ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 24 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

24:1-4   Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
 
Авраам  в  возрасте  почти  140  лет (преклонных  лет)  беспокоится  об  участи  сына  своего  Исаака,  не  желая,  чтобы  он  женился  на   дочерях  Ханаанских.   Старший  раб  в  доме  его  отсылается   на  родину  Авраама  за  невестой  для  Исаака. 
Интересно,  что  хотя  Авраам  и  уверен,  что  Бог  посодействует  замыслу  его  женить  Исаака  -  тем  не  менее,  он  не посылает  кого-попало  с  этой  миссией:  Божья  поддержка  возможна  только  при  осознании  личной  ответственности пред  Ним,  ибо  указания  Бога  -  это  хорошо,  но  этого  мало - необходимо, чтобы  эти  указания  ещё  и  выполнялись  тем,  кому  они  отданы.  Раб  этот  был  самым  надёжным  в  доме  Авраама,  иначе  он  не был  бы  старшим  над  всем,  что  имел  Авраам.   Поэтому  патриарх  и  послал  его  за  невестой  для  Исаака,  предназначенной  ему  Богом  ( с  которой  его  сочетал  Бог).

24:5-8  Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда;
8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.
 
Раб  Авраама  прежде,  чем  приступить  к  выполнению  поручения  хозяина,  уточнил  свои  действия    на  случай  непредвиденных  обстоятельств,  чтобы  не  заниматься  самодеятельностью,  а  угодить  господину  своему  даже  вдали  от  него.  

Авраам,  в  свою  очередь,  заверил  его  в  поддержке  Бога  и  освободил  от   клятвы  привести  невесту  на  случай,  если  та  откажется,  чтобы  раб  не  был  обременён   невозможностью  исполнить  свою  клятву. 

Авраам  был  уверен,  что  всё  будет  хорошо,  ибо  он  не мог  разрешить  сыну  своему   покинуть  землю  странствования  своего,  так  как  Бог  велел  им  странствовать  по  земле  Ханаанской,  а  не  обустраиваться   в  земле  Уц  в  Месопотамии.  Значит,  Бог  обязательно  посодействует  ему  в  его  замысле    женить  сына   -  РАДИ   того,  чтобы  и  у  Исаака  была  возможность  исполнить  повеление  Бога  о  странствовании  по  земле  обетованной,  не  возвращаясь  на  родину  отца.

Чёткие  указания к  действиям -  чёткое  и  исполнение:  это  правильно,  при  договоре  оговаривать  все  условия  ясно  и  последовательно.  Иначе,  в  условиях  мутного  представления  о  поставленных  задачах,  договор  выполнить  невозможно.  

24:9-12 И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.
10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,
11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать,
"Положи руку твою под стегно  мое"Идиоматическое  выражение, подразумевающее  потомство;  в древности евреи говорили о детях, как о "происходящих от бедра". Данная  форма клятвы  означает, что дающий обет клянется  своим  потомством  (ср. 47,29). (Женевская)

Итак,  раб,  поклявшись, отправился  в  дальний  путь  за  невестой  Исааку  в  Месопотамию,  в  город  брата  Авраама  на  расстоянии  дневного  пути  от  жилища  Авраама.   Не  с  пустыми  руками  пошёл  -  с  дарами  для  невесты  и    дома  её.

12 и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
Интересно,  что  раб не  смеет  называть  Бога  Авраама  -  своим  Богом,  но  называет  Его  Богом   господина  своего  и  милости  у  Него  просит  для  господина  своего:  смирение  и  глубокое  уважение  к  господину  своему    помогает  рабу   уважать  и  принимать  и   всё  остальное,  что  является   святыней  для  Авраама  -  и  Бога  его,  и  образ  жизни  его, и  слово  его.  Настоящий  раб  -  себе  не принадлежит,  мнение  господина  -  является  и  его  мнением,  ценности  господина  -  становятся  и  его  ценностями,  забота   и  беспокойство  о  благополучии  господина -  становится  смыслом  жизни  раба.  Так  же  обстоит  дело  и  с  рабами  Бога. 

24:13,14  вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
14 и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим.
 
Раб  просит  Бога  указать  на  ту,  которую  Он  предназначил  для  Исаака  -  знамением  по  типу  ответного  пароля:  «наклони кувшин твой, я напьюсь"  -  "пей, я и верблюдам твоим дам пить"  Девушка,  которая  готова  напоить  и  верблюдов   незнакомого  путешественника (их  было  10 -24:10) -  достойна  уважения:  для  того,  чтобы  напоить одного  верблюда,  понадобится около  10  вёдер  воды.   А  для  того,  чтобы  пожелать  это  сделать  для  незнакомого  путника  -  нужно  иметь  доброе  сердце  и  не  быть  ленивой.

24:15-20   Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее;
16 девица [была] прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
17 И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
18 Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
19 И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются.
20 И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его.

Рабу  не  пришлось  долго  ждать  появления  невесты  Исаака:  Ревекка   «ответила  на  пароль»  и  начерпала  кувшином -   воду  для  всех  верблюдов  пришельца. 

24:21-25  Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
22 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять [сиклей] золота;
23 И сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?
24 Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.
25 И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и [есть] место для ночлега.

Такое   потрясающее  стечение  обстоятельств   изумило  раба,  но  кроме  знамения «пароля»  у него  было  ещё  кое-что  в  обязанности:  невеста  должна  была  бы  быть  из  дома  Авраама.  Поэтому,  понятно,  он  ещё  не  был  уверен,  что  Бог  уже  указал  на  ту,  которая  должна  принадлежать  Исааку.  Ревекка   сообщила   о  себе,  что  она  -  внучатая  племянница  Авраама  (дочь  племянника).  И  к  этому  добавила   приглашение  на  ночлег  и  еду  для  верблюдов.  Только добрая  и  хорошо  воспитанная  девушка  могла  так  относиться  к   незнакомому  путнику:   закон  гостеприимства  в  доме  Авраама  был  одним  из  самых  важных  (это  мы  помним  по  гостеприимству  самого  Авраама)

24:26,27  И преклонился человек тот и поклонился Господу,
27 и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

После  этого  раб  понял,  что  так  Бог  устроил  путь  его  во  исполнение  намерения  Авраама  женить  сына  своего  на  девушке  из  рода  Аврамова  и  поблагодарил  Бога  за  милость,   оказанную  его  господину (опять  же  -  не  ему  самому)

24:28-33   Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.
29 У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.
30 И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника;
31 и сказал: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.
32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним;
33 и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.

Лаван,  брат  Ревеки,  после  её  рассказа  о  чудном  страннике,  подарившем  ей  огромную  золотую  серьгу  и  золотые  браслеты,   поспешил  навстречу  рабу  Авраама,  к  источнику,  и  поспешил  пригласить  его  в  дом:  понял,  судя  по  всему,   что  гость  -  не  случайно  пришёл  к  ним.
И  верблюды  и  сам  раб  были  приняты  в  дом  лучшим  образом -  с  устройством  на  ночлег,  предложением  отдохнуть  и  поесть.   Однако  раб  Авраама  не  счёл  для  себя  возможным  отдыхать самому  и  ужинать  прежде,  чем  не  выяснит,  что  же  у  него  здесь   выйдет  по  делу  Авраама,  ведь  ему  ещё  предстояло  добиться  согласия  родственников  и  самой  девушки  на  то,  чтобы  её  увести  в  земли  дальние.  Ибо  если  здесь  согласия  не  будет – ему  не  до  еды  и  не  до отдыха,  он  готов  пойти  искать  невесту  сыну  господина  своего  и дальше, до  тех  пор,  пока  не  найдёт.

24:34-48  Он сказал: я раб Авраамов;
35 Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов;
36 Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему сына, которому он отдал все, что у него;
37 и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу,
38 а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь жену сыну моему.
39 Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною.
40 Он сказал мне: Господь, пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего;
41 тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.
42 И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю,
43 то вот, я стою у источника воды, и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего,
44 и которая скажет мне: "и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю" - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего.
45 Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула; и я сказал ей: напой меня.
46 Она тотчас спустила с себя кувшин свой и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов она напоила.
47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее.
48 И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.

Раб  пересказывает  всё  подробно  о  своём  приходе,  о  поручении  Авраама,   о  благоволении  Бога  в  этом  пути  для  того,  чтобы  и  родители  Ревеки  -  Вафуил  и  Милка,   и  Лаван  и  сама  Ревека  имели  возможность  убедиться  в  Божьем  провидении  в  отношении  выбора  Ревеки  в  невесты  Исааку.

24:49-51  И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.
50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;
51 вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

Осталось  выяснить  главное  -  отпустят  ли  девушку  и  согласится  ли  она  пойти  в  дом  Авраама?
Вафуил  с  Лаваном  поняли,  что  от  Господа  пришло  это  дело,  значит,  и противиться  нет  смысла.  Своё  личное  мнение они  могут  оставить  при  себе,  если  отпустить  Ревеку  -  угодно  Господу. 
Достойный  пример  для  подражания,  когда  нам  приходится  подчиняться  исполнению  воли  Бога.   Они  согласились  отпустить  Ревеку    в  дом  Авраама,  да  и  девушка  подчинилась   этой  воле,  понимая,  что  это  -  воля  Господа  и  для  неё,  значит,  так  нужно.   

24:52-54   Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.
53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки.
54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему.

Только  после  этого  раб  Авраама  смог  расслабиться,  поесть  и  отдохнуть,  раздавая  все  подарки  господина  своего -  этому  дому.   Не  злоупотребляя  гостеприимством,  раб  на  следующее  же  утро  поспешил  отпрашиваться  уходить  с  девушкой:  его  возвращения  с  нетерпением  ждал  Авраам,  и  он  желал  поскорее  успокоить  и  обрадовать  господина  своего.

24:55-61  Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь.
56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.
57 Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет.
58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
59 И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его.
60 И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!
61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.

Брат  и  мать  Ревеки   не  хотели   отпускать  её   так  скоро,  но,  впрочем,  решили  спросить   у  неё  самой:  готова  ли  она  уже  идти  в  дом  Авраама?   То  есть,  девушка   не была  «вещью»  в  доме  отчем,  с  её  мнением  считались.  Ревека  согласилась  и  они  отправились в  путь  с  благословением  семьи Нахора  на  брак  с  сыном  Авраама. 

24:62,63  А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.
63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
  
Исаак,  желая  поразмышлять,  нашёл  уединённое  место  в  поле  и  выбрал  подходящее  для  этого  время – вечер,  чтобы  ему  никто  не  мешал. Привычка  размышлять  о  великих  делах  Божьих   свойственна  человеку  разумному,  живущему  не  только  для  того,  чтобы  есть  и  пить   –Псал.118:97,15,16.

24:64-66  Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
66 Раб же сказал Исааку все, что сделал.

Раб  признавал  и  сына  господина  своего  Авраама  -  господином  своим  также,  потому  и  ответил  так  Ревеке,  интересовавшейся  идущим  по  полю  Исааком.   Встретив  Исаака,  он  рассказал  ему  всё,  что  с  ним  произошло  и  отдал  Ревеку,  невесту  его,  назначенную  для  него  Богом 

24:67   И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
Кратко  и  ёмко  о вступлении  в  брак:  никаких  церемоний  в  ЗАГСе   и  штампов  в  паспортах:  ввёл  Исаак  невесту  свою  в  шатёр  матери  своей  и  этого  было  достаточно,  чтобы  быть  им  мужем  и  женой  по  желанию  Бога  в  глазах  друг  друга  и  всего  общества.  Ну  и  понятно,  что  не  мог  Исаак  не  полюбить  той,  которую  назначил  ему  в  жёны  Бог.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru