ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 14 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

14:1-11  И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,
2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.
3 Все сии соединились в долине Сиддим, где [ныне] море Соленое.
4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.
5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме,
6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне.
7 И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре.
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим,
9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре царя против пяти.
10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы.
11 [Победители] взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.

во дни Амрафела, царя Сеннаарского. Амрафела часто идентифицируют с Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), царем Вавилонии, который был известен как своей мощью, так и просвещенностью. Он составил свод законов Вавилонии кодекс Хаммурапи, который был открыт археологами в начале нашего века. Хаммурапи удалось объединить все города Северной и Южной Вавилонии и разгромить Елам (Элам).

Народы, перечисленные в этих стихах: рефаимы, зузимы, эмимы и хореи, проживали в этих местах до того, как земли были завоеваны Эдомом, Аммоном и Моавом (см. Втор.2,9)

всю страну Амаликитян. Буквально: "поле Амалика". Амаликитяне - племена, кочевавшие между Ханааном и Египтом. "Всю страну Амаликитян" следует понимать как территорию, на которой позднее осядут Амаликитяне, которые произойдут от брата  Иакова -  Исава.

14:12  И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. 
В  результате  войны   между  местными   царями  Лот  оказался  захваченным в  плен. Здесь   в  выражении  «жившего  в  Содоме»  можно  заметить,  как  постепенно Лот  стал  гражданином  Содома:   вначале он раскинул шатры до Содома (13,12), затем жил в нем и, наконец, стал гражданином Содома,  попавшим  в  плен  наряду  со  всеми  остальными   жителями Содома.

14:13 И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврама  Еврея. Здесь это название встречается впервые. Аврам называется евреем, как потомок Евера, внука Симова, точно в том же смысле (для отличия от упоминаемых в рассказе не евреев), в каком позднее прилагался этот эпитет и к Иосифу (39:17). 

14:14-16  Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана;
15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Аврааму  не  всё  равно,  что  Лот  захвачен  в  плен.  Он  отваживается  на  битву  с  захватчиками  и,  не  медля,  собирает  318  человек  своих  людей  для  нападения  ночью  на  вражеский  стан.

«и разделившись напал на них ночью… и поразил их…» Это довольно обычный и известный из Библии стратегический прием, посредством которого малые отряды одерживали блестящие победы над большими войсками. Суть его состояла в том, что маленький отряд  делился на несколько групп; и когда неприятель предавался мирному отдыху или сну, все эти отряды с военными кликами бросались на него и старались произвести панику, в чем часто и успевали, как это мы видим еще и на примере Гедеона с мадианитянами (Суд 7:16 и д.).

Интересно  заметить,  что  такого  незначительного количества людей по сравнению с громадными союзными войсками Кедорлаомера –  явно  было  недостаточно  для  победы,  но  поскольку  Авраам  победил  и  отбил не  только   Лота,  но  и  всех  пленённых  – можно  прийти  к  выводу,  что  без  помощи  Бога  тут  не  обошлось: Авраам  сделал  со  своей  стороны,  что  смог,  а  остальное – добавил  ему  для  успеха  Бог. 

14:17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская;
Возвращение Аврама было настоящим триумфальным шествием победителя. Действительно, Аврам, так мужественно и храбро нанесший чувствительный урон Кедорлаомеру, которому не в силах были противостоять все цари Хананеи, должен был в глазах жителей последней казаться необыкновенным героем. А то обстоятельство, что в успехе Аврама была очевидна рука Божья, только еще более возвышало его в мнении всех народов. Одним из первых приветствовал Аврама царь Содомский: или тот, который сам сражался с Кедорлаомером и еле успел спастись бегством, или, как думают другие, уже его преемник.

14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

О  личности  Мелхиседека – мало  что  известно,  однако  его  чин  - царь  и  священник  Бога  Всевышнего в  Иерусалиме -  впоследствии   стал  чином  Христа,  который  объединил  в  себе  две  «должности» - в  одном,  как  и  Мелхиседек –Евр.7:15-17,   не  будучи  официально  из  рода  священнического  по  Аарону,  но  ставший  первосвященником  и  царём  небесного  Иерусалима.

царь Салимский. Буквально: "царь Шалема" – это древнее название Иерусалима;  означающее  "мир".

О  священниках  же  Бога  до  этого  места  в  Библии – ничего  не  говорилось,  царь  Салима – Мелхиседек – первый,  о  ком  сказано,  что  он священник  Бога  Авраама.

Встреча  Авраама  с  царём  Салима – сильно  отличается  от  встречи  с  царём  Содома: от  Мелхиседека  Авраам  принял  дары,  да  и   Мелхиседеку  Авраам  сам  отдал  десятину  от  своего  богатства – тоже  пророческий  образ  на  то,  что  священство  левитское  по  закону  от  рода  Аарона – меньше  священства  Мелхиседекова,  по  чину  которого – и  Христос  пришёл -  Евр.7: 1-4.  Ибо Левиты – от  чресел  Авраама  произошли,  и  выходит,  что  в  лице  Авраама  священство  законное – дало  десятину  священнику  безродному,  неофициальному,  так  сказать.  Потому  что  у  Бога – не  тот  священник,  кто  по  букве  закона  и  по  долгу  священником  назначен,  а  тот,  кто  по  духу  таков,  как  Мелхиседек – по  внутренним  убеждениям  священник  Бога  Всевышнего,  хотя  никто  его  не  обязывал   и  не  заставлял  служить  Богу.

14:21-23  И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.
22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли,
23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама;
  
К  царю  же  Содомскому  -  отношение  Авраама  негативное.  Спрашивается,  ну почему  Авраам  не  взял  даров  от  царя  Содомского?  Даже  нитки  и  ремня  от  обуви – таких  пустяков – не  захотел  он  принять  от  Содомского  царя? 

Авраам  был  верен  Богу  и  не  хотел  обогатиться  за  счёт  врага  Бога-Псал.138:21,22 ,  показывая  царю,  что  не  хочет  иметь  с  ним  ничего  общего  и  чтобы  не  думал  царь,  будто  Авраама  осчастливил,  обогатив.

Цель  подобного  поведения  -  не  обидеть  дарителя,  а  дать  ему  возможность  задуматься  над  тем,  почему  служители  Бога  не  стремятся  сблизиться  с  нечестивцами  -1Кор.15:33. И для  того  чтобы  свидетельствовать остальным, что есть большая разница в том,  как обогатится и от кого.

Кроме  того,  все  служители  Бога  уверены,  что  Он  не  допустит  их  бедствовать  настолько,  чтобы  ради  насыщения  плоти  нарушать  Его  принципы – Псал.36:16,25. 

Позже  Иисус  Христос  не  случайно  передал  совет  Отца  не  заботиться  чрезмерно  о  том,  что  есть,  пить  или  во  что  одеться. Напротив,  он  посоветовал  облегчить  себе  жизнь  тем,  чтобы  заботиться  в  первую  очередь  о  Царстве  Бога:  то  есть  о  том,  чтобы  служить  исполнению  дела   Творца.  Только  в  этом  случае  Бог сможет  приложить  нам  всё  остальное,  необходимое  для  жизни -от Мтф.6:31-33.  В  случае,  если  мы  не  станем  в  первую  очередь  заботиться  о  Царстве  Бога,  то  Ему  просто  не  к  чему  будет  прикладывать  остальное.

14:24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю. Не  взяв  сам  даров  от  царя  Содомского,  Авраам,  тем  не  менее,  не  стал  заставлять  поступать  так  же  и  тех,  кто  пошёл  с  ним  отвоёвывать  Лота  и  не  стал  возмещать   царю   съеденное  отроками:   шедшие  с  ним  на  войну,  может,  рассчитывали  на  какую-то  долю  и  не  обязаны  были  поступить  так  же,  как  Авраама,  ведь  его  позиция  полного  доверия  Богу  могла  и  не  распространяться  на  всех  остальных.  А  то,  что  съели  отроки  -   это  минимальные  потребности  в  условиях  войны,  отрокам  негде  больше  было  взять  пищи,  как  только на  территории  царя  Содомского,  но  они  не  виноваты,  что  попали  на  его  территорию  с  Авраамом,  вызволяющим  Содомлян  от  захватчиков.

Так  что,  Авраам  поступил  так,  как  было  по  его  вере,  но  свою  веру  при  этом – никому  больше  навязывать  не  стал.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru