ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  БЫТИЕ -
 7 глава

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

7:1   И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 
Бог  предлагает только  Ною  и  его  семье   войти  в  спасительный   ковчег  ПОТОМУ,  что  УВИДЕЛ  праведность  Ноя  по  сравнению  со  всем  остальным  развращённым  родом  допотопных  людей.  Когда  Бог это УВИДЕЛ? После  того,  как  Ной  справился  с  заданием Бога.   Для  того,  чтобы  спастись -   недостаточно  получить  предложение  от  Бога  строить ковчег. Недостаточно  также  было  бы   и  согласиться  строить.  Для  спасения  жизни  необходимо  ПРЕТЕРПЕТЬ ДО КОНЦА,  то  есть  САМОМУ  предпринимать  активные  действия  для  возможности  спастись  (довести  дело,  порученное  Богом,  до  логического  конца).  Ною  нужно было  ДОСТРОИТЬ   ковчег,  хотя  это  было  нелегко,  и  ПРИ  ЭТОМ – не  перенять  нечестивый  образ  жизни  окружающих,  что  за  почти  70 лет  строительства  могло  оказаться  очень  даже  возможным.

О праведности   остального  семейства Ноя ничего не сказано, более того, Хам проявит себя весьма далеким от праведности (9:22). Существует мнение (Лопухин),  что  Бог благословляет это семейство ради  праведности  Ноя.  Однако  если  посмотреть  принцип  Иеговы,  которым  Он  руководствуется  в  Своих  действиях,  можно  прийти  к  другому  выводу:

Иез. 14:14 -16 и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог. …то сии три мужа среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.

Можно  всё  же  прийти  к  выводу,  что  на  момент  строительства  ковчега  и  наведения  потопа  вся  семья  Ноя  на  фоне  развращённого   допотопного  рода  была  оценена  Богом  как  семья  праведников – тех,  кто  ничем  пока  что  не  проявил  своих   пороков.  Очень  возможно,  что  сыновья  Ноя  помогали  ему  в  строительстве  ковчега.

7:2,3    и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
Здесь  Бог   впервые  указывает  Ною  на  различие  животных   в  отношении  их  чистоты. В  дальнейшем,  при  заключении  Ветхого Завета   выяснилось,  что  все   чистые  животные  пригодны  для  жертвоприношения  Богу  и  употребления  в  пищу.  Библия  не  указывает  критериев  чистоты  тех  или  иных  животных, но,  по  крайней  мере,  хищники  и  плотоядные -  к  чистым  животным  и  птицам   не  относились.

Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, судя  по  всему, с тем расчетом, чтобы, во-первых, обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключенных в ковчеге. Но  точных  сведений  на  этот  счёт  нет  никаких.

7:4   ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
Лишь за  7 дней до  потопа  Бог сообщил  дату  его наведения. Ною  нужно  было В ОДИН ДЕНЬ (ибо 7 дней  они  ВСЕ  сидели  в  ковчеге -7:10) подготовиться  к нему  и  успеть  собрать  всех  животных  с  продовольствием  для  них. Судя  по  всему  Бог  помог  Ною  собрать  животных  в  столь  короткий  срок   и  загнать  их в  ковчег:  самому  человеку  не  под силу  проделать  такую  работу  за  это  время.

Оставался  лишь  день,  в  течение  которого  допотопное  человечество  ещё  имело  возможность  спастись,  глядя  на  поспешные приготовления семьи  Ноя  и  попросившись  в  ковчег  к  нему.

Выражение  «сорок  дней  и  сорок  ночей»  означает  40  суток.  Видимо,  именно  столько  дней  хватило  бы  для  полного  истребления  всякой  плоти. Известно,  например,  что  без  пищи  человек  может  оставаться  в  живых  в  течение 40 дней,  но  в  условиях  потопа,  естественно,  шансов  выжить  не  было  ни  у  кого,  кроме  спасённых  в  ковчеге.

Нужно  отметить,  что эти  40  дней  и  ночей являются частью всех ста пятидесяти дней   прибывания  воды  на  землю (7:24).

7:5   Ной сделал все, что Господь повелел ему.
Именно  факт,  что  Ной  исполнял  ВСЁ  в  точности,  как  велел  ему  Бог – и  показывает,  в  чём  заключается  праведность  Ноя:  в  абсолютном  послушании  Богу  без  стараний  выпросить у  Него для  себя  какие-нибудь  поблажки.   

7:6-9   Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле
9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.
Указание  возраста  Ноя (600 лет)  - отправная  точка   для  возможности  вычислить,  сколько  примерно  месяцев   ковчег  Ноя  находился  в  свободном  плавании и  сколько  времени  понадобилось  земле  для  того,  чтобы  просохнуть  от  вод  потопа.  По этим  данным  возможно  себе  представить  масштаб  разрушительной  стихии.

Выражение  «по  паре»  не  означает  «по  одной  паре»,  ибо  чистых  животных  велено  было  взять  по семь. Просто  животные  отбирались  по  парам,  нужны  были   мужская  и  женская  особь  для  дальнейшего  их  размножения  по  всей  земле  после  потопа.

7:10,11  Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.
11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
Целых  7 дней  Ною  с  семейством  и  животными  пришлось  замереть  в  ожидании  потопа  и  просто  довериться  Богу.  

Сам потоп описывается не так подробно, как события, которые последуют за ним. Потоп – это  Божья кара, и Библия не останавливается на  подробностях  механизма ее осуществления, а лишь констатирует факт.

«источники великой бездны…» - то, что  не  имело  дна  (без дна) – излилось  водою  на  землю. Этой  бездной  могла  оказаться  и  вода, заключенная внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулканических сил в громадном  количестве вышла на поверхность.  

«окна небесные отворились…»  в  отличие  от  бездны  здесь  понятно,  что  речь  идёт  о  дождевых  ливнях.

Лопухин: Это — наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного  шатра  или  крова,  распростертого  над  землей (1:7).

7:12   и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
Дождь  с  небес  лил  сорок  суток,  вода  же  усиливалась  на  земле  150 дней -7:24. Значит,  после  того,  как  прекратились  дожди, источником  пополнения  водой  оставалась  бездна,  а  также, возможно,  снег  и  ледники,  растаявшие  в  высоких  горах,  о  которых  упоминается  в  7:19.

7:13-17   В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
Повторение  описания  событий  спасения  в  ковчеге  семейства  Ноя  и  животных  с  небольшим  уточнением  о  том,  что  Бог лично  закрыл  за  ними  дверь  ковчега. Это  означало,  что  после  того,  как  ковчег  был закрыт  самим  Богом -  прекратилась  проповедь  Ноя  о  возможности  человечеству  спастись  и  никто  больше  из  допотопных  людей   не  имел  возможности  спастись.

Судя  по  тому,  что  Христос  сравнивал  события  кончины  века  сего  нечестивого  -  с  событиями  Ноева  потопа  - можно  предположить,  что  в  истории  человечества и  перед  «потопом» Армагеддона  настанет однажды  момент,  когда  времени  для  возможности  спастись  -  уже  не  будет (день  спасения  закончится  во  времени).

Если  учесть,  что  день  спасения  для  человечества наступил  с  момента  объявления  благой  вести  для  человечества – с  момента  прихода  Иисуса  Христа -  то  можно  прийти  к  выводу  о  том,  что  в  какой-то  исторический  период  времени  незадолго  до  Армагеддона   на  земле   не  останется  никого,  кто  провозглашал  бы  грядущие  суды  Божьи (период  «закрытия»  двери духовного ковчега -  в  течение неких  «семи»  дней  до «потопа» Армагеддона). 

Как  только  этот  период   тишины  провозглашения  слова  Божьего  наступит – никто  из  живущих  на  тот  момент  не  будет  иметь  больше  возможности  спастись.

Очень  может быть,  что   период  затишья  от  слова  Божьего – не   означает  период  полного  отсутствия  рассуждений  о  Божьем  слове:  проповедь  лжеучений,  может, и  будет  иметь  место  на  земле  -  в  этот  период.   Только   ИСТИННОГО  пророчествования  не  будет.  Это  согласуется  и  с  тем,  что  два  последних  пророка  Бога  будут  убиты и  умолкнут –Откр.11:3-7,  а  жизнь  на  земле  ещё  будет  бурлить  и  люди  ещё  будут  находить  в  ней  радость –Откр.11:8-11,  как  перед  потопом: ели, пили, женились, продавали, строили и  т. д. –были  полны  радужных  надежд  на  будущее   за  несколько  дней  до  гибели.

Этот  аргумент -  также   в  пользу  того,  что  на  момент  Армагеддона  на  земле  не  будет  никого  из  благовестников Бога,  кому  надлежало  бы  пережить  Армагеддон.  

7:18-20  вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
Уровень  воды  на  поверхности Земли  был  настолько  высок,  что   у  человечества  была  отрезана  всякая  возможность  выжить,  отсидевшись  где-нибудь  на  верхушках  деревьев  или  самых  высоких  гор. 

7:21,22     И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Всё,  что  имело  ДЫХАНИЕ ДУХА ЖИЗНИ  В НОЗДРЯХ  своих   на  суше  - умерло.
  В  этой  краткой,  но  ёмкой   фразе  сказано  очень  много.

1)  дух  жизни – это  не  ангел  и  не  другой  какой-либо  дух,  которого  Бог  якобы «внедрил»  в  человека  при  его  оживлении  в  виде некой  бессмертной разумной души,  а  жизненная  сила.  Ибо  находился   сей  дух  - как  в  ноздрях  животных,  так  и  в  ноздрях  человека,  что  для  пребывания  небесных  личностей  -  является  весьма  неподходящим  местом,  а  ноздри  животного – так  и  вовсе  место  унизительное   весьма  и  невероятное.

2)  дух  жизни  тесно  связан  с  дыханием:  как  в  человеке,  так  и  в  животном  возможность  жить  зависит  от  возможности дышать

3)  от  допотопного  мира   ничего живущего   или  продолжающего  жизнь  после  смерти  где-то  на  небесах -   не  осталось,  умерли  ВСЕ,  и  животные,  и  люди,  что,  собственно,  и  было  запланировано Богом.

А  потому  в  учениях  о  бессмертной  душе  -и  этим  текстом  обнаруживается  большая  зияющая  дыра:  слово  Божье  такому  не  учит.

7:23    Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге.
Здесь показано, что воды потопа истребили буквально все живое «на поверхности земли» — от человека до скота и гадов и птиц, — кроме, разумеется, спасенных в ковчеге. А  потому   неслучайно  его  называют  всемирным: он уничтожил всякую  жизнь  всего  мира,  существующего  на  земле  до  потопа.

7:24    Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
Возрастание и усиление вод потопа продолжалось в течение ста пятидесяти дней или пяти с лишним месяцев,  считая в том числе и те сорок дней, с которых начался сам потоп  (7:4) Следовательно, если   потоп  начался  где-то   в первых числах ноября  (по  современному летоисчислению  даты  наступления  потопа), то высшая точка его усиления придётся на седьмой день седьмого месяца, т. е. на последние числа нашего  апреля  месяца.

БЫТИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru