ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 18 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

18:1-5  И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
 
О  явлении  Бога  Аврааму (об  откровении  Бога). Бог  открылся  Аврааму,  послав  к  нему  трёх  вестников  или  ангелов,
чтобы сообщить о рождении Исаака  и  о разрушении Содома.  Каким-то  образом  Бог  дал  понять  Аврааму,  что все  трое  – Его  посланники, и,  говоря  Богу  «Владыка» - Авраам  обращался     к  Богу,  которого  каким-то  образом  мог  воспринимать  через  посланных  к  нему  мужей,  уж  если  сказано  о  явлении   или  откровении  Господа  ему. 

Еврейские толкователи так,  например, объясняют наличие  трёх  мужей -вестников:

"Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения". 

По  крайней  мере в  этом  тексте   нет  оснований  считать,  что  трое -  это  сам  Бог,  спустившийся  с  небес  и  разделившийся  на  три  телесные  части.    

18:6-8  И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Авраам  поспешил  приготовить  всё  для  гостей,  об  особенностях  гостеприимства  Авраама  пишет  Иоанн Златоуст:

смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!

Факт,  что  мужи  нуждались  в  мытье  ног,   если  физическую  пищу - хлеб,  масло  и  молоко – говорит  о  том,  что  это  были  люди, чрез  которых  Бог  предсказывал  Аврааму  об  Исааке и  Содоме и  творил  чудеса (в  Содоме,  например 19:11).

18:9-17  И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!

Обещание   Аврааму,  что от  Сарры  у  него родится  сын.   Поведение  Сары, смеющейся над  собой  и  немощью  своею,  а  не  над  обещанием  Бога  - можно  понять:  в  её  возрасте   и  физиологическом  состоянии  старости,  можно  сказать  -заверение  о  том,  что  она  станет  матерью -   кажется  невероятным.     

18:18,19 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
 
Разъяснения  роли  предсказанного  сына  в  истории  человечества:   Бог  решил  сделать  так,  что  от  Авраама  произойдёт  Божий  народ  и  Христос  во  плоти,  чрез  которого  благословятся  все  народы  земли.  По  сути – это  предсказание  тому,  что  Христос  каким-то  образом  приблизит  к  Богу  все  народы  земли,  и не  только  на  потомков  Авраама  по  плоти   распространится  благословение  Бога.

Здесь  же разъясняется  функция  самого  Авраама, обязанного  научить  всех  своих  потомков  жить  по  Божьим  нормам  праведности,  а  не  по  своим  собственным  представлениям  о  праведности.  Через  этот,  обученный  Авраамом  народ,  должны  в  будущем  найти  Бога  и  все  остальные  народы,  наблюдая  за  тем,  как  Владыка  помогает  Своим  избранникам – Второз.4:6-8.

18:20,21 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

Бог  услышал  с  небес   вопли недовольства  жителями  Содома  и  Гоморры,  однако  не  доверился  слухам,  считая  справедливым  проверить,  так  ли  это.  На  самом  деле  Богу  видно  всё,  что  делается  на  земле  и  порочность  жителей  Содома,  в  том  числе -2Прлпм.16:9, Евр.4:13,3Цар.8:39.  Однако,  через  это  сообщение  Бог показал  один  из  Своих  принципов  справедливости,  которого  должны  придерживаться  Его  служители:  не  следует  легкомысленно  доверять  чьим-то  жалобам  или  слухам,  следует  всегда  проверять  услышанное -Притчи 14:15,  Второз.17:2-4.

18:22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Двое из мужей-вестников  пошли  убедиться  в  злодеяниях  Содома  и  Гоморры в  качестве  двух  свидетелей   происходящему,  ибо  свидетельство  двух  -  принимается  у  Бога,  а  одного – нет -19:1.   Один  же  остался  с  Авраамом,  и  чрез  него  Бог  беседовал  с  патриархом.

18:23-33  И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока.
30 И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
 
Авраам знает  о  том,  что  в  Содоме  живёт  его  родственник  Лот  и  жизнь  Лота,  понятно,  небезразлична  Аврааму.  Он  пытается  выхлопотать  у  Бога  снисхождение  к  городу  ради  сохранения  жизни  Лоту  и уговаривает  Владыку   не  уничтожать  Содом,  если  там  найдётся  хотя  бы  50  праведников.   Бог  не  стал  возражать,  ЕСЛИ  там  найдётся  50.

Видимо,  Авраам  подумал,  что  переборщил  с  количеством  праведников  в  Содоме  и  стал  постепенно снижать  цифру до 10  праведников.  Бог  остановился  на 10.  Если  же  их  будет  меньше  10 -  то  спасутся  только  они,   как  это  и  произошло  с  семьёй  Лота.

Из  описания  этого  диалога  Авраама  с  Богом   можно  заметить,  что  Авраам  «имел  дерзновение»  к  Богу,  то  есть  довольно  смело, хотя  и  с  глубоким  почтением,   обращался  к  Владыке,   уверенный  в  том,  что  Он  непременно  уделит  ему  внимание   и  выслушает  его -Ис.40:13-17, 1Петра 3:12.  

Обращение  праведников -  Бог  всегда  слышит  и  по  мере  необходимости  исполняет  их  просьбы.  Так  как  Содом  и  Гоморра  были  уничтожены,  значит,  в  них  не  нашлось  и  10  праведников: все,  от  мала  до  велика  были  развращены,  как  сообщает  Писание-19:4.  Только  Лот, родственник Авраама, оказался   человеком,  достойным  того,  чтобы  ему  сохранить жизнь,  ибо  он   непрестанно  мучился,  живя  среди  этого  нечестия,  при  этом - не  перенимая  их  распутного  образа  жизни-2Петра 2:6-8. 

Нам  неизвестно  доподлинно,  почему  Лот просто не  ушёл  из  этого  логова  нечестия  и  разврата  и  почему  он  оставался   на  месте,    сопротивляясь  натиску  порока   изо  всех  сил. Мы  все  с  вами  можем  подумать,  что  ему  проще   было  бы   уйти  из  логова  нечестия,  чем,  отсиживаясь  в  нём,  ежеминутно  бороться  с  натиском  нечестивых  и  отбиваться  от порочного  образа  жизни  (по  типу: нет  проблем – найдём  и  будем  с  ними  бороться.  Если  есть  возможность  избежать проблем - то  лучше  от  них  уйти). Однако  как  бы  там  ни  было -  Лот,  оставаясь  в  Содоме,  тем  не менее,   смог  сохранить  репутацию  праведника,  почему  и  упомянут  был  Петром в  качестве  примера  для христиан.

Христианину    некуда  уходить  из  этого  порочного  мира:  куда  ни  пойди,  а  везде  пагубное   влияние   порочного  мира.  Но  Христос не  обещал  оградить  своих  от  натиска  нечестия,  однако  обещал  дать  сил  всем ученикам  своим,  находящимся  в  мире -  противостоять  этому  злу,  сохраняя  верность  Богу.  А пример  Лота  убеждает  в  том,  что  даже влияние  духовных  «Содома  и Гоморры» – не  повод  становиться  нечестивыми,  если  он  смог  сохранить  праведность  в  буквальном  Содоме,  то  смогут  и  христиане -  в мире...

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru