ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- БЫТИЕ -
 9 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

9:1-3 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

Бог пожелал Ною благословений в том, чтобы Его намерение по заселению планеты исполнилось на потомстве Ноя. Допотопные личности – полу-боги полу-люди, наиболее изощрённые во зле - были уничтожены потопом, духам с того времени было запрещено промышлять на земле с целью напрямую через собственное потомство в виде человека полу-бога (исполины-гиганты) – развращать человечество -1Петра 3:19,20 , появилась надежда на то, что от потомства Ноя земля не превратится в столь удручающее зрелище, какой она стала ко времени потопа.

да страшатся и да трепещут вас. Это повеление зверям земным и птицам - звучит жёстко по сравнению с нейтральным "владычествуйте" в 1:28, в котором нет понятия «страх». С этого времени всё движущееся разрешено употреблять в пищу человеку. И если раньше животные не опасались человека, так как должны были лишь служить ему в бытовых нуждах, то после потопа отношения между животными и человеком должны были бы измениться: страх потерять жизнь от руки человека сделает животных агрессивными по отношению к человеку и постепенно разовьёт в них инстинкт хищников (нападение на плоть с целью истребить).

Интересно отметить, что чистые животные остались безопасными для человека после того, как вышли из ковчега. Видимо, Бог определил, какой род животных может стать домашним.

9:4-6 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

Семейству Ноя после потопа разрешено было употреблять в пищу мясо животных, из которых удалена кровь. Кровь категорически запрещалось употреблять в пищу и всем последующим поколениям Божьих служителей – Левит17:13,14. Так как кровь отождествляется с жизнью, а источник жизни -Бог, то её и следовало возвращать Создателю жизни -выливать в землю - в «подножие ног Его» – Ис.65:1,2

Бог не разъяснял Ною ничего о ценности жертвенной крови Христа, лишь упомянул, что жизнь человека, созданного по образу Бога – особенно ценна в глазах Его, поэтому ни один зверь или человек, убивший человека, не останется у Бога безнаказанным.

9:7-11 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

Для того, чтобы земля была успешно заселена, Бог гарантирует Ною и всей живности через заключение с ними завета - сохранность земли и возможности жить на ней: на опустошение земли Бог действовать больше не станет, от вод потопа, по крайней мере, земля больше не пострадает.

9:12-14 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
Что касается радуги, то о ней не сказано, что само по себе естественное физическое явление радуги до сих пор не наблюдалось: ведь во времена дождей она могла появляться на небе (о том, что дожди могли быть на земле и до потопа - читайте в разборе Бытие 2:4-6)
Но о радуге сказано, что отныне она должна стать знамением отсутствия угрожающего потопа: то есть, если Ной её и видел раньше, то не считал знамением отсутствия гибельного потопа, ведь такого затяжного потопляющего дождя до потопа не было. Это похоже на то, как Бог обратил внимание Израиля на месяц нисан (авив): он всегда был в месяцах года, но после вывода из Египта он должен был стать ПЕРВЫМ месяцем года (Исх.12:2, Второз.16:1)
Выражение "Я полагаю радугу Мою в Облаке, чтобы она была знамением" - можно перевести и так : "Я преподношу (представляю, выдаю) радугу в облаке - в качестве знамения" (по значению слова
 Ntn, переведённого как "полагаю")

Вот что пишет Лопухин об этом: мнения на этот счёт (о радуге) разделились: одни считают, что не было радуги до потопа, а другие, копируем: ... более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, -теперь же ей усваивается особенное символизирующее действие.
Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем.

радуга, т. е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и не похож на наводнение пред потопом.


9:15-17 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Для того, чтобы этот завет был вечным напоминанием об опустошительном разрушении вод потопа - Бог обратил внимание человека на явление радуги в облаке, явление небесного знамения, которое, появляется в не проливных ливнях, напоминая Богу и людям о том, что ничего страшного не произойдёт: даже если дождь будет сильным - второго всемирного потопа больше не будет.

9:18,19 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
 
Описание событий после выхода из ковчега, когда Ной с семьёй приступили к привычному образу жизни по возделыванию земли. От них населилась вся земля. И это кажется невероятным, однако, как рассмотрено в Быт.8:17-19 - генеалогические записи происхождения народов земли говорят о том, что ассирийцы, халдеи, евреи, сирийцы и часть арабов - это потомки Сима, эфиопы, египтяне, хананеи и некоторые из африканских племён - потомки Хама. Индоевропейцы - потомки Иафета.

9:20-23 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
 
Опьянение Ноя и грех Хама Ной … выпил .. вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Грех Хама заключался в том, что, во-первых, он подглядывал за отцом, ибо отец не у него в шатре отдыхал. Во-вторых, он рассказал об увиденном - всем остальным, с удовольствием раструбил, можно сказать, о минутной слабости отца, желая уронить его авторитет (некоторые исследователи считают, что Хам в этом случае стал гомосексуалистом, однако нет никаких оснований прийти к такому заключению, опираясь на слова Библии)
У древних даже и увидеть своего отца нагим являлось тяжелым нарушением семейной этики.
В этой ситуации была нарушена священность семейных устоев, и отец, олицетворявший силу и власть, стал посмешищем в глазах всех сыновей. То, что Хам сделал после того, как увидел отца обнажённым, было вполне осознанным поступком: он вышел из шатра и, словно бы торжествуя, рассказал об увиденном двум братьям своим.

Так случайный эпизод жизни Ноя превратился в значительное событие, навлекшее на него позор. Из последующих пророческих слов Ноя (стихи 25-27) станет ясно, что природа каждого из троих его сыновей передастся их потомкам.

Два других сына поступили по-Божьи (3:21): они накрыли отца на случай, если кто-то ещё станет подглядывать в его шатёр; авторитет отца для них был дорог и ничуть не пошатнулся от насмешек Хама.

9:24-27 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

Ной УЗНАЛ о поступке Хама и, понятно, не обрадовался. Но здесь он не только проклял Хама, но и высказал пророчество на всех своих сыновей: проклят Ханаан; раб рабов (
05650 d]b]e ) будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. 
Слова Ноя не говорят о том, что Бог одобряет, а Библия оправдывает рабство. Нет. На самом деле слово, которое Ветхий Завет использует в этом библейском стихе и которое в русской Библии переведено "раб"
05650 d]b]e означает "слуга, подданный, служащий, подвластный " Ниже мы покажем, каково было практическое воплощение в жизнь проклятия Ноем Ханаана.

Некоторые выдержки из «Библейский дискуссионный клуб» с нашими комментариями:

Поскольку Ной знал характеры и наклонности собственных сыновей, он пророчески предвидел, кто по какому пути пойдёт. Ной не сказал, что одни будут лучше других; он лишь отметил, что одни будут служить другим своими знаниями, талантами, открытиями, изобретениями и т. п., а другие будут этим пользоваться. Итак, направленность путей Сима, Иафета и Хама:
 1. СИМ - духовное предназначение (благословен Бог Сима)
 2. ИАФЕТ – умение приспосабливаться, значит, умственные способности + отголоски духовности (распространение великое, даже до шатров Сима)
 3. ХАМ –
служение на благо Сима и Иафета: физические, материальные

 побуждения и нужды в отсутствии потребности в духовном - заставили их

 добывать блага земной жизни и искать удовлетворения в них.

Проследим, как исполнилось пророчество (проклятие) Ноя. Хамиты были великими "рабами человечества" - сослужили немалую службу в освоении земли и её благ, чтобы всему человечеству стало возможно ими пользоваться:

1. Они были первыми исследователями и поселенцами практически всех регионов мира после вавилонского рассеяния. 
2. Они первыми возделывали большинство продуктов мира (картофель, кукуруза, бобы, зерновые и так далее), а также первыми одомашнили большинство животных. 
3. Они создали большинство основных типов строительных инструментов и материалов. 
4. Они первыми создали ткани для одежды и различные швейные и ткацкие приспособления. 
5. Они были изобретателями удивительно обширного разнообразия лекарств, а также хирургии и хирургических инструментов. 
6. Большинство понятий основ математики, включая алгебру, геометрию и тригонометрию, были созданы хамитами. 
7. Механизм торговли - деньги, банки, почтовые системы и т.д. - были изобретены ими. 
8. Они изобрели бумагу, чернила, печать с помощью деревянных печатных форм, наборный шрифт и другие принадлежности для письма и общения.

Практически любое устройство, принцип или система (если проследить его корни) происходит от шумеров или египтян, или древних китайцев, или каких-нибудь других хамитских народов. 

Однако почему-то (хамиты) доходили только до определенного предела, и не дальше. Рано или поздно иафетиты и семиты забирали их территории, их изобретения, а затем совершенствовали и обращали к своей собственной пользе-
Бытие17:8, Второзак.20:16-18. Часто хамиты (особенно негры) становились в буквальном смысле личными слугами или рабами других Первенцы потомков Хама - египтян - были уничтожены Иеговой при выводе израильтян из Египта - Псал.77:51.

Иафетиты распространились, заняв земли, первоначально заселенными хамитами, и распространив технологию хамитов на науку и философию. Иафетиты предопределили интеллектуальный аспект жизни человечества, хамиты - физический, и семиты - духовный

9:28,29 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
 Ной прожил 950 лет и упокоился от трудов своих, положив начало новой истории развития человечества через своих детей.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru