2:1
Так
совершены небо и земля и все воинство их.
Так совершенЫ (были сделаны) небо и земля и всё воинство их. Глагол, примененный в еврейском тексте ("вайехулу")
по смыслу означает не только окончание действия, но и достижение
цельности и завершенности объекта (были сделаны).
Как понять " совершенЫ небо и земля" , если речь идёт только о сотворении земного мироустройства? Для существования земного мироустройства необходимо было создать и ВОЗМОЖНОСТЬ земле быть тою планетой, какой мы её знаем: висящую ни на чём
(Иов.26:7) - на определённом расстоянии от солнца, с определённым наклоном земной оси, освещаемую небесными светилами, окутанную небесными облаками и т.д. Для этого Богу пришлось обустраивать и космическое
пространство – небеса.
2:2
И
совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
Подробно о сущности Божьего покоя и
седьмого дня - смотрите также
Евр.4
Как понять фразу " И совершил Бог к 7-ому дню все дела и почил в день 7-й от всех дел Своих" , если Он
– и ДОНЫНЕ дела делает? (
Иоан.5:17). Творец
к началу седьмого дня закончил все дела,
"которые делал" в течение предыдущих шести дней. Но почил НЕ вообще
от ВСЕХ дел, а только от дел, сделанных в первые шесть дней,
поскольку дела эти были полностью завершены. Создав
систему земного миропорядка за 6
творческих этапов (дней) и закончив "утром", Бог "запустил" её в развитие
до полного расцвета, апогеем
которого должен стать "райский день вечный" (7й день покоя Бога,
когда всё творение будет послушно Ему, см.
Быт.1:3-5).
2:3
И благословил Бог
седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих,
которые Бог творил и созидал.
7й день - это период, когда
Иегова сможет
почить - отдохнуть в полном смысле этого слова, так
как Ему больше не нужно будет неусыпно контролировать
жизнедеятельность Своих земных разумных творений, ибо
все, кто
останется жить в 7-ом дне на земле, добровольно
изберут жизненный путь Бога ,
никогда более
не нарушат Его гармонии бытия и не опорочат сущности Иеговы
(Откр.20:6; 21:3,4; 22 гл.).
Что означает фраза:
" Бог благословил 7-й день" ? Она означает " сказал Бог благое слово о неком 7-ом дне"
.
Размышляем.
Наступил ли ТОГДА этот 7-й день, благословлённый Богом? Нет.
Тем, где и как мы живём сейчас - невозможно остаться довольным даже
несовершенному человеку, тем более -
Создателю
совершенства. В настоящее время нельзя сказать, что
всё - " хорошо весьма" : человечество
находится лишь в начальном этапе формирования 7-го дня. Шестой день закончился:
люди были сотворены по замыслу Бога - это факт.
Слова
"был вечер и было утро" по отношению к 6му дню - говорят об этой завершённости у 6го
этапа творения (у всех предыдущих этапов тоже были "вечер и утро",
Быт.1:36; 23; 19 и т.д.; все они имели начало и конец, то есть -
были начаты и завершены).
И лишь о 7м этапе творения (7м дне, благословенном Иеговой) не
сказано, что "был вечер и было утро". То есть, хотя 6й этап закончился
и наступил 7й этап (Бог стал отдыхать), однако, своим непослушанием люди "затормозили" наступление
"рассвета" 7го дня и его развития до
апогея полного расцвета (благословенного дня вечного). Они не только
как бы
"увязли" лишь в начальном этапе 7го "дня",
но и "скатились" в тьму грехопадения.
Образно 7й день/этап должен был бы начаться с вечера (напомним:
выражение "был вечер - это символ начала этапа творения, см.
Быт.1:3-5). А
согрешившие Адам и Ева как бы шагнули в ночь этого 7го дня, да там и
остались: этот век - век несовершенства, духовной слепоты (тоже
тьмы) и власти духовного мрака (2Кор.4:4; Лук.22:53).
Но, со временем, благодаря искуплению Христа,
у человечества в духовном развитии
непременно наступит "рассвет" : это время названо
Миллениумом или тысячелетним правлением Христа (Откр.20:6).
И, когда у
Иеговы, дающего становиться –
наконец, СТАНЕТ
(или состоится) 7-й день (достигнет своего апогея в развитии) - тогда намерение Иеговы полностью осуществится и земля будет населена совершенными
послушными людьми,
любящими Его и живущими вечно (Ис.65:21-25, Откр.21:3,4,7). Любовь к
Богу и послушание Ему - гаранты стабильности мироздания, и потому
Богу больше не надо будет беспокоиться о том, что кто-то
непослушанием снова нарушит Его покой.
Иегова, предвидя непременное наступление 7го дня - благословил 7-й день (сказал хорошо о 7-ом дне), видя его глазами своей уверенности в этом: Он был на 100% уверен, что
апогей 7го дня - дня вечности и пребывания в Божьем покое всего
творения - непременно наступит в БУДУЩЕМ, после тысячелетнего правления, когда вся земля станет райской планетой, а с грехом и смертью будет покончено навеки -
(1Кор.15:24,26; Откр.21:3,4, см. также Быт.1:5).
Что означает фраза:
"освятил"? Буквально "выделил", "посвятил чему-то".
Этот день должен был стать особенным этапом сотворения, отделённым от предшествующих дней и посвящённым становлению будущего
святого человеческого общества по образу и подобию Божьему. В 7-ом дне - вся земля должна стать Эдемским садом для живущих на ней.
2:4-6 Рассказ о сотворении в гл. 2-ой
подается исключительно во взаимосвязи с человеком, т.е.
показывается, каким образом человек связан с тем или иным объектом
творения.
К творению как таковому, вне зависимости от человека, автор уже не
возвращается:
4 Вот происхождение неба и земли, при
сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и
всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не
посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
Некоторые богословы, опираясь на
текст
Евр.11:7, считают, что Ной не видел дождя, когда строил ковчег , что дождя не было на земле до
потопа.
Выясняя, можно ли опираться на этот текст для доказательства отсутствия дождя до потопа - обратим внимание на некоторые детали:
Танах в переводе Йосифона:
5 Никакого же кустарника полевого
еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо
дождя не посылал Господь Бог на землю, и человека не было для
возделывания земли;
6 И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли.
Можно заметить в этих текстах причинную связь между отсутствием зелёных насаждений и отсутствием дождя: во времена пара на Земле ничего из зелени не
росло по причине
отсутствия дождя ( ибо Господь Бог не посылал дождя на землю)
Пар при наличии воды на поверхности Земли начинает образовываться при температуре 60
градусов по Цельсию (это - температура парообразования (не
о температуре кипения говорим) при нормальном давлении на земле в 1 атмосферу, в таких условиях человек жить не может и зелёные растения не растут (в горах пар может появиться и при 20-40 град.С, но
при этом давление должно быть очень низким, для человека неприемлемым, географически по
описанию Едема - он был не на горе, а в долине Медуречья)
Появление зелени на Земле говорит
о том, что температурные условия на земле изменились и причина их отсутствия -
ликвидирована, то есть, дождь уже мог их питать водою. К тому же - появился человек для возделывания Земли.
Плюс - в Едеме были реки для орошения сада, значит, круговорот воды в природе - к тому времени уже был (испарение от рек и возвращение воды в реки в виде выпадения осадков, Еккл.1:7)
При испарении воды из рек - появление дождевых облаков неизбежно (облака́ -это
взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, поднимающегося с поверхности земли и видимые на небе с поверхности земли).
Итого: Ной видел дождь, ибо в его времени были сеяние и жатва, что без дождя было бы невозможно. Но из-за потопа они прервались на время потопа (Быт.8:22).
Ной не видел ПОТОПА - такого огромного количества воды, затопляющей всё
вокруг. А дождь, исходя из размышлений
над этим текстом, - он должен был бы видеть.
(О радуге, которая, по мнению некоторых появилась лишь после потопа
и свидетельствовала о начале периода дождей на земле - см. разбор
Быт.9:12-14
2:7
И создал Господь Бог человека из праха
земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею
живою.
В древнееврейском языке слово "человек" ("адам") является
производным от слова "земля" ("адамах"). Этим выражается
причастность человека ко всему земному творению.
Этот стих
описывает момент создания неживой "скульптуры" Адама из земли и его
оживления. Сначала Бог создал совершенное человеческое тело без
изъяна - из элементов земли. В отличие от тел века сего -
совершенное тело Адама не было подвержено порче (тлению, разрушению,
старению), ведь, образно говоря, минералы земли не портятся (глина).
Затем Бог вложил в совершенное тело Адама
дух жизни
или жизненную силу, после чего неживая совершенная
"скульптура" Адама - ожила: стала дышать и двигаться. Этот момент
образно похож на "оживление" электрической игрушки: при помощи
батарейки мы даём ей заряд "жизни", и она будет двигаться до тех
пор, пока энергия батарейки не иссякнет.
Так же - и при
оживление Адама: совершенная телом, но неживая пока что "скульптура"
Адама - получила "заряд" жизненной силы (дух жизни) - от Создателя
жизни, после чего - Адам стал живым: задышал и задвигался.
Жизненная сила
принадлежит
Ему и одинаково оживляет всякое творение Иеговы,
предназначенное Им для жизни (Иез.37:13,14).
Дух жизни поддерживается
системой дыхания
и кровообращения, аналогичной у всех живущих
творений.- Еккл.3:19,20. Поэтому в Библии смысл слова " кровь"
отождествляется со смыслом слова " жизнь" и смыслом слова " душа" -
Быт. 9:4,5, Левит 17:11,14. (см. также о значении слова "душа" в
Быт.1:20-25)
Не случайно слово " душа" употребляется в смысле- " жизнь" -
Матф.16:25, Бытие 32:30; 35:18.
Когда дух жизни иссякает, живущий образно
говоря -
" заканчивается" , перестаёт быть живущим. Выражение -
человек " скончался" - хорошо передаёт эту мысль. - Бытие 35:29.
Поэтому, "заряжая" Адама жизнью при сотворении - Бог предусматривает
для него и возможность вкусить от древа жизни (получить новую порцию
жизни, образно говоря, но об этом - ниже, см.2:9)
Во время потопа
всё живущее, имеющее дух жизни в
ноздрях своих,
"закончилось" – лишилось жизни (Бытие 6:17,7:22), однако их дух жизни
закончился не естественным путём, а насильственным: из-за потопа
разрушилась система кровообращения и дыхания всех
участников потопа.
Если вернуться к примитиву примера с батарейкой, то
энергия батарейки
= духу жизни = жизненной силе и она может
израсходоваться сама по себе от
расхода при работе часов, а
может сломаться от внешних неблагоприятных воздействий.
Подобно этому
человек в этой
системе вещей, получивший при рождении определённый
"запас" жизненной силы, " заканчивается" от двух причин: либо " расходуется" его запас жизненной силы - от старости, либо - от
болезней или несчастных случаев.
Однако, следует различать понятия "дух жизни", "дух Бога", "дух человека"
, "святой дух или Божий дух"
1. дух жизни или жизненная сила - берёт своё начало у
Создателя жизни, не обладает никакими свойствами или
чертами характера особи, жизнь которой он обеспечивает ,
подобно тому, как электричество не обладает свойствами оборудования,
работу которого оно поддерживает ((Иез.37:9,13,14; Иов12:10)
Слово Бога свидетельствует о том, что никто из людей не может
в точности знать " пути" Божьего духа жизни, который Он даёт и животным и человекам для жизни
(Еккл.3:21). Известно только, что
неживая душа (умершая особь) без духа жизни постепенно превращается в
первоначальное состояние праха, но от Бога зависит, будет ли умерший
возвращён к жизни вновь (Еккл.12:7, Иов 14:10-15), попал ли он в
образную
" книгу жизни" которая ведётся Создателем с самого
начала сотворения людей (Откр.17:8 б, Мал. 3:16) и в которую " записываются" богобоязненные люди, живущие по жизненным принципам
Создателя – "возлюби Бога и ближнего, как самого себя"
2. дух Бога - это внутренний настрой Бога, настрой Его ума, внутренняя сила, побуждающая Бога совершать те или иные
действия.
Дух Бога может отражать как положительный настрой, позитивный, если Бог доволен чем-то или кем-то - так и отрицательный, если Он недоволен (2Цар.22:16; Иов4:9) . Глубину и широту граней духа Бога никто из людей
познать не может. ( Ис.40:13)
3. дух человека
- это внутренний настрой человека, настрой его ума и сердца,
внутренняя сила, побуждающая человека совершать то или иное действие, например, обновляться в нового
человека как бы по внутреннему "призыву", по гласу совести, по внутренней потребности изменяться к лучшему. (Еф.4:23). Потому дух
человека совесть) называют также светильником Бога:
Прит.20:27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все
глубины сердца (благодаря совести, воспитанной по слову Бога, человек побуждается изменяться в лучшую сторону, следуя её правильному голосу)
Также дух человека может обозначать "настроение". Есть выражение : "я не в духе
сегодня", что означает "в плохом настроении".
Отрицательный настрой человека (плохое настроение) может привести
к согрешению (Пс.105:33). Бог может чудом и силою свыше воздействовать на дух человека и побуждать его к тому или иному действию в Своих интересах, пробуждая в нём добрый дух или злой
(Ис.19:14; Иер.51:11; 1Цар.18:10). Сам человек может иметь настрой на восприятие Божьего духа (пути праведности), и на восприятие духа дьявола (духа противления пути праведности). И тот и другой настрой зависит от воспитания и может изменяться благодаря духу ума человека (его способности и желания размышлять над смыслом
происходящего и изменять качества личности человека, Еф. 4:23)
4.
святой дух или Божий дух - это сила Бога, отражающая Его настрой и посылаемая человеку для исполнения поручения Бога
- образно, "перст" Бога (Лк.11:19,20). Если человек движим святым духом, а не своим
собственным - тогда о нём можно сказать, что
он - Божий человек. Все, кого Бог побуждает исполнять Его волю, Бога движимы святым духом, - даже если сами они хотели бы иначе поступать. Например, когда Саул желал убить Давида, Бог послал на его слуг и на него самого святой дух и силою свыше заставил их прекратить погоню за Давидом. Вместо погони все они стали пророчествовать (1Цар.19: 17-24) .
Или, например, дух Иисуса-человека, просил пронести чашу презренной смерти -
мимо него, но сила святого духа в нём победила: он одумался и
сказал: "впрочем не Моя воля, но Твоя да будет."
(Лук.22:42)
5. дух мира сего. Есть ещё понятие "дух мира сего" (1Кор.2:12) - это менталитет людей всего мира, отчуждённого от Бога, всеобщий настрой пренебрежения заповедями Бога и эгоистических
устремлений.
2:8,10-14
8 И насадил Господь Бог
рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
......
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на
четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею.
Четвертая река Евфрат.
Бог помещает Адама в раю в восточной части земли,
названной Эдемом - сад наслаждений - название соответствовало
сущности места жительства первого человека: в раю он имел
возможность
наслаждаться от любого рода своей деятельности.
Чем этот уголок земли отличался от остальной её части? Эдем был
уютно обустроен Богом, чтобы его земные дети могли себя чувствовать
в нём комфортно и жили счастливо. Этот уголок земли находился
под присмотром Бога, Адам - под Его опёкой.
По этому образцу люди должны были расширить пределы рая по всей
планете и населить её совершенными людьми, обладающими хорошим
здоровьем, нестареющим телом и возможностью заниматься любимыми
делами.
В настоящее время сложились искажённые представления о том, где
будет находиться рай в будущем. Некоторые читатели Библии выдвигают
идею о том, что рай должен находиться на небе. Однако Иегова -
создатель рая - через Своё слово
объясняет, что не имеет намерений менять месторасположение рая,
обустроенного на земле. Библия сообщает о том, что
послушные Богу люди будут иметь возможность жить на восстановленной
райской земле (Псал.36:9,11,29.,Мтф.5:5, Ис.45:18), что было
запланировано Иеговой с самого начала.
2:9,15
Для простоты понимания забежим с текстом 15 немного вперёд, потом к
нему вернёмся:
И произрастил Господь Бог из земли
всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни
посреди рая, и дерево познания добра и зла.....
15 И взял
Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить
Что
означает древо
жизни, от
которого должны
были бы
питаться люди,
сотворённые
Богом?
Наличие этого
древа показывало,
что Бог
является
источником жизни
для человека
(Пс.35:10).
Наряду с
этим древом,
как узнаем
ниже (17 текст),
было ещё
и древо
познания добра
и зла.
В совокупности
эти два
дерева показывали
зависимость
вечной жизни
человека -
от Бога:
сам по
себе даже
совершенный телом
человек не
может жить вечно. Как, впрочем,
даже совершенные
дУхи не
могут
жить
вечно -
сами по
себе: их
жизнь тоже
зависит от
Бога и
послушания Ему.
Например,
непослушный
ангел, известный как
" древний змий" ,
"дьявол" и
" сатана"
(Откр.12:9): хотя
в интересах Бога он
и живёт
с начала
сотворения своего
и до
сих пор,
но, тем
не менее – в
конечном итоге
он будет
уничтожен за
противление Богу
- наряду
со всеми
богопротивниками
в принципе
(Откр.20:10,14, 8)
Факт, что
даже
для эры
будущего Божьего
века Библия
указывает на наличие
древа жизни,
необходимого как
небожителям,
так и жителям
райской Земли
(Откр.2:7, 22:2) - говорит
о том, что
вечная жизнь в
Божьем мире
всегда
будет зависеть
от источника
жизни -
от Бога.
Она возможна
для всех
разумных творений
только
при условии
ПОСЛУШАНИЯ Ему.
Бессмертным является
только сам
Бог, как
написано:
единый имеющий
бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из
человеков не видел и видеть не может.
(1Тим.1:16)
У всех остальных жизнь
вечная связана
с
отсутствием
жала
смерти - греха
непослушания
Богу
(1Кор.15:56).
Поэтому можно
сказать, что
древо
жизни
является подходящим
символом
вечной жизни
для всех разумных и послушных творений Иеговы.
Как,
например, серп
и молот
на
гербе СССР
-
являлись
символом труда
и объединения
крестьянского
класса с
рабочим.
Будет ли древо
жизни реально существовать
в Божьей
эре? (Откр.22:2).
Сложно сказать. Но то, что
это древо символизирует вечную жизнь - бесспорно.
2:16,17 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в
саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Кто-то может решить, что зло было предусмотрено Богом для
человека. Однако, в данном эпизоде Бог лишь показывает, что создал
человека со свободой воли и правом личного выбора. Он предложил на
выбор
слушаться Его и жить вечно
или не слушаться и умереть. Последствия непослушания обернутся для
человека злом. Именно об этом предупредил Бог и
предоставил им право выбрать.
То есть, зло - это последствие образа жизни, который не
соответствует Божьим нормам. Выбрав неверный путь, человек сам
порождает зло.
Рассмотрим два момента: 1) что означает древо и 2) что означает смерть Адама в день вкушения от древа познания
1) что означает древо
познания добра и зла
Создав человека, который
должен был бы
гармонично вписаться во вселенскую гармонию бытия,
существующую
благодаря законам
Создателя, Иегова предложил человеку сделать выбор
из двух: жить или не жить в Его условиях:
быть или не быть.
Позже это предложение было сформулировано Богом как: " ..
жизнь
с благополучием
и смерть
с неприятностями предложил Я тебе …Избери жизнь.."
–посоветовал Создатель (Второз.30: 15,16,19).
Чтобы быть, первая человеческая пара должна была
довериться своему Отцу и Его заботе о них, послушно и с
радостью подчиняясь Его системе бытия с Его законами.
Для них первый закон Иеговы был установлен в виде указания не есть
плодов всего лишь с одного дерева, ко всем остальным, в том числе и
к дереву жизни, доступ был свободен.
Так как человек создан с необходимостью иметь руководство к жизни,
не имея способности для себя решать, какой род
деятельности принесёт ему пользу -добро, а какой вред -
зло
- Бог оставил за Собой право объяснять
Своим детям, что для них полезно, а что вредно,
чтобы они могли иметь удовлетворение от жизни. Кроме Него никто не
знает нашего устройства (Псал138:14-16), а главное, - какой орган
отвечает
за удовлетворённость жизнью, поэтому только
Создатель может дать такое руководство человеку, придерживаясь
которого, человек может жить счастливо (2Тим.3:16,17).
Дерево
познания добра и зла, с одной стороны, символизирует
право
Бога устанавливать Свои правила и нормы поведения в
обществе, которое Он намерен организовать, чтобы всем в нём было
хорошо и приятно жить вместе (Второз.10:12,13). С другой стороны, это
дерево символизирует
право выбора для
людей , жить в Его системе по Его принципам или нет.
Бог, будучи справедливым, не навязывает никому из Своих разумных
творений тот образ жизни, который обеспечивают Его вселенские
законы, позволив каждому человеку сделать свой собственный выбор.
Жизненный путь человеческого общества можно сравнить с дорожным
путём, по которому движутся разные автомобили с разной скоростью в
разных направлениях. Однако
правила движения,
которых обязаны придерживаться все без исключений участники
движения, способствуют гармоничному, упорядоченному движению,
приносящему удовольствие ездокам. Стоит кому-то одному нарушить хотя
бы одно правило, и неизбежны - катастрофы и аварии, приносящие вред
всем участникам движения, в том числе и тем, которые сами не
нарушают и не хотят нарушать правил движения.
Тот, кто
разработал и установил правила дорожного движения
не
планировал, чтобы ездоки их нарушали и не разрешал
им этого делать.
Аналогичным образом Создатель
великого жизненного пути –Иегова - будет
благосклонен и позволит идти путём жизни, созданной Им, только тем
"ездокам", которые
не захотят и не
станут нарушать Его правила, а, значит, совершенная
гармония между всем Его творением никогда более нарушена не будет.
Все, кто
захочет участвовать
в Его
жизненном пути,
но жить по
собственным правилам - как заблагорассудится -
допущены
в систему Бога не будут, ибо не научится они
правде, - будут злодействовать в земле правых и не будут взирать на
величие Господа (Притчи 2:21,22., Второз.29:19,20, Ис.26:10) -
чего Бог допускать не планирует.
Послушание Богу - вот те условия "договора", которые
человек, желающий жить вечно в земном доме Создателя,
обязан выполнять. В настоящее время Иеговой
создаётся прецедент - правовая основа для будущего во всей вечности:
Его разумные творения должны на собственном опыте убедиться в том,
что:
1. независимость от Создателя и жизнь по своим собственным весьма
ограниченным знаниям не принесут удовлетворённости и лишь навредят и
им самим и всему остальному неразумному творению Иеговы
2. только Создатель жизни и всего, что существует имеет право и
умеет руководить Своим творением наилучшим образом.
3. Все, кто не захочет когда-либо в будущей вечности учитывать и
признавать условия их Создателя не будут иметь права жить в Его
системе бытия.
2) что означает смерть Адама в день вкушения от древа познания
- если Адам прожил за пределами рая 930 лет (Быт.5:5)?
Поскольку после согрешения Адама Бог разговаривал с ним и позже изгнал из рая, чтобы он не смог вкусить от древа жизни (Быт.3:22) -
ясно, что Бог не имел ввиду его мгновенную смерть, ибо слово Своё нарушить
не может (если бы Он предупреждал о мгновенной смерти в буквальном смысле - так и произошло бы)
Бог мог предсказать здесь просто его смертность - в случае непослушания Ему
и "отключения от источника жизни". Эти слова могут означать примерно следующее:
как только вкусишь - обречёшь себя на смерть.
Согрешив, Адам разорвал с Отцом духовные узы и умер в Его глазах в духовном смысле: в качестве послушного сына, на которого можно положиться. Духовная смерть неизбежно влечёт за собой и физическую: без доступа к Божьему древу жизни - человек не может жить вечно.
Однако Адам, созданный Богом в совершенном теле, имел способность жить
тысячу лет и без доступа к древу жизни.
(этот вывод логически проистекает из сообщений о способности людей тысячелетия Христова жить тысячу лет без доступа к древу жизни, к древу жизни будут
допущены после тысячи лет,
Откр.20:7,8; 21:3,4; 22:1,2).
Тысячелетний запас "прочности" совершенного тела Адама и позволил ему прожить 930 лет за пределами райских условий: изгнанный из рая,
в условиях терний и волчц, требующих дополнительного расхода
жизненной силы - Адам прожил чуть меньше - 930 лет, (Быт.5:5) , а
не тысячу. За пределами Божьего рая совершенное тело
Адама не только не смогло жить вечно, но и утратило свои первоначальные свойства
совершенства (стало "дефектным", потому все последующие потомки
Адама уже не могли иметь совершенное не тлеющее тело (все жители
века сего - тленны, подвержены "порче", имеют "тела смерти":
стареют, болеют и в итоге - умирают, Римл.5:12; 7:23,24).
К тому же у Бога понятие "день" укладывается в человеческую "тысячу
лет" (2Петра 3:8), в итоге, по сути так и вышло, как предсказал Бог:
Адам умер в "день" своего непослушания Богу.
2:15
И взял Господь Бог
человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и
хранить его.
Человек
обязан был бережно относиться к имуществу Бога, как
и любой квартирант, пользующийся имуществом хозяина квартиры. Однако
первая человеческая пара , нарушив условия Создателя,
поспособствовала нарушению гармонии бытия и разрушению земли –
одного из элементов Его творения-Иер.2:7, Ис.24:5.,Откр.11:18 б.
2:18
И сказал Господь Бог:
не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему.
Почему в окружении животных и Бога - Адам был, тем не менее, ОДИН (по мнению Бога)? И почему для него недостаточно было ТАКОГО сообщества? Бог знал, что Адам
одинок и ему плохо одному, ибо НЕТ ПОМОЩНИКА, СООТВЕТСТВЕННОГО именно Адаму. Можно, было, конечно и лошадь выдрессировать и сделать её помощницей Адаму, однако она не могла бы разделить с Адамом ЕГО мироощущения,
так как лошадь была
сотворена НЕ ПО СООТВЕТСТВИЮ
Адама. Потому на определённом этапе жизни Адама Бог принял решение сделать его жизнь ещё более радостной и счастливой, сотворив ему помощника по соответствию, то есть – человека.
Здесь возникает вопрос: планировал Бог создавать для Адама супругу
или решил это по ходу наблюдения за Адамом? Намерение Бога из
Быт.1:28, чтобы люди плодились и наполняли Землю, доказывает, что в
планы Бога входило создание жены для Адама. Но почему Бог не сразу
сотворил для Него Еву? Во-первых, Адам должен был сам созреть в понимании, что
ему не хватает спутника для жизни: так он смог острее воспринять Еву
в качестве дара от Бога и оценить заботу Бога о нём, что должно было
бы его побуждать быть признательным Творцу и послушным.
Если бы у Адама не созрела потребность в спутнике, он не оценил бы
перемену качества жизни в виде создания семьи.
Во-вторых, Творец любит делать сюрпризы, и в Его Духе - постепенно
раскрывать Свои замыслы. А Его последовательные действия приносят
Его творению огромную пользу. Факт, что Адам был создан первым
- дало возможность ему раньше ознакомиться с жизнью в раю. Поэтому
при сотворении Евы ему проще было стать для неё главой, а Еве было
проще признать главенство Адама над собой, как более знающего и
дольше живущего на Земле. В этом -
проявилась любовь и мудрость
Творца.
2:19,20
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и
чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям
полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
Прошло немало времени прежде, чем Бог принял такое решение. Адам должен был сначала научиться осознавать себя как создание, отличное от всего остального
творения Божьего. Для этого ему было предложено дать имена всякой душе живой Эдема. Дать имя у древних означало
"определить сущность". Человек правильно определил сущность
представленных ему созданий и в определённый момент ПОНЯЛ, что не нашлось... подобного ему. Определив сущность сотворенных Богом
созданий, человек не смог ни одно из них уподобить себе, т.е.
человек определил, что они - "не человек". И что ПОДОБНОГО ЕМУ
– в Эдеме нет. Настало время привести Адаму ПОМОЩНИКА, ПОДОБНОГО ему.
2:21,22
И
навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял
одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел
ее к человеку.
Иегова -
основатель брака или человеческой семьи, в которой человек должен быть счастлив, в которой человеку хорошо в противовес тому, что одному - ему НЕ хорошо. Что Бог
сочетает, то человеку нельзя разлучать - от Матфея 19:5,6,
иначе нарушится гармония устройства семьи, созданной Богом. Иегова
- счастливый Бог, несчастные семьи не могут прославить Его как
основателя брака.
Но как
Бог сочетает? Адаму была дана
помощница (жена) Богом. Сам он
не имел
возможности выбрать себе жену. Этот вариант для
человека, не знающего объективно о своих потребностях, самый
оптимальный, ибо
Бог знает,
какую жену кому дать (Псал.138:13-17).
Иногда мужья шутливо говорят о том, что жена - их вторая половинка. Однако, как видим, о "расчленении" Адама на две половины (при создании Евы) - Бытие не
сообщает. Ева - это не "половина" Адама, а малая часть его
и помощница. Это означает, что в семье муж должен уметь делать всё сам, жена же - лишь помощница мужу во всём, что он должен делать сам.
Кто просвещён из Писания о предназначении мужчины и женщины, тот знает, что женщина - это малая часть мужчины, нуждающаяся в уходе (говоря образным языком).
Поэтому неправы те мужья, которые готовы взвалить на жену половину своих обязанностей в семье только потому, что кто-то им сказал, будто жена - это их половина.
2:23 И
сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;
она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Раскрывается СУЩНОСТЬ ЖЕНЫ в Библейском значении не женщины Адама, а его ПОМОЩНИЦЫ, полностью соответствующей мужу во всех отношениях, как в духовном так и в физическом.
Как возможно было сделать помощника ПО СООТВЕТСТВИЮ Адама? Взяв ЧАСТЬ от плоти его, от него самого. К примеру, ЕГО ребро. Тогда есть надежда, что
" часть Адама" сможет иметь такие же мироощущения, как и " весь целый Адам" , что сделает возможным пребывание Адама в состоянии счастья -
" хорошо ему" . Символически это соответствие жены – мужу во всех
отношениях описано как жена, взятая от плоти мужа, сделанная из
ребра мужа: вместе они - одно целое, а врозь - "неполноценны" (им
чего-то не хватает до полноты счастья).
У человека
должна была бы быть одна жена. В случае, если её
даёт Бог - одну
достаточно навеки и не возникает желания заменить её
на другую. В совершенном состоянии в условиях жизни под
руководством Создателя каждый муж будет иметь свою
жену, из " своего, не чужого ребра" . В настоящее время
будучи несовершенными и отчуждёнными от Бога люди выбирают друг
друга, опираясь лишь на свои чувства или предпочтения, не пользуясь
руководством Создателя. Поэтому выбор зачастую неудачен и нет от
такого союза удовлетворённости (Иер.17:9, Псал.126:1, Прит.
3:5,18:22).
Однако даже
сейчас есть возможность приобрести жену от Бога, пользуясь
Его
рекомендациями к выбору брачного спутника. Его
рекомендации изложены в Его слове - Библии.
2:24
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене
своей; и будут одна плоть.
Что означает ПРИЛЕПИТСЯ муж к жене своей, оставив родителей?
1) То, что основа общества – не дети и родители, а муж и жена: отношения между детьми и родителями в конечном итоге являются лишь промежуточным этапом к вступлению детей
в отношения мужа и жены.
2) То, что процесс притяжения друг ко другу жены и мужа - так же естественен, как, к примеру, прилипание
разных полюсов магнита в радиусе их действия.
Что означает " будут двое – ОДНА ПЛОТЬ" ? То, что в состоянии разобщённости
- эти " полюсы" магнита - неустойчивы, дискомфортны,
беспокойны. Как только они слепятся в одно целое – их состояние устойчиво, комфортное, каждый из них находится в состоянии покоя, им
" хорошо весьма" .
Речь здесь не
идёт о слиянии плоти двух через интимные отношения. Также речь не
идёт о детях, как результате общей на двоих плоти родителей. Здесь
речь идёт именно о ЦЕЛОСТНОСТИ мужа и жены в духовном и физическом
отношении: единые мироощущения и стремления в жизни, каждый из них –
полноценная ЧАСТЬ друг друга. Всё остальное – СЛЕДСТВИЕ слияния двух
- в ОДНО целое. А не причина для слияния.
Вот почему, к примеру, жених и невеста с разной сущностью, как, например, "гусь" со "свиньёй", как "муравей" со "стрекозой" - не
смогут в одну упряжь (в супружество) гармонично и счастливо
вписаться, как не пытайся их в одно слепить. Даже если оба
будут верить в Иегову - их
слепить не получится. Хотя сами по себе в отдельности - являются
замечательными Божьими созданиями, но
они друг к другу
НЕ лепятся по причине разнородности их сущности. В результате и
брак их - окажется нелепицей
(нелепостью).
Брак также
похож на длительный дорожный путь, по которому идут двое. Жена -
попутчица. Если у желающих вступить в брак - разная скорость, разные
направления , разные цели и хаотичные желания , маловероятно, что их
семейный путь будет гармоничен. Если двое объединяются на основании
любви к Богу и Его принципам, идут в одном направлении и стремятся
достичь одной цели - дойти до Божьей системы вещей - у такой семьи
больше шансов быть счастливой, так как в ней
двое будут стремиться стать Божьими воспитанниками, а
это значит - честными, порядочными, надёжными и любящими людьми. В
такой семье будет больше шансов и детей воспитать по принципам Бога,
чтобы подготовить их как жителей нового мира под правлением Иеговы –
2 Тим.3:16,17
2:25 И
были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Ничего и никого не стыдились, будучи нагими. Почему? Потому что не
считали, что это плохо. Как, к примеру, младенец, бегая по берегу
моря голышом – ничуть этого не стыдится. Гармония между желаниями,
восприятием окружающего и делами тогда ещё не была нарушена, люди
были совершенными и потому относились к обнаженным телам не как к
объекту постыдной страсти, что распространено в этом мире (за
пределами рая). А как ко всему вообще, что сотворено Богом и
вызывает восхищение: для чистого - всё чисто (Тит.1:15;
сравните Быт.3:6)
|