту старшего брата, как объясняет это сам Исав (27:36)

25:27,28  Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
 
Кроткий  Исаак больше любил энергичного и сурового Исава-«добытчика», а деятельная и пылкая  Ревекка  предпочитала тихого и скромного Иакова — это  можно  понять:  каждому  нравилось  в  детях  то,  чего  недоставало  им  самим  и  что  являлось  частью  друг  друга  (Исаак  видел  в  Исаве   жену,  а  она  в  Иакове  -  мужа)

Исав был первенец, а на первенцах обычно покоились все лучшие упования и надежды,  и  поэтому  тоже -  Исаак  мог  больше  любить  Исава,  а  не  только  из-за  любви  к  его  дичи  и  к  энергичной  деятельности.   

По  характеру  дети  были  разными:  в  Исаве   воплотился  «человек  полей"  -  крепкий  плотский   землянин,  предпочитающий  плотское -  духовному  и  желание  насытить  свою  плоть  -желанию  насытить  свой  дух. 

Иаков же  был  человеком  кротким  и  утончённым,  благодаря  своей  вере  и  духовности   Иаков  смог увидеть и по достоинству оценить  суть  Божьего   обетования  Аврааму,  а  также  факт,  насколько  старшему  брату (в  отличие  от  него  самого)  до  этого  обетования  не  было  никакого  дела. 

25:29-34   И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Известный эпизод   с   продажей первородства.
Есть вещи,  которые  вроде  бы  всегда  с  нами. Вот и  первородство  казалось Исаву таким.  Ну  как  его  можно  продать?  Родился первым, и все об этом знают.  А "сделку",  заключенную без свидетелей,  кто признает законной?  Возможно,  Исаву  всё  происходящее  казалось несерьезной  шуткой.  Однако последствия  были   очень  серьезны.  Исав  потерял благословение   Иеговы,   предназначенное  для  первородного.

Согласно  принципа  Бога,  который  позже  воплотился  в  законе  Моисеевом,     первородный  сын  должен  был  наследовать  благословение  Авраама    произвести  на  свет  Христа  во  плоти  в  будущем - по  своей    родовой  линии.  От  Исаака  это  благословение   должно  было  перейти  к  первенцу  Исаву -  Второз.21:15-17.

Однако, так  как  Исав  не  ценил  этого духовного  благословения  и  выбрал   чечевичную  похлёбку  в  обмен  на  первородство,  то  позже  благословение  Авраама  по  праву  покупателя  перешло  к  Иакову, «купившему»     себе  у  брата  право  наследовать   благословение  Авраама (28:1-4,14; Евр.12:16,17).

Он  стал  законным  наследником  обетования   произвести  по  своей  родовой  линии  Спасителя  миру. 

Купив  первородство,  Иаков  показал  Богу,  что  ценит  возможность  служить  Ему  более,  нежели  братские  или  семейные  узы,  ибо  своим,  скажем  так,  этим     поступком  он  навлёк  на  себя   враждебность  Исава –(27:41. -Мтф.10:36,37)

Стоит  ли  оценивать  поступок  Иакова?  

Во - первых:   в Библии не описано отношение Бога к поступку Иакова,  а  наше  отношение  к  этому – в  любом  случае  будет субъективным.  
Во-вторых:  Исав на тот момент уже показал свое отношение к образу жизни  по нормам Иеговы, и  по  сути своей жизни -  он  не  жил как  ищущий благословения Аврамова  (произвести  Христа  по  своей  родовой  линии),   иначе Иаков  вряд ли бы так смело и уверенно сделал бы ему такое предложение.


По человеческому размышлению говорим:  вы,  например, пришли к другу и, зайдя с ним в чулан, среди всякого хлама и барахла  - видите очень дорогую и ценную для вас вещь.  Друг  же  в  ней  никакой  ценности  не  видит,   ещё и  ногой  отпихивает  её  к  стене,  чтобы  пройти не  мешала. Разве не предложите вы  продать её с чистой совестью?
А что до цены, то  если бы Исав потребовал бы большую цену,  то  Иаков   с удовольствием заплатил  бы и её, ибо ценил первородство превыше всего (таким  был  характер  Иакова: он  в  дальнейшем  не  препирался  о  цене с  Лаваном,  подсунувшим  ему  Лию  и  готов  был  платить  ещё  7  своих  лет  за  Рахиль)

К тому же, получив первородство, Иаков ничем не ущемил  Исава  материально. И был готов делиться с  Исавом  тем, чем благословил его Бог.  Он лишь получил возможность произвести Христа - обещанное от Бога семя  - и стать рабом Божиим во всём,  получив от этого не только плюсы,  но и определённые сложности. Например,  был вынужден много лет укрываться от гнева Исавова у родственников.

Для  Исава  же  то,  что  он  потерял,  как  видим  дальше - не  представляло большой   ценности,  потому  как  он  не  стал  вести  богобоязненный  образ жизни  в  дальнейшем  и  благоговеть  перед  Иеговой  в  будущем.  А слёзы «раскаяния»  его  -  были всего лишь  слезами  сожаления о потере каких -то благ,  как думал  он, а  не самого благорасположения Иеговы  к  себе.

....  Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Сейчас вряд ли кто- либо из христиан ответил бы  подобно  Исаву, но как можно повторить его поступок по духу?  Очень просто:  всего лишь сознательно нарушая Божьи  принципы,  когда это сулит серьёзную выгоду.  Ибо первородство Исав по сути продал за долго до того,  как  осуществилась  сделка, пренебрегая Богоугодным образом жизни и несерьёзно относясь к Его повелениям.  А  сама  сделка была  всего лишь закономерным  результатом  его  небрежного  отношения  к  пути  Божьему.

Многим  неприятен  его  поступок  и  то,  как  он  обошёлся  с  Исавом,  плохо  ориентирующимся  в  происходящем.   Однако  Бог использовал его поступок,  как наглядный  урок  тому,  ЧТО  же  должны  ценить  на  самом  деле  все,  кто  желает  наследовать  Его  благословения.

К  тому  же,  получения  первородства  таким  способом  оказалось  недостаточно  для  Иакова,  поэтому  позже   он  приложил  усилия  для  того,  чтобы   ещё  и   у  Бога  выпросить  для  себя  это  благословение,  со  слезами борясь  за  него  с  ангелом  Божиим – Быт.32:26,  Ос.12:3,4

Апостол  Павел,  вспоминая    случай  с  Исавом,  посоветовал  современным  служителям  Бога  не  пренебрегать  духовным -  возможностью   отражать  славу  Бога   своими  мыслями  и  делами  и  быть  Его  служителями -  ради  удовлетворения  своих  плотских  сиюминутных  желаний  (Евр.12:13-17).

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru